КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ» Образовательная область «Социально-коммуникативная»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»

Образовательная область «Социально-коммуникативная»

 

Направление: Познавательное развитие.

Автор: Хусаинова Малика Эдиковна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»;

Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей.

Доминирующая образовательная область: «Коммуникативное развитие»

Цель: Формирование представления детей о стихийном бедствии – землетрясении.

 

Задачи:

Обучающие:

·         Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;

·         Познакомить с правилами безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;

·         Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;

·         Ввести в словарь детей новые понятия: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.

Развивающие:

·         Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

Воспитательные:

·         Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.

 

 

 

Материалы и оборудование:

Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, интерактивная игра на смарт доске.

 

Ход занятия.

 

1.       Введение в ситуацию:

 

- Ребята, сегодня я хочу поговорить о природных явлениях. Какие природные явления вы знаете с которыми мы можем столкнуться в жизни?  Назовите? А какие из них самые опасные ситуации вы знаете?

2. Актуализация знаний

(пожар, наводнение, авария, взрыв, нападение преступников)

- Правильно. Это всё опасные ситуации, как ещё их называют экстремальными.

Что такое экстремальные ситуации?

Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.

- Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела. Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится? (подсказка слайд 1 последствия землетрясения). Посмотрите последствия какого природного явления изображены на картинках?

- Правильно, землетрясения. А вы знаете, что такое землетрясение?

 (слайд 2 Земля в разрезе)

Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия.

 В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения.  Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.

 

3.Затруднение в ситуации:

- Ребята отчего оно происходит? И можно ли его предвидеть? Как например погоду?

Вы знаете как нам узнать, если мы чего-то не знаем?

Что нужно сделать, если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать? (спросить у мамы, позвонить, прочитать в энциклопедии…)

- К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности люди могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальный прибор который называется !

(слайд 4 сейсмограф).

Показ прибора – сейсмографа. Сейсмографы, принимают и записывают все колебания в земной коре.

- Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.

 

Опыт с водой - волны. 4.Включение нового знания в систему знаний и умений:

 

- Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли? Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают. 

 

 

 

 

 

 

Опыт с салфетками.

 

- Проделаем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине. Что происходит?

- На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач. Что произошло бы с ними?

Поэтому чтоб такая экстремальная ситуация не застала нас врасплох ,

Мы повторим о правила безопасного поведения на улице во время землетрясения?

 

1.        Не поддаваться панике и отойти на открытое место.

2.       Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.

3.       Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.

4.       Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.

 

Пройдёмте к доске Интерактивная игра на доске.

Воспитатель: Если мы услышали по радио и другим средствам массовой информации оповещение об эвакуации, то нужно без паники, спокойно взять самое необходимое и уйти в безопасное место, то есть туда, где рядом нет высотных домов.

 Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, как вы думаете?  А если землетрясение застало врасплох, то не нужно никуда бежать, а найти в своей квартире надёжные безопасные места:

у дверных проёмов, у несущих стен и ни в коем случае не прятаться под кровать или в шкаф.

Интерактивная игра на доске

Необходимо человечков расставить в безопасные места, места в квартире, где вы считаете безопасно находиться во время землетрясения.

Самостоятельная деятельность детей. Анализ работы.

 

Если останется время  А сейчас немного поиграем. Выходите на ковёр. Представьте, что вы растения: деревья, цветы, кустарники. Начинается сильный ветер. Деревья качаются и машут ветвями, Кустарники тоже гнутся под сильным ветром, цветы размахивают своими красивыми головками. Дети повторяют движения за воспитателем. Вдруг ветер успокаивается и всё вокруг затихает (садитесь на стульчики, продолжим нашу беседу)

 

5.       Осмысление:

Ребята, что вы сегодня узнали нового? О том почему происходит землетрясение и как нужно вести себя во время него; как можно узнать заранее о землетрясении, как называется прибор – (Сейсмограф), как называют учёных, которые занимаются этой наукой – сейсмологи. что они делает?

Теперь вы знаете как правильно вести себя во время землетрясения и можете рассказать о об этом и своим товарищам.

 

Ребята. В нашем регионе сильных землетрясений не бывает, наши службы ЧС очень хорошо работают, и, я думаю, что мы с вами успеем эвакуироваться в надёжное место.

Игра – эстафета «Эвакуация»

Дети делятся на 2 команды и становятся напротив столиков, на которых лежат разные предметы: одежда, игрушки, документы, продукты. По одному подбегают к столику и кладут 1 предмет в корзинку, и так, пока каждый из команды выберет необходимый предмет. В конце игры воспитатель с незнайкой рассматривают содержимое корзинок и обсуждают с детьми правильность выполнения задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zemletr_1.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»

Образовательная область «Социально-коммуникативная»

Направление: Познавательное развитие.

Автор: Хусаинова Малика Эдиковна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»;

Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей.

Доминирующая образовательная область: «Коммуникативное развитие»

Цель: Формирование представления детей о стихийном бедствии – землетрясении.

Задачи:

Обучающие:

  • Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;
  • Познакомить с правилами безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;
  • Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;
  • Ввести в словарь детей новые понятия: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.

Развивающие:

  • Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.

Материалы и оборудование:

Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, интерактивная игра на смарт доске.

Ход занятия.

  1. Введение в ситуацию:

- Ребята, сегодня я хочу поговорить о природных явлениях. Какие природные явления вы знаете с которыми мы можем столкнуться в жизни?  Назовите? А какие из них самые опасные ситуации вы знаете?

2. Актуализация знаний

(пожар, наводнение, авария, взрыв, нападение преступников)

- Правильно. Это всё опасные ситуации, как ещё их называют экстремальными.

Что такое экстремальные ситуации?

Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.

- Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела. Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится? (подсказка слайд 1 последствия землетрясения). Посмотрите последствия какого природного явления изображены на картинках?

- Правильно, землетрясения. А вы знаете, что такое землетрясение?

 (слайд 2 Земля в разрезе)

Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия.

 В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения.  Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.

3.Затруднение в ситуации:

- Ребята отчего оно происходит? И можно ли его предвидеть? Как например погоду?

Вы знаете как нам узнать, если мы чего-то не знаем?

Что нужно сделать, если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать? (спросить у мамы, позвонить, прочитать в энциклопедии…)

- К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности люди могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальный прибор который называется !

(слайд 4 сейсмограф).

Показ прибора – сейсмографа. Сейсмографы, принимают и записывают все колебания в земной коре.

- Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.

Опыт с водой - волны. 4.Включение нового знания в систему знаний и умений:

- Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли? Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают.  

Опыт с салфетками.

- Проделаем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине. Что происходит?

- На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач. Что произошло бы с ними?

Поэтому чтоб такая экстремальная ситуация не застала нас врасплох ,

Мы повторим о правила безопасного поведения на улице во время землетрясения?

  1.  Не поддаваться панике и отойти на открытое место.
  2. Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.
  3. Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.
  4. Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.

Пройдёмте к доске Интерактивная игра на доске.

Воспитатель: Если мы услышали по радио и другим средствам массовой информации оповещение об эвакуации, то нужно без паники, спокойно взять самое необходимое и уйти в безопасное место, то есть туда, где рядом нет высотных домов.

 Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, как вы думаете?  А если землетрясение застало врасплох, то не нужно никуда бежать, а найти в своей квартире надёжные безопасные места: 

у дверных проёмов, у несущих стен и ни в коем случае не прятаться под кровать или в шкаф.

Интерактивная игра на доске

Необходимо человечков расставить в безопасные места, места в квартире, где вы считаете безопасно находиться во время землетрясения.

Самостоятельная деятельность детей. Анализ работы.

Если останется время  А сейчас немного поиграем. Выходите на ковёр. Представьте, что вы растения: деревья, цветы, кустарники. Начинается сильный ветер. Деревья качаются и машут ветвями, Кустарники тоже гнутся под сильным ветром, цветы размахивают своими красивыми головками. Дети повторяют движения за воспитателем. Вдруг ветер успокаивается и всё вокруг затихает (садитесь на стульчики, продолжим нашу беседу)

  1. Осмысление:

Ребята, что вы сегодня узнали нового? О том почему происходит землетрясение и как нужно вести себя во время него; как можно узнать заранее о землетрясении, как называется прибор – (Сейсмограф), как называют учёных, которые занимаются этой наукой – сейсмологи. что они делает?

Теперь вы знаете как правильно вести себя во время землетрясения и можете рассказать о об этом и своим товарищам.

Ребята. В нашем регионе сильных землетрясений не бывает, наши службы ЧС очень хорошо работают, и, я думаю, что мы с вами успеем эвакуироваться в надёжное место.

Игра – эстафета «Эвакуация»

Дети делятся на 2 команды и становятся напротив столиков, на которых лежат разные предметы: одежда, игрушки, документы, продукты. По одному подбегают к столику и кладут 1 предмет в корзинку, и так, пока каждый из команды выберет необходимый предмет. В конце игры воспитатель с незнайкой рассматривают содержимое корзинок и обсуждают с детьми правильность выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"

Конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".ПЕрвичное ознакомление с предметом...

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе тема: «Потребности человека»

Тема: «Потребности человека»Цель Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расшири...

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира) для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «Наша Родина- Россия»

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира)для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет ...