конспект НОД " Ну, весна, как дела?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Смирнова Светлана Юрьевна

Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по познавательно-речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuvesna_kak_dela.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по познаватель-

но – речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Задачи. Закрепить и уточнить знания и представления детей об изменениях в

природе с наступлением весны. Развивать зрительное и слуховое внимание,

связную, фразовую речь, координацию речи с движениями; совершенствовать

мелкую моторику, обогащать тактильные ощущения; учить размышлять, срав –

нивать, находить предметно-следственные связи. Воспитывать умение слушать,

смело высказывать свои мысли; передавать разнообразие весенней природы в

мимике, жестах, пластике, интонациях.

Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательно – исследова –

тельская, двигательная, художественно – эстетическая.

Материалы и оборудование:

демонстрационный:  мягкая игрушка «Солнышко», опрыскиватель для цветов,

веер, фонарик, мягкая ворсистая зелёная ткань, лавандовое масло в аромолам-

пе, микрофон /игрушка/, магнитная доска, картинки с весенними явлениями

природы, дидактическое пособие «Лесенка противоположностей», игрушки

для инсценировок/ грач, подснежник, девочка, Весна/, ёмкость с водой, фото-

аппарат, магнитофон, диск с пьесой П.Чайковского « Подснежник»;

раздаточный:  по четыре полоски разного цвета каждому /оранжевая, белая,

зелёная, красная /, снежные комочки / из поролона или ваты/, бумажные раз –

ноцветные цветы в бутонах, шапочки-диадемы для импровизации на тему вес-ны.

Предварительная работа.

   Наблюдения за приметами ранней весны в природе, рассматривание иллюст-

раций, мнемотаблиц, картин о весне, чтение и заучивание стихотворений , зага-

док, пальчиковых игр; инсценирование знакомых стихов о весне, просмотр ав-

торской презентации « Времена года. Весна», слушание музыки П.Чайковского.

                                  ***********                              

Последовательность действий.

1 часть. Приветствие.

   Собрались все дети в круг.

   Я твой друг и ты мой друг.

   Дружно за руки возьмёмся

   И друг другу улыбнёмся.

2 часть. Воспитатель предлагает детям загадки о временах года. Отгадав их дети показывают полоски определённого цвета, а именно: если осень – оран –

живую, лето – красную, зима – белую, весна – зелёную.( Приложение №1).

3 часть. Педагог читает стихотворение Г.Ладонщикова « Тихая весна»

( Приложение №2)

4 часть .Воспитатель рассказывает о том , как раньше на Руси люди весну зазы-

вали  и говорили такие слова : « Весна красна! В гости просим! Приди скорей!

Принеси с собой…». Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у Весны.

Проводится игра в кругу с мягкой игрушкой «Солнышко». ( Дети просят у Весны

тепло, яркое солнышко, зелёную травку, подснежники, птичек, тёплый дождик,

капель, ручейки, хорошую погоду, первые листочки и т.д.).

5 часть. Педагог напоминает детям, что они забыли попрощаться с Зимой.

   Уходи скорей зима, ведь весне придти пора.

   Прекрати скорее злиться, мы устали холодиться!

Дидактическая игра « Лесенка противоположностей» ( Приём «Наоборот»)

- Ребята, вы так много знаете о весне, а  зиму с весной не перепутаете?

Давайте быстренько поднимемся по лесенке противоположностей.

    Зима ушла, а весна…пришла.

    Зимой природа спит, а весной…просыпается.

    Зима холодная, а весна…теплая.

    Зимой солнце морозит, а весной… греет.

    Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.

    Зимой надевают шубы, а весной…куртки.

Динамическая пауза со снежными комочками. ( Приложение №3 )

6 часть. И сразу в воздухе запахло весной. Давайте ощутим её прикосновение.

(Проводится самомассаж лица).

  * Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо ( поглаживание лица).

  * Дожди ещё прохладные ( постукивание подушечками пальцев ).

  * По утрам ещё пощипывает мороз ( пощипывание лица ).

  * А солнышко светит с каждым днём всё сильнее и приближает встречу с Вес-

ной ( снова поглаживание лица ).

7 часть. Дидактическая игра « Признаки весны».

А)Педагог предлагает детям закрыть глаза , подставить ладошки и брызгает им на руки. – Что почувствовали? Откуда весной вода? (ответы детей : тает снег , лёд ,лужи, сосульки, текут ручейки и пр.). Педагог предлагает ребёнку найти картинку с этими изображениями выставить на мольберт.

Б) Дети снова закрывают глаза, воспитатель дует на них веером.

 - Что сейчас чувствуете? Каким бывает ветер весной? ( предполагаемые ответы

весенний, тёплый, ласковый, слабый).

Выставляются картинки ветра.

В) Предлагается снова закрыть глаза. Включается фонарик.

 -Что ощущаете? Что делает фонарь? А что светит на улице весной? Какими сло-

вами можно сказать о весне? ( Весна солнечная, светлая, ясная, яркая, жёлтая ).

Выставляется картинка весны.

Г) Детям, у которых закрыты глаза, дают потрогать ворсистую мягкую ткань зе-

лёного цвета. – На что это похоже? ( На мягкую травку, нежные листочки и т.д.)

Выставляется картинка весенней травки, луга.

Д) Педагог даёт понюхать лавандовое масло и спрашивает о запахе.

 - Чем пахнет на улице весной?

Выставляется детьми картинка с весенними цветами (сирень).

Воспитатель предлагает всем порадоваться приходу весны: сделать глубокий

вдох , а на выдохе сказать: « Ах, как вкусно пахнет весной!» (индивидуальные и

хоровые ответы ).

8 часть.

   Дети рассказывают чистоговорки  о Весне, громко, с микрофоном, чтобы она     их услышала.

   Ра-ра-ра – пришла весны пора.

   Ра-ра-ра – весне рада детвора.

   Ру-ру-ру – грачи ходят по двору.

   Ро-ро-ро – у грача черно перо.

   Ры-ры-ры – светит солнце во дворы.

   Ны-ны-ны – долго не было весны.

   Грачи летят, на всю Русь кричат:

   Ну-ну-ну – мы несём весну.

   На-на-на – пришла весна!

9 часть.

   Воспитатель приглашает детей заглянуть в весенний театр игрушек и инсценировать знакомые стихи : «Разговор с Весной»/О.Высоцкая/ и «Чёрный грач».( Приложение № 4 ).

10 часть.

   Пальчиковая игра « Цветок».

   Вырос весенний цветок на поляне./Две руки вместе вверх/

   Утром весенним раскрыл лепестки./Ладони развести в стороны/.

   Всем лепесткам красоту и питанье /Ладони вместе тыльной стороной/.

   Дружно дают под землёй корешки. /Руки вниз и пошевелить пальцами/.

11 часть. Педагог предлагает детям подарить Весне добрый хоровод

« Веснянка».

   Солнышко, солнышко, золотое донышко…/ идут по кругу/

   Гори, гори ясно, чтобы не погасло! / руки поднять вверх/

   Побежал в саду ручей /бег по кругу/

   Прилетели сто грачей / машут руками/

   А сугробы тают, тают / приседают/

   И  цветочки подрастают /встать и поднять руки вверх/.

12 часть.

  Проводится опыт с бумажными цветами «Наши цветочки распустили свои

лепесточки».

13 часть.

   Импровизация « Весенняя картина». Воспитатель предлагает детям нарисо

вать картину  без красок и без кисти, только своими движениями , мимикой.

А поможет нам красивая музыка и ваша фантазия. Дети надевают диадемки-

шапочки  , движутся под музыку/П.Чайковский «Подснежник» /, в конце музыки замирают, педагог их фотографирует.

                 

ПРИЛОЖЕНИЕ

   №1. Загадки о временах года.

   Пришла без красок и без кисти

   И перекрасила все листья./ОСЕНЬ/

   Снег на полях, лёд на водах,

   Вьюга гуляет. Когда это бывает?  /ЗИМОЙ /.

   Солнце припекает,

   Цветы расцветают,

   Бабочки порхают,

   Ягоды поспевают.

   Когда это бывает?    / ЛЕТОМ /

   Тает снег, звенят ручьи,

   Всё сильней потоки.

   И летят уже грачи

   К нам из стран далёких. / ВЕСНА /

№ 2. Тихая весна. Г.Ладонщиков. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?  Кто  так  тихо  ходит  за окном?

Кто  пришел  так  тихо-тихо? Ну, конечно, не  слониха.

И, конечно, бегемот  тихо  так  прийти  не  мог.

И  никто  из  вас  не  слышал, как  листок  из  почки  вышел,

И  услышать  не  могли  вы,  как  зеленые  травинки,

Сняв  зеленые  ботинки,  тихо  вышли  из  земли.

И  подснежник  тихо  вышел. И  повсюду  тишина.

Это  значит,  это  значит:  тише  всех  пришла  весна.

№ 3.Упражнения со снежным комочком.

   В правую руку снежок свой возьми,

   Над головою его подними,

   И перед грудью его подержи,

   К левой ступне не спеша положи.

   За спину спрячь и затылка коснись,

   Руку смени и другим улыбнись.

   Правого плечика комочек коснётся и ненадолго за спину вернётся.

   С голени правой да к левой ступне, да на живот - не запутаться б мне!

№4.Инсценировка « Чёрный грач на ветку сел…»

а/.Черный грач на вербу сел. Лес знакомый оглядел.

 Заложил крыло за спину , стукнул клювом: «Как дела? Что с весной? Уже пришла?»

А внизу под той же вербой вдруг подснежник самый первый

Из- под листьев прошлогодних тихо вылез:  «Как дела? Что с весной? Уже пришла ? Снег сошел ли? Много ль света? Лед не тает отчего?

Нас сюда прислало лето.  Мы- разведчики его».

                          *****          *****         *****

б/. Разговор с весной. О. Высоцкая.

- Ну, Весна, как дела ?

- У меня уборка!

- Для чего тебе метла?

-Снег мести с пригорка.

- Для чего тебе ручьи?

- Мусор смыть с дорожек.

- Для чего тебе лучи?

- Для уборки тоже!

Всё помою, просушу,

Всех на праздник приглашу!

      ******              *******             *******            ******                *******

Литература.

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб., 2002.
  2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошунникова Р. Почемучка. М., 1987.
  3. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск.,1999.
  4. Цветик-семицветик. /под ред. Куражевской Н.Ю./ СПб., 2012.
  5. Четыре времени года./ сост. Веретенникова С.А. / М., 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КонспектНОД

Конспект НОД "Дары Осени"...

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"

Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...