Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы на тему: «Почему зима похожа на ночь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Артемьева Алевтина Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы на тему:

«Почему зима похожа на ночь»

Образовательные области: «Коммуникации», «Познание»
Воспитатель: Артемьева Алевтина Михайловна
Цель: Закрепить и обобщить знания детей по теме Зима в природе»
Задачи.
1. Образовательные:
-  закреплять знания детей о временных представлениях (времена года, части суток; их последовательность);
- обобщить знания детей об изменениях в жизни живой и неживой природы в зимний период;
- уточнить и активизировать словарь по данной теме;
2. Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности детей;
- способствовать развитию воображения, зрительного внимания и памяти;
3.  Воспитательные:
-  Воспитывать у детей интерес и бережное отношения к окружающей природе.

Ход занятия

В.:  Ребята что-то у нас беспорядок в уголке природы. Перепутаны карточки с временами года и частями суток. И шишки желуди раскиданы. Ой это белочка к нам прискакала.

В.: - Белочка, как ты у нас оказалась.

Б.: - Я пришла к вам в гости и хочу вас угостить, но сначала отгадайте загадку:

Четыре раза к нам приходит дед,
И каждый раз он в разное одет.
Четыре раза платье поменяет
И снова все сначала повторяет.

Дети: Это 4 времени года.
В: Как можно назвать одним словом все 4 времени года?
Дети: Год.
В: В загадке дед- это … (год), а четыре платья – это… (времена года)
Какого цвета платье у зимы? (осени, лета, весны)
Дети: У зимы белое платье, у осени разноцветное платье, у лета больше зеленого цвета, у весны голубое платье.
В: В году у дедушки четыре имени. Назовите их по порядку.
Дети: Зима, Весна, лето, Осень.

В.: Мы твою загадку отгадали. А теперь посиди послушай как наши детки расскажут про зиму.

В.: Дети ответьте. А сейчас какое время года?

Дети: Зима.

В.: (картинка Зима). Какого цвета зима?

Д.: Кругом лежит белый снег.

В.: Какая зима? (белоснежная).


В.: Отгадайте загадку:

С неба падают зимою

и кружатся над землею,

легкие пушинки,

белые...(снежинки).

В.: Что делают снежинки? (кружатся, летят, танцуют, падают, порхают, садятся на землю). Подберите слова, похожие на слово «снег».

Дети: снежок, снежинка, снегопад, снежная, заснеженные, белоснежная.

В.: Что укрыл снег? (снег укрыл землю). (картинка- Земля).

Дети: Снег укрыл цветы и траву, осенние листья.

В.: Удивительно, но холодный для нас снег, для растений и земли-это пушистое, теплое одеяло, которое защищает от зимних морозов. Зима позаботилась и о больших растениях.

Картинка «Деревья и кусты».

Расскажите стихотворение «Зима раскрыла снежные объятья, одела все деревья в шубы, платья».

В. Какие деревья нарядила зима в шубы? В платья?

Дети: Хвойные деревья зима нарядила в шубы. Лиственные деревья-в платья.                          

Физминутка «Снег»

 Как на горке снег, и под горкой снег,

 как на елке снег, и под елкой снег,

а под снегом спит медведь,

тише, тише-не шуметь.

В. : Кто еще спит зимой?

Ответы детей: ежик, барсук, енот.

В.: Зимой спят животные, которым трудно себя прокормить в это время года.

Пальчиковая гимнастика: 

Еж, медведь, барсук, енот

спят зимою каждый год.

Зайца, белку, рысь, лису

и зимой найдешь в лесу.


Послушайте еще загадку: 

Прозрачен, как стекло,

 а не вставишь в окно.

 Картинка «Река»

Что происходит зимой с рекой?

Дети: река покрывается льдом.

В. Какой лед?

Дети: толстый, крепкий, прозрачный, блестящий, гладкий, скользкий.

В.: А кто плавает подо льдом? (картинки рыб)

Назовите рыб.

Дети: карась, окунь, сом, щука, линь.

В.: Почему рыбы зимой вялые?

Д.: рыбам не хватает кислорода. Они двигаются очень медленно, как будто спят.

В. Как можно помочь рыбам?

Дети: Рыбаки делают проруби и в воду поступает рыбам кислород.

Ребята, давайте повторим кто же спит зимой?

Дети: Деревья, растения, рыбы, животные.
В.: Как можно назвать одним словом растения и животных?

Д.: Зимой спит вся природа.

В.: Зима – это четвертая часть года.

В.: Ребята, а чего еще бывает по четыре?  (картинка-части суток).  
Назовите части суток. (утро, день, вечер, ночь)

Отгадайте загадку:
Старенькая бабушка

Всю землю черным покрывалом укрыла,

Спать уложила.

Как ее зовут?

Дети: Ночь. (картинка-ночь).

В. Какого цвета ночь? - (черная).

Я предлагаю вам ответить на интересный вопрос: почему говорят, что зима (картинка «Зима») похожа на ночь (картинка «Ночь»).

И может ли белоснежная зима быть похожа на черную ночь.

Посмотрите на картинки (темно, тихо, люди, животные). Расскажите о ночи по всем картинкам.

Дети: ночью на улице темно. Ночью на улице тихо. Ночью люди спят.  Животные ночью тоже спят.

В. Что можно сказать про день и ночь зимой:

Зимой самый короткий день, а ночь самая длинная. Поэтому зимой большую часть суток на улице темно.

Давайте сравним ночь и зиму.

Девочки рассказывают о ночи. Картинка «Ночь».

Девочки: Ночью на улице темно.

В.: Мальчики рассказывают о зиме. Картинка «Ночь зимой».

Мальчики: Зимой самая длинная ночь.  Зимой большую часть суток на улице темно. И этим ЗИМА и НОЧЬ похожи.

В.: Рассмотрим картинки «Спят люди» и «Берлога».

Девочки: Ночью спят люди и животные.

Мальчики: Зимой спит вся природа. И этим ЗИМА и НОЧЬ похожи.

Картинки «Ночной город» и «Зимний лес».

Девочки: Ночью на улице тихо.

Мальчики: Зимой в лесу тихо.

Воспитатель: И этим ЗИМА И НОЧЬ ПОХОЖИ.

Так почему же зима похожа на ночь?  

Дети: Зимой большую часть суток на улице темно. Спит вся природа.  Поэтому кругом тихо.

В.: Подошла к концу наша беседа. Мне понравилось, как вы отвечали на вопросы.

А что вам понравилось? (ответы детей).

Наш разговор слышала белочка, она благодарит вас за интересные ответы и угощает орешками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе на тему «Как животные готовятся к зиме»

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий вос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы на тему: " Цветочная поляна".

Приобщать к изобразительному искусству, формировать интерес у детей к окружающему миру природы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».

Образовательная область: «Речевое развитие».Интегрированные образовательные области: Познавательное  развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физиче...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».

Образовательная область: "Речевое развитие".Интегрированные обрзовтельные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы на тему «цветочная поляна»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы на тему «цветочная поляна»Художественное творчество», «социализация»Цель: вызвать интерес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»Лепка (пластилинография)...