Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников.
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему
В консультации говорится о том, что при формировании основ естественнонаучных и экологических понятий особенно важно экспериментирование, при этом основная задача педагога - ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу. В решении данной проблемы одним из важных направлений является исследовательская деятельность, где ребенок, проводя опыт, анализирует, делает выводы. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей и воспитателей | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников
«Что я слышу - я забуду, что увижу- то запомню, что я сделаю - пойму». Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий особенно важно экспериментирование.
Основная задача педагога - ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу. В решении данной проблемы одним из важных направлений является исследовательская деятельность, где ребенок, проводя опыт, анализирует, делает выводы.
Работая по данной проблеме, мы ставим перед собой такие задачи:
· Формирование у детей представлений об окружающей природе;
· развитие познавательной, интеллектуальной активности;
· развитие эмоциональной, творческой личности.
Мы знакомим детей с живой природой (какой цвет предпочитают насекомые, превращение бабочки, как дождевые черви образуют почву, как кошка язычком чистит себе шерстку), неживой природой (вода, песок, глина, воздух, камень). А также знакомим с особенностями живых организмов, их разнообразием, распространением. Учим детей, как нужно вести себя в природе, почему нужно бережно относиться к ней. Летом учим детей бережно относиться к растительному покрову, бережно относиться к красоте, которую создают зеленые газоны. Во время прогулок учим детей не причинять вреда полезным видам насекомых. На участке часто встречаются божьи коровки. Дети ловят их, и не всегда бережно относятся к ним. Почему? Да, потому, что они не знают о той пользе, которую они приносят. А вот если взять веточку, на которой сидела тля и сказать детям, что она может быть уничтожена только божьей коровкой, и на следующий день дети убедятся, что тля съедена, то после этого дня дети станут бережно относиться к жучкам.
Про птиц, объясняем, что многие из них истребляют назойливых и вредных насекомых. На вопрос «Кого из детей кусали комары и мошки?» Ответ: «Многих». А вот ласточки их ловят и уничтожают.
Также учим детей любоваться растущими цветами, беречь прекрасные творения природы, украшающие наши города и поселки, закрепляем знания названий садовых цветов. Читаем стихотворение:
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок
Если все: я и ты
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты
И не будет красоты…
Весной сажаем цветы, в весенние и летние дни поливаем цветы, в конце лета и осенью собираем с отцветших растений семена.
Беседуем с детьми, что природа прекрасна во все времена года. Объясняем, что природе ничего не происходит случайно, опавшие листья нужны растениям зимой. Предлагаем детям самим проверить, как шуршат листья, они укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от морозов. Весной, под опавшей листвой, земля дольше сохранит влагу растаявшего снега.
Ежедневно перед прогулкой из окна групповой комнаты, отмечаем: какая сегодня погода? Что мы будем делать на прогулке? Зимой на прогулке рассматриваем снег. Первый снег чистый, белый, пушистый, старый - слоистый. Читаем отрывки из стихотворений:
На дворах и домах
Снег лежит полотном.
И на солнце блестит
Разноцветным огнем.
Во время прогулок с детьми вспоминаем пословицы и поговорки о временах года.
С наступлением зимы проводим опыты с водой, например, заносим в группу снег, опускаем в банку и наблюдаем за таянием снега. Далее приходим к выводу, что снег – это замерзшая вода. Обращаем внимание детей на грязь на дне банки, делаем вывод о том, почему нельзя брать снег в рот. Проделываем опыты со льдом, приносим и ложем в сухую банку кусочки льда. Через некоторое время с детьми ищем лед в банке, делаем вывод: лед растаял, превратился в воду. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения. В ход игр с водой дети знакомятся с различными состояниями воды. Для этого мы проводим опыты, наблюдения на улице и дома. Используем художественное слово, прослушиваем музыкальные произведения, производящих шум дождя, рокот прибоя, шум водопада.
Игры с водой – это отличное настроение, повышение жизненного тонуса, особенно важно для наших маленьких детей.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В заключении хочется сказать, что сама ценность природы – вот основная черта экологической культуры, нового мировоззрения, которой мы должны формировать с самого раннего детства. Необходимо бережно относиться ко всему окружающему, охранять не потому что – это природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного, и которая, несмотря, на кажущееся могущество человека, живет по своим законам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности.
C самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник....
Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник. Дошкольники – прирожденные исследователи....
«Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности»
Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность...
Опыт работы «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач....
Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников
Исследовательская деятельность дошкольников. Классификация опытов и экспериментов....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».
Дать детям представление о домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц в ...
Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».
Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека; обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...