Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Животные зимнего леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лазарева Лидия Сергеевна

Итоговое занятие по теме "Животные зимнего леса" в старшей логопедической группе с ФФНР. Очень динамичное, много речевых, логических игр, Использованы приемы ТРИЗ. Физминутки и пальчиковые игры по теме "Животные"доступны детям. Занятие разработано с учётом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия  в старшей группе с ФФНР по теме: «Животные зимнего леса»

Задачи по ФГОС:

Познавательное развитие: Закреплять знания детей о лесе, сообществе растений и животных, проживающих на территории нашего края, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях; узнавать животных по их внешнему виду. Воспитывать познавательный интерес, любовь к родной природе. Расширять знания о Красной книге, её назначении.

Речевое развитие: Закреплять в словаре детей существительные по теме и практическое усвоение в речи притяжательных прилагательных.

Социально-коммуникативное развитие: Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, словесно-логическое мышление.

Художественно-эстетическое развитие: Упражнять в рисовании диких зверей нашей полосы, отражая в рисунке характерные особенности.

Словарная работа: активный словарь: логово, дупло, берлога, нора, жилище;

Пассивный словарь: зубр, снежный барс, бобр.  

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Лесные жители»

Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Угадай, кто ты?», «Охотник и пастух», «Зоопарк».

Подвижные игры: «Ровным кругом», «Лиса в курятнике», «Игры с медвежонком».

Пальчиковые игры (лиса, лось, волк, заяц);

 « Вечер загадок» о животных нашего леса;

Драматизация сказок «Теремок», «Зимовье»;

Лепка «Зайчик», аппликация «Белочка на ветке», рисование «Медвежонок»

Чтение художественной литературы : И.Соколов- Микитов «Зима в лесу», Г. Скребицкий «Как белочка зимует», Л.Толстой «Зайцы», Г. Снегирёв «Звери наших лесов»,русские народные сказки : «Заяц - хваста», «Лисичка сестричка и серый волк», «Лиса и кувшин», «Лиса и рак».

Материал: Картинка-схема «Кто спрятался за деревьями?», картинка с изображением животных жарких стран, Севера, наших лесов, мячик, полумаски животных наших лесов, «Красная книга», карандаши, альбомные листы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: дети, я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. (Имитируют: надевают куртки, шапки, валенки, надевают лыжи, берут лыжные палки, со звуком «ш-ш-ш» скользят по снегу). Останавливаются.

Воспитатель: Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Слева - берёзка в шубке стоит

Справа – ёлка на нас глядит.

Серый зайка пробежал –

От лисы он убежал.

А вот и серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

А мы спрячемся сейчас

Не найдёт тогда он нас.

Лишь один медведь всё спит –

Так всю зиму и проспит.

Первая  часть.

Воспитатель: Много тайн и загадок  хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые предложит нам зимний лес.

Первая загадка: Без чего леса не бывает? /Без деревьев/

-Предлагается детям с помощью пальчиков изобразить дерево.

Воспитатель:

-Вот и получился у нас лес. Зимой деревья стоят не шелохнуться, словно спят.

Вторая загадка: Кого можно встретить в зимнем лесу? Отгадку покажите с помощью пальчиков.

  1. Кто зимой холодной ходит злой, голодный?/Волк/
  2. Посмотрите – ка какая!

Вся горит, как золотая!

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой

На увертки мастерица

Как зовут её: /Лисица/

  1. По лесу ходит,

        На голове лес носит?/Лось/

       4.Поменял трусишка  цвет,

       А потом запутал след?/Заяц/

Вторая часть.

Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку – схему и определите, какие звери спрятались в зимнем лесу?

1.Чьи это ушки у берёзки? /Заячьи ушки./ Чей хвостик? /Заячий хвостик/

2.Чьи это рога? /Лосиные рога.  / Чьи копыта? /Лосиные копыта/.

3.Кто спрятался за ёлкой?  Чьи там зубы?  Чей там хвост? /Волчьи зубы, волчий хвост/.

4.Где спряталась белка?/За сосной/ Чьи это ушки с кисточками? /Белячьи ушки/, Чей пушистый хвост? /Белячий хвост/.

-А почему не видно в зимнем лесу медведя?/Он спит в берлоге/

-А где же колючий ёжик? /В норке/

Третья часть.

Воспитатель: А сейчас игра с мячом «Кто где живёт?!»

-как назвать жилища лесных зверей?

-У лисы - нора

У медведя – берлога

У белки – дупло

У мышки – норка

У волка – логово

-Как называются детёныши лесных зверей?

У ежа – ежата, у лисы – лисята, У медведицы – медвежата, у белки – бельчата, у рыси – рысята, у зайца – зайчата, у кабана – кабанята, у мыши – мышата, у волка – волчата.

Четвёртая часть.

Воспитатель:

Посмотрите на картинку и скажите, кто здесь изображён? /Животные/

Выделите зверей наших лесов фломастером зелёного цвета, животных Севера – синнго, животных жарких стран – красного.

Пятая часть.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто ты?»

\Ребёнку надевают на голову полумаску животного. Он задаёт вопросы, требующие однословных ответов/.

Например: Я живу в лесу? /Да/.

У меня пушистая шубка? /Да/.

Я зимой сплю?/Нет/

Я – хищный зверь?/Нет/

Я – белка?/Да/

/Аналогично – медведь/

Шестая часть.

С каждым годом беднеют наши леса, исчезают редкие растения, погибают животные. В нашей  стране охота на редких животных запрещена совсем. Такие животные занесены в «Красную книгу». Полностью она называется так : «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Её обложка красного цвета. Ведь красный цвет, как и у светофора, сигнал тревоги, опасности. Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений, которых  осталось на Земле очень мало: мол охраняйте, люди, животных, оберегайте, а , если надо, то помогайте им. Какие животные занесены в  «Красную книгу»? /Зубр, олень, снежный барс, обитатель наших краёв – бобёр/.

Седьмая часть.

Воспитатель: - В лесу тишина и покой,А нам пора домой! /Скользят к столам «ш-ш-ш». Останавливаются, снимают лыжи, одежду, обувь/.

Воспитатель: Дети, а вам нравятся лесные зверюшки? Вы хотели бы на них походить? Нарисуйте, пожалуйста, на бумаге, на какого зверя вы хотели бы быть похожими.

/Рисование под музыку. Физминутка  - пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»./

В конце занятия предложить детям объяснить, почему они хотят быть похожими на нарисованного зверя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Во саду ли, в огороде".

1. Образовательные задачи: Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», название различных овощей и фруктов; Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

занятие по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Мой город - Казань"

Цель занятия: познакомить детей с историей названия города с основными достопримечательностями Казани; формировать любовь к родному городу и интерес к его достопримечательностям; обогащать и активизир...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре "В зимнем лесу"

План-конспект занятия "В зимнем лесу" (средняя группа). Обучающая задача: 1. Обучать детей умению выбирать заместители реальных объектов.2. Обучать осмысленному выполнению физическ...

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Удивительное путешествие по зимнему лесу» средняя группа

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-э...