Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования "Поможем Динь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Итоговое занятие, где дети закрепляютсвои знания о свойствах различных веществ: вода, бумага, металл.Показывают свои умения работать в лаборатории, работать с магнитом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия
с элементами экспериментирования.
(Старший возраст)
«Поможем Динь»
Цель : Способствовать развитию у детей познавательной активности, наблюдательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе экспериментирования.
Задачи:
-Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; через какие предметы и вещества может воздействовать магнит.
- Закреплять представления детей о свойствах льда: Холодный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; о свойствах пресной и солёной воды.
- Закреплять знания детей о свойствах бумаги: размокает в воде, вспомнить способ упрочения бумаги путём придания ей особой формы.
- Развитие органов зрения, осязания в процессе проведения опытов.
- Закрепление правил безопасного поведения во время проведения экспериментов с водой и стеклянными ёмкостями.
-Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
-Активизировать речь и обогащать словарь детей;
Названия: магнит, железо, пластмасса, ткань, пенопласт, стекло, лёд, камень, глина, дерево, опора, перекрытие, жидкость, опасность, опилки , заноза.
Определения: горячая, холодная, пресная, солёная, стеклянный, деревянный, пластмассовый, каменный, бумажный, опасный, осторожно, пресный, мокрый, хрупкий.
Действия: строить, искать, опустить, достать, перейти, сложить, растопить, растаять, сложить.
Предварительная работа: Опыты с водой, льдом, магнитом, бумагой. Составление схем опытов. Просмотр мультфильмов и обучающих фильмов : « Свойства воды», «Бумажный кораблик».Рассматривание и изготовление пособия «такая разная бумага», Изготовление бумажных корабликов, обучение складыванию бумаги способом «гармошка». Чтение художественной литературы, разучивание стихов, загадок, поговорок. Использование перфокарт.
Оборудование: телевизор, видеозапись Феи Темноты, мультфильм «Фиксики. Магнит», бумажный человечек Динь, ёмкости для воды: кувшинчики, стаканы, пластиковые контейнеры. , магнитные палочки, карточки –схемы для игр «Тонет- не тонет», «Что с магнитом дружит», правила поведения в лаборатории, кубики, листы бумаги, бусины около 30 штук, шкатулка, картофель, полотенца.
Ход занятия.
Вос-ль: Ребята, сегодня я предлагаю начать наше занятие с просмотра обучающего мультфильма. Присаживайтесь и смотрите внимательно( слышится звон бубенчиков). Я же просила игрушки не брать, наши руки должны быть свободными. Кто звонит в колокольчик (дети оглядываются и сообщают, что это не они). Снова слышится звон бубенчиков. Воспитатель идёт на звук и находит бумажного человечка.
Вос-ль: Кто ты и как здесь оказался?
Динь: Я Динь. Спасите меня, за мной охотится Фея Темноты.
Вос-ль: Что же ты такого натворил?
Динь: Я случайно порвал и рассыпал её волшебные бусы.
Вос-ль: Ай, ай, ай, Динь. Разве можно брать чужие вещи и так неаккуратно с ними обращаться? Я понимаю, почему Фея Темноты сердится. Успокойся, её здесь нет, садись с нами смотреть мультфильм.
Динь: Спасибо вам.
Воспитатель включает телевизор , на экране появляется Фея Темноты.
Фея Темноты: Где этот Динь? Где этот проклятый мальчишка? Он у вас?
Дети: Нет.
Фея Темноты: Я знаю, что вы его скрываете, передайте ему, что если он не соберёт до вечера все бусины, то в его стране навсегда погаснет солнце. Пусть поторопится.
Вос-ль : Да , натворил ты дел , Динь. Где же ты рассыпал эти бусы?
Динь: то тут, то там. Помогите , я не хочу жить в темноте.
Вос-ль: Поможем ребята, а ты Динь показывай нам дорогу. Но сначала подготовимся к сложному путешествию.
Логоритмическая гимнастика «В дорогу»
(автор Баландина Татьяна Алексеевна)
Отправляемся в дорогу ( маршируем)
Нужно взять с собой немного.
Ноги, чтоб идти вперёд. (хлопнули по коленям и топнули ногами).
Говорящий громко рот. ( произносим слова с чёткой артикуляцией).
Уши слушать где и как. ( прислушиваемся поочерёдно каждым ухом).
Глазки , чтоб смотреть вот так. (зажмурить глаза, посмотреть вверх, вниз)
Наши ручки мастерицы забывать их не годиться. ( пальчики сжимаем, разжимаем).
И конечно голова, в походе очень нам нужна. ( повороты головы вправо - влево)
Не волнуйся, Динь , идём бусины твои найдём.
Вос-ль: я предлагаю, кое-что вспомнить , что бы быстрее и легче справиться со всеми трудностями.
Игра «Тонет – не тонет»
Ребёнок берёт картинку, определяет, из чего сделан предмет, и ставит её к соответствующей схеме. По необходимости воспитатель и дети оказывают помощь.
Например: Это ножницы, они сделаны из металла. Тонут в воде.
Вос-ль: А что бы Динь всё запомнил, мы прочитаем стихотворение.
« Тонет - не тонет»
(автор Баландина Татьяна Алексеевна)
Что – то тонет, что не тонет,
Мы сейчас об этом вспомним.
Если сделан, ты из глины,
А совсем не из резины,
Быстро, ты пойдёшь на дно.
Скажут все: Не повезло.
Железо, камень и бумага,
Нам добавить что – то надо.
Вы возьмите ткань, стекло
И они пойдут на дно.
Был бы, ты из пенопласта,
Ещё лучше из пластмассы,
Иль из дерева, из губки,
Из ореховой скорлупки.
Смело в воду заходи,
И плыви себе, плыви.
Игра « Что с магнитом дружит»
Дети так же, выставляют картинки к схемам на магнитную доску.
Дети подбирают картинки к схеме - что притягивает магнит .
Дети подбирают картинки к схеме - не притягивает магнит
Вос –ль : А ещё мы вспомним правила, которые нужно выполнять , когда проводишь опыты.
Дети :
1. Не мешать друг другу.
2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
3. Осторожно работать со стеклянными приборами.
4. Если нужно помоги товарищу.
Вос-ль: Мы готовы веди нас, Динь.
Динь: Сначала я шёл по мосту, но сейчас он разрушен.Я полезу в воду и переплыву эту реку.( на столе разрушенные опоры моста, нет перекрытий , лежат листы бумаги)
Вос-ль : Не торопись , Динь, ты можешь погибнуть.
Динь: Почему?
Вос-ль : Объясните, дети.
Дети: Ты сделан из бумаги и в воде размокнешь и утонешь. Посмотри на схему (что тонет в воде , что не тонет, она остаётся на доске на всё занятие).Мы тебе поможем, восстановим мост.
Вос-ль : Я предлагаю разделиться, мальчики восстанавливают опоры моста, а девочки делают из бумаги прочное перекрытие.( мальчики по оставшейся половине опоре восстанавливают другие, все опоры разные : из кубиков, кирпичиков , цилиндров и их сочетания. Проговариваем название строительного материала. Девочки складывают бумагу «гармошкой» за соседним столом. Пока ребята выполняют задание, воспитатель объясняет Динь, почему нельзя просто положить на опоры лист бумаги, зачем его обязательно нужно складывать « гармошкой».Демонстрирует вместе с детьми разницу в разных перекрытиях.)
Опыт « Восстанавливаем мост»
Вос-ль : Попробуй, Динь, какой прочный мост сделали ребята.
Динь: Спасибо, я уже перебрался на другую сторону реки и даже не замочил ног. Вот смотрите, я нашёл бусины, они лежат на дне стаканов с какой -то жидкостью. Быстренько доставайте их из стаканов, мне нельзя, я размокну, а вам можно.( стоят стаканы с водой, на дне каждого стакана лежит бусина)
Вос-ль: Нет, Динь, мы тоже не полезем руками в стакан. Ребята, объясните почему.
Дети: Мы не знаем что там за жидкость, а вдруг она опасна. Хотя она и похожа на воду, но может оказаться совсем не водой.
Вос-ль: Как же нам достать бусины? (предположения детей)Если они утонули, то из какого материала могут быть сделаны? ( ответы детей : камень, стекло, ткань, бумага , железо)
Используя для определения материала только зрение, дети начинают рассуждать: Не похоже, что бусины сделаны из бумаги и ткани. Так же не очень похоже на стекло. Скорее всего, это камень или железо.
Вос-ль: Как же нам определить это камень или железо? Что нам поможет?
Дети: Магнит. Попробуем подвигать бусины магнитом. Это получилось, сейчас попробуем достать бусины, не залезая в стакан руками.
Опыт « Магнит и бусины в стакане»
Дети : Складывай свои бусины в шкатулку, чтобы опят не растерял.
Динь: А эти бусины попали в ледяной капкан. Надо постучать или разгрызть ледышки и достать их от туда.
Дети: Мы не будем ломать зубы. Мы опустим лёд в воду и он растает, и мы быстро достанем бусины.
Вос-ль: Ребята, а в какой воде быстрее тает лёд, в холодной или тёплой?
Дети: Конечно в тёплой.
Вос-ль: Как определить в каком кувшине тёплая вода?
Дети: Нужно потрогать кувшин или воду в кувшине рукой.( на отдельном столе стоят кувшины их больше, чем детей, тёплая вода находится в кувшинах по количеству детей. )
Вос-ль : Ребята, а как вы думаете, в какой воде быстрее растает лёд в пресной или солёной? ( предположения детей) а давайте проверим ваши предположения, только как нам определить, где пресная, где солёная вода?
Дети: Нужно бросить в кувшинчик картошины, если будут плавать, значит, вода солёная, если утонут – пресная.
Опыт « Пресная и солёная вода»
Вос-ль : Я опять предлагаю поделиться, мальчики бросают льдинку в пресную воду, а девочки в солёную. Проверим , у кого быстрее растает льдинка.
Динь: Раз, два, три, бросай.
Опыт « В какой воде быстрее тает лёд?»
Дети самостоятельно делают вывод : В пресной воде лёд тает быстрее, чем в солёной .
Вос –ль : Солёная вода более плотная и не пускает пресную воду вниз, если вы потрогаете воду в стаканчиках, где холоднее?
Дети: Где солёная вода.
Вос-ль: Правильно, а в кувшинчике с пресной водой вода теплее, т.к. холодная вода от льдинки опускается вниз и перемешивается с тёплой. Доставайте оттаявшие бусины, складывайте их в шкатулку к Динь. (Предложить достать бусины пинцетом, клизмой, чайной ложкой.)
Динь: А остальные бусины в опилках, а них так здорово прятаться, только я руку занозил. Вы, ребята, то же будь те осторожны.
Вос-ль : С этим заданием нам опять поможет справиться магнит, а точнее магнитные палочки. (Маленькие магниты приклеены к старым фломастерам )Посмотрите ,ребята. И мы не занозим руки.
Игра с магнитами « Бусины в опилках»
Дети достают с помощью магнитных палочек бусины и складывают их в шкатулку.
Динь: Спасибо вам,ребята, без вас я бы не справился. Вы спасли не только меня, но и всю мою страну. Я быстренько побегу и отдам эти бусины Фее Темноты.
Вос-ль: Подожди, Динь, у тебя ещё много времени. Останься с нами и посмотри обучающий мультфильм, он как раз о магнитах. А то из-за тебя, мы его так и не посмотрели.
После просмотра Динь прощается с детьми: Спасибо, ребята, я многому научился у вас, теперь я знаю: в какой воде быстрее тает лёд, как бумагу сделать прочнее, как работать с магнитом. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования
Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Пирожки для Мишки"...
План-конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования.
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования "Смешарики".В занятие используются схемы составленные детьми ранее. Занятие развивает познаватель...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментировани по теме "Вода"
Конспект познавательного занятияс элементами экспериментирования предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Блок "Вода", тема "Волшебная водичка". Конспект опубликован в сборнике "Орг...
Конспект познавательного занятия с элементами детского экспериментирования по теме "Вода"
Конспект познавательного занятия с элементами детского экспериментирования предназначен для детей младшего дошкольного возраста.Разработан по блоку "Вода", теме "Прятки". Конспект опубликован в методи...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования. Образовательная область "Познание"
Конспекты (занятие № 1, № 2) предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание" (работа с измерительными инструментами (линейкой))....
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования по теме "Вода"
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Образовательная область "Познание", блок "Вода", тема "Фартук для почемучки".Конс...
Конспект познавательного занятия с элементами алгоритмики. (занятие с использованием логоробота Пчёлка для детей 6-7лет) Тема: «Робот пчёлка идёт на помощь»
Конспект занятия составлен в форме занимательного квеста - игры. Выполняя, различные задания дети применяют ЛОГОРОБОТА пчёлку. Закрепляют умения программировать робота, програмировать логоробота по ал...