«ПИСЬМО ОТ ПОЧЕМУЧКИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_ot_pochemuchki.doc | 135.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Физминутка.
«ПИСЬМО ОТ ПОЧЕМУЧКИ»
конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Воспитатель: Фертилюк Е.И.
Программное содержание: Выявить объем представлений детей о зимнем периоде времени, умение выражать мысль краткой пояснительной речью.
Закрепить умение детей составлять модель зимы, классифицировать птиц по модели, разгадывать кроссворд; расселять лесных жителей по этажам, устанавливать причинно-следственные связи.
Вызвать у детей желание ответить на вопросы Почемучки. Воспитывать у детей любознательность и интерес к живой природе.
Материал: Письмо Почемучки, модель зимы, модель этажей леса, кроссворд, картинки: птиц, животных, хвойных деревьев, 3 обруча; на каждого ребенка карточка: «Где чьи следы?»
Воспитатель (показывает большой конверт).
Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт. Кому же он принадлежит (интересно, читает). На конверте адрес ул. Чапаева, д. № 85 а, подготовительная группа «Ладушки». Да это же нам! А что в конверте (открывает). Письмо от Почемучки.
Почемучка - это мальчик. Он веселый, добрый, любознательный. Почемучка часто спрашивает «Кто? Что? Где? Почему?» поэтому его и называют Почемучкой.
Он и нас о чем-то, наверное, хочет спросить? (Воспитатель читает письмо).
Здравствуйте, ребята! Я буду очень рад, если вы ответите на мои вопросы, на них я не знаю ответы. Помогите, пожалуйста, мне разобраться.
Дети, хотите ответить на вопросы Почемучки (Да).
Воспитатель: Ребята, старайтесь думать, отвечать так, чтобы
Почемучка все понял, а я буду записывать ваши ответы.
Загадка
Кто, угадай-ка,
Сегодня хозяйка?
Тряхнет перинки -
Над миром пушинки (Зима).
Правильно, это зимушка - зима.
В народе говорят: «Декабрь зиму начинает, а февраль кончает» - почему так говорят»? (Декабрь - первый месяц зимы, начало ее, а февраль 3- й, последний месяц зимы)
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
- Сколько их? (3)
Воспитатель: Зима длится 3 месяца. Почемучка спрашивает: Ребята, а вы можете выложить модель зимы? (Да) возьмите по карточке, расскажите о зиме и составьте ее модель. (Дети выполняют задание).
Молодцы! С этим заданием вы справились.
- Ребята, послушайте музыку зимы (запись)
А сейчас, чтобы вам было легче отвечать на вопросы Почемучки, я отправлю вас в зимний лес, но не по настоящему, а как в сказке.
Закройте глаза. Я произнесу волшебные слова «Сим-Салабим». Дышите спокойно, глубоко. Вы почувствуете, какой морозный, свежий воздух в лесу, какая тишина. Откройте глаза. Давайте войдем в лес.
Все вокруг белым-бело, белым снегом замело. Выше ноги поднимайте, выше, снег здесь глубокий, тяжело по нему идти.
Давайте передохнем немного и ответим на вопрос Почемучки.
Когда снег глубокий, это хорошо или плохо? (Дети - хорошо, плохо...)
Давайте разберемся.
Почему Плохо - (ответы детей).
- Животным трудно по глубокому снегу передвигаться (ходить, бегать,
охотиться). - Трудно добывать еду из-под снега.
- Если много снега, от его тяжести ветки на деревьях гнутся и ломаются.
У дворника много работы, тяжело чистить снег лопатой, много работы у водителей снегоуборочных машин -надо очистить дороги от снега...
А почему хорошо, когда много снега? (ответы детей).
- Не замерзнут и не погибнут от сильных морозов корни деревьев, кустов, травы - снег их согревает.
- Медведю, ежу, барсуку не холодно, тепло спать под глубоким снегом.
- Мыши прячутся под снегом, спасаются от врагов.
От лютых, сильных морозов и от врагов спасаются, спят под снегом глухари, тетерева, куропатки.
Воспитатель: Много снега - много хлеба, говорят в народе. А что это значит, объясните, пожалуйста.
Дети: Снег весной растает, будет много воды, вода будет питать землю, а это хорошо для будущего урожая, для растений.
- Ребята, давайте послушаем тишину. Пение птиц вы слышите в зимнем лесу (нет). Так что птиц в лесу зимой нет совсем, они исчезли, пропали? (нет, есть). А почему не поют?
Дети - Зимой птицам холодно и голодно и не хочется петь.
Ребята, помогите, пожалуйста, решить задачу.
На участок детского сада в феврале прилетели 3 ласточки и 1 скворец. Сколько птиц прилетело на участок (Дети - ни сколько, ни одной).
Почему? (Дети - это перелетные птицы, на зиму они улетают в теплые
края).
- Ребята, здесь еще карточки и задание.
- Разложите птиц по моделям в 3 обруча. Выяснить.
-Здесь какие птицы (Дети - домашние).
- Почему их так называют? (Люди ухаживают, стоят жилище).
- Здесь какие птицы? (Дети - перелетные)
- Почему они улетают в теплые края? (Дети - зимой нечем питаться, исчезли насекомые, замерзли водоемы).
- А здесь какие птицы? (Дети - зимующие). А почему зимующие птицы не улетели в теплые края? (Дети - они приспособились находить себе корм зимой). Чем питаются? (Семенами растений, сережками березки, ягодами рябины, семенами шишек, отыскивают спрятавшихся насекомых под корой деревьев; приблизились к жилью человека).
Ребята, а вы помогаете птицам пережить холодную, голодную зиму (Да). А как? (Дети - на участке повесили кормушку). Что ложите в нее? (Зерна, семечки, крошки хлеба, кусочки сала для синички). Молодцы! Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших деревьях, они будут прилетать и поедать насекомых, гусениц - вредителей растений.
- Ребята, на снегу кто-то оставил следы, помогите, пожалуйста, разобраться. Ребята, поможем (да).
Пройдите за столы, внимательно рассмотрите и карандашом соедините «Где чьи следы» (воспитатель проверяет, помогает, сядьте удобно, следите за
осанкой, проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание...) так кто оставил следы на снегу? (лось, мышь...)
Ребята, а почему на снегу нет следов медведя (дети - он зимует в спячке).
А вот мой знакомый охотник рассказывал, что видел следы медведя в зимнем лесу. Такое может быть? Почему? (иногда люди встречают зимой медведя. Такой медведь или не ложится в берлогу на зимнюю спячку (Почему?) потому что не накопил много жира (голодный медведь не ляжет в спячку, голодному не спится) или его кто-нибудь потревожил. Как называют такого медведя? (Это медведь - шатун). Он очень зол и опасен, может напасть на дом животного и людей).
Почемучка предлагает поиграть в игру «Знаешь - быстро отвечаешь», выходите, становитесь в круг (с мячом). Воспитатель задает вопросы, бросает мяч; ребенок, получивший мяч, отвечает).
- Какой зверь самый хитрый в нашем лесу? (Лиса рыжая).
- Какой зверь самый сильный в нашем лесу? (Медведь).
- Какой самый быстрый? (Заяц).
- Какой зверь самый хищный? (Волк).
- Почему волка называют лесным доктором? (Он уничтожает больших и слабых животных; не дает распространяться заразным болезням среди животных...)
- Какой зверек самый колючий в наших лесах? (Еж).
- Где в лютые морозы находят спасение тетерева, глухари? (Под снегом).
- Какую птицу в наших лесах называют лесным доктором? (Дятла).
- Какой лесной зверь в наших лесах самый крупный? (Лось).
- Человек какой профессии следит за порядком в лесу? (Лесник).
Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы Почемучки.
А кроссворд сможете разгадать? (Да). Почемучка пишет: Кто разгадает кроссворд, тот узнает дерево, которое растет только в наших лесах. (Давайте присядем).
К | л | Е | с | Т |
Е | л | Ь | ||
д | я | Т | Е | Л |
р | ы | С | Ь |
- Какие птицы нашего леса выводят птенцов зимой? (Клест). А почему они выводят птенцов зимой? (В лесу зимой много спелых шишек, их семена, - главный корм для клестов. Сытой птице и холод не страшен, есть чем кормить птенцов, они быстро растут).
- Зимой и летом одним цветом? (Ель).
- Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной
На меня он не глядит
Все стучит, стучит, стучит (Дятел)
- Хитрый хищник на кошку похож, на дереве притаился, добычу ждет. (Рысь).
На все вопросы ответили, молодцы! Читайте по вертикале, как дерево называется? (Кедр).
- А какие еще хвойные деревья вы знаете? (Сосна, ель, пихта, лиственница).
А почему эти деревья называют хвойными?
- У них вместо листочков иголки, хвоя.
Каждый где-нибудь живет
Рыба в речке (рисуют в воздухе волны)
В норке - крот (приседают)
Заяц - в поле (прыгают как зайцы)
Зебры в Африке, в Саванне (бегут по кругу широким шагом)
Бегемот - в джунглях идет (ходьба в развалку).
Мышь - в соломе (присели).
Я - в большом кирпичном доме (Встали, крышу руками над головой)
Лес - это многоэтажный дом. Помогите найти каждому свое место в лесу (модель леса, картинки животных, птиц дети расселяют по их этажам)
- Проверьте, всех ли правильно расселили. А эти животные почему остались? (Слон, жираф, крокодил...не живут в наших лесах).
А где они живут? (В теплых странах)
Какие животные занимают нижний этаж? (Лиса, волк, заяц, медведь,
лось)
А почему? (Они находят себе здесь жилище, еду, им удобно передвигаться, прятаться от врагов).
Отступать врагам пришлось, их рогами встретил ... лось.
На каком этаже леса живет лось? (На нижнем).
С какого этажа может добывать себе корм в зимнее время? (со среднего).
Чем он питается зимой? (Скусывает ветки и побеги деревьев, глотает кору). Голодно зимой в лесу. Лесник подкармливает лосей, привозит им сено.
Кто занимает нижние этажи леса? (Рысь, куница, филин, сова, дятел) (Почему? - они делают себе жилище в дуплах деревьев, сверху высматривают добычу, им удобно охотиться, передвигаться).
Кто живет на верхних этажах? (мелкие птицы - сороки, вороны, галки, снегири, синички).
А какой зверек живет на верхних этажах леса? (Белка). Почему она может жить на верхних этажах? Она приспособилась, хорошо прыгает с ветки на ветку, она маленькая, легкая, ветки деревьев не ломаются, ее не может там достать ее главный враг - куница, потому что она большая белка, тяжелая, и не может забираться на верхушки деревьев. У белки там есть еда, она находит себе жилище и дупло, или строит гнездо из веток, утепляет его мхом, травой.
- Ребята, а вы знаете, что такое цепи питания? (Да. Это кто кем питается)
А вы можете составить цепочки питания? (Да). Я предлагаю вам разбиться на 3 группы по 3 человека и составить 3 цепи питания.
(Дети берут картинки и выстраивают слева на право от того, кто ест к тому, кого едят).
- Волк - заяц-трава, дерево.
- Сова - мышь - колосок, трава.
- Куница - белка - шишки на дереве, грибы.
- Дятел - гусеница - дерево с листочками.
Почему вы так стали? (Дети объясняют).
Ребята, представьте, что в лесу вдруг исчезли все волки. Что может произойти? (Предложения детей).
Воспитатель: В природе все взаимосвязано, все нужны друг другу.
Лес - богатство страны. Его надо беречь. Люди сложили много пословиц о лесе, назовите их.
- Рощи да леса - всему свету краса.
- По лесу ходи - под ноги гляди.
- Лес не школа, а всех учит.
- Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу.
Молодцы! На все вопросы Почемучки вы ответили. Закройте глаза, я произнесу волшебные слова «Сим-Салабим» и мы снова в детском саду.
Ребята, вам понравилось отвечать на вопросы Почемучки (Да). (Что понравилось? Что запомнилось? Какие задания были для вас интересными?)
Почемучка знал, что вы любознательные дети и обязательно ответите на все вопросы.
В подарок он прислал вам вот эти звездочки (раздача). Пусть ваша звездочка светит вам всегда.
Почемучка с нетерпением ждет ответы, можно, я отправлю письмо, я ведь раньше уйду домой и по пути занесу его на почту, хорошо?
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Письмо от Почемучки»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей средней группы...
«Письмо от Почемучки»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей средней группы...
Дидактическая игра "Письмо мальчику Почемучке"
Игра предназначена для закрепления у детей старшего дошкольного возраста зимних явлений природы....
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений "Письмо Почемучки"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "Письмо Почемучки" для средней группы с использованием здоровьесберегающих тех...
Познавательно - речевое развитие детей старшего возраста на тему «Электронное письмо от Почемучки»
Познавательно - речевое развитие детей старшего возраста на тему «Электронное письмо от Почемучки»...
Мероприятие: «Эколята – дошколята» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: "Почему северный олень попал в Красную книгу?"
В рамках социального образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.5 июня 2019 в Де...
«Письмо Почемучки»
Конспект по ОД по речевому развитиюв подготовительной к школе группе...