Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников
консультация по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Репникова Ирина Владимировна

Исследовательская деятельность дошкольников. Классификация опытов и экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_prirodoy.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 детский сад №6

Адмиралтейского района

Консультация на тему:

«Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовила: Репникова   И.В.

Санкт – Петербург 2020год

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

   Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. Задача взрослого - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

   Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей. Неверно, что исследовательское поведение нужно развивать только у старших дошкольников: чем раньше, тем лучше! Были проведены сотни исследований (в т.ч Роберта Фэнца), результаты которых подтверждают потрясающую интенсивность развития мыслительных способностей маленьких детей. Этот факт также косвенно подтверждают исследования Роджера Брауна, доказавшие, что дети быстрее усваивают более сложное. Уровень развития исследовательских способностей дошкольника обусловлен и генотипом, и средой, в котором живет и фундамент будущих достижений ребенка. Естественно, то, что упущено в младшем дошкольном возрасте, может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо выполнено, но с существенными потерями.

Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире.

    Дети от природы- исследователи, поэтому очень любят задавать вопросы. Задача взрослых – их от этого систематически не отучать. Это очень трудно – пересмотреть сложившийся у большинства людей стереотип о «любопытной Варваре», а между тем, стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо интересоваться мнением каждого малыша, уважительно относиться к первым детским выводам и умозаключениям. Не огорчайтесь, если заметите, что некоторые дети не идут по общему пути. Развивая любознательность дошкольника, понаблюдайте за выражением его лица, ведь проявления любознательности тесно связано с центром положительных эмоций. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное естественное состояние. Будьте мудрыми и терпеливыми: многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных случайно – при расплескивании воды или пускании корабликов в луже с водой. Уважая индивидуальность ребенка, считаю нужным предостеречь от крайности: учит исследовать ВСЕ, что его окружает. Максимально расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, взрослым следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя.

   Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и пр.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и пр. в старшем дошкольном возрасте, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде и пр. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений, для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента, в отличии от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

    В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Поэтому проектно -исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

    Исследовательская деятельность в ознакомлении дошкольников с природой дает навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребенок учиться, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать из свойства (признаки и их значения), определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений. Цель экспериментальной деятельности – углублять представления о живой и не живой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

   Поэтому мы поставили перед собой следующие задачи:

- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность;

-научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи;

- научит детей работать согласованно, единой командой.

   В ходе экспериментальной деятельности мы выработали ряд правил:

- эксперимент – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить;

- детская исследовательская деятельность свободна от обязательств. У ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

- продолжительность исследовательской деятельности не регламентируется;

- при проведении эксперимента необходимо учитывать индивидуальные особенности детей;

- каждый ребенок имеет право на ошибку;

- взрослый должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений формулирую выводы.

    Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Проблема должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной деятельности. Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности) детей. Задача педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность.

    Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребенок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось? Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками (в младшем и среднем возрасте с помощью воспитателя, в старшем - самостоятельно). Эксперимент желательно осуществлять не на одном объекте, а на группе объектов, относящихся к одному классу. Для этого следует учить детей дошкольного возраста собирать «копилки». «Копилки» представляют собой коллекции объектов (предметы, картинки, игрушки и пр.), собранные детьми вместе с родителями и воспитателями. Проведения исследования не должно быть жестко привязано к рамкам одного отдельного занятия. Гораздо полезнее осуществлять его в свободное время и с небольшими подгруппами детей, в виде исследовательского проекта.

   Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в природе можно оформить уголок экспериментирования, приобщать ребят к сюжетно-ролевой игре «Исследователи природы».

   В реализации экспериментальной деятельности дети должны научиться следующему:

- видеть проблему;

-задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать; проводить эксперимент;

- структурировать полученный в ходе исследования материал;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

   Предоставьте детям свободу для экспериментирования, и они будут обладать любознательностью, гибким, продуктивным и оригинальным мышлением, высокой концентрацией внимания, легкостью ассоциирования, отличной памятью, здоровым чувством юмора.

 Дети не просто созерцают природу, они активнее исследуют, но при этом рвут цветы, ломают ветки, ловят жуков. Именно в этот период нужно закладывать позитивное отношение, к природе направляя исследовательскую деятельность малышей в нужное русло. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Задача взрослого организовать опытно-экспериментальную деятельность в природе.

Для этого создаются условия, в которых явления, объекты наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Начнем с предметно-развивающей среды. Уголок природы в группе: здесь находятся комнатные растения согласно программы и возраста детей, календарь природы и погоды, альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера; художественная литература о природе; дидактические игры экологического содержания; различные природные материалы; оборудование для труда в природе и опытнической деятельности; модели, отображающие предметы и явления природы. Совместные поделки родителей и детей по временам года. Уголок природы даёт возможность постоянного общения детей с растениями, проводить интересные наблюдения за объектами, заботиться о них. В результате у детей формируется правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни.

  Совместная деятельность воспитателей и детей:

  • Экологические праздники – «Здравствуй, лето», «Осенины», «Зима - волшебница», «Прилёт птиц», «День земли», «У природы нет плохой погоды» и т.д.
  • Экологические акции - «Детский сад – чистая территория», «Поможем птицам зимой», «Ёлочка - живая иголочка», «Посадим деревья», «Украсим детский сад цветами», «Хлебные крошки».
  • Экологические выставки и конкурсы – «Золотая осень», «Дары природы», «Лучшая кормушка», «Рисуем природу всей семьёй» и т.д.
  • Наблюдения, игры, опыты, поисковая деятельность, работа с календарем природы, труд в уголке природы и на участке и т.д.
  •  Пример проектной деятельности «Все о березе русской…». Согласно проекту дети изучали жизнь березы во все времена года, т.е. зимой, весной, летом и осенью. Создан альбом «Какие разные березы». Собрана коллекция листьев, веточек, коры, распилов (маленьких диаметров).

 Самостоятельная деятельность детей: - это разнообразная деятельность в природе: различные виды игр, уход за растениями и животными, работа с литературой экологической направленности, создание проблемных ситуаций, самостоятельное наблюдение. Вся наша работа направлена на формирование экологического сознания дошкольников как основы экологической культуры.

 Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, потребность в умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию и позволяет сформировать у ребенка бережное и разумное отношения к богатствам природы.

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Для реализации исследовательской деятельности в группе создан центр экспериментирования. Дети исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними, развивают мелкую моторику рук. Здесь дети проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, трубочки; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри. Видят и понимают, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет; что такое камень, какой он; для чего растениям свет, вода и т. д.

Опыты и эксперименты, проводимые в группе, повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Разрабатываются советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Провели родительское собрание по теме «Развитие исследовательских навыков дошкольников», готовим консультации на темы: «Строительство из песка», «Изучаем свойства воды», «Песочная терапия».

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

·     наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Их проводим как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.  Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему нам поможет эксперимент, если мы создадим эти замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. «Румяные щечки», «Сластена», «Лесная ягодка» — такие замечательные названия можно придумать этим напиткам.

 Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, светом, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов:

мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

- у нас есть вдох и выдох.

сколько весит воздух?

- можно ли поймать воздух?

- бывает ли воздуху холодно?

- вдунь шарик в бутылку.        

- может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжа знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

- песчаный конус (течения песка)

свойства насеянного песка.

свойство мокрого песка.

- песочные часы.

- своды и тоннели.

Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем, где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

Картотека экспериментов

“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

“Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

“Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)

“Чудесные спички”. Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)

“Подводная лодка из винограда”. Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется, виноград будет тонуть и всплывать)

“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).

“Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием).

“Чем пахнет вода”. Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены).

“Сравнить вязкость воды и варенья”. (Варенье более вязкое, чем вода)

“Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)

“Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ).

“Куда делись чернила? Превращение”. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)

“Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды, 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей.

Направления экспериментальной деятельности                Экспериментирование с песком, глиной        

1. Песок, глина – наши помощники.        (Уточнить  представления  о свойствах песка и глины.)

        2. Песчаный конус. (Помочь определить, может ли песок двигаться.)

Экспериментирование с водой.        

1. У воды нет запаха. (Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.)

        2. С водой и без воды. (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Экспериментирование с воздухом.

        1. Этот удивительный воздух. (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.)

        2.Парусные гонки. (Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.)

        3. Вдох – выдох. (Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха).

        4. Сухой из воды. (Помочь определить, что воздух занимает место.)

Наблюдение за жизнью растений        

1.Нужен ли корешкам воздух? (Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.)

        2.Земля – наша кормилица. (Дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы.)

        3. Земля – наша кормилица. (Закрепить представления о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.)

        4. Что выделяет растение. (Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений).

        5. Есть ли у растения органы дыхания? (Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.)

        6. Почему цветы осенью вянут? (Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.)

Наблюдение за жизнью животных.        

  1. Могут ли животные жить в земле? (Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).)

 Человек

         1. Проверим слух. (Показать, как человек слышит звук.)

        2. Наши помощники – глаза.        (Познакомить со строением глаза, функцией его частей.)

        3. Как устроена дыхательная система человека? (Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.)

        4. Зачем человеку глаза? (Помочь определить, зачем человеку нужны глаза).

        5. Есть ли у глаз помощники? (Помочь определить помощников глаз.)

        6. Что я вижу одним глазом? (Помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.)

        7. Взаимосвязь органов вкуса и запаха. (Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.)

        8. Определение пищи на вкус. (Развивать способность определять пищу на вкус (не глядя на нее).)

        9. Большой – маленький. (Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности.)

Экспериментирование с предметами        

1. Как действуют магниты на предметы. (Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.)

        2. Мир бумаги. (Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.)

        3. Мир ткани. (Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.)

        4. Наряды куклы Тани. (Познакомить с разными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственные связи между использование тканей и временем года.)

        5. Легкая пластмасса. (Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.)

        6. Как достать скрепку из воды, не замочив рук. (Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.)

        7. Представления о полюсах магнита. (Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.)

        8. Путешествие в мир стеклянных вещей. (Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.)

        9. Меня зовут Стеклянчик. (Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать предметы из стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.)

         10. Термометр. (Реализовать представления. Сформированные

в ходе поисковой деятельности; закрепить навыки работы с бумагой, клеем.)

        11. Опыт с металлом и пластмассой. (Сравнивать способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.)

        12. Как поднять единицу? (Познакомить с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части, с понятием оптики.)

        13. Испытание магнита. (Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.)

        14. Разные отражения. (Помочь понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете.)

        15. Удивительные плоды. (Закрепить навыки работы с бумагой, клеем; формировать умение доводить работу до логического конца; развивать фантазию.)

 Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

        Эти герои «участвует» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. А Мудрый Гном вместе с детьми составил правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко за поминаются.

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук — друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен —

Ведь оно разбиться может.

А разбилось — не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок —

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок —

Рядом веник и совок.

С огнем:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности.

  C самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник....

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников.

В консультации говорится  о том, что при формировании основ естественнонаучных и экологических понятий особенно важно экспериментирование, при этом основная задача педагога - ввести ребенка в мир...

Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности.

  С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.   Дошкольники – прирожденные исследователи....

«Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности»

Ознакомление детей с приро­дой начинается с первых шагов по родной земле. С большим ин­тересом дети участвуют в самой разной исследовательской дея­тельности. Жажда новых впечат­лений, любознательность...

Опыт работы «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».

Дать детям  представление о  домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц   в ...

Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».

Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека;  обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...