Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы на тему: «Почему зима похожа на ночь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы на тему:
«Почему зима похожа на ночь»
Образовательные области: «Коммуникации», «Познание»
Воспитатель: Артемьева Алевтина Михайловна
Цель: Закрепить и обобщить знания детей по теме Зима в природе»
Задачи.
1. Образовательные:
- закреплять знания детей о временных представлениях (времена года, части суток; их последовательность);
- обобщить знания детей об изменениях в жизни живой и неживой природы в зимний период;
- уточнить и активизировать словарь по данной теме;
2. Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности детей;
- способствовать развитию воображения, зрительного внимания и памяти;
3. Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес и бережное отношения к окружающей природе.
Ход занятия
В.: Ребята что-то у нас беспорядок в уголке природы. Перепутаны карточки с временами года и частями суток. И шишки желуди раскиданы. Ой это белочка к нам прискакала.
В.: - Белочка, как ты у нас оказалась.
Б.: - Я пришла к вам в гости и хочу вас угостить, но сначала отгадайте загадку:
Четыре раза к нам приходит дед,
И каждый раз он в разное одет.
Четыре раза платье поменяет
И снова все сначала повторяет.
Дети: Это 4 времени года.
В: Как можно назвать одним словом все 4 времени года?
Дети: Год.
В: В загадке дед- это … (год), а четыре платья – это… (времена года)
Какого цвета платье у зимы? (осени, лета, весны)
Дети: У зимы белое платье, у осени разноцветное платье, у лета больше зеленого цвета, у весны голубое платье.
В: В году у дедушки четыре имени. Назовите их по порядку.
Дети: Зима, Весна, лето, Осень.
В.: Мы твою загадку отгадали. А теперь посиди послушай как наши детки расскажут про зиму.
В.: Дети ответьте. А сейчас какое время года?
Дети: Зима.
В.: (картинка Зима). Какого цвета зима?
Д.: Кругом лежит белый снег.
В.: Какая зима? (белоснежная).
В.: Отгадайте загадку:
С неба падают зимою
и кружатся над землею,
легкие пушинки,
белые...(снежинки).
В.: Что делают снежинки? (кружатся, летят, танцуют, падают, порхают, садятся на землю). Подберите слова, похожие на слово «снег».
Дети: снежок, снежинка, снегопад, снежная, заснеженные, белоснежная.
В.: Что укрыл снег? (снег укрыл землю). (картинка- Земля).
Дети: Снег укрыл цветы и траву, осенние листья.
В.: Удивительно, но холодный для нас снег, для растений и земли-это пушистое, теплое одеяло, которое защищает от зимних морозов. Зима позаботилась и о больших растениях.
Картинка «Деревья и кусты».
Расскажите стихотворение «Зима раскрыла снежные объятья, одела все деревья в шубы, платья».
В. Какие деревья нарядила зима в шубы? В платья?
Дети: Хвойные деревья зима нарядила в шубы. Лиственные деревья-в платья.
Физминутка «Снег»
Как на горке снег, и под горкой снег,
как на елке снег, и под елкой снег,
а под снегом спит медведь,
тише, тише-не шуметь.
В. : Кто еще спит зимой?
Ответы детей: ежик, барсук, енот.
В.: Зимой спят животные, которым трудно себя прокормить в это время года.
Пальчиковая гимнастика:
Еж, медведь, барсук, енот
спят зимою каждый год.
Зайца, белку, рысь, лису
и зимой найдешь в лесу.
Послушайте еще загадку:
Прозрачен, как стекло,
а не вставишь в окно.
Картинка «Река»
Что происходит зимой с рекой?
Дети: река покрывается льдом.
В. Какой лед?
Дети: толстый, крепкий, прозрачный, блестящий, гладкий, скользкий.
В.: А кто плавает подо льдом? (картинки рыб)
Назовите рыб.
Дети: карась, окунь, сом, щука, линь.
В.: Почему рыбы зимой вялые?
Д.: рыбам не хватает кислорода. Они двигаются очень медленно, как будто спят.
В. Как можно помочь рыбам?
Дети: Рыбаки делают проруби и в воду поступает рыбам кислород.
Ребята, давайте повторим кто же спит зимой?
Дети: Деревья, растения, рыбы, животные.
В.: Как можно назвать одним словом растения и животных?
Д.: Зимой спит вся природа.
В.: Зима – это четвертая часть года.
В.: Ребята, а чего еще бывает по четыре? (картинка-части суток).
Назовите части суток. (утро, день, вечер, ночь)
Отгадайте загадку:
Старенькая бабушка
Всю землю черным покрывалом укрыла,
Спать уложила.
Как ее зовут?
Дети: Ночь. (картинка-ночь).
В. Какого цвета ночь? - (черная).
Я предлагаю вам ответить на интересный вопрос: почему говорят, что зима (картинка «Зима») похожа на ночь (картинка «Ночь»).
И может ли белоснежная зима быть похожа на черную ночь.
Посмотрите на картинки (темно, тихо, люди, животные). Расскажите о ночи по всем картинкам.
Дети: ночью на улице темно. Ночью на улице тихо. Ночью люди спят. Животные ночью тоже спят.
В. Что можно сказать про день и ночь зимой:
Зимой самый короткий день, а ночь самая длинная. Поэтому зимой большую часть суток на улице темно.
Давайте сравним ночь и зиму.
Девочки рассказывают о ночи. Картинка «Ночь».
Девочки: Ночью на улице темно.
В.: Мальчики рассказывают о зиме. Картинка «Ночь зимой».
Мальчики: Зимой самая длинная ночь. Зимой большую часть суток на улице темно. И этим ЗИМА и НОЧЬ похожи.
В.: Рассмотрим картинки «Спят люди» и «Берлога».
Девочки: Ночью спят люди и животные.
Мальчики: Зимой спит вся природа. И этим ЗИМА и НОЧЬ похожи.
Картинки «Ночной город» и «Зимний лес».
Девочки: Ночью на улице тихо.
Мальчики: Зимой в лесу тихо.
Воспитатель: И этим ЗИМА И НОЧЬ ПОХОЖИ.
Так почему же зима похожа на ночь?
Дети: Зимой большую часть суток на улице темно. Спит вся природа. Поэтому кругом тихо.
В.: Подошла к концу наша беседа. Мне понравилось, как вы отвечали на вопросы.
А что вам понравилось? (ответы детей).
Наш разговор слышала белочка, она благодарит вас за интересные ответы и угощает орешками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «В гости к нам пришла зима».
Использование нетрадиционной техники рисования....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе на тему «Как животные готовятся к зиме»
Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий вос...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы на тему: " Цветочная поляна".
Приобщать к изобразительному искусству, формировать интерес у детей к окружающему миру природы....
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».
Образовательная область: «Речевое развитие».Интегрированные образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физиче...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».
Образовательная область: "Речевое развитие".Интегрированные обрзовтельные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие....
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы на тему «цветочная поляна»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы на тему «цветочная поляна»Художественное творчество», «социализация»Цель: вызвать интерес...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»Лепка (пластилинография)...