ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В гостях у Хозяйки Медной горы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«В гостях у Хозяйки Медной горы»
Программное содержание:
- формировать у детей начальные знаний о неживой природе;
- уточнить знания о свойствах и видах камней, их использовании человеком;
- закреплять преставления детей о горах, развивать навыки поисковой деятельности, воображение;
- развивать разговорную речь, используя распространенные предложения;
- воспитывать эстетические чувства на основе экологического воспитания.
Материал к занятию:
Картины с изображением гор, коллекции камней, увеличительные линзы, бижутерия, платки, макеты гор, музыкальные композиции Григ «Утро», Глюк «Мелодия», «Бетховен», «Соната», В.Высоцкий «Вершина».
Предшествующая работа:
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: Детской энциклопедии, А.А. Плешаков «От земли до неба», сказов П.Бажова, рассматривание глобуса, просмотр диафильмов «Горы и их образования», «Горы и равнины».
Обращаю внимание на гостей:
- Ребята, если сейчас мы с вами отгадаем загадку, то узнаем много нового и интересного.
Включаю звуковое письмо:
Они бывают разные
Бурые и белые,
Желтые и серые,
Острые и плоские,
Скромные и броские,
Лежат везде,
То тут, то там
Приносят пользу нам.
- Как вы думаете, что это?
Дети: Камни.
- А вы хотите быть исследователями камней?
Дети: Да.
- Тогда, я вам предлагаю стать учеными и отправиться в научную лабораторию. Давайте оденем спецодежду, пройдем и займем свои места.
Дети одевают халатики, шапочки, эмблемы и проходят за столы.
- У каждой лаборатории есть свое название. Как бы вы хотели назвать нашу лабораторию, если мы будем исследовать камни?
Дети: «Алмаз», «Самоцветы», «Каменный цветок», Малахитовая шкатулка» и т.д.
- Выбираем название лаборатории
Какие прекрасные, необычные названия. Давайте выберем одно, я вам предлагаю назвать нашу лабораторию «Каменный цветок». Вы не против?
Дети: Нет.
Ставлю на стол большую эмблему с изображением каменного цветка.
- А что делают ученые изучая камни? Как они их изучают?
Дети: Они их рассматривают в лупу, обследуют, трогают, стучат и т.д.
- Вот сейчас, товарищи ученые, вы исследуете свой камень и поведаете нам о таинствах своего камня.
/Даю детям время для обследования своего камня, 2-3 мин./
- А теперь вам слово. Кто хочет рассказать?
Рассказы 3-4 детей
- Гранит
- Мрамор описывают и дают в заключении сами
- Ракушечник название камня
Дети: я думаю, что у меня …/гранит/…
- С этими камнями мы уже с вами знакомы. А вот у Ксюши камень необычный и мы его название не знаем.
/Предлагаю описать./
Описание камня – шпат.
- Этот камень называется шпат. Он бывает разных цветов (голубой, красный, зеленый, желтый). Считается самым распространенным минералом на земле. После обработки он используется для изготовления украшений.
Вот какой интересный камень.
- А кто хочет рассказать об использовании гранита, мрамора и ракушечника?
Ответы детей.
- Все эти камни, товарищи ученые, являются маленькой частичкой больших гор. Значит все они называются…
Дети: Горные.
- А что вы еще знаете о камнях, которые вам хорошо известны, только они находятся в недрах земли и широко используются в нашей жизни?
Дети: Это каменный уголь и торф.
- Как вы думаете, где могут использоваться эти камни и какие они имеют свойства?
Дети: Для тепла, горят и т.д. (рассуждения детей).
А вы бы хотели посмотреть, как горят каменный уголь и торф?
Дети: Да.
- Тогда я вам предлагаю посмотреть опыт, который проделаю я. Попробую их поджечь. (Проделываю опыт – горит). Делаем вывод.
- А как вы думаете, будет ли гореть горный камень?
/Рассуждения детей/
Беру, поджигаю горный камень, делаем вывод, что горный камень не горит, а камни, которые находятся в недрах земли - горят, теплые.
- Опыты, которые мы с вами посмотрели можно проводить только взрослым, а почему?
Дети: Рассуждения детей.
- Конечно, молодцы. С огнем шутки плохи и брать спички в руки детям нельзя.
- А теперь послушайте Загадку «Белый камушек растаял, на доске следы оставил»?
Дети: Мел.
- Кто хочет еще раз убедится в том, что мел оставляет следы, возьмите и попробуйте у себя на дощечках. А какие свойства мела вы знаете?
Дети: Мягкий, крошится, гладкий и т.д.
- А кто из вас может назвать использование мела?
Высказывания детей.
- Итак, товарищи ученые, поработав в нашей лаборатории мы убедились в чем?
Дети: В том, что камни бывают разные, имеют разные свойства (рассуждения детей).
- А как вы думаете, можно ли камни назвать младшими братьями гор?
Дети: Можно.
- А почему?
Дети: Рассуждения детей. (Они находятся в горах, это камень – частичка большой горы и т.д.)
- А сейчас, я вам предлагаю покинуть нашу лабораторию и приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею, где мы с вами полюбуемся на красоту и разнообразие гор.
Дети снимают спецодежду, выходят из-за столов.
Звучит легкая музыка. Подходим к картинной галерее.
- Посмотрите, какое разнообразие картин представлено на этой выставке. Вам нравится?
Дети: Да.
- Какое место занимают горы на этих картинах? Что в них общего?
Дети: Центральное, главное, большое и т.д.
- А чем они отличаются?
Дети: (рассуждения детей) Время года, гамма цветов и т.д.
- Какое настроение возникает у вас при виде этих картин?
Дети: (рассуждения детей) Величие, гордость, радость, тревога.
- Какая из рассматриваемых картин вам больше всего понравилась и почему?
Расскажите.
Дети: 1-2 рассказа обобщенных детьми.
- Ребята, а названия каких гор вы знаете?
Дети: Высказывания детей. (Уральские, Кавказские и т.д.)
- А как вы думаете, опасны ли горы? И почему?
Дети: Высказывания детей (обвалы, снежные заносы, лавины, землетрясение).
- Но как бы не были, ребята, опасны горы, люди всегда пытались их покорить. Как вы думаете, кто эти люди?
Дети: Альпинисты.
- А какими должны быть альпинисты?
Дети: Высказывания детей (сильными, смелыми и т.д.).
- Хотите послушать, как в песне воспевают храбрость и мужество этих людей?
Включаю запись В.Высоцкого «Вершина».
- Красоту гор, ребята, их необычность и величественность воспевали не только художники и композиторы, но и известные поэты, такие как Ф.Тютчев, А.Пушкин, М.Лермонтов. И мы с вами эти стихи читаем и знаем. Кто нам хочет рассказать словами поэта о красоте гор.
Дети читают стихи.
Звучит музыка Григ «Утро».
«Ночевала тучка золотая»
«Горные вершины»
- А вы бы хотели сами прямо сейчас превратится в горы, камни.
Дети: Да.
Рассказ стихов.
Включаю Бетховен «Соната».
Дети разбирают платки, изображают горы, камни.
- Молодцы, необычной красоты и сказочными получились у вас разнообразие камней и гор. А теперь, мы с вами продолжаем наше путешествие и знакомство с царством камней и гор.
- Люди, давно стали восторгаться необычностью, силой камня, которые уберегали их от болезней, от несчастий, приносили силу. А как вы думаете, что будет с камнем, если его отшлифовать, отточить? То он может использоваться как украшение, орнамент, бижутерия.
Вы не догадались, о каких камнях сейчас я вам предлагаю поговорить?
Дети: Драгоценных.
Звучит музыка. Из-за макета гор появляется Хозяйка Медной Горы.
Хозяйка Медной Горы: Кто это о моих камнях здесь говорит? Здравствуйте, юные любители гор. Догадались, кто Я?
Дети: Хозяйка Медной Горы.
Хозяйка Медной Горы: Правильно. А не за камнями ли драгоценными вы ко мне пожаловали? А знаете ли вы названия каменьев, которыми я владею?
Дети: Рассуждения детей (рубин, малахит и т.д.).
Хозяйка Медной Горы: Хорошо, за то что вы знаете так много названий камней, я вам покажу свои драгоценности и одарю вас украшениями. Ведь камни – это дети самой природы. Мир камней разнообразен. Мы с вами смотрим под ноги не только, чтобы не споткнуться, не упасть, а для того, чтобы найти, рассмотреть одно из чудес природы – камень. Наряжайтесь, да любуйтесь на красоту мою, на несметные мои богатства.
Открывает шкатулку и раздает детям бусы, кольца, подвески.
Дети подходят к зеркалу, любуются украшениями, благодарят Хозяйку Медной Горы.
Хозяйка Медной Горы: А вот, скажите, мне ребята, любите ли вы природу и умеете ли вы ее беречь?
Дети: Да, мы природу бережем и в обиду не даем.
Воспитатель: А в подарок за твое гостеприимство ребята тебе стихотворение прочитают, о том, как они любят природу и почему ее надо беречь.
СТИХ
На нашем шарике земном
Где мы родились и живем,
Где в травах, летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес,
По лесу бродит серый волк
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк
Расчесывает ветерок,
Гремит на скалах водопад
И брызги радугой летят.
А в синем море, толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса останутся лишь в книжках.
Чтоб был в источниках Нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой
Ты – тоже часть ее чудес
И для того темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться!!!
Хозяйка Медной Горы: Вот теперь я вижу, что вы природу бережете и за это вам дарю еще один подарок.
Ну, До свиданья, дети, мне пора охранять свои сокровища.
Дети: Спасибо.
- А сейчас, ребята, после нашего путешествия по картинной галерее. Побывав в гостях у Хозяйки Медной Горы мы отправляемся с вами в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«В гостях у Хозяйки Медной горы»
Программное содержание:
- формировать у детей начальные знаний о неживой природе;
- уточнить знания о свойствах и видах камней, их использовании человеком;
- закреплять преставления детей о горах, развивать навыки поисковой деятельности, воображение;
- развивать разговорную речь, используя распространенные предложения;
- воспитывать эстетические чувства на основе экологического воспитания.
Материал к занятию:
Картины с изображением гор, коллекции камней, увеличительные линзы, бижутерия, платки, макеты гор, музыкальные композиции Григ «Утро», Глюк «Мелодия», «Бетховен», «Соната», В.Высоцкий «Вершина».
Предшествующая работа:
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: Детской энциклопедии, А.А. Плешаков «От земли до неба», сказов П.Бажова, рассматривание глобуса, просмотр диафильмов «Горы и их образования», «Горы и равнины».
Обращаю внимание на гостей:
- Ребята, если сейчас мы с вами отгадаем загадку, то узнаем много нового и интересного.
Включаю звуковое письмо:
Они бывают разные
Бурые и белые,
Желтые и серые,
Острые и плоские,
Скромные и броские,
Лежат везде,
То тут, то там
Приносят пользу нам.
- Как вы думаете, что это?
Дети: Камни.
- А вы хотите быть исследователями камней?
Дети: Да.
- Тогда, я вам предлагаю стать учеными и отправиться в научную лабораторию. Давайте оденем спецодежду, пройдем и займем свои места.
Дети одевают халатики, шапочки, эмблемы и проходят за столы.
- У каждой лаборатории есть свое название. Как бы вы хотели назвать нашу лабораторию, если мы будем исследовать камни?
Дети: «Алмаз», «Самоцветы», «Каменный цветок», Малахитовая шкатулка» и т.д.
- Выбираем название лаборатории
Какие прекрасные, необычные названия. Давайте выберем одно, я вам предлагаю назвать нашу лабораторию «Каменный цветок». Вы не против?
Дети: Нет.
Ставлю на стол большую эмблему с изображением каменного цветка.
- А что делают ученые изучая камни? Как они их изучают?
Дети: Они их рассматривают в лупу, обследуют, трогают, стучат и т.д.
- Вот сейчас, товарищи ученые, вы исследуете свой камень и поведаете нам о таинствах своего камня.
/Даю детям время для обследования своего камня, 2-3 мин./
- А теперь вам слово. Кто хочет рассказать?
Рассказы 3-4 детей
- Гранит
- Мрамор описывают и дают в заключении сами
- Ракушечник название камня
Дети: я думаю, что у меня …/гранит/…
- С этими камнями мы уже с вами знакомы. А вот у Ксюши камень необычный и мы его название не знаем.
/Предлагаю описать./
Описание камня – шпат.
- Этот камень называется шпат. Он бывает разных цветов (голубой, красный, зеленый, желтый). Считается самым распространенным минералом на земле. После обработки он используется для изготовления украшений.
Вот какой интересный камень.
- А кто хочет рассказать об использовании гранита, мрамора и ракушечника?
Ответы детей.
- Все эти камни, товарищи ученые, являются маленькой частичкой больших гор. Значит все они называются…
Дети: Горные.
- А что вы еще знаете о камнях, которые вам хорошо известны, только они находятся в недрах земли и широко используются в нашей жизни?
Дети: Это каменный уголь и торф.
- Как вы думаете, где могут использоваться эти камни и какие они имеют свойства?
Дети: Для тепла, горят и т.д. (рассуждения детей).
А вы бы хотели посмотреть, как горят каменный уголь и торф?
Дети: Да.
- Тогда я вам предлагаю посмотреть опыт, который проделаю я. Попробую их поджечь. (Проделываю опыт – горит). Делаем вывод.
- А как вы думаете, будет ли гореть горный камень?
/Рассуждения детей/
Беру, поджигаю горный камень, делаем вывод, что горный камень не горит, а камни, которые находятся в недрах земли - горят, теплые.
- Опыты, которые мы с вами посмотрели можно проводить только взрослым, а почему?
Дети: Рассуждения детей.
- Конечно, молодцы. С огнем шутки плохи и брать спички в руки детям нельзя.
- А теперь послушайте Загадку «Белый камушек растаял, на доске следы оставил»?
Дети: Мел.
- Кто хочет еще раз убедится в том, что мел оставляет следы, возьмите и попробуйте у себя на дощечках. А какие свойства мела вы знаете?
Дети: Мягкий, крошится, гладкий и т.д.
- А кто из вас может назвать использование мела?
Высказывания детей.
- Итак, товарищи ученые, поработав в нашей лаборатории мы убедились в чем?
Дети: В том, что камни бывают разные, имеют разные свойства (рассуждения детей).
- А как вы думаете, можно ли камни назвать младшими братьями гор?
Дети: Можно.
- А почему?
Дети: Рассуждения детей. (Они находятся в горах, это камень – частичка большой горы и т.д.)
- А сейчас, я вам предлагаю покинуть нашу лабораторию и приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею, где мы с вами полюбуемся на красоту и разнообразие гор.
Дети снимают спецодежду, выходят из-за столов.
Звучит легкая музыка. Подходим к картинной галерее.
- Посмотрите, какое разнообразие картин представлено на этой выставке. Вам нравится?
Дети: Да.
- Какое место занимают горы на этих картинах? Что в них общего?
Дети: Центральное, главное, большое и т.д.
- А чем они отличаются?
Дети: (рассуждения детей) Время года, гамма цветов и т.д.
- Какое настроение возникает у вас при виде этих картин?
Дети: (рассуждения детей) Величие, гордость, радость, тревога.
- Какая из рассматриваемых картин вам больше всего понравилась и почему?
Расскажите.
Дети: 1-2 рассказа обобщенных детьми.
- Ребята, а названия каких гор вы знаете?
Дети: Высказывания детей. (Уральские, Кавказские и т.д.)
- А как вы думаете, опасны ли горы? И почему?
Дети: Высказывания детей (обвалы, снежные заносы, лавины, землетрясение).
- Но как бы не были, ребята, опасны горы, люди всегда пытались их покорить. Как вы думаете, кто эти люди?
Дети: Альпинисты.
- А какими должны быть альпинисты?
Дети: Высказывания детей (сильными, смелыми и т.д.).
- Хотите послушать, как в песне воспевают храбрость и мужество этих людей?
Включаю запись В.Высоцкого «Вершина».
- Красоту гор, ребята, их необычность и величественность воспевали не только художники и композиторы, но и известные поэты, такие как Ф.Тютчев, А.Пушкин, М.Лермонтов. И мы с вами эти стихи читаем и знаем. Кто нам хочет рассказать словами поэта о красоте гор.
Дети читают стихи.
Звучит музыка Григ «Утро».
«Ночевала тучка золотая»
«Горные вершины»
- А вы бы хотели сами прямо сейчас превратится в горы, камни.
Дети: Да.
Рассказ стихов.
Включаю Бетховен «Соната».
Дети разбирают платки, изображают горы, камни.
- Молодцы, необычной красоты и сказочными получились у вас разнообразие камней и гор. А теперь, мы с вами продолжаем наше путешествие и знакомство с царством камней и гор.
- Люди, давно стали восторгаться необычностью, силой камня, которые уберегали их от болезней, от несчастий, приносили силу. А как вы думаете, что будет с камнем, если его отшлифовать, отточить? То он может использоваться как украшение, орнамент, бижутерия.
Вы не догадались, о каких камнях сейчас я вам предлагаю поговорить?
Дети: Драгоценных.
Звучит музыка. Из-за макета гор появляется Хозяйка Медной Горы.
Хозяйка Медной Горы: Кто это о моих камнях здесь говорит? Здравствуйте, юные любители гор. Догадались, кто Я?
Дети: Хозяйка Медной Горы.
Хозяйка Медной Горы: Правильно. А не за камнями ли драгоценными вы ко мне пожаловали? А знаете ли вы названия каменьев, которыми я владею?
Дети: Рассуждения детей (рубин, малахит и т.д.).
Хозяйка Медной Горы: Хорошо, за то что вы знаете так много названий камней, я вам покажу свои драгоценности и одарю вас украшениями. Ведь камни – это дети самой природы. Мир камней разнообразен. Мы с вами смотрим под ноги не только, чтобы не споткнуться, не упасть, а для того, чтобы найти, рассмотреть одно из чудес природы – камень. Наряжайтесь, да любуйтесь на красоту мою, на несметные мои богатства.
Открывает шкатулку и раздает детям бусы, кольца, подвески.
Дети подходят к зеркалу, любуются украшениями, благодарят Хозяйку Медной Горы.
Хозяйка Медной Горы: А вот, скажите, мне ребята, любите ли вы природу и умеете ли вы ее беречь?
Дети: Да, мы природу бережем и в обиду не даем.
Воспитатель: А в подарок за твое гостеприимство ребята тебе стихотворение прочитают, о том, как они любят природу и почему ее надо беречь.
СТИХ
На нашем шарике земном
Где мы родились и живем,
Где в травах, летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес,
По лесу бродит серый волк
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк
Расчесывает ветерок,
Гремит на скалах водопад
И брызги радугой летят.
А в синем море, толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса останутся лишь в книжках.
Чтоб был в источниках Нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой
Ты – тоже часть ее чудес
И для того темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться!!!
Хозяйка Медной Горы: Вот теперь я вижу, что вы природу бережете и за это вам дарю еще один подарок.
Ну, До свиданья, дети, мне пора охранять свои сокровища.
Дети: Спасибо.
- А сейчас, ребята, после нашего путешествия по картинной галерее. Побывав в гостях у Хозяйки Медной Горы мы отправляемся с вами в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР
Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...
Конспект НОД по познавательному развитию "В гостях у Хозяйки Медной горы" подготовительная к школе группа
конспект о Южном Урале со стихами для детей...
конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада
Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....
конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"
Конспект интегрированного затнятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"подготовила воспитатель 1 кв. категории Васильева Татьяна Сергеевна МБДОУ детский сад "Березка"...
Интегрированное занятие в старше-подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы».
1.Формировать творческие и музыкальные способности детей дошкольного возраста.2. совершенствовать развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.3. Расширять представления де...
Конспект итоговой ООД (речевое развитие + познавательное развитие) в подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....
Интегрированное занятие в подготовительной группе по сказам П.П. Бажова «В гостях у Хозяйки медной горы»
Приобщать детей к истокам культуры родного края....