Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности.
статья по окружающему миру на тему

Шагабутдинова Наила Нагимовна

    C самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eko.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности.

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

   Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. Задача взрослого - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

   Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей. Неверно, что исследовательское поведение нужно развивать только у старших дошкольников: чем раньше, тем лучше! Были проведены сотни исследований (в т.ч Роберта Фэнца), результаты которых подтверждают потрясающую интенсивность развития мыслительных способностей маленьких детей. Этот факт также косвенно подтверждают исследования Роджера Брауна, доказавшие, что дети быстрее усваивают более сложное. Уровень развития исследовательских способностей дошкольника обусловлен и генотипом, и средой, в котором живет и фундамент будущих достижений ребенка. Естественно, то, что упущено в младшем дошкольном возрасте, может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо выполнено, но с существенными потерями.

Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире.

    Дети от природы- исследователи, поэтому очень любят задавать вопросы. Задача взрослых – их от этого систематически не отучать. Это очень трудно – пересмотреть сложившийся у большинства людей стереотип о «любопытной Варваре», а между тем, стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо интересоваться мнением каждого малыша, уважительно относиться к первым детским выводам и умозаключениям. Не огорчайтесь, если заметите, что некоторые дети не идут по общему пути. Развивая любознательность дошкольника, понаблюдайте за выражением его лица, ведь проявления любознательности тесно связано с центром положительных эмоций. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его  нормальное естественное состояние. Будьте мудрыми и терпеливыми: многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных случайно – при расплескивании воды или пускании корабликов в луже с водой. Уважая индивидуальность ребенка, считаю нужным предостеречь от крайности: учит исследовать ВСЕ, что его окружает. Максимально расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, взрослым следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя.

   Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и пр.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание  окружающего мира и экспериментирование объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и пр. в старшем дошкольном возрасте, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде и пр. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений, для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента, в отличии от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

    В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Поэтому проектно -исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

    Исследовательская деятельность в ознакомлении дошкольников с природой дает навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребенок учиться, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать из свойства (признаки и их значения), определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений. Цель экспериментальной деятельности – углублять представления о живой и не живой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

   Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность;

-научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи;

- научит детей работать согласованно, единой командой.

   В ходе экспериментальной деятельности я выработала ряд правил:

- эксперимент – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить;

- детская исследовательская деятельность свободна от обязательств. У ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

- продолжительность исследовательской деятельности не регламентируется;

- при проведении эксперимента необходимо учитывать индивидуальные особенности детей;

- каждый ребенок имеет право на ошибку;

- воспитатель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений формулирую выводы.

    Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Проблема должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной деятельности. Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности ) детей. Задача педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность.

    Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребенок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось? Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками (в младшем и среднем возрасте с помощью воспитателя, в старшем - самостоятельно). Эксперимент желательно осуществлять не на одном объекте, а на группе объектов, относящихся к одному классу. Для этого следует учить детей дошкольного возраста собирать «копилки». «Копилки» представляют собой коллекции объектов (предметы, картинки, игрушки и пр.), собранные детьми вместе с родителями и воспитателями. Проведения исследования не должно быть жестко привязано к рамкам одного отдельного занятия. Гораздо полезнее осуществлять его в свободное время и с небольшими подгруппами детей, в виде исследовательского проекта.

   Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в природе можно оформить уголок экспериментирования, приобщать ребят к сюжетно-ролевой игре «Исследователи природы».

   В реализации экспериментальной деятельности дети должны научиться следующему:

- видеть проблему;

-задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;- проводить эксперимент;

- структурировать полученный в ходе исследования материал;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

   Предоставьте детям свободу для экспериментирования, и они будут обладать любознательностью, гибким, продуктивным и оригинальным мышлением, высокой концентрацией внимания, легкостью ассоциирования, отличной памятью, здоровым чувством юмора .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников.

В консультации говорится  о том, что при формировании основ естественнонаучных и экологических понятий особенно важно экспериментирование, при этом основная задача педагога - ввести ребенка в мир...

Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности.

  С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.   Дошкольники – прирожденные исследователи....

«Ознакомление дошкольников с природой в исследовательской деятельности»

Ознакомление детей с приро­дой начинается с первых шагов по родной земле. С большим ин­тересом дети участвуют в самой разной исследовательской дея­тельности. Жажда новых впечат­лений, любознательность...

Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"

Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о фор...

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников

Исследовательская деятельность дошкольников. Классификация опытов и экспериментов....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».

Дать детям  представление о  домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц   в ...