"Зимующие птицы"-непосредственно- образовательная деятельность детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Зимующие птицы»
Непосредственно – образовательная деятельность
детей старшей группы (5 -6 лет) Цель: развивать диалогическую и объяснительную речь
Задачи:
- закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах ( «Познавательное развитие» , « Художественно-эстетическое развитие».)
- подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц, их питанием,
движением и образом жизни («Познавательное развитие» . )
- учить задавать вопросы ( «Социально-коммуникативное развитие».)
- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи,
оречевлять свои выводы («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». )
- расширять словарный запас («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». )
- учить делать кормушки для птиц («Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».)
Способ организации детей: дети сидят на ковре вместе с воспитателем
Материал. Иллюстрация с изображением птиц. Аудиозапись пения птиц. Зима (кукла, одетая по - зимнему). Картон, мучной клейстер, сухие зёрна.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, рассказов о птицах.
Формы организации совместной деятельности:
- Чтение стихотворения
- Рассказ воспитателя
- Беседа о зимующих птицах
- Рассматривание иллюстраций
- Прослушивание аудиозаписи
- Изготовление кормушек для птиц
Проведение в НОД:
- мотивация на деятельность
Воспитатель читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»
Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенёчки,
Скамейки и стога
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берёз.
А выдержит мороз?
После прочтения стихотворения спрашивает у детей, как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей)
Звучит музыка, появляется Зима.
- Реализация деятельности
Зима: Здравствуйте, ребята! Проверила я, как к зиме приготовились реки и озёра. Что я увидела? (ответы детей) Земля и деревья тоже приготовились к зиме. А вы знаете как? Животные приготовились к встрече со мной, а как? (Ответы детей). Хочу сейчас смотр птицам устроить. Что за птицы, смелые и выносливые, что меня не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Ответы (воробьи, вороны, сороки, синички, снегири, чижи, дятлы, клесты, галки, голуби, свиристели, щеглы) Интересно мне узнать: как они выглядят, чем питаются, какие звуки издают? Вот кто это?
Маленький мальчишка
в сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
Дети. Воробей.
Воспитатель. Верно. А как он выглядит? (Показывает иллюстрацию.) Воробей маленькая, очень подвижная птица с круглой головой. Коротким туловищем, короткими крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, хвостик поднят вверх. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Где же они зимуют? (в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.) Где пищу находят? (во дворах, на свалках, в кормушках.) Вы слышали, какие звуки они издают? (включает аудиозапись чириканья.) Воробьи селятся стайками. Если сторож заметит в небе хищника, кричит чир- р и воробьи улетают.
Зима. Эта птица – непоседа
Одного с берёзой цвета
Кто это?
Дети. Сорока.
Воспитатель. Как она выглядит? (Выставляет иллюстрацию.) Сорока – крупная птица с красивым чёрно – белым опереньем. Сама она чёрная, а бока белые, поэтому и называют её сорока - белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Кто знает, почему её называют сорокой – воровкой? (любит блестящие вещи, уносит их, прячет). Какие звуки издаёт сорока? (включает аудиозапись) Эти звуки напоминают стрекот. Какую пользу приносят сороки?
Дети. Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в их брошенных гнёздах селятся мелкие птицы.
Зима.
Она маленькая птичка,
И зовут её …. (синичка.)
Воспитатель (выставляет иллюстрацию.) Как она выглядит (На голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле и брюшке чёрная полоса – галстучек, спина жёлто – зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые. Где синички устраивают гнёзда? (В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках.) Какие звуки издают? (прослушивание аудиозаписи). Много ли насекомых уничтожают? (Столько, сколько сами весят)
Зима.
Красногрудый, краснокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь.)
Воспитатель (показывает иллюстрацию). Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.) Опишите его. (верх головы, крылья, хвост и пятно над клювом чёрные. Спина у снегиря голубовато – серая, брюшко красное, клюв короткий, толстый, чёрный. Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклёвывать ягоды рябины и есть зёрнышки, расклёвывать семена клёна, липы.) Посмотрите, какая красивая птица снегирь. Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег, купается. Послушайте, как поёт (включает аудиозапись).
Зима. Я по дереву стучу,
Червячка давать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой!
Кто это? (дятел)
Воспитатель (показывает иллюстрацию). Какой красивый! Кто хочет про него рассказать? (рассказ ребёнка). Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет). А где, проводит большую часть времени? (На дереве). Какой клюв у дятла, и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, он им стучит по дереву, долбит кору, и вытаскивает длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки.) Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.
Зима. Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет
Видишь - кружат 20 пар
И кричат: кар – кар – кар.
(ворона)
Воспитатель (показывает иллюстрацию). Опишите её. (Чёрные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперенье серое). Днём они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях. Давайте поиграем в ворон. Проводится физкультминутка. Воспитатель читает стихотворение:
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны:
Кар – кар – кар.
Дети бегают, размахивают руками и кричат: «Кар – кар – кар».
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар.
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают
Дети садятся на корточки, кладут руку под щёку – засыпают.
Зима. Много интересного вы про птиц знаете. Я хочу с вами поиграть в игру «Угадай - ка». Я загадываю какую – то птицу, вы меня про неё спрашиваете, я отвечаю. Вы отгадываете.
Дети по одному задают вопросы:
- Птица большая или маленькая?
- У птицы оперенье одного цвета или нет?
- Эта птица живёт в городе или в лесу? И т.д.
Молодцы, ребята, всех птиц угадали. А кто-нибудь из вас знает, как мы можем помочь нашим братьям меньшим пережить зиму. (Ответы детей).
Правильно дети! Вот и я сегодня хочу предложить вам сделать кормушки для птиц. В зимнее время они им особенно нужны, потому что в период сильных морозов и снегопадов пернатым друзьям найти корм значительно труднее, чем летом.Но наши кормушки будут очень необычными и красивыми. Для этого мы с вами вырежем произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики), потом обмажем их мучным клейстером, а затем густо обсыпим с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, мы их развесим на веточках деревьев. Но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
- Наши пальчики проснулись,
- Потянулись, потянулись…
- И встряхнулись…
выполняются все эти движения
- По ладошке побежали
по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
- Побежали, побежали,
- Поскакали, поскакали
изображаются эти движения
- И устали. Сели отдыхать
дети трясут пальцами и кладут руки на стол
Воспитатель снова напоминает этапы изготовления кормушек.
Дети делают кормушки.
- Итоги деятельности
Зима:Какие у вас получились красивые кормушки, ребята! Я очень рада, что мои помощники снег и мороз не оставят бедных птичек без еды. А сейчас мне пора идти, до свидания.
Воспитатель: Вот и Зима улетела выполнять свои обязанности. Кто мне напомнит, для каких птичек мы делали кормушки? (Ответы детей). Правильно! А сейчас давайте собираться на улицу, чтобы поскорее покормить наших пернатых друзей.
- Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:
- наблюдение, чтение художественной литературы, изготовление рисунков на тему «Птичка, которую я покормил», настольно-печатная игра лото «Зимующие птицы»
- Взаимодействие с родителями: организация выставки совместных поделок и рисунков «Мои пернатые друзья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация образовательной области «Физкультура» в непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы
Тема : « С физкультурой мы дружны- нам болезни не страшны» Цели: совершенствовать двигательные навыки детей через осно...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы "В гости к птицам"
Дети по просьбе Тетушки Совы отправляются в лес, чтобы пригласить птиц на свой праздник....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по кружковой работе «Тили-тили тесто» на тему «Грибная поляна».
Программное содержание:1. Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена.2. Развивать движения пальцев рук.3....
Проект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по духовно-нравственному воспитанию
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "Храмовая архитектура" ....
Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Чудесный букет»
Приоритетная образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество»: обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия. Закрепить знание детей о симметричных и нессиметричных пред...
Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР «Весна. Перелётные птицы»
Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР.Направление: «Познавательно – речевое развитие».Тема: «Весна. Перелётные птицы»Использование совре...