КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ» Образовательная область «Социально-коммуникативная»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»
Образовательная область «Социально-коммуникативная»
Направление: Познавательное развитие.
Автор: Хусаинова Малика Эдиковна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»;
Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей.
Доминирующая образовательная область: «Коммуникативное развитие»
Цель: Формирование представления детей о стихийном бедствии – землетрясении.
Задачи:
Обучающие:
· Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;
· Познакомить с правилами безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;
· Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;
· Ввести в словарь детей новые понятия: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.
Развивающие:
· Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.
Воспитательные:
· Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.
Материалы и оборудование:
Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, интерактивная игра на смарт доске.
Ход занятия.
1. Введение в ситуацию:
- Ребята, сегодня я хочу поговорить о природных явлениях. Какие природные явления вы знаете с которыми мы можем столкнуться в жизни? Назовите? А какие из них самые опасные ситуации вы знаете?
2. Актуализация знаний
(пожар, наводнение, авария, взрыв, нападение преступников)
- Правильно. Это всё опасные ситуации, как ещё их называют экстремальными.
Что такое экстремальные ситуации?
Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.
- Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела. Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится? (подсказка слайд 1 последствия землетрясения). Посмотрите последствия какого природного явления изображены на картинках?
- Правильно, землетрясения. А вы знаете, что такое землетрясение?
(слайд 2 Земля в разрезе)
Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия.
В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения. Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.
3.Затруднение в ситуации:
- Ребята отчего оно происходит? И можно ли его предвидеть? Как например погоду?
Вы знаете как нам узнать, если мы чего-то не знаем?
Что нужно сделать, если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать? (спросить у мамы, позвонить, прочитать в энциклопедии…)
- К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности люди могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальный прибор который называется !
(слайд 4 сейсмограф).
Показ прибора – сейсмографа. Сейсмографы, принимают и записывают все колебания в земной коре.
- Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.
Опыт с водой - волны. 4.Включение нового знания в систему знаний и умений:
- Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли? Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают.
Опыт с салфетками.
- Проделаем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине. Что происходит?
- На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач. Что произошло бы с ними?
Поэтому чтоб такая экстремальная ситуация не застала нас врасплох ,
Мы повторим о правила безопасного поведения на улице во время землетрясения?
1. Не поддаваться панике и отойти на открытое место.
2. Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.
3. Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.
4. Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.
Пройдёмте к доске Интерактивная игра на доске.
Воспитатель: Если мы услышали по радио и другим средствам массовой информации оповещение об эвакуации, то нужно без паники, спокойно взять самое необходимое и уйти в безопасное место, то есть туда, где рядом нет высотных домов.
Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, как вы думаете? А если землетрясение застало врасплох, то не нужно никуда бежать, а найти в своей квартире надёжные безопасные места:
у дверных проёмов, у несущих стен и ни в коем случае не прятаться под кровать или в шкаф.
Интерактивная игра на доске
Необходимо человечков расставить в безопасные места, места в квартире, где вы считаете безопасно находиться во время землетрясения.
Самостоятельная деятельность детей. Анализ работы.
Если останется время А сейчас немного поиграем. Выходите на ковёр. Представьте, что вы растения: деревья, цветы, кустарники. Начинается сильный ветер. Деревья качаются и машут ветвями, Кустарники тоже гнутся под сильным ветром, цветы размахивают своими красивыми головками. Дети повторяют движения за воспитателем. Вдруг ветер успокаивается и всё вокруг затихает (садитесь на стульчики, продолжим нашу беседу)
5. Осмысление:
Ребята, что вы сегодня узнали нового? О том почему происходит землетрясение и как нужно вести себя во время него; как можно узнать заранее о землетрясении, как называется прибор – (Сейсмограф), как называют учёных, которые занимаются этой наукой – сейсмологи. что они делает?
Теперь вы знаете как правильно вести себя во время землетрясения и можете рассказать о об этом и своим товарищам.
Ребята. В нашем регионе сильных землетрясений не бывает, наши службы ЧС очень хорошо работают, и, я думаю, что мы с вами успеем эвакуироваться в надёжное место.
Игра – эстафета «Эвакуация»
Дети делятся на 2 команды и становятся напротив столиков, на которых лежат разные предметы: одежда, игрушки, документы, продукты. По одному подбегают к столику и кладут 1 предмет в корзинку, и так, пока каждый из команды выберет необходимый предмет. В конце игры воспитатель с незнайкой рассматривают содержимое корзинок и обсуждают с детьми правильность выполнения задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zemletr_1.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»
Образовательная область «Социально-коммуникативная»
Направление: Познавательное развитие.
Автор: Хусаинова Малика Эдиковна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»;
Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей.
Доминирующая образовательная область: «Коммуникативное развитие»
Цель: Формирование представления детей о стихийном бедствии – землетрясении.
Задачи:
Обучающие:
- Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;
- Познакомить с правилами безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;
- Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;
- Ввести в словарь детей новые понятия: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.
Развивающие:
- Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.
Материалы и оборудование:
Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, интерактивная игра на смарт доске.
Ход занятия.
- Введение в ситуацию:
- Ребята, сегодня я хочу поговорить о природных явлениях. Какие природные явления вы знаете с которыми мы можем столкнуться в жизни? Назовите? А какие из них самые опасные ситуации вы знаете?
2. Актуализация знаний
(пожар, наводнение, авария, взрыв, нападение преступников)
- Правильно. Это всё опасные ситуации, как ещё их называют экстремальными.
Что такое экстремальные ситуации?
Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.
- Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела. Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится? (подсказка слайд 1 последствия землетрясения). Посмотрите последствия какого природного явления изображены на картинках?
- Правильно, землетрясения. А вы знаете, что такое землетрясение?
(слайд 2 Земля в разрезе)
Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия.
В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения. Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.
3.Затруднение в ситуации:
- Ребята отчего оно происходит? И можно ли его предвидеть? Как например погоду?
Вы знаете как нам узнать, если мы чего-то не знаем?
Что нужно сделать, если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать? (спросить у мамы, позвонить, прочитать в энциклопедии…)
- К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности люди могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальный прибор который называется !
(слайд 4 сейсмограф).
Показ прибора – сейсмографа. Сейсмографы, принимают и записывают все колебания в земной коре.
- Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.
Опыт с водой - волны. 4.Включение нового знания в систему знаний и умений:
- Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли? Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают.
Опыт с салфетками.
- Проделаем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине. Что происходит?
- На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач. Что произошло бы с ними?
Поэтому чтоб такая экстремальная ситуация не застала нас врасплох ,
Мы повторим о правила безопасного поведения на улице во время землетрясения?
- Не поддаваться панике и отойти на открытое место.
- Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.
- Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.
- Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.
Пройдёмте к доске Интерактивная игра на доске.
Воспитатель: Если мы услышали по радио и другим средствам массовой информации оповещение об эвакуации, то нужно без паники, спокойно взять самое необходимое и уйти в безопасное место, то есть туда, где рядом нет высотных домов.
Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, как вы думаете? А если землетрясение застало врасплох, то не нужно никуда бежать, а найти в своей квартире надёжные безопасные места:
у дверных проёмов, у несущих стен и ни в коем случае не прятаться под кровать или в шкаф.
Интерактивная игра на доске
Необходимо человечков расставить в безопасные места, места в квартире, где вы считаете безопасно находиться во время землетрясения.
Самостоятельная деятельность детей. Анализ работы.
Если останется время А сейчас немного поиграем. Выходите на ковёр. Представьте, что вы растения: деревья, цветы, кустарники. Начинается сильный ветер. Деревья качаются и машут ветвями, Кустарники тоже гнутся под сильным ветром, цветы размахивают своими красивыми головками. Дети повторяют движения за воспитателем. Вдруг ветер успокаивается и всё вокруг затихает (садитесь на стульчики, продолжим нашу беседу)
- Осмысление:
Ребята, что вы сегодня узнали нового? О том почему происходит землетрясение и как нужно вести себя во время него; как можно узнать заранее о землетрясении, как называется прибор – (Сейсмограф), как называют учёных, которые занимаются этой наукой – сейсмологи. что они делает?
Теперь вы знаете как правильно вести себя во время землетрясения и можете рассказать о об этом и своим товарищам.
Ребята. В нашем регионе сильных землетрясений не бывает, наши службы ЧС очень хорошо работают, и, я думаю, что мы с вами успеем эвакуироваться в надёжное место.
Игра – эстафета «Эвакуация»
Дети делятся на 2 команды и становятся напротив столиков, на которых лежат разные предметы: одежда, игрушки, документы, продукты. По одному подбегают к столику и кладут 1 предмет в корзинку, и так, пока каждый из команды выберет необходимый предмет. В конце игры воспитатель с незнайкой рассматривают содержимое корзинок и обсуждают с детьми правильность выполнения задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное" с использованием театрализованной деятельности
"Путешествие по сказкам"...
конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное" с использованием театрализованной деятельности
"Как мы Мышку учили"...
Конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
Конспект занятия в младшей группе...
Конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
Конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".ПЕрвичное ознакомление с предметом...
Конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
Первое знакомство с предметом...
Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе тема: «Потребности человека»
Тема: «Потребности человека»Цель Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расшири...
Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира) для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «Наша Родина- Россия»
Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира)для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет ...