Конспект занятия В поисках артыша (можжевельника)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Куулар Наталья Николаевна


Конспект занятия познакомят детей артышом и его целебными свойствами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_poiskah_artysha.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24 города Кызыла Республики Тыва»

Конспект занятия в подготовительной группе

«В поисках артыша(можжевельника)»

Выполнила воспитатель

подготовительной группы

Куулар Наталья Николаевна

Кызыл 2016г.

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках Артыша (можжевельника)

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель: Познакомить детей с можжевельником, с его лечебными свойствами, находить правильные ответы на поставленные вопросы, приобщить детей к культуре тувинского народа.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Расширять представление детей о лекарственных травах (можжевельнике)

2. Знакомить с правилами сбора артыша.

3.Закреплять названия целебных трав и правило поведения в лесу.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь, внимание, словарный запас (артыш, тос-карак, йорээл,) познавательный интерес по средствам совершения национального обряда «окуривание».

Воспитательные задачи:

Воспитать уважения к традициям тувинского народа.

Материалы: Ветки артыша,  элементы леса, тувинская мелодия, ИКТ с рисунками можжевельника, спички, руль, платок, скамейка длинная, спортивные модули, мешочки с травой-саше.

Организационный момент

Игра «Это что за чудеса»

Цель: Развить речь детей в соответствии с движениями рук.

Ход игры:

Это что за чудеса,

Раз рука и два рука

Это ладошка правая,

Это ладошка левая.

И скажу вам не тая,

Руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеет лепить

Чуткие руки умеют дружит

- Ребята, могут ли наши руки узнать, здоров ли человек?

Скажите, как это можно сделать? (приложить ладошку ко лбу)

Давайте проверим, все ли дети здоровы? (дети поворачиваются лицом друг к другу и трогают лоб.) сообщают, что все здоровы!

 К нам сегодня в гости пришел Буратино . Почему такой грустный? Воспитатель прикладывает руку ко  лбу и сообщает, что лоб горячий.

-Заболел?

- Ребята, как можно помочь Буратино? (ответы детей)

- А еще можно вылечить его с помощью целебных трав.

-  Какие целебные травы вы знаете? (ответы детей) (ромашка, мать и мачеха, одуванчик, крапива, подорожник, иван - чай)

А вы знаете, дети, трав очень много, но есть волшебная трава- это артыш (можжевельник).

- Кто - нибудь из вас пользовался этой травой? При каких обстоятельствах?

- Я предлагаю всем пройти и сесть возле экрана.

Он растет в тайге, похож на? ( елочку), какой  он высоты? Какого цвета? Какие плоды?

Рассказ воспитателя:

- Ягодки артыша очень полезные, они лечат много-много болезней: болезни печени, пищеварения, болезни мочевого пузыря.

Запомнили его внешний вид?

А давайте мы отправимся в тайгу на его поиски  и с помощью этой травы вылечим нашего друга. Готовы, отправиться в путь? Предлагаю всем сесть на дорожкув круг.

Давайте вспомнить, что хорошего и что плохого может быть в нашем путешествии?

 Игра «Хорошо-плохо»

 Цель: Научить детей высказывать положительные и отрицательные стороны путешествия в тайгу.

Хорошее: свежий воздух, увидим хорошую природу, все вместе идем, ходьба полезна для здоровья, узнаем много интересного, научимся вести себя правильно в лесу.

Что плохого в путешествии: может пойти дождь и промочить всех нас, сильный ветер подует, встретится опасность, запнуться и упасть, можно ноги промочить, натереть мозоль.

Дорога (на автобусе, влезаем на гору, ходим по узкому мосту, болото с кочками)

Вот мы и пришли, есть ли здесь артыш,  посмотрите? (дети находят и зовут воспитателя)

Прежде чем его сорвать, предлагаю подышать свежим воздухом (дыхательнаягимнастика:«Подуем на….»)

Подуем на плечо

Подуем на другое

На солнце горячо

Пекло дневной порой.

Можно ли артыш вырывать с корнем? Почему вы так думаете?

(ответы детей?) Нужно собирать ветки, не выкапывать с корнем.

 Раньше наши дедушки и бабушки говорили, если ты артыш выкопаешь с корнем, жди беды. Перед тем как  собрать,  нужно обязательно прочитать йорээл, попросить у хозяина тайги, побрызгать тос-караком молоко, потом уже начинать собирать.

Совершение обряда:

Йорээл

Оршээ, хайыракан!

Алдыы, устуу

Алдын делегейим!

Тос дээрим

Долаан бурганым!

Узун Тезин, торээн черим

Ак-Белдирим алдын тандым

Оршээ хайыракан!

А теперь осторожно сорвите его, не повреждая корешков. Возьмите  веточку, понюхайте, потрогайте, потрясите.  Есть ли запах?  Есть ли листья? В виде иголочек)

Как вы думаете, для окуривания какой артыш лучше подойдет свежее сорванный или высушенный? Почему?

Хотите поиграть?. Артыш кладут на пол возле себя.

Игра «Оживиартыш».

Цель: Научить детей высказывать свое мнение, развивать образное мышление, речь, фантазию

Представим,что у  артыша появились ноги и руки, что он мог бы сделать?

(Придти к больному сам, когда человек заболеет он окурил больного, рассказать о своих лечебных свойствах, когда люди его ищут в тайге подать голос, помахать рукой, высоко попрыгать).

И так артыш мы собрали? Можно возвращаться назад?

Сейчас мы возвращаемся в детский сад, нас уже заждался наш больной друг.

 Дети отправляются обратным маршрутом под девизом

«Мы идем, мы идем и артыш с собой несем!

Дом окурим артышом, счастье будет в доме том!»

Буратино, мы тебе принесли целебной травы,  ребята как она называется?

 артыш.

 Ритуал окуривания:

Ребенок одевает куклу на себя , стоит расставив ноги на ширине плеч. ( воспитатель вместе с ребенком проводит артышом 3 круга по часовой стрелки, начиная с головы, рук и заканчивая ступнями). А чтобы мы все были здоровы я приготовила для всех «ароматные» мешочки с лечебной травой.

А на память о нашей встречи давайте сделаем общее фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В поисках клада"

Программное содержание:Образовательные задачи: напомнить способы образования чисел три и четыре; закреплять навыки счета и отсчета предметов; упражнять в сравнении предметов по длине и ширине;Во...

Конспект занятия "В поисках здоровья"

Знакомство с состовляющими  здоровья  каждого человека...

В поисках артыша (можжевельника)

Использовали артыш (можжевельник) не только как целебная трава, она является священной травой в некоторых народах...

Конспект занятия "В поисках берестяного сундучка"

Конспект занятия в подготовительной группе " В поисках берестяного сундучка"...

Конспект занятия "В поисках волшебного яйца Кощея Бессмертного".

Конспект занятия для детей подготовительной группы....