Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №36» Артемовского городского округа
ПРОЕКТ
«Зимующие птицы»
воспитатель
Миклухина Екатерина Аркадьевна
г.Артем, 2016
Паспорт проекта
Вид: краткосрочный 3 недели(11.01.2016 - 30.01.2016)
По составу: групповой.
По типу: информационно - творческий
Возраст: 3-4 года
Участники: дети, родители, воспитатели.
Образовательная область: социально-коммуникативная , художественно-эстетическая.
Актуальность проекта
Введение ФГОС требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта.
Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности с родителями и педагогами.
Задачи:
1. Способствовать закреплению и расширению знаний детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. 2. Пополнить развивающую среду по теме проекта. 3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой) .
2.Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
3.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
1. Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы»
- Создание картотеки подвижных игр по теме проекта.
- Формировать у детей умение и навыки по уходу за птицами в зимний период.
- Воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.
2. Основной этап
Представляет собой внедрение, в воспитательный, образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
- Беседы с детьми «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Зачем нужны птицы», «Как мы можем помочь птицам зимой», «Как дети и родители заботятся о птицах».
- Просмотр презентации о зимующих птицах
- Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах
- Коллективная работа «Птички на кормушке».
- Художественно – эстетическая деятельность (рисование)- «Кормушки для маленьких птичек».
- Художественно-эстетическая деятельность (лепка) «Воронята»
- Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц».
- Чтение и рассматривание иллюстраций «Где обедал воробей».
- Речевая игра «Птичьи голоса»
- Игра - инсценировка «Зимний разговор через форточку», Игра - инсценировка “Узнай птицу!”
- Загадки о зимующих птицах
- Подбор дидактических игр: «Прилетели птицы», «Один - много», «Собери картинку. Птицы», «Что за птица? », «Четвертый лишний», «Узнай по голосу», «Угадай, птицу по описанию», «Чей хвост».
- Подвижная игра «Воронята», «Птички и кошка», «Перелетные и зимующие птицы», «Воробышки и автомобиль».
3.Заключительный этап 1. Консультация для родителей - «Они остались зимовать, мы им будем помогать», «Из чего можно сделать кормушку для птиц». 2. Конкурс кормушек 3. Совместный выход на площадь младшей, средней, старшей групп на Акцию «Покормите голубей»
Приложение
Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимою ( Дети имитируют движения.)
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
(Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.)
Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
(Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.)
Показывают одной рукой на кормушку.
(Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук ,имитируют движения.)
Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Сжимать и разжимать кулачки.
(На каждое название птицы загибать пальцы.
Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
(Удары кулачками друг о друга сверху.Раскрыть ладошки. Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев. Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.)
Дятел
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Раскрытая ладонь одной руки - изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку , четыре удара пальца по ладони
Воробей
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
И на юг не улетает –
Так, под крышей обитает.
Прыг, да прыг,
Да чик-чирик!
Жить он в городе привык!
Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков. Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.
Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.
Сел на ветку снегирек
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик
Он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
«Попрыгать» ладошками по плечам. Потрясти кистями рук перед собой. Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода. Поднять руки вверх и покачать ими.
Помахать руками – «крылышками»
Лесной лекарь
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит,
Лечит дятел старый дуб,
Добрый дятел дубу люб.
На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».
Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.
Помахать кистями рук – «летящая птица».
Птички
В гости к нашей сестричке
Весной прилетали птички:
Эта птичка – совушка,
Ну а эта – скворушка.
Эта птичка – воробей,
Ну а эта – соловей.
Эта – дятел, эта – стриж,
Эта же – поющий чиж,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – свиристель,
Ну а это издалека
Прилетела к нам сорока.
Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц.
Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец.
Зимовать у нас остались
Дятлы, совы, воробьи,
Галки, голуби, синицы…
Прилетели снегири.
Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки.
Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки.
Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.
Снегири
Снегири.
Раз, два, три.
Прилетели, посидели,
Погалдели, улетели.
Улетели в небеса.
Вот какие чудеса!
Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам.
Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.
Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.
Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Останавливаются, машут скрещенными ладонями.
С удивлением разводят руками.
Родителям рекомендуется:
Пойти вместе с ребёнком на прогулку, в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за зимующими птицами. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать. Рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их. Обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост). Рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими. Во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц. Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой.
Изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.
Задайте ребенку вопросы:
Каких зимующих птиц ты знаешь?
Почему они называются зимующими?
Чем птицы питаются зимой?
Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
Как можно помочь птицам?
Загадайте загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её …(синичка)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это... (снегири)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её …(сорока).
Сыграйте с ребенком в следующие игры:
1. «Один – много» (образование множественного числа)
Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы» (ворона – вороны, галка – галки и т.д.)
2. «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)
Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)
3. «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)
Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)
4. «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает:
«Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)
5. «Четвертый лишний» (на классификацию)
Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.
6. «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)
Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает:
быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...
Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...
Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…
7. «Кто как голос подает»
Ворона – каркает, воробей -…
8. «Угадай птицу по описанию».
Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
9. «Вороны и воробьи»
Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке
Выполните с ребенком следующие упражнения:
1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах
Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)
2. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
3. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму
Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
4. Пересказ без опоры на вопросы.
Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
5. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.
Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Какие лапки?
Чем они питаются?
Выучите стихотворения
Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть. А.Барто
Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Н. Рубцов
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. А.Барто
Консультация для родителей
«Они остались зимовать – мы им будем помогать»
Зима. Все покрыто ровным, белым снегом – и земля, и крыши домов, и даже ветви деревьев, и кустарников. Трудно приходится птицам зимой. Им страшен не холод, а бескормица, голод. Снежные метели, гололед, обильный снегопад затрудняют добычу пищи. Птицы за короткий день, просто не успевают утолить голод. А в мороз пищи им надо больше, чем обычно, чтобы восполнить недостающее организму тепло. Для сохранение птиц, которые остаются на зимовку, в нашем регионе, необходимо подкармливать.
«Покорми птиц зимой – они послужат тебе весной» - говорит русская пословица. Зимняя подкормка птиц, старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья, можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянутся к человеческому жилью. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.
Помочь птицам не сложно, нужно устроить кормушку. Самая простая кормушка – это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы корм не сдувало ветром. Можно приспособить под кормушку различные пакеты из соков, пластиковых бутылок т.п.
Простые правила, о которых не стоит забывать:
- Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы не теряла равновесие и не переворачивалась.
- Края кормушки надо загнуть и заклеить, чтобы получился бортик, так еда не выпадет.
- У кормушки должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
- Отверстие должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
- Кормушку надо повесить так, чтобы ребенок мог хорошо видеть ее из окна.
Корм для птиц.
Для свиристелей и снегирей, подходит сетка. В нее помещают заготовленные на зиму плоды рябины.
Синицы с удовольствием будут лакомиться высушенными семенами арбуза и дыни, семечками подсолнуха и тыквы (не жаренные), кусочками не соленого мяса и сала. Можно повесить за окном кусок плавленого сырка, синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя)
Поползни едят все то что и синицы.
Рады полакомиться хлебом воробьи и голуби. Для кормления лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы ни чего не смогут с ним сделать. Голубей лучше кормить в парке или во дворе. Иначе они вытеснят других птиц. Более осторожные птицы, просто не будут появляться возле кормушки.
Если ежедневно оставлять корм в кормушке, то птицы ежедневно будут слетаться к этому времени. Если корм класть не регулярно, то птицы перестанут прилетать. Нужно, чтобы хоть немного было корма, каждый день.
Детей необходимо учить доброте. Приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели.
Надеемся, что этой зимой вы сделаете вместе с детьми свою птичью столовую. Это будет важной помощью нашим пернатым друзьям.
Беседа с детьми.
Сегодня мы поговорим с вами о птицах, которые остались и которые прилетели к нам в гости на зиму. Зачем и как нужно кормить птиц зимой? Чем кормушки помогают птицам?
Когда становится холодно и выпадает снег, большинство пищи для птиц становится недоступными для их. Насекомые на зимний период спрятались, земля, покрылась снегом. Некоторые сорняки с семенами торчат из-под снега, на некоторых деревьях сохранились плоды ягод на ветках. Но и эта еда быстро закончится.
Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды в течение короткого зимнего дня, это может привести ее к гибели. Особенно трудно приходится маленьким птичкам, им требуется относительно больше пищи для того, чтобы восстановить свою энергию. К тому же маленькие птички питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается снегом или льдом.
Кормушки облегчают птицам в поиски еды, а это значит, что они помогут сохранить им драгоценную энергию.
Кормушки можно вешать в лесу, в парке, на подоконнике, главное чтобы кормушки пополнялись кормом регулярно, хотя бы 1 раз в день.
Чем же кормить птичек?
Самое простое — это нежареные семечки подсолнечника. Они содержат масла, которые будут полезны для птиц. Воробьи любят пшено. А таких больших птиц как голубь, ворона, сорока можно кормить хлебом или крупными семенами . Снегири и свиристели любят ягоды, но их можно подкармливать яблоками. Дятлы и синицы с удовольствием едят несоленое сало.
Чем нельзя кормить птиц?
Нельзя давать соленые или сладкие орешки, чипсы, шоколад и т.п., что содержит неестественные для птицы добавки. Корм для птиц должен быть ближе к их естественному рациону.
Существует много различных конструкций кормушек. Обязательно должна быть крыша, чтобы корм не намокал. Вешать кормушки надо так, чтобы до нее не смогли добраться хищники.
Также важно знать меру. Птиц нужно подкармливать, а не кормить. В природе у птиц более разнообразный рацион, чем в кормушке, даже зимой.
Подкармливать птиц можно до весны, примерно до конца апреля, когда уже начнут просыпаться насекомые и распускаться почки.
Как видите, с подкормкой птиц не так всё просто. Но все эти сложности ничто, когда вы понимаете, что вы помогаете нашим чудесным пернатым созданиям.
Дидактическая игра «Прилетели птицы».
Цель: развитие фонематического слуха.
Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!
Игра - инсценировка «Зимний разговор через форточку»
Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.
Ход игры:
Ребята! Если бы вы умели понимать птичий язык, вы бы услышали такой разговор птиц:
Я – маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите!
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтобы сторож ворон с огорода гнал.
Пожалуйста, помогите!
Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим тебя за работу!
Я – дятел, пёстрый такой,
Я гибну, дети, спасите…
Всё лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек по истребил,
Пожалуйста, помогите!
Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда,
Благодарим тебя за работу!
Б.Брехт
Игра - инсценировка “Узнай птицу!”
Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.
Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята, попробуйте угадать, какие птицы живут в лесу.
Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.
Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
Снегирь: У меня - голова, крылья, хвост – черные. Спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета.
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Художественно – эстетическая деятельность (рисование)
«Кормушки для маленьких птичек».
Пр.сод.: Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время. Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи, снегири, вороны. Развивать мышление, наблюдательность. Продолжать формировать творческие навыки.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Многие птицы не улетают, а остаются зимовать в наших краях, так как у них более теплое оперение и они могут добывать себе еду и здесь. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие.
Далее педагог с детьми просматривают изображение зимующих птиц (воробей, синичка, ворона, сорока, снегирь). Обсуждают, какой окрас имеют птицы, размер и их рацион.
В: А где живут зимующие птицы?
Д: В лесу (высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах) и в поселке.
В: Да, все правильно дети. Сегодня мы с вами будем заботится о зимующих птиц, а каких зимующих птиц вы знаете?
Д. : Вороны, голуби, воробьи, синички, сороки, снегири.
Отгадайте загадки.
Спинкой - зеленовата,
Животиком - желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Воспитатель: Молодцы.
А теперь мы с вами нарисуем свои кормушки для птичек. Я буду показывать как рисовать, а вы повторяйте за мной.
Коллективная работа «Птички на кормушке».
Пр.сод.: Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. Продолжать знакомить детей с техникой пластилинография: отщипывать комочки от пластилина, наносить на шаблон птички, растягивать пластилин по шаблону. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер. Воспитывать любовь к природе.
Художественно-эстетическая деятельность (лепка) «Воронята»
Пр.сод.: Закрепить знания детей о зимующей птице - вороне. Познакомить с приемами лепки: прищипывание, вытягивание. Учить детей соединять части прижимая их друг к другу. Развивать мелкую моторику, внимание, связную речь, творчество в работе, развивать эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
Ход занятия.
Предварительная работа: наблюдение за вороной, на участке детского сада. Отметить ее размеры, ее повадки , чем покрыта ворона - (перьями),. Прочитать стихотворение.
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов
Рассмотреть иллюстрацию вороны. Закрепить знания у детей, части тела у птицы: голова, клюв, крылья, хвост, лапки. Уточнить детям, что ворона зимующая птица. Приступить к выполнению задания, слепить ворону.
Игра «Вороны».
( Дети изображают ворон, а взрослый читает стихи).
Вороны крепко спят, Все по гнездышкам сидят, А проснутся на заре — Будут каркать во дворе. ( В соответствии с текстом, вороны, присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают, машут «крыльями»). Взрослый сопровождает их действия словами. Полетели, полетели, Кар-кар, кар-кар! – они запели. Вышла Таня на дорожку, И воронам сыплет крошки. Вороны прилетали, Все до крошки поклевали. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали. ( Вороны-дети присаживаются на корточки и стучат пальцами, произнося: «Тук-тук-тук!»). Взрослый берет собачку и говорит:
Тузик по двору гулял, и ворон он испугал: «Гав-гав, гав-гав!»
( Собачка догоняет ворон, а вороны улетают в свои гнёзда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....