Консультация для педагогов «Организация познавательно исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Познавательно - исследовательская деятенльность с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Организация познавательно исследовательской деятельности детей

старшего дошкольного возраста»

Оленюк С.В., воспитатель

            Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности (культурных практик) которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Также нужно развивать в старшем возрасте познавательно-исследовательскую деятельность. Основа её - экспериментирование и поисковая активность ребёнка.            

Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно0исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

В образовательном процессе детского сада традиционно присутствуют обучающие занятия по «ознакомлению с окружающим», цель которых - дать детям представления о мире. Как правило, эти занятия строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные в той или иной сфере деятельности и вопросов к детям, направленным на «закрепление» этих знаний.

 Дети на таких занятиях, обычно, лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации. Формированию ребёнка как самостоятельного и инициативного человека способствует организация занятий не как «урока», а как партнёрская деятельность взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. К основным признакам партнёрской деятельности относится добровольное участие детей в работе и включённость в неё взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности.        

Воспитатель делит всю работу на 4 «типа исследования»:

1) опыты (экспериментирование);

2) коллекционирование (классификационная работа);

3) путешествие по карте;

4) путешествие по «реке времени».

Первые два «типа исследования» уже присутствуют в свободной самостоятельной деятельности ребёнка. Всем известно, с каким азартом дети разбирают механические устройства, чтобы посмотреть, что там внутри и как они действуют. Также ребёнок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включённых в неё предметов (камней, марок, вкладышей).

«Исследования-путешествия» инициируются взрослым, но принимаются ребёнком, поскольку условный воображаемый план роднит их с сюжетной игрой. Используя всё это можно создать благоприятные условия для реализации соответствующих развивающих задач:

     опыты - освоение причинно-следственных связей и отношений;

     коллекционирование (классификация) - освоение родовидовых отношений;

     путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);

     путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

В сущности можно распределить все темы традиционно входящие в образовательные программы для старших групп по этим четырём типам исследования.

Рассмотрим таблицу:

   

Опыты (экспериментирование)

Коллекционирование (классификация)

Состояние и превращения вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

Свет и цвет в природе (оптические эффекты).

Простейшие механические устройства и т.д.

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий и т.д.

Путешествие по карте

Путешествие по «реке времени»

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы и т.д.

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации:

- история жилища и бытоустройства;

- история транспорта;

- история почты;

- история письменности (книги);

- история профессий и т.д.

Перечень тем в каждой колонке может быть продолжен и конкретизирован воспитателем. Педагог может гибко планировать партнёрскую деятельность с детьми, делая их активными соучастниками интересного «исследования».      

Возможны два варианта планирования занятий в течение года.

Первый вариант - последовательное движение от опытов связанных с практическим действием и классификационной работы к путешествиям по карте и «реке времени».  

Второй вариант - мозаичное движение по разным разделам с использованием ассоциативных связей. Например, от опытов с движением воздуха к классификации видов транспорт к путешествию во времени (история транспорта) к путешествию по карте (по водным пространствам Земли - океанам) далее к классификации водных пространств снова к опытам с водой.

Для выстраивания цепи ассоциаций используются различные отправные точки. Это могут быть события, происходящие в данный момент времени в природе, в социальной жизни, в читаемых детям художественных текстах, или специально смоделированные воспитателем (например, внесение неизвестного детям предмета – старинного или экзотического и т.д.).

Такой вариант подбора содержаний позволяет не только «подстраиваться» под сезонные явления и праздники (как обычно бывает на практике), но и гибко реагировать на актуальные события в детской жизни, которые не могут быть предусмотрены программой.

Отправной точкой для развертывания каждого раздела может послужить любое интересное событие, но есть некоторые предпочтения.

Так, для опытов и классификационной работы имеет смысл обратиться к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита, коллекции минералов и т.п.).

Воображаемые события (из художественных текстов) целесообразно использовать как отправной момент для «путешествий» - по карте и по «реке времени». Хотя и здесь нельзя исключить возможности использования реального события (к примеру, Олимпийские игры в Австралии как повод для путешествия в эту страну - континент) или смоделированного (внесение старинной керосиновой лампы или перьевой ручки как повод для «путешествия» в прошлое).

Занятия познавательного цикла в такой форме целесообразно проводить один раз в неделю.

Однако, партнерская познавательно - исследовательская деятельность с взрослым сама по себе ценная для развития ребенка, должна дать импульс к самостоятельной деятельности, активизировать «изыскания» за пределами занятия.

Занятия в разделе «опыты» воспитатель может начать с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Затем детям предоставляется возможность свободно поэкспериментировать самим. Обсудив полученный эффект, можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получится. Результатом таких экспериментов будет формулирование каких-либо причинно-следственных связей (если…то… потому…что…).  Один из наборов материала должен остаться после занятия в группе в специально отведенном месте, где им можно было бы воспользоваться. Постепенно этот уголок – лаборатория наполняется все новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт и утвердиться в своих представлениях.

В разделе «коллекционирование (классификация)» цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т.п.). В зависимости от темы это могут быть реальные предметы (например, образцы минералов) или вырезки – картинки (изображения животных транспорта и т.п.). Воспитатель и дети ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения- -рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материалы размещаются в заранее приготовленной классификационной таблице.

Это может быть большой лист ватмана с обозначенным вверху «родовым именем» сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (например, транспорт  - воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети.

Если исследовались реальные предметы (например, засушенные листья, образцы минералов и т.п.), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями этих предметов (надписи дети могут сделать с помощью воспитателя).

 Классификационная таблица на занятии заполняется лишь отчасти и помещается в групповой комнате. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить, найдя подходящие иллюстрации дома. «Продолженная» жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для ее обсуждения с детьми вне занятий.

Для раздела «путешествие по карте» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно – графическими заместителями целостного «пространства мира». Эти предметы не экзотичны для современного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой информации и познавательную литературу.

Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться ли на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т.п.), подходящий для путешествия вид транспорта, намечают маршрут (выбирают возможные пути) на глобусе, «прокладывают» его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.

Такое путешествие – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.п. В такой форме дети легко осваивают природные и культурные метки – символы частей света (например, для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг и т.п.).

Постепенно в ходе таких занятий карта полушарий (или заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная вместе с детьми) «оживает» - заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками – «метками» частей света (животные, растения, люди, занятие типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, что бы дети могли продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.

Для «путешествий во времени» также нужна своего рода карта – панно. Это длинный бумажный лист (можно использовать обои), на котором  прямой полосой синего цвета обозначается «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечается несколько условных «остановок», например, «древность» - «старина» - «наше время» (в соответствии с историческими эпохами: древний мир, средневековье, современность). Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – лаконичные «метки» каждой «остановки». Такими символами – метками могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра; жители средневековой крепости; обитатели современного города).

В качестве отправного момента для всего цикла «путешествий во времени» можно использовать события, происходящие в повести – сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик - Так» (предварительно прочитав ее детям). Воспитатель демонстрирует детям заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»

Начать следует с самого доступного для дошкольника – с обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше – в «старину», и еще раньше – в «древности». Из множества заранее подготовленных иллюстраций – вырезок выбираются подходящие и наклеиваются на соответствующих «остановках», дополняя первые метки. В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т.д., широко используя красочные книги познавательного характера, обращаясь к художественным текстам (С. Маршак «Вчера и сегодня», «Колеса»; С. Баруздин «Сказка о трамвае»; Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как было написано первое письмо» и т.п.).

Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться – заполняться соответствующим иллюстрированным материалом. Там, где это возможно, следует подкрепить рассказ воспитателя и обсуждение не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать их в действии (удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей и т.п.).

Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «река времени» следует найти постоянное место на стенах группового помещения, чтобы в свободное время ребенок мог подойти и «поработать» с ними; все они «открыты» для дополнения детьми по собственной инициативе. Эти материалы должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу или на большом столе для дальнейших «исследований». Заполненные классификационные таблицы желательно подшивать в большую папку и хранить ее в месте, доступном для каждого ребенка. Из принесенных детьми старинных или экзотических вещей, коллекций можно организовать собственный «музей», снабдив экспонаты ярлычками – надписями.

В заключение обратим внимание на один важный момент. Организуя познавательно – исследовательскую деятельность, не следует смешивать ее с продуктивной. Если на занятиях познавательного цикла воспитатель фиксирует с детьми какие-то знания в виде таблицы, панно, это должна быть очень быстрая работа, не требующая значительных усилий (например, стоит прикреплять вырезки клеящим карандашом, а не возиться с кисточками и клеем).

В отличие от продуктивной деятельности, смысл которой  - достижение вещного результата с хорошим качеством, в познавательно – исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Результат, хотя и выраженный предметно, - всего лишь систематизация, символизация представлений в схемах, значках- метках.

 Однако может быть использована тематическая связь занятий познавательного цикла с занятиями продуктивной деятельностью. Так, «опыты» найдут своё продолжение в изготовлении предметов для экспериментирования (вертушек, самолётов); «коллекционирование (классификация)» – в изготовлении собственной коллекции; путешествия могут стать поводом для создания всевозможных макетов (городов, крепостей).

Не следует также смешивать познавательно-исследовательскую деятельность и сюжетную игру. Основной девиз познавательно-исследовательской деятельности - узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени. Главное для ребёнка во время игры - не анализировать мир, а «быть в нём, пусть даже условно, кем-то значительным, управлять событиями.

Вместе с тем «исследования-путешествия» могут послужить подготовкой к развёртыванию настоящей сюжетной игры в «путешествие» с соответствующим предметным оформлением и разыгрыванием разнообразных драматических ситуаций.

Опыты (экспериментирование)

Коллекционирование (классификация)

Состояние и превращения вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

Свет и цвет в природе (оптические эффекты).

Простейшие механические устройства и т.д.

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий и т.д.

Путешествие по карте

Путешествие по «реке времени»

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы и т.д.

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации:

- история жилища и бытоустройства;

- история транспорта;

- история почты;

- история письменности (книги);

- история профессий и т.д.

Опыты (экспериментирование)

Коллекционирование (классификация)

Состояние и превращения вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

Свет и цвет в природе (оптические эффекты).

Простейшие механические устройства и т.д.

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий и т.д.

Путешествие по карте

Путешествие по «реке времени»

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы и т.д.

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации:

- история жилища и бытоустройства;

- история транспорта;

- история почты;

- история письменности (книги);

- история профессий и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по организации познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Кто зажигает лампочку?»

познакомить детей с достижением человечества – электричеством; дать представление о возможностях  использования электричества человеком;обобщать знания детей о электрических приборах и их использ...

Программа организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по теме "Водоплавающие птицы"

В материале представлена презентация программы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по теме "Водоплавающие птицы"...

Программа организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста "Удивительные камни"

Ребёнок привёз с моря и принёс в группу необычный камень. Дети захотели узнать, какие ещё бывают удивительные камни......

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной»

Материал содержи практические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе организации работы естественнонаучного направления- згакомство детей с космосом и Вселе...

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями...

Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.Формирование познавательных интересов и познавательных ...