В гости к деду Природоведу
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Лисий Олеся Николаевна

Сценарий организованной образовательной деятельности

 по познавательному  развитию «В гости деду Природоведу»

в средней группе воспитателя МБДОУ № 30 п. Вимовец

 Лисий Олеси Николаевны.  

  Задачи:

 

Цель: развивать познавательную инициативу детей, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи между ними.                                        

·        Расширять представления детей об осенних явлениях природы.

·        Продолжать учить наблюдать за объектами природы в осенний период. 

·        Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.    

·        Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.          

·        Развивать познавательный интерес - оценка окружающих условий.           

·        Воспитать эстетические переживания – умение замечать красоту природы, радоваться ей.

Оборудование: объекты экологической тропы (метеоплощадка, клумба).                 

  Дед Природовед в осенней одежде (игрушка), оборудование для опытов (ветряной рукав, лейка).

 

Ход занятия.

Проблемная ситуация.                                                                                                                    

   Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к деду Природоведу.  Все выходят на улицу на метеоплощадку. Там их встречает дед Природовед.                                                      

   Дед Природовед: Здравствуйте дети, узнали меня? Я дед Природовед.                     

  Дети здороваются.                                                                                                                                                

   Воспитатель: Дети, а вы заметили, что что-то изменилось у дедушки с тех пор, как мы расстались летом?                                                                                          

Дети: изменилась одежда, обувь и головной убор.                                 

Постановка проблемы.                                                                                                                                    

Воспитатель вместе с детьми формулирует проблему.                                                                 

  Воспитатель: Почему дед Природовед переоделся?                                                                           

Дети: Дед Природовед переоделся, потому что на улице холодно. Наступила осень.            

  Воспитатель: Как можно проверить?  

Выдвижение гипотез.                                                                                                                                                             

     Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно изучить изменения в природе: в неживой природе: солнце, небо, воздух, ветер, вода, осадки;                                                                                  

   в живой природе: цветы, насекомые, деревья, птицы.

Проверка гипотезы.  

(Совместная с воспитателем и персонажем познавательно – исследовательская деятельность детей):

 

Дед Природовед: Ребята, а что изменилось на клумбе?                                                                 

     Дети отвечают, что исчезают цветы, так стало холодно.                                                                                    

  Дед Природовед: Что не так у муравейника?                                                                                 

   Дети отвечают, что нет муравьев, ведь когда холодает, все насекомые засыпают. Они спрятались и ждут потепления.                                                                                                                   

Дед Природовед: На моей экологической тропе есть ещё и деревья. Вспомним как они называются. Что же с ними произошло? Давайте посмотрим?                                                                                                                

  Все проходят по станциям экологической тропы. Дети называют деревья и рассказывают о том, что лиственных деревьях пожелтели листья, а хвойные стоят по-прежнему зеленые.                                                                                                                                

  Дед Природовед: А как вы думаете, почему?                                                                                                                                                                          

  Дети отвечают: Потому  что на улице холодно.                                                                                                                 

  Дед Природовед: Молодцы.                                                                                                                                             

  Дед Природовед: А кто из вас умеет отгадывать загадки?                                                                                                        

Дети отвечают.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Дед Природовед: Вот слушайте:                                                                                         

   Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?                                                                                                                                                                                

   Дети: ветер.                                                                                                                                     

        Дед Природовед: Правильно, эта загадка о таком явлении в природе, как ветер. А сегодня есть на улице ветер?                                                                                                                        

 Дети высказывают свои предположения.

Дед Природовед: Ваня, говорит, что  есть ветер, а Лёша – нет.

Ребята, давайте проведём опыт и посмотрим: кто прав Ваня или Лёша?

Опыт: «Ветряной рукав» - определить направление ветра.                              

\ Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, можно увидеть его движение.

Ход: Посмотрите на ветряной рукав. Что вы можете сказать о нём?

\Воспитатель подводит к выводу, что погода ветряная, так как рукав двигается.

Делается вывод: какая погода? (ветреная или безветренная).

Дед Природовед: Ребята ещё мы с вами может определить, теплый или холодный сейчас воздух. Для этого мы проведём опыт: «Теплый или холодный воздух».                                

Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Ход: Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? (Воздух холодный.) Подставили руки над солнышком. Какое ощущение? (Воздух теплый.)

Делается вывод, что воздух холодный.

Дед Природовед: А вот ещё загадка:                                                                                                 

Кто это такой садовник —
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты?                                                                                                                                

  Дети: дождь.                                                                                                                                                                   

     Дед Природовед: Правильно, эта загадка ещё об одном явлении в природе - дождь. Кто же ответит, сегодня есть дождь?      

Дети высказывают свои предположения.

Дед Природовед:  А как мы проверим?                                                                        

Педагог подводит детей к тому, что нужно понаблюдать за небом.

Делается вывод: Если  небо ясное (нет облаков), то дождя нет и наоборот.

Дед Природовед: Дети, зачем мы можем ещё наблюдать?                                                                                 

Ответы детей: за солнцем.                                                                                                                                                                                                                  

Дед Природовед: Что вы можете сказать о нём?

Дети высказывают свои предположения.                                                                                                                                                                                                                 

Делается вывод, что  солнце светит, реже, чем летом, и не почти не греет.

Дед Природовед:  Чтобы в этом убедиться, проведём опыт.

Опыт:  «Почва».

Цель: выявлять зависимость состояние почвы от погодных условий (от температуры).

Ход опыта: (На солнечном месте). Рассмотрите землю и  потрогайте её руками, какая она: теплая или холодная? Далее делается вывод, что земля сухая (рассыпается в руках), светло-коричневого цвета. После того, как полили землю из лейки (как будто прошел дождь), дед опять предлагает потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажи­мают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки.

Делается вывод: От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя - после дождя почва холоднее.

Дед Природовед: предлагаю проверить. Действительно ли это так? На моей тропе есть разные растения, цветы. Что же произошло с ними? Все проходят к объектам экологической тропы.

Дети отвечают, что цветы засохли, не цветут, их мало на клумбе, ведь в холодной почве растения плохо растут.

Дед Природовед: Что не так у деревьев? Кто подскажет?

Дети рассказывают о том, что у лиственных деревьев (дуб, берёза, липа) листья сначала пожелтели, покраснели, а опали. А хвойные  (сосна и ель) по-прежнему зелёные.

Дед Природовед: молодцы, вы верно говорите. А как же насекомые и птицы?

Дети наблюдают за муравейником, за пнём, за птицами на деревьях  и делают вывод, что насекомые с приходом  холодов прячутся, засыпают, ждут потепления,  а птицы (не все) улетают на юг.

Дед Природовед: Молодцы, ребята! А в какое время года всё это бывает?                                                                                    

Дети: Осенью!                                                                                                                                                                  

Воспитатель читает стихотворение «Осень» Т.А.Шорыгиной  и предлагает рассмотреть картины художников, иллюстрации из книг:                                                                                                                                                            Закружила осень                                                                                                                                                                           

  Рыжие метели,                                                                                                                              

Золотые листья                                                                                                                                                    

    С клена полетели,                                                                                                                                                                                                      

 Закружился листьев                                                                                                                                                                    

 Пестрый хоровод,                                                                                                                                                                                 

Заблестел на лужах                                                                                                                                                                                                           

     Первый тонкий лед.                                                                                                                                                           

Анализ полученных результатов.                                        

Воспитатель: Расскажите, что вы делали, чтобы узнать, почему дед Природовед переоделся?                                                                                                                                                                                                       

Дети описывают свои наблюдения и действия.                                                                                                          

  Воспитатель: Подтвердилось наше предположение  что холодно, наступила осень?

Дети: Да.  Детям, которые затрудняются в ответе, оказывается педагогическая помощь.

После выводов желающие выбирают карточки с изображением явлений природы, а воспитатель фиксирует в календаре.

Формулировка выводов, рефлексия.                                                                                                                                  

     Воспитатель: Ребята, как мы пришли к такому выводу?                                            

Дети: Провели опыты, наблюдали за небом, солнцем, ветром, почвой.                                                                                                                                        

     Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вам нарисовать осень.                                                                                                                             

Проводится самостоятельная работа детей.                                                                                                                                                                                                                     

   Воспитатель: Как красиво у вас получилось! Давайте полюбуемся?                                                                                 

Дед  Природовед: Молодцы, ребята! Вам понравилось у меня!                                                    

Дети: Да.  

Дед  Природовед: Приходите ко мне ещё. До свидания, ребята!                                                                                              

  Дети прощаются с дедом Природоведом и уходят.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_dedu_prirodovedu.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий организованной образовательной деятельности

 по познавательному  развитию «В гости деду Природоведу»

в средней группе воспитателя МБДОУ № 30 п. Вимовец

 Лисий Олеси Николаевны.

Цель: развивать познавательную инициативу детей, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи между ними.                                            Задачи: 

  • Расширять представления детей об осенних явлениях природы.
  • Продолжать учить наблюдать за объектами природы в осенний период.  
  • Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.    
  • Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.          
  • Развивать познавательный интерес - оценка окружающих условий.            
  • Воспитать эстетические переживания – умение замечать красоту природы, радоваться ей.

Оборудование: объекты экологической тропы (метеоплощадка, клумба).                   Дед Природовед в осенней одежде (игрушка), оборудование для опытов (ветряной рукав, лейка).

Ход занятия.

Проблемная ситуация.                                                                                                                       Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к деду Природоведу.  Все выходят на улицу на метеоплощадку. Там их встречает дед Природовед.                                                         Дед Природовед: Здравствуйте дети, узнали меня? Я дед Природовед.                       Дети здороваются.                                                                                                                                                   Воспитатель: Дети, а вы заметили, что что-то изменилось у дедушки с тех пор, как мы расстались летом?                                                                                          

Дети: изменилась одежда, обувь и головной убор.                                

Постановка проблемы.                                                                                                                                     Воспитатель вместе с детьми формулирует проблему.                                                                   Воспитатель: Почему дед Природовед переоделся?                                                                            Дети: Дед Природовед переоделся, потому что на улице холодно. Наступила осень.           

  Воспитатель: Как можно проверить?   

Выдвижение гипотез.                                                                                                                                                                  Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно изучить изменения в природе: в неживой природе: солнце, небо, воздух, ветер, вода, осадки;                                                                                     в живой природе: цветы, насекомые, деревья, птицы.

Проверка гипотезы.  

(Совместная с воспитателем и персонажем познавательно – исследовательская деятельность детей):

Дед Природовед: Ребята, а что изменилось на клумбе?                                                                      Дети отвечают, что исчезают цветы, так стало холодно.                                                                                      Дед Природовед: Что не так у муравейника?                                                                                    Дети отвечают, что нет муравьев, ведь когда холодает, все насекомые засыпают. Они спрятались и ждут потепления.                                                                                                                   Дед Природовед: На моей экологической тропе есть ещё и деревья. Вспомним как они называются. Что же с ними произошло? Давайте посмотрим?                                                                                                                  Все проходят по станциям экологической тропы. Дети называют деревья и рассказывают о том, что лиственных деревьях пожелтели листья, а хвойные стоят по-прежнему зеленые.                                                                                                                                  Дед Природовед: А как вы думаете, почему?                                                                                                                                                                            Дети отвечают: Потому  что на улице холодно.                                                                                                                   Дед Природовед: Молодцы.                                                                                                                                               Дед Природовед: А кто из вас умеет отгадывать загадки?                                                                                                         Дети отвечают.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Дед Природовед: Вот слушайте:                                                                                            Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?
                                                                                                                                                                                   Дети: ветер.                                                                                                                                             Дед Природовед: Правильно, эта загадка о таком явлении в природе, как ветер. А сегодня есть на улице ветер?                                                                                                                         Дети высказывают свои предположения.

Дед Природовед: Ваня, говорит, что  есть ветер, а Лёша – нет. Ребята, давайте проведём опыт и посмотрим: кто прав Ваня или Лёша?

Опыт: «Ветряной рукав» - определить направление ветра.                                Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, можно увидеть его движение.

Ход: Посмотрите на ветряной рукав. Что вы можете сказать о нём? Воспитатель подводит к выводу, что погода ветряная, так как рукав двигается.

Делается вывод: какая погода? (ветреная или безветренная).

Дед Природовед: Ребята ещё мы с вами может определить, теплый или холодный сейчас воздух. Для этого мы проведём опыт: «Теплый или холодный воздух».                                

Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход: Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? (Воздух холодный.) Подставили руки над солнышком. Какое ощущение? (Воздух теплый.)

Делается вывод, что воздух холодный.

Дед Природовед: А вот ещё загадка:                                                                                                  Кто это такой садовник —
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты?
                                                                                                                                   Дети: дождь.                                                                                                                                                                        Дед Природовед: Правильно, эта загадка ещё об одном явлении в природе - дождь. Кто же ответит, сегодня есть дождь?      

Дети высказывают свои предположения. 

Дед Природовед:  А как мы проверим?                                                                        

Педагог подводит детей к тому, что нужно понаблюдать за небом.

Делается вывод: Если  небо ясное (нет облаков), то дождя нет и наоборот.

Дед Природовед: Дети, зачем мы можем ещё наблюдать?                                                                                  Ответы детей: за солнцем.                                                                                                                                                                                                                 

Дед Природовед: Что вы можете сказать о нём?

Дети высказывают свои предположения.                                                                                                                                                                                                                  Делается вывод, что  солнце светит, реже, чем летом, и не почти не греет.

Дед Природовед:  Чтобы в этом убедиться, проведём опыт.

Опыт:  «Почва».

Цель: выявлять зависимость состояние почвы от погодных условий (от температуры).

Ход опыта: (На солнечном месте). Рассмотрите землю и  потрогайте её руками, какая она: теплая или холодная? Далее делается вывод, что земля сухая (рассыпается в руках), светло-коричневого цвета. После того, как полили землю из лейки (как будто прошел дождь), дед опять предлагает потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. 

Делается вывод: От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя - после дождя почва холоднее.

Дед Природовед: предлагаю проверить. Действительно ли это так? На моей тропе есть разные растения, цветы. Что же произошло с ними? Все проходят к объектам экологической тропы.

Дети отвечают, что цветы засохли, не цветут, их мало на клумбе, ведь в холодной почве растения плохо растут.

Дед Природовед: Что не так у деревьев? Кто подскажет?

Дети рассказывают о том, что у лиственных деревьев (дуб, берёза, липа) листья сначала пожелтели, покраснели, а опали. А хвойные  (сосна и ель) по-прежнему зелёные.

Дед Природовед: молодцы, вы верно говорите. А как же насекомые и птицы?

Дети наблюдают за муравейником, за пнём, за птицами на деревьях  и делают вывод, что насекомые с приходом  холодов прячутся, засыпают, ждут потепления,  а птицы (не все) улетают на юг.

Дед Природовед: Молодцы, ребята! А в какое время года всё это бывает?                                                                                     Дети: Осенью!                                                                                                                                                                   Воспитатель читает стихотворение «Осень» Т.А.Шорыгиной  и предлагает рассмотреть картины художников, иллюстрации из книг:                                                                                                                                                            Закружила осень                                                                                                                                                                             Рыжие метели,                                                                                                                              Золотые листья                                                                                                                                                        С клена полетели,                                                                                                                                                                                                       Закружился листьев                                                                                                                                                                      Пестрый хоровод,                                                                                                                                                                                  Заблестел на лужах                                                                                                                                                                                                                Первый тонкий лед.                                                                                                                                                          

Анализ полученных результатов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Воспитатель: Расскажите, что вы делали, чтобы узнать, почему дед Природовед переоделся?                                                                                                                                                                                                        Дети описывают свои наблюдения и действия.                                                                                                            Воспитатель: Подтвердилось наше предположение  что холодно, наступила осень?

Дети: Да.  Детям, которые затрудняются в ответе, оказывается педагогическая помощь.

После выводов желающие выбирают карточки с изображением явлений природы, а воспитатель фиксирует в календаре.

Формулировка выводов, рефлексия.                                                                                                                                       Воспитатель: Ребята, как мы пришли к такому выводу?                                             Дети: Провели опыты, наблюдали за небом, солнцем, ветром, почвой.                                                                                                                                             Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вам нарисовать осень.                                                                                                                             Проводится самостоятельная работа детей.                                                                                                                                                                                                                        Воспитатель: Как красиво у вас получилось! Давайте полюбуемся?                                                                                  Дед  Природовед: Молодцы, ребята! Вам понравилось у меня!                                                     Дети: Да.  

Дед  Природовед: Приходите ко мне ещё. До свидания, ребята!                                                                                                Дети прощаются с дедом Природоведом и уходят.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в средней группе с использованием художественного слова "В гости к деду Природоведу".

Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях вприроде, об изменениях в жизни птиц, насекомых, углублять знания о диких животных, о том, как они готовятся к зиме. Устанавливать причин...

Конспект НОД в старшей группе "В гости к деду Природоведу".

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего возраста....

НОД К ПРЕЗЕНТАЦИИ «В ГОСТИ К ДЕДУ ПРИРОДОВЕДУ»

НОД К ПРЕЗЕНТАЦИИ «В ГОСТИ К ДЕДУ ПРИРОДОВЕДУ»...

Презентация "В гости к деду Природоведу"

Презентация к занятию в средней группе по ознакомлению с природой в детском саду: "В гости к деду Природоведу"...

презентация "В гости к деду- Природоведу"

Презентация  в гости к деду ПРИРОДОВЕДУ....

Прохождение экологической тропы «В гости к деду Природоведу»

Возраст детей: средняя группа.Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Программное содержание:- расширять предс...

конспект развлечения : "В гостях у Деда Природоведа

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА КОНКУРС:"Школа здоровья для маленьких крымчан"...