Конспект НОД "В гости к бабунке Матрёне"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Антонова Марина Петровна

Познакомить с элементами русского народного быта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_gosti_k_babushke_matrene.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей

№ 21 «Искорка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в средней группе

«В гости к бабушке Матрёне»

 Подготовила и провела: воспитатель Антонова М.П.

Цель. Познакомить с элементами русского народного быта.                                                             Задачи. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Знакомить с элементами русского народного быта. Обогащать словарный запас детей (познакомить со словами изба, горница, горшок, ухват). Побуждать детей к обыгрыванию сюжетов, включать в импровизацию.

Развивающая среда. Декорации русской горницы, горшок, ухват, игрушечный кот, театр в картинках(2 цыпленка, петушок, курочка, селезень, утка, корова), карточки - пазлы для игры- ассоциации.

Предварительная работа. Подготовить декорации - горницу (комнату, украшенную в русском народном стиле), костюм бабушки Матрены.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, кто из вас бывал в деревенском доме? Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Матрене в ее деревенскую избу (показ картинки с изображением избы). Заглянем к ней в горницу - так называется комната в русской избе. Поиграем вместе с ней. Готовы? Тогда в путь!

Динамическая пауза

Еду, еду

К бабе, к деду                                             Дети   имитируют скачку на лошади.

На лошадке

В красной шапке

По ровной дорожке.

На одной ножке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,                           Подпрыгивают, будто едут по кочкам

Все прямо и прямо,

А потом вдруг...в яму                                Все приседают.

Бух!

Воспитатель встречает детей в роли хозяйки Матрены и проводит их в

горницу- комнату, украшенную в русском народном стиле.

Матрена. Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Буду с вами в игры

играть, сказки рассказывать, покажу свои игрушки, накормлю оладушками,

напою чаем.

Есть у меня печка- матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет.

Если голоден, щами угостит или кашей с маслом.(Показывает горшок с

кашей. Берет ухватом горшок и ставит в печь)

В печке моей очень вкусные оладушки пекутся.

Дети встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши.

Ладушки- ладушки,

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два,

Хороши оладушки

у нашей бабушки!

Матрена. Печка моя еще и согреть умеет, прислонись к ней- будет жарко. Любит на печке мой любимый кот Тимофей погреться.(Показывает игрушечного кота) Давайте его разбудим и поиграем.

 

Игра» Кот на печку пошел»

Дети идут в хороводе, в центре кот (ребенок).

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

Горшок каши горяч,

Не дается, хоть плачь.

(Дети останавливаются.)

Кот («варит»- выполняет круговые движения рукой).

Уж я кашу люблю,

С медом, маслом варю,

Каша сладкая, пшеничная.

И на вкус она отличная.

Дети (идут в центр круга и обратно, притопывая).

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

Кот (перекладывает из руки в руку «горячие пряники»).

Уж я пряники люблю,

Уж я пряники стужу,

Остужу- угощу,

Вас отведать приглашу.

(Присаживается на корточки - «спит».)

Дети (крадутся, «берут» прянички- хлопают в ладоши, будят кота- убегают, кот их ловит).

Мыши раз про то узнали, Мигом пряники забрали. Кот проснулся- в самом деле!-Мыши пряники все съели!

Матрена. Во всем мне помогают мои помощники. (Показывает руки.) Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня - пальчики-помощники.

Матрена проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки.

 

Пальчиковая гимнастика - игра «Пальчики- помощники»

Матрена (обращаясь к своему пальчику).

Пальчик- мальчик, где ты был?

(Поочередно «кланяется» другими пальцами).

-С этим братцем - в лес ходил,

С этим братцем - щи варил,

С этим братцем - кашу ел,

С этим братцем - песни пел!

Дети (сжимают и разжимают пальцы).

Пальчик- мальчик, где бывал?

(Подражают называемым движениям.)

 -У пенечка поскакал,

Топал по пригорку,

Покатился с горки.

Меня дождик испугал,

 под крышу убежал.

Матрена приносит свою дочку, куклу Аленку и сообщает, что к ней пришли гости. Читает русскую народную потешку «У Аленки в гостях».

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Воспитатель читает потешку и поочередно показывает гостей Аленки- героев театра картинок.

Матрена. А теперь, гости мои дорогие, приглашаю вас к столу.

У Матрены стол накрыт,

Медный самовар стоит,

Чай по чашкам разолью,

Всех гостей я напою

Чаем ароматным,

Сладким, вкусным, мятным.

С медом и калиной,

С ягодой малиной.

Пейте, не спешите,

Чаще в гости приходите!

Дети пьют чай в гостях у Матрены.

В заключении проводится игра на развитие ассоциативного мышления: дети подбирают карточки - пазлы, которые подходят по ассоциации к карточке с изображением русской печи (дрова, горшок, ухват, каравай).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Коммуникация"В гости к бабушке Матрёны (конспект)

НОД для детей второй  младшей  группы. Знакомить с элементами русского народного быта....

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "В гости к бабушке Матрёне".

Конспект, составленный в соответствии с требованиями ФГТ, для проведения непосредственно образовательной деятельности в средней группе в рамках тематической недели "Домашние животные". Учтены требован...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке Матрёне» с использованием игрового макета.

Программное содержание: - Расширить и обобщить знания детей о домашних животных в деревне.-Закрепить названия домашних животных и их детёнышей.- Формировать знания о пользе домашних животных для ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

конспект занятия в гости к бабушке Матрёне

Программное содержаниеУчить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой.Формировать умение двигаться в направлении, указанном стрелкой.Учить детей использовать заданные заместители предметов и р...

Конспект ООД Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «В гостях у бабушки Матрёны» старшая группа

Совершенствовать умения детей самостоятельно определять элементы дымковской росписи, сочетать цвета и применять полученные знания на практике....

Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрёны» по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа. Старший дошкольный возраст

Цель: ознакомление детей с  культурой и бытом русского народа, через создание игровой  ситуации.ЗадачиОбразовательные:·        познакомить детей с русской ...