конспект НОД " Ну, весна, как дела?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по познавательно-речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuvesna_kak_dela.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по познаватель-
но – речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Задачи. Закрепить и уточнить знания и представления детей об изменениях в
природе с наступлением весны. Развивать зрительное и слуховое внимание,
связную, фразовую речь, координацию речи с движениями; совершенствовать
мелкую моторику, обогащать тактильные ощущения; учить размышлять, срав –
нивать, находить предметно-следственные связи. Воспитывать умение слушать,
смело высказывать свои мысли; передавать разнообразие весенней природы в
мимике, жестах, пластике, интонациях.
Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательно – исследова –
тельская, двигательная, художественно – эстетическая.
Материалы и оборудование:
демонстрационный: мягкая игрушка «Солнышко», опрыскиватель для цветов,
веер, фонарик, мягкая ворсистая зелёная ткань, лавандовое масло в аромолам-
пе, микрофон /игрушка/, магнитная доска, картинки с весенними явлениями
природы, дидактическое пособие «Лесенка противоположностей», игрушки
для инсценировок/ грач, подснежник, девочка, Весна/, ёмкость с водой, фото-
аппарат, магнитофон, диск с пьесой П.Чайковского « Подснежник»;
раздаточный: по четыре полоски разного цвета каждому /оранжевая, белая,
зелёная, красная /, снежные комочки / из поролона или ваты/, бумажные раз –
ноцветные цветы в бутонах, шапочки-диадемы для импровизации на тему вес-ны.
Предварительная работа.
Наблюдения за приметами ранней весны в природе, рассматривание иллюст-
раций, мнемотаблиц, картин о весне, чтение и заучивание стихотворений , зага-
док, пальчиковых игр; инсценирование знакомых стихов о весне, просмотр ав-
торской презентации « Времена года. Весна», слушание музыки П.Чайковского.
***********
Последовательность действий.
1 часть. Приветствие.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2 часть. Воспитатель предлагает детям загадки о временах года. Отгадав их дети показывают полоски определённого цвета, а именно: если осень – оран –
живую, лето – красную, зима – белую, весна – зелёную.( Приложение №1).
3 часть. Педагог читает стихотворение Г.Ладонщикова « Тихая весна»
( Приложение №2)
4 часть .Воспитатель рассказывает о том , как раньше на Руси люди весну зазы-
вали и говорили такие слова : « Весна красна! В гости просим! Приди скорей!
Принеси с собой…». Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у Весны.
Проводится игра в кругу с мягкой игрушкой «Солнышко». ( Дети просят у Весны
тепло, яркое солнышко, зелёную травку, подснежники, птичек, тёплый дождик,
капель, ручейки, хорошую погоду, первые листочки и т.д.).
5 часть. Педагог напоминает детям, что они забыли попрощаться с Зимой.
Уходи скорей зима, ведь весне придти пора.
Прекрати скорее злиться, мы устали холодиться!
Дидактическая игра « Лесенка противоположностей» ( Приём «Наоборот»)
- Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете?
Давайте быстренько поднимемся по лесенке противоположностей.
Зима ушла, а весна…пришла.
Зимой природа спит, а весной…просыпается.
Зима холодная, а весна…теплая.
Зимой солнце морозит, а весной… греет.
Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
Зимой надевают шубы, а весной…куртки.
Динамическая пауза со снежными комочками. ( Приложение №3 )
6 часть. И сразу в воздухе запахло весной. Давайте ощутим её прикосновение.
(Проводится самомассаж лица).
* Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо ( поглаживание лица).
* Дожди ещё прохладные ( постукивание подушечками пальцев ).
* По утрам ещё пощипывает мороз ( пощипывание лица ).
* А солнышко светит с каждым днём всё сильнее и приближает встречу с Вес-
ной ( снова поглаживание лица ).
7 часть. Дидактическая игра « Признаки весны».
А)Педагог предлагает детям закрыть глаза , подставить ладошки и брызгает им на руки. – Что почувствовали? Откуда весной вода? (ответы детей : тает снег , лёд ,лужи, сосульки, текут ручейки и пр.). Педагог предлагает ребёнку найти картинку с этими изображениями выставить на мольберт.
Б) Дети снова закрывают глаза, воспитатель дует на них веером.
- Что сейчас чувствуете? Каким бывает ветер весной? ( предполагаемые ответы
весенний, тёплый, ласковый, слабый).
Выставляются картинки ветра.
В) Предлагается снова закрыть глаза. Включается фонарик.
-Что ощущаете? Что делает фонарь? А что светит на улице весной? Какими сло-
вами можно сказать о весне? ( Весна солнечная, светлая, ясная, яркая, жёлтая ).
Выставляется картинка весны.
Г) Детям, у которых закрыты глаза, дают потрогать ворсистую мягкую ткань зе-
лёного цвета. – На что это похоже? ( На мягкую травку, нежные листочки и т.д.)
Выставляется картинка весенней травки, луга.
Д) Педагог даёт понюхать лавандовое масло и спрашивает о запахе.
- Чем пахнет на улице весной?
Выставляется детьми картинка с весенними цветами (сирень).
Воспитатель предлагает всем порадоваться приходу весны: сделать глубокий
вдох , а на выдохе сказать: « Ах, как вкусно пахнет весной!» (индивидуальные и
хоровые ответы ).
8 часть.
Дети рассказывают чистоговорки о Весне, громко, с микрофоном, чтобы она их услышала.
Ра-ра-ра – пришла весны пора.
Ра-ра-ра – весне рада детвора.
Ру-ру-ру – грачи ходят по двору.
Ро-ро-ро – у грача черно перо.
Ры-ры-ры – светит солнце во дворы.
Ны-ны-ны – долго не было весны.
Грачи летят, на всю Русь кричат:
Ну-ну-ну – мы несём весну.
На-на-на – пришла весна!
9 часть.
Воспитатель приглашает детей заглянуть в весенний театр игрушек и инсценировать знакомые стихи : «Разговор с Весной»/О.Высоцкая/ и «Чёрный грач».( Приложение № 4 ).
10 часть.
Пальчиковая игра « Цветок».
Вырос весенний цветок на поляне./Две руки вместе вверх/
Утром весенним раскрыл лепестки./Ладони развести в стороны/.
Всем лепесткам красоту и питанье /Ладони вместе тыльной стороной/.
Дружно дают под землёй корешки. /Руки вниз и пошевелить пальцами/.
11 часть. Педагог предлагает детям подарить Весне добрый хоровод
« Веснянка».
Солнышко, солнышко, золотое донышко…/ идут по кругу/
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! / руки поднять вверх/
Побежал в саду ручей /бег по кругу/
Прилетели сто грачей / машут руками/
А сугробы тают, тают / приседают/
И цветочки подрастают /встать и поднять руки вверх/.
12 часть.
Проводится опыт с бумажными цветами «Наши цветочки распустили свои
лепесточки».
13 часть.
Импровизация « Весенняя картина». Воспитатель предлагает детям нарисо
вать картину без красок и без кисти, только своими движениями , мимикой.
А поможет нам красивая музыка и ваша фантазия. Дети надевают диадемки-
шапочки , движутся под музыку/П.Чайковский «Подснежник» /, в конце музыки замирают, педагог их фотографирует.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1. Загадки о временах года.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья./ОСЕНЬ/
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? /ЗИМОЙ /.
Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают.
Когда это бывает? / ЛЕТОМ /
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. / ВЕСНА /
№ 2. Тихая весна. Г.Ладонщиков. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто так тихо ходит за окном?
Кто пришел так тихо-тихо? Ну, конечно, не слониха.
И, конечно, бегемот тихо так прийти не мог.
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит, это значит: тише всех пришла весна.
№ 3.Упражнения со снежным комочком.
В правую руку снежок свой возьми,
Над головою его подними,
И перед грудью его подержи,
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика комочек коснётся и ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне, да на живот - не запутаться б мне!
№4.Инсценировка « Чёрный грач на ветку сел…»
а/.Черный грач на вербу сел. Лес знакомый оглядел.
Заложил крыло за спину , стукнул клювом: «Как дела? Что с весной? Уже пришла?»
А внизу под той же вербой вдруг подснежник самый первый
Из- под листьев прошлогодних тихо вылез: «Как дела? Что с весной? Уже пришла ? Снег сошел ли? Много ль света? Лед не тает отчего?
Нас сюда прислало лето. Мы- разведчики его».
***** ***** *****
б/. Разговор с весной. О. Высоцкая.
- Ну, Весна, как дела ?
- У меня уборка!
- Для чего тебе метла?
-Снег мести с пригорка.
- Для чего тебе ручьи?
- Мусор смыть с дорожек.
- Для чего тебе лучи?
- Для уборки тоже!
Всё помою, просушу,
Всех на праздник приглашу!
****** ******* ******* ****** *******
Литература.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб., 2002.
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошунникова Р. Почемучка. М., 1987.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск.,1999.
- Цветик-семицветик. /под ред. Куражевской Н.Ю./ СПб., 2012.
- Четыре времени года./ сост. Веретенникова С.А. / М., 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КонспектНОД
Конспект НОД "Дары Осени"...
КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"
Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....
Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"
Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...
КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...
КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»
КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...
КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".
Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...
КонспектНОД "Редкие животные"
конспект...