Конспект открытого занятия по образовательной области "Познание" на тему " В гостях у Хозяйки Медной горы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Обучение детей классификации камней по различным признакам ( цвет, форма,характер поверхности,вес, температура, плавучесть)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия по образовательной
области «Познание»
в старшей группе № 10 «Колокольчики»
на тему « В гостях у Хозяйки Медной горы»
Воспитатель группы
№ 10 «Колокольчики»
Кочадзе И.В.
Москва
2015 г.
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, характер поверхности, вес, температура, плавучесть.)
Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, связной речи.
Воспитательные: учить детей внимательно слушать ответы своего товарища, не перебивать его. Работать за столом, не мешая другим, также уметь работать в коллективе.
Материалы:
1.Сундучок ощущений
2.Таблица исследования камня
3.Наборы камней
4.Пластилин
5.Глобус
6.Фартуки и нарукавники на каждого ребенка
7.Лупы
8.Ёмкость с водой (на каждого ребенка)
9. Ложка
10.Салфетки (на каждого ребенка)
11.Проектор и экран
12.Цветные карандаши
13.Шкатулка с сокровищами
14.Аудио (таинственная музыка)
15.Набор камней-самоцветов
16. Книга П. П. Бажова
17. Фигурка ящерицы.
Словарная работа: лаборатория, лупа, Уральские горы, названия камней.
Предварительная работа:
-экскурсия по экологической тропинке и по территории детского сада с целью узнавания предмета – камня;
-чтение произведений П. Бажова « Серебряное копытце» и «Каменный цветок»;
-просмотр сказки «Горный мастер»;
-проведение игр с целью расширения словарного запаса детей «Что из чего сделано», «Сравни предметы»- сравнение сходства и различия предметов;
-рассматривание глобуса и нахождение на нем гор нашей планеты и в частности Уральских гор.
-рассматривание картин «Горы» и «Извержение вулкана»;
-проведение в мини-лаборатории опыта «Извержение вулкана»;
Ход непосредственно - образовательной деятельности.
Под народную мелодию воспитатель в образе Хозяйки медной горы выходит вместе с детьми.
-Ребята! Сегодня к нам на занятие пришло много гостей, давайте мы с ними поздороваемся. Дети здороваются.
-Ведь здороваться - это желать людям здоровья. Ведь мир будет прекрасен, если все люди будут здоровы. Вы согласны?
- Я сегодня перед вами в сказочном образе Хозяйки медной горы, чтобы вы полностью окунулись в волшебный мир камня и почувствовали атмосферу таинственности.
-Ребята, мы с вами находимся в лаборатории. А вы знаете, что такое лаборатория, что делают в лаборатории?
Ответы детей ( опыты, изучают предметы, их свойства, проводят эксперименты). Мы с вами не раз бывали в лаборатории и вы уже знаете, где что лежит…, а вот оглядитесь вокруг, может быть вы заметите какой - нибудь странный предмет?
Дети находят сундучок ощущений.
-Да, ребята, это новый для нас предмет. Он называется сундучок ощущений.
- Мне сейчас потребуются помощник, чтобы провести анализ того, что лежит в этом ящичке. Сейчас кто-то из вас ощупает предмет, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы с вами попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Сегодня моим помощником будет… (вызвать ребенка).
Ребенок ощупывает лежащий в ящичке камень.
Дети задают вопросы:
Это живое или неживое?
Это съедобное или нет?
Это холодное или теплое?
Это плотное или рыхлое?
Это тяжелое или легкое?
Это гладкое или шершавое?
-Дети, вы догадались, что находится в сундучке ощущений? (ответы детей).
-Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике.
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячи лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать.
Тяжелый , большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)
-Верно! Это камень!
-Как вы догадались, что это камень? Что вам помогло, какие строки из стихотворения? (ответы детей - тяжелый, мелкий, у мамы в сережках, камень лежит на дороге, пригодится на стройке).
-Какие же вы у меня молодцы!
-Ребята, а что вы знаете о камнях? ( ответы детей)
-Да, не очень много вы о них знаете…. А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам воспользоваться мини - лабораторией, которая недавно открылась в нашем детском саду.
Для работы в лаборатории необходима специальная одежда ( фартуки и нарукавники) и надо знать некоторые правила поведения. Ребята, вы знаете, как вести себя в лаборатории? Ответы детей ( вести себя тихо, быть внимательными, и следовать инструкциям).
-Одеваем фартучки и нарукавники.
-Садитесь все на места для проведения опытов (дети садятся за столы).
-Сегодня с нами вместе будут работать наши верные помощники:
-Глаза…для чего они нужны? (чтобы смотреть)
-Пальчики? (чтобы трогать, щупать)
-Уши? (чтобы слушать).
-Какие вы все умники! Мне это очень нравится!
-Ну что, приступаем? Ребята! Перед вами на столе находятся разные предметы, думаю, вы все знаете, для чего они нам будут нужны. Так как мы сегодня с вами будем исследовать камни, обратите внимание на таблицу исследования камня и посмотрите на загадочные значки в таблице: (большую таблицу прикрепить к доске).
1) Первый опыт: «Определение цвета и формы», вам нужно будет определить цвет и форму ваших камней, внимательно посмотрите, какой формы ваши камни и в пустой ячейке таблицы, нужно будет закрасить соответствующие изображения в нужный цвет. И помогут нам в этом наши… (глазки). Молодцы! Приступайте! Дети рассматривают камни. Опрос детей: дети называют признаки. Вызвать одного ребенка для заполнения таблицы. Вывод: камни бывают разной формы и цвета.
- Справились! Молодцы!
2) Второй опыт: «Определение характера поверхности». Нужно определить на ощупь, какие ваши камешки, гладкие или шероховатые? И в этом нам помогут наши…(пальчики). Молодцы! Дети ощупывают камни. Опрос детей: дети называют признаки. Вызвать второго ребенка для заполнения таблицы. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. У вас все прекрасно получается! Умнички!
3) Третий опыт: «Рассматривание камней через лупу». Ребята, а для чего нужная лупа? ( чтобы лучше было видно, ведь она увеличивает в несколько раз). - Да, действительно, лупа - это увеличительное стекло и пригодится нам в нашем исследовании. Внимательно рассмотрите ваши камни и обязательно обратите внимание, есть ли на ваших камнях трещинки, крапинки, дорожки, выемки, дырочки, узоры? Дети рассматривают камни. Опрос детей: дети делятся своими исследованиями. Вызвать третьего ребенка для заполнения таблицы. Если есть - поставь плюс, если нет - минус. Вывод: исследуемые камни имеют трещинки, крапинки, выемки, узоры. Молодцы! Я очень довольна вашей работой!
4) Четвертый опыт будет заключаться в следующем: «Определение веса камней». У меня есть очень интересное предложение…на несколько минут стать весами я предлагаю … (вызвать ребенка). Ты согласен (а)? Скажи пожалуйста, а для чего нужны весы? ( чтобы взвешивать)… Правильно, мы с помощью весов может определять вес. Ну что, (имя ребенка) справишься? Ребенок кладет разные камни в руки и взвешивает их (несколько раз). Заполнить таблицу ( отметить, что камни бывают легкие и тяжелые). Вывод: камни бывают легкие и тяжелые. Молодцы! Мне очень нравится, как вы сегодня все работаете.
5) Переходим к пятому опыту: « Определение температуры».
-Ребята! Возьмите камень в руки и посмотрите, холодный он или теплый? Дети берут камни, определяют (камни холодные). А теперь подумайте, при каких условиях камень может стать теплым? (ответы детей - на солнышке, согреть в руках) .Правильно! Молодцы! Давайте все вместе попробуем согреть наши камешки в руке (греют). А теперь возьмем другой камень и сравним ( какой теплый, какой холодный). Молодцы! Вызвать пятого ребенка для заполнения таблицы. Закрасить двумя цветами круги (голубым - холодный камень, красным- теплый). Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.
6)Шестой опыт: «Определение твердости». Ребята, давайте сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одном кулачке пластилин, а в другом камень, что произойдет? (ответы детей). Я предлагаю проверить наши предположения. Проводят опыт.-Что произошло? (пластилин изменил форму, а камень нет).А почему так произошло? (ответы детей: пластилин мягкий, а камень твердый). Вот мы с вами определили еще одно свойство камней. Вывод: камни твердые. Вызвать шестого ребенка для заполнения таблицы. Галочкой отметить остался камень в своем первоначальном состоянии или изменился.
7) Переходим к седьмому опыту: «Определение плавучести». Ребята, как вы думаете, а камни могут плавать на поверхности воды, или они тонут? (ответ детей). Сейчас мы с вами проверим это. Дети опускают камень в емкость и наблюдают. Обратить внимание детей на дополнительные явления - камень поменял цвет и стал ярче. Вынимаем камень ложечкой их емкости и вытираем салфеткой. Вызвать седьмого ребенка для заполнения таблицы. Выбрать правильный ответ. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
-Ребята, посмотрите на нашу таблицу. Проводя опыты с камнями и, заполняя таблицу, мы составили целый рассказ о камнях. Давайте подведем итоги нашего исследования. Для этого мне потребуются 2 помощника. Одеть детям шапочки бакалавра и подвести итоги:
1. «Определение цвета и формы»
Вывод: камни бывают разной формы и цвета.
2. «Определение характера поверхности»
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
3. «Рассматривание камней через лупу»
Вывод: исследуемые камни имеют трещинки, крапинки, выемки, узоры.
4. «Определение веса камней»
Вывод: камни бывают легкие и тяжелые.
5. «Определение температуры»
Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.
6. «Определение твердости»
Вывод: камни твердые.
7. «Определение плавучести»
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
Молодцы! Ребята, вы наверное немного устали работать в лаборатории и поэтому я предлагаю вам немного подвигаться.
Физкультминутка.
Мы шли, шли, шли (дети идут простым шагом)
Вход в пещеру мы нашли,
Но не знаем, как войти? (поживают плечами).
Постучали тук- тук- тук (стучат)
Где-то слышен странный звук ( поднести руки к ушкам)
Вдруг пещера отворилась (развести руки в стороны)
И хозяйка появилась (делают поклон)
Пригласила в гости нас (встают в цепочку)
Посмотреть Тигровый глаз.
По пещере мы идем (идут простым шагом),
Много камушков найдем.
Вот один, а вот другой (приседают и поднимают воображаемый камень)
А вот третий под ногой.
Мы в пещере побывали (останавливаются)
Много нового узнали,
Малахиты, изумруды
Так сияли, просто чудо (прикладывают ладошки к щекам)
Нас хозяйка проводила (идут цепочкой и машут на прощание)
На прощанье одарила (подставляют руки)
Много сказочных камней (перекладывают из ладошки в ладошку)
Для воспитанных детей (прижимают руки к груди).
Молодцы, ребята! Я очень горжусь вами, что вы сегодня так хорошо поработали и за это я вам покажу свои владения и сокровища.
Камни бывают не только морскими, речными, строительными, а еще они бывают драгоценными.
Презентация «Уральские самоцветы».
И напоследок я покажу вам свою малахитовую шкатулку, в которой собраны разные украшения и различные драгоценности. Не правда ли красиво? А может кто-то из детей сможет назвать камни, из которых сделаны изделия? (ответы детей). Молодцы! Вижу, что недаром мы с вами поработали!
-Для того, чтобы вы больше узнали о камнях и мастерах каменных дел, я дарю вам эту книгу, которую написал Павел Петрович Бажов. Я знаю, что вы уже читали некоторые произведения этого автора. Кто их может назвать? (ответы детей «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», смотрели мультфильм «Горный мастер»). Еще я дарю вам эти драгоценные камешки и надеюсь, что они будут первой ступенькой для создания мини - музея камней в вашем детском саду. А эта ящерка станет Хозяйкой вашего будущего музея. (подарить ящерку).
Давайте все вместе попрощаемся с нашими гостями и поблагодарим их за то, что они к нам пришли в гости.
Все вместе - Благодарим! А благодарить - это значит благо дарить!
Приходите к нам еще! Будем вам рады!
Цвет и форма камней | |
Характер поверхности | |
Рассматривание камней через лупу
……………. | |
Определение веса камней | |
Определение температуры камней | |
Определение твердости
| |
Определение плавучести |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в первой младшей группе Тема: «В гостях у бабушки Варварушки»
Предлагаю вниманию конспект занятия с детьми первой младшей группы....
Совместная деятельность с детьми средней группы на тему: «В гости к Хозяйке Медной горы»
«В гости к Хозяйке Медной горы» ...

Конспект открытого занятия по познавательно-коммуникативной деятельности Тема: «В гости к зайке»
1. Побуждать детей узнавать знакомую игрушку, отвечать на вопросы, пониматьдействия ( заяц ищет морковку, ест морковку).2. Формировать активный словарь: прыг-прыг, зайка, на.3. Развивать голосовой апп...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки».
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи:Обучающие:· Учить детей по...

конспект открытого занятия в средней группе по теме "В гости к матушке зиме"
конспект занятия разработан для детей средней группы. Цель занятия: расширение у детей знаний о сезонных изменениях Задачи занятия: Рассматривать и сравнивать следы животных на снегу Учить детей ...

ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В гостях у Хозяйки Медной горы»
ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В гостях у Хозяйки Медной горы»Программное содержание:формировать у детей начальные знаний о неживой природе;уточнить...

Конспект открытого интегрированного занятия на тему "В гостях у Хозяйки Медной горы"
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы...