Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Золотая осень».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Терентьева Светлана Юрьевна

Представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, используя методы ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Золотая осень».

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, используя методы ТРИЗ.

Образовательные задачи:

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Методические приёмы:

Игровые

Наглядные

Словесные

Оборудование и материалы:

Письмо от зайцев; сундучок с овощами, мячик; иллюстрации картин «Ранняя осень», «Поздняя осень», магнитофон, аудиозапись «Звуки пробуждающего леса».

Предварительная работа:

Беседы об осени, разучивание стихов, отгадывание загадок, чтение художественной литературы. Рассматривание сюжетных картинок «Рассказывание по картинам. Времена года. Осень».

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам, по лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам, упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима (осень)

Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад №78 детям группы «Звёздочки»

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через наш город, подскажите, когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев непростое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (Дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать, какая будет погода? (Ответы детей).

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

- Когда идёт дождь – дождливая.

- Когда дует ветер – ветреная.

- Холодно – холодная.

- Пасмурно – пасмурная.

- Сыро – сырая

- Хмуро – хмурая.

- Ясно – ясная.

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите о погоде. Хочется похвалить, что говорили чётко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды сени вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют).

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Погода тёплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идёт теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают жёлуди, орехи, поспевает клюква. Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идёт мелкий дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лёд на лужах, земля промёрзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времён люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдёт неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадёт.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака.

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в неё пословицы и приметы времён года. А вы хотите положить свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

 И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы:

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идёт, и дождь за собой ведёт.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы:

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре – тёплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение «Осень» , написанное по таблице.

Плакали ночью жёлтые клёны,

Вспомнили клёны, сто были зелёны.

С жёлтой берёзы тоже капало,

Значит, берёза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала берёза?

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Воспитатель: Дети, а можно ли что-либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держаться? (Ответы детей).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.

Весёлый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели,

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками.

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны посмотрите, где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось вас поймать в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из наших ответов, я поняла, что осень вам нравится, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень?

Игра «Осенние слова».

- Давайте назовём красивые слова об осени. Какая осень.

Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пёстрая, тёплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, задумчивая, замечательная, интересная, унылая, тихая, невесёлая, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? – спросим.

Осень, осень, осень.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам?

Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от неё послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

использование тычкового метода в изобразительной деятельности...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕННЯЯ КАРТИНКА» (БУСОГРАФИЯ)

НА ОСНОВАНИИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ Т...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи «Путешествие по временам года»

Цель: Закрепить знания детей о временах года. Задачи: Обучающие: • Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов при помощи суффиксов; учить различать на слух слова...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста « С использование инновационных технологий.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста « С использование инновационных технологий: изготовление новогодних елочных игрушек из фетра....