Конспект НОД по организации познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Кто зажигает лампочку?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
познакомить детей с достижением человечества – электричеством; дать представление о возможностях использования электричества человеком;
обобщать знания детей о электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием «статическое электричество»; закреплять правила безопасного обращения с эл. приборами;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_zazhigaet_lampochku.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по организации познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Кто зажигает лампочку?»
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
образовательные: | познакомить детей с достижением человечества – электричеством; дать представление о возможностях использования электричества человеком; обобщать знания детей о электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием «статическое электричество»; закреплять правила безопасного обращения с эл. приборами; |
развивающие: | способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности. |
воспитательные: | вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека. |
Материалы к занятию:
Материалы, используемые в ходе беседы: презентация PowerPoint; фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».
Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования: часы, батарейка; воздушные шары; лоскуты шерстяной ткани, пластиковые палочки (пустые шариковые ручки), фигурки бабочек из бумаги; емкость с пенопластом, лист прозрачного пластика, расческа, губка, смоченная водой.
Материалы, используемые для дидактических игр: парные карточки с изображением предметов.
Материалы, используемые для обратной связи: смайлики, схема человечка.
Предполагаемые результаты:
Проявляет интерес к исследовательской деятельности. Активно участвует в играх. Рассуждают об электричестве и правилах безопасного использования электроприборами. Активно принимают участие в опытах.
Организация детских видов деятельностей:
- общение ребенка со взрослым;
- общение ребенка со сверстниками;
- исследовательская деятельность (исследовательская практика);
- дидактические игры.
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
1. Вводная часть Орг. момент. | В-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. | Дети проходят в комнату, встают вокруг педагога. | |
2. Актуализация ранее пройденного материала. Наблюдение за работой часов. | В-Я принесла в эту комнату часы, чтобы нам с вами было удобно заниматься, и мы не могли пропустить другие важные дела. — Но что-то они, по-моему, не ходят. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое? В- Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают? — Как вы думаете, почему часы стали тикать? — Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали. — Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете? — Это электричество. — А что такое электричество. Давайте поговорим | Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, батарейка «села» и т.д. | |
3. Беседа об электричестве. | Фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности». | В- Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Давайте послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из научного дупла. Усаживайтесь удобнее на стульчики. В- Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме. — Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? В- Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома. | Дети рассаживаются на стульчики возле телевизора. (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
Ответы детей |
4. Беседа о бытовой технике. | (презентация, слайд1, действие 1) Педагог читает загадки, дети отгадывают. Презентация, слайд 1, действие 2-6. По мере отгадывания появляются изображения предметов. | Про девушку эту сказку читаю, Вы догадались, о какой девушке идет речь? В-Дети, вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? Какой - вы узнаете, отгадав загадки. Если вы правильно называете отгадку, фея дарит подарок Золушке. 1) Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот, Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «ТУ». Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. (пылесос) 2) Летом папа наш привез В белом ящике мороз, И теперь мороз седой дома летом и зимой Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник) 3) То назад, то вперед Ходит-бродит пароход. Остановишь — горе, Продырявит море. (утюг) 4) Четыре теплых солнца У бабушки на кухне, Четыре теплых солнца Горели и потухли. Сварили кашу и уху, Спасибо солнцам за еду. (Эл. плита) 5) Мигнет, моргнет, В пузырек уйдет. Пузырек под потолок Ночью в комнате денек. (лампа) 6) Дом на ножках, Посреди — окошко. Засветится окно, Появится кино. (телевизор) В- Вот какие молодцы! Сколько подарков Золушке подарили. — Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили? Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома. — Для чего она нужна? Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Как вы думаете, для чего человеку техника? Действительно, техника — это множество инструментов, приборов, устройств, машин, которые помогают человеку в жизни. | Дети продолжают сидеть на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение. — (О золушке) Ответы детей. (ответы детей) (ответы детей). |
5. Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку». | Давайте расскажем, для чего нужны человеку электроприборы.
Поиграем в игру «Как предметы помогают человеку». Но сначала разделимся на 2 команды. — Для игры нам понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которые показывают для чего этот предмет нужен человеку. Вам нужно соединить эти карточки, найти пару. Волосы — фен Спящий человек - будильник Ночь — фонарь Чашка — электрический чайник Ковер — пылесос Письменный стол — настольная лампа Фотография — фотоаппарат Платье — швейная машинка | ||
6. Физминутка. | Разомнемся немного. Выполняйте движения со мной. Ток бежит по проводам, | (Педагог произносит слова и показывает движения, дети повторяют) | |
7. Дидактическая игра «Что есть, что было». | (Раскладываются карточки, составляющие пару.) | — Ребята, всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились без них? Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо эл. приборов. Поиграем в игру «Что есть, что было». Снова разделимся на команды. Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. Пылесос — веник; Утюг — гладильная палка; Швейная машина — игла; Электролампа — свеча Камин — эл. обогреватель Счеты — калькулятор Печка — эл. плита Спицы — вязальный станок Песочные часы — электронные часы В-Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас. | (ответы детей) |
8. Беседа о технике безопасности. | (Педагог по одной показывает карточку, дети рассказывают) | — У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. — Почему? — Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами. Давайте вспомним правила безопасности. Помогут нам карточки-схемы.
Вопросы к детям: 1. Что означает эта карточка? 2. О чем предупреждает эта схема? 3. О чем рассказывает эта карточка? | (Ответы детей). |
9. Электричество в природе. | (Презентация, слайд 2-5). | — Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество? — Кто во время грозы видел молнию? Так вот разряд молнии это тоже разряд электричества. Посмотрите на фотографии. Небо как будто бы злиться и пускает на землю стрелу. У молнии очень мощный эл. разряд и опасен для жизни человека. Нельзя во время грозы прятаться под деревьями. Деревья притягивают молнии, а через низ и через землю разряд может попасть в наше тело, причинить большой вред здоровью. — Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется — «статическое электричество». | |
10. Экспериментирование. | (Звучит музыка) | — Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество. — Вот мы и в волшебной стране. А я тоже хочу быть волшебником, и попробую показать вам интересный фокус. — Что лежит под стеклом? (Я попробую заставить их двигаться. У меня есть варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. (Педагог натирает пластик шерстяным лоскутком). Накрываем коробку с шариками. Что происходит с шариками? Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным? Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу. — Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе? | (Дети садятся вокруг стола. Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком). разноцветные шарики из пенопласта). (они зашевелились, запрыгали…). |
Опыты. | 1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. — Почему этот шарик висит, а другие падают? Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика. -Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. На память об этой стране возьмите воздушные шары. Сейчас закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять - вот мы опять в нашей группе. | (Дети пытаются повесить их на стену.). (предположения детей). (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). | |
11. Итог. Обратная связь. | — Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? — Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите — это я. Сейчас моя фигурка пойдет гулять. Если вам понравилось наше занятие, то вы над моей головой прикрепите веселое солнышко. А если нет — то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет. Педагог благодарит детей за солнышки и выяснеет если есть почему дети прикрепили тучку) — Спасибо, вам ребята. До свидания. | (Дети прикрепляют над фигурой человека солнышки или тучки. |
Карточки (Приложение 1)
1. Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
5. Нельзя стоять под деревом во время грозы.
6. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста Тема: «Безопасная прогулка»
Конспектинтегрированного занятияпо познавательно-исследовательской деятельностидля старшего дошкольного возрастаТема: «Безопасная прогулка» Разработали:Соколова Наталия Викторовна,старший воспита...
Программа организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по теме "Водоплавающие птицы"
В материале представлена презентация программы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по теме "Водоплавающие птицы"...
Программа организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста "Удивительные камни"
Ребёнок привёз с моря и принёс в группу необычный камень. Дети захотели узнать, какие ещё бывают удивительные камни......
«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной»
Материал содержи практические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе организации работы естественнонаучного направления- згакомство детей с космосом и Вселе...
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Посуда"
Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понят...
Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.Формирование познавательных интересов и познавательных ...
Консультация для педагогов «Организация познавательно исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Познавательно - исследовательская деятенльность с детьми старшего дошкольного возраста...