Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР «Весна. Перелётные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Капранова Екатерина Витальевна

Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР.

Направление: «Познавательно – речевое развитие».

Тема: «Весна. Перелётные птицы»

Использование современных образовательных технологий: Мнемотехника, здоровьесберегающая технология и игровые технология.

Цели и задачи:

  • Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления детей о природе;
  • Обобщать и систематизировать представления о весне и типичных изменениях в природе;
  • Расширять и углублять представления о перелётных птицах;
  • Развивать визуальное мышление, связную речь, общие речевые навыки, зрительное внимание и восприятие (в процессе обучения детей составлению связного, последовательного рассказа по мнемотаблице);
  • Продолжать развивать монологическую форму речи;
  • Совершенствовать синтаксический строй речи (составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а);
  • Автоматизировать правильное произношение и дифференцировать в свободной речевой деятельности все поставленные ранее звуки;
  • Воспитывать познавательный интерес к природе.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Социализация», « Чтение художественной литературы», «Труд».

Уточнение. Расширение и активизация словаря по теме: «Весна. Перелётные птицы»:весна, март, апрель, май, солнце, лучи, снег, ручьи, бумажный кораблик, проталины, подснежник, первоцветы, почки, насекомые, жаркие страны, родные края, стая, птицы, гнездо, яйцо, птенцы, скворец, ласточка, кукушка, утка, гусь, лебедь, журавль, трясогузка; ярко, длиннее, короче, теплые, далёкие, весенние, тают, бегут, пускают, возвращаются, вьют, строят, высиживают.

Материалы и оборудование: персонаж кукольного театра Буратино; конверт; мнемотаблица с изображением характерных признаков весны; картинки с изображением перелётных птиц; эмблемы для команд: «Звёздочка» и «Солнышко»; фишки; мяч; энциклопедия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР.

Направление: «Познавательно – речевое развитие».

Тема: «Весна. Перелётные птицы»

Использование современных образовательных технологий: Мнемотехника, здоровьесберегающая технология и игровые технология.

Цели и задачи:

  • Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления детей о природе;
  • Обобщать и систематизировать представления о весне и типичных изменениях в природе;
  • Расширять и углублять представления о перелётных птицах;
  • Развивать визуальное мышление, связную речь, общие речевые навыки, зрительное внимание и восприятие (в процессе обучения детей составлению связного, последовательного рассказа по мнемотаблице);
  • Продолжать развивать монологическую форму речи;
  • Совершенствовать синтаксический строй речи (составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а);
  • Автоматизировать правильное произношение и дифференцировать в свободной речевой деятельности все поставленные ранее звуки;
  • Воспитывать познавательный интерес к природе.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Социализация», « Чтение художественной литературы», «Труд».

Уточнение. Расширение и активизация словаря по теме: «Весна. Перелётные птицы»:весна, март, апрель, май, солнце, лучи, снег, ручьи, бумажный кораблик, проталины, подснежник, первоцветы, почки, насекомые, жаркие страны, родные края, стая, птицы, гнездо, яйцо, птенцы, скворец, ласточка, кукушка, утка, гусь, лебедь, журавль, трясогузка; ярко, длиннее, короче, теплые, далёкие, весенние, тают, бегут, пускают, возвращаются, вьют, строят, высиживают.

Материалы и оборудование: персонаж кукольного театра Буратино; конверт; мнемотаблица с изображением характерных признаков весны; картинки с изображением перелётных птиц; эмблемы для команд: «Звёздочка» и «Солнышко»; фишки; мяч; энциклопедия.

Ход:

  1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом около магнитной доски.

Раздаётся стук в дверь. (Воспитатель незаметно для детей надевает на руку персонажа кукольного театра Буратино).

Буратино: Здравствуйте, дети. (В руках у Буратино конверт и демонстрационные картинки с изображением птиц).

Буратино: Дети, я сегодня гулял в парке и встретил Весну, она попросила меня передать вам письмо.

Буратино отдаёт конверт воспитателю.

Воспитатель благодарит Буратино, усаживает его на маленький стульчик и предлагает ему и детям послушать, что написано в письме.

Воспитатель открывает конверт и достаёт из него мнемотаблицу с изображением характерных признаков весны и записку от Весны.

Воспитатель читает записку: « Здравствуйте, дети. Я посылаю вам письмо, в котором при помощи схем - образов я написала рассказ о себе. Разгадав его вы прочитаете мой рассказ.»

  1. Рассматривание и обработка информации по мнемотаблице.

Воспитатель помещает на доске мнемотаблицу (письмо от Весны). На ней изображено двенадцать окон, в каждом из которых образ-схема признаков весны.

1-ое окошко: графическое изображение солнца с длинными лучами.

Воспитатель: Как вы думаете, что написала нам Весна, изобразив солнце с длинными лучами?

Предполагаемый ответ детей: Весной ярко светит солнце.

2-ое окошко: графическое изображение солнца и луны (окошко разделено на две половинки. Часть, на которой изображено солнце, больше).

Воспитатель: А что Весна написала здесь?

Предполагаемый ответ детей: День становится длиннее, а ночь короче.

3-е окошко: графическое изображение снежинки.

Воспитатель: А что же Весна хотела сказать изобразив весной снежинку?

Предполагаемый ответ детей: Весной тает снег. Или от тёплых солнечных лучей тает снег.

4-ое окошко: графическое изображение ручья.

Воспитатель: А что обозначает изображение ручья?

Предполагаемый ответ детей. Бегут ручьи.

5-ое окошко: графическое изображение бумажного кораблика.

Воспитатель: А что обозначает изображение кораблика и кто пускает весной кораблики?

Предполагаемый ответ детей: Весной дети пускают в ручьях бумажные кораблики.

6-ое окошко: графическое изображение проталин.

Воспитатель: Что здесь изображено и как об этом можно сказать?

Предполагаемые ответы детей: От яркого солнца появляются проталины.

7-ое окошко: графическое изображение подснежника.

Воспитатель: А что обозначает это изображение?

Предполагаемый ответ детей: На проталинках расцвели первые весенние цветы подснежники.

8-ое окошко: графическое изображение ветки с набухшими почками.

Воспитатель: Что написала Весна этим изображением?

Предполагаемый ответ детей: На ветвях деревьев и кустарников набухли почки.

9-ое окошко: графическое изображение насекомых.

Воспитатель: А какое предложение зашифровано в этом изображении?

Предполагаемый ответ детей: Весной появились насекомые.

10-ое окошко: графическое изображение стаи летящих птиц.

Воспитатель: А о чём хотела сказать Весна изобразив стаю птиц?

Предполагаемый ответ детей: Из далёких жарких стран возвращаются в родные края перелётные птицы.

11-ое окошко: графическое изображение домика и птенца.

Воспитатель: Что является домом для большинства перелётных птиц?

Дети: гнездо.

Воспитатель: Так что же хотела сказать Весна изобразив домик и птенца?

Предполагаемый ответ детей: Весной птицы строят, вьют гнёзда и высиживают птенцов.

12-ое окошко: графическое изображение сердечка.

Воспитатель: А изображение сердечка обозначает ваше отношение к Весне.

Ответы детей: Мы любим весну.

Воспитатель: Ну вот дети, мы с вами и отгадали всё что нам написала Весна.

  1.  Конкурс команд на составление лучшего рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём конкурс: «Какая команда составит лучший рассказ о весне». У нас две команды: команда «Звёздочка» и команда «Солнышко». Задание каждой команде составить один общий, коллективный рассказ, т.е. первый ребёнок начинает рассказ, второй продолжает, затем продолжает следующий и так до ребёнка, который завершает рассказ. Обязательное условие: вы должны составить связный, красочный рассказ, чтобы он был интересен и понятен нашему гостю Буратино. А ещё вы должны правильно произносить все звуки. Команда, которая выполнит все перечисленные правила, получит фишку.

Рассказ команды «Звёздочка».

Рассказ команды «Солнышко».

Воспитатель: Молодцы, дети. Обе команды правильно составили рассказы о весне. В своих рассказах вы описали, какие изменения произошли весной в природе. Все дети старались правильно произносить все звуки. Команды «Звёздочка» и «Солнышко» получают по одной фишке.

Буратино: Я тоже много знаю о весне. Я даже могу назвать все весенние месяцы.

Воспитатель: Называй, а дети послушают.

Буратино: Декабрь, январь, февраль. Вот какой я умный!

Воспитатель: Буратино, не хорошо хвалить самого себя. Давай лучше спросим у детей, правильно ли ты назвал весенние месяцы?

Дети: Нет!

Воспитатель: Дети, назовите весенние месяцы, а ты Буратино, послушай и запомни названия весенних месяцев.

Дети: Март, апрель, май.

Буратино повторяет и благодарит детей.

Воспитатель предлагает детям взять пуфики и поставить их вдоль стены, затем пройти в центр группы и встать в круг

  1.  Физкультминутка «Грачи».

Как-то раннею весной

Дети стоят в кругу

На опушке на лесной

Появилась стая птиц:

Не скворцы и не синицы,

Дети бегут на цыпочках,

Чуть подняв согнутые в локтях руки.

А большущие грачи.

Цвета чёрного, как ночь.

Дети бегут, руки в стороны, т.е. летят.

Разбежались на опушке,

Разбегаются.

Прыг-скок, крак-крак!

Прыгают.

Там жучок, там червячок!

Наклоняются вперед и «клюют»

Крак-крак-крак!

червячков

Дети выпрямляются, широко разводят руки в стороны, произносят: «Крак-крак-крак!»

  1. Краткая беседа с детьми о птицах.

Дети становятся полукругом напротив магнитной доски.

Буратино: Когда я гулял по парку, я увидел и сфотографировал там красивых бабочек. Вот они. Но как они называются, я не знаю.

Буратино отдаёт воспитателю картинки с изображением перелётных птиц.

Воспитатель помещает демонстрационный материал на магнитной доске.

Воспитатель: Дети, посмотрите, правильно ли Буратино говорит, что он сфотографировал бабочек?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Кто изображён на картинках?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно, дети, это птицы. А как можно назвать птиц, которых вы видите?

Предполагаемый ответ детей: Это перелётные птицы.

  1. Конкурс «Кто больше знает перелётных птиц».

Воспитатель: Правильно, это перелётные птицы. А теперь давайте проведём конкурс «Кто больше знает перелётных птиц».

Участвуют две команды детей: «Звёздочка» и «Солнышко». Правило: За каждый правильный ответ команде даётся фишка. Та команда, которая назовёт больше перелётных птиц, будет победительницей. Воспитатель просит детей говорить красиво, правильно произносить все звуки.

Подведение итогов игры.

  1. «Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё?»

Воспитатель просит детей встать в круг.

Воспитатель: Я бросаю мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на вопрос. Говорите правильно. Не забывайте, что наш конкурс продолжается. Каждый член команды, правильно ответивший на мой вопрос, получит фишку.

Шея лебедя – чья шея?,,,…………..Лебединая шея.

Ноги журавля – Чьи ноги?............Журавлиные ноги.

Клюв утки – Чей клюв?.................Утиный клюв.

Крыло гуся – Чьё крыло?...............Гусиное крыло.

Песня лебедя – Чья песня?.............Лебединая песня.

Хвостик лебедя – Чей хвостик?......Лебединый хвостик.

Перо утки – Чьё перо?....................Утиное перо.

Лапа гуся – Чья лапа?-----------------Гусиная лапа.

Крик журавля – Чей крик?.............Журавлиный крик.

Песня соловья – Чья песня?.............Соловьиная песня.

Перо журавля – Чьё перо?...............Журавлиное перо.

Лапа утки – Чья лапа?.....................Утиная лапа.

Выдача фишек. Подведение итогов.

  1. Упражнение «Кого не стало?»

Дети становятся вдоль магнитной доски. ( На доске находятся четыре ряда с картинками перелётных птиц, по четыре картинки в каждом ряду, все они закрыты).

Воспитатель: Я хочу проверить, насколько вы внимательны, как развита у вас память.

Воспитатель открывает первый ряд из четырёх картинок.

Задание: Дети, вы должны посмотреть на картинки, запомнить кто на них изображен. Затем вы отвернётесь от доски, а я уберу одну из картинок. По моей команде вы повернётесь к доске и скажете, кого не стало. Будьте внимательны. Не забывайте, что наш конкурс команд продолжается.

Воспитатель (убирает одну картинку в первом ряду): Кого не стало?

Ответ детей. За правильный ответ даётся фишка.

Далее воспитатель убирает картинки первого ряда и открывает картинки второго, а затем третьего и четвертого ряда. Игра продолжается по выше описанным правилам. За правильный ответ выдаются фишки.

Игра проводится до тех пор, пока не ответят хотя бы по одному разу все присутствующие дети.

Воспитатель: Дети, вы все были очень внимательными, отвечали правильно и правильно произносили все звуки.

Подсчёт фишек. Подведение итогов.

  1. Итог.

Буратино благодарит детей за то, что он так много узнал о весне и перелётных птицах и дарит детям энциклопедию о птицах.

Прощается с детьми и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ непосредственно образовательной логопедической деятельности в старшей группе.

ПЛАНИРОВАНИЕ непосредственно образовательной логопедической деятельности в старшей группе.          неделя,...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...

Представление опыта работы непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, круги, полоски). Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые линии, всей кистью рисовать круги...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Пчёлки» на тему «Перелётные птицы»

Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса по лексической теме,Совершенствование грамматического строя речи:Образование притяжательных прилагате...