«ПИСЬМО ОТ ПОЧЕМУЧКИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Екатерина Ивановна Фертилюк

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе 
(образовательная область «Познавательное развитие»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_ot_pochemuchki.doc135.51 КБ

Предварительный просмотр:

Физминутка.

«ПИСЬМО ОТ ПОЧЕМУЧКИ»

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе  
(образовательная область «Познавательное развитие»)

Воспитатель: Фертилюк Е.И.


Программное содержание: Выявить объем представлений детей о зимнем периоде времени, умение выражать мысль краткой пояснительной речью.

Закрепить умение детей составлять модель зимы, классифицировать птиц по модели, разгадывать кроссворд; расселять лесных жителей по этажам, устанавливать причинно-следственные связи.

Вызвать у детей желание ответить на вопросы Почемучки. Воспитывать у детей любознательность и интерес к живой природе.

Материал: Письмо Почемучки, модель зимы, модель этажей леса, кроссворд, картинки: птиц, животных, хвойных деревьев, 3 обруча; на каждого ребенка карточка: «Где чьи следы?»


Воспитатель (показывает большой конверт).

Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт. Кому же он принадлежит (интересно, читает). На конверте адрес ул. Чапаева, д. № 85 а, подготовительная группа «Ладушки». Да это же нам! А что в конверте (открывает). Письмо от Почемучки.

Почемучка - это мальчик. Он веселый, добрый, любознательный. Почемучка часто спрашивает «Кто? Что? Где? Почему?» поэтому его и называют Почемучкой.

Он и нас о чем-то, наверное, хочет спросить? (Воспитатель читает письмо).

Здравствуйте, ребята! Я буду очень рад, если вы ответите на мои вопросы, на них я не знаю ответы. Помогите, пожалуйста, мне разобраться.

Дети, хотите ответить на вопросы Почемучки (Да).

Воспитатель:        Ребята, старайтесь думать, отвечать так, чтобы

Почемучка все понял, а я буду записывать ваши ответы.

Загадка

Кто, угадай-ка,

Сегодня хозяйка?

Тряхнет перинки -

Над миром пушинки (Зима).

Правильно, это зимушка - зима.

В народе говорят: «Декабрь зиму начинает, а февраль кончает» - почему так говорят»? (Декабрь - первый месяц зимы, начало ее, а февраль 3- й, последний месяц зимы)

  • Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
  • Сколько их? (3)

Воспитатель: Зима длится 3 месяца. Почемучка спрашивает: Ребята, а вы можете выложить модель зимы? (Да) возьмите по карточке, расскажите о зиме и составьте ее модель. (Дети выполняют задание).

Молодцы! С этим заданием вы справились.

  • Ребята, послушайте музыку зимы (запись)

А сейчас, чтобы вам было легче отвечать на вопросы Почемучки, я отправлю вас в зимний лес, но не по настоящему, а как в сказке.

Закройте глаза. Я произнесу волшебные слова «Сим-Салабим». Дышите спокойно, глубоко. Вы почувствуете, какой морозный, свежий воздух в лесу, какая тишина. Откройте глаза. Давайте войдем в лес.

Все вокруг белым-бело, белым снегом замело. Выше ноги поднимайте, выше, снег здесь глубокий, тяжело по нему идти.

Давайте передохнем немного и ответим на вопрос Почемучки.

Когда снег глубокий, это хорошо или плохо? (Дети - хорошо, плохо...)

Давайте разберемся.

Почему Плохо - (ответы детей).

  • Животным трудно по глубокому снегу передвигаться (ходить, бегать,

охотиться). - Трудно добывать еду из-под снега.

  • Если много снега, от его тяжести ветки на деревьях гнутся и ломаются.

У дворника много работы, тяжело чистить снег лопатой, много работы у водителей снегоуборочных машин -надо очистить дороги от снега...

А почему хорошо, когда много снега? (ответы детей).

  • Не замерзнут и не погибнут от сильных морозов корни деревьев, кустов, травы - снег их согревает.
  • Медведю, ежу, барсуку не холодно, тепло спать под глубоким снегом.
  • Мыши прячутся под снегом, спасаются от врагов.

От лютых, сильных морозов и от врагов спасаются, спят под снегом глухари, тетерева, куропатки.

Воспитатель: Много снега - много хлеба, говорят в народе. А что это значит, объясните, пожалуйста.

Дети: Снег весной растает, будет много воды, вода будет питать землю, а это хорошо для будущего урожая, для растений.

  • Ребята, давайте послушаем тишину. Пение птиц вы слышите в зимнем лесу (нет). Так что птиц в лесу зимой нет совсем, они исчезли, пропали? (нет, есть). А почему не поют?

Дети - Зимой птицам холодно и голодно и не хочется петь.

Ребята, помогите, пожалуйста, решить задачу.

На участок детского сада в феврале прилетели 3 ласточки и 1 скворец. Сколько птиц прилетело на участок (Дети - ни сколько, ни одной).

Почему? (Дети - это перелетные птицы, на зиму они улетают в теплые

края).

  • Ребята, здесь еще карточки и задание.
  • Разложите птиц по моделям в 3 обруча. Выяснить.

-Здесь какие птицы (Дети - домашние).

  • Почему их так называют? (Люди ухаживают, стоят жилище).
  • Здесь какие птицы? (Дети - перелетные)
  • Почему они улетают в теплые края? (Дети - зимой нечем питаться, исчезли насекомые, замерзли водоемы).
  • А здесь какие птицы? (Дети - зимующие). А почему зимующие птицы не улетели в теплые края? (Дети - они приспособились находить себе корм зимой). Чем питаются? (Семенами растений, сережками березки, ягодами рябины, семенами шишек, отыскивают спрятавшихся насекомых под корой деревьев; приблизились к жилью человека).

Ребята, а вы помогаете птицам пережить холодную, голодную зиму (Да). А как? (Дети - на участке повесили кормушку). Что ложите в нее? (Зерна, семечки, крошки хлеба, кусочки сала для синички). Молодцы! Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших деревьях, они будут прилетать и поедать насекомых, гусениц - вредителей растений.

  • Ребята, на снегу кто-то оставил следы, помогите, пожалуйста, разобраться. Ребята, поможем (да).

Пройдите за столы, внимательно рассмотрите и карандашом соедините «Где чьи следы» (воспитатель проверяет, помогает, сядьте удобно, следите за

осанкой, проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание...) так кто оставил следы на снегу? (лось, мышь...)

Ребята, а почему на снегу нет следов медведя (дети - он зимует в спячке).

А вот мой знакомый охотник рассказывал, что видел следы медведя в зимнем лесу. Такое может быть? Почему? (иногда люди встречают зимой медведя. Такой медведь или не ложится в берлогу на зимнюю спячку (Почему?) потому что не накопил много жира (голодный медведь не ляжет в спячку, голодному не спится) или его кто-нибудь потревожил. Как называют такого медведя? (Это медведь - шатун). Он очень зол и опасен, может напасть на дом животного и людей).

Почемучка предлагает поиграть в игру «Знаешь - быстро отвечаешь», выходите, становитесь в круг (с мячом). Воспитатель задает вопросы, бросает мяч; ребенок, получивший мяч, отвечает).

  • Какой зверь самый хитрый в нашем лесу? (Лиса рыжая).
  • Какой зверь самый сильный в нашем лесу? (Медведь).
  • Какой самый быстрый? (Заяц).
  • Какой зверь самый хищный? (Волк).
  • Почему волка называют лесным доктором? (Он уничтожает больших и слабых животных; не дает распространяться заразным болезням среди животных...)
  • Какой зверек самый колючий в наших лесах? (Еж).
  • Где в лютые морозы находят спасение тетерева, глухари? (Под снегом).
  • Какую птицу в наших лесах называют лесным доктором? (Дятла).
  • Какой лесной зверь в наших лесах самый крупный? (Лось).
  • Человек какой профессии следит за порядком в лесу? (Лесник).

Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы Почемучки.

А кроссворд сможете разгадать? (Да). Почемучка пишет: Кто разгадает кроссворд, тот узнает дерево, которое растет только в наших лесах. (Давайте присядем).

К

л

Е

с

Т

Е

л

Ь

д

я

Т

Е

Л

р

ы

С

Ь

  1. Какие птицы нашего леса выводят птенцов зимой? (Клест). А почему они выводят птенцов зимой? (В лесу зимой много спелых шишек, их семена, - главный корм для клестов. Сытой птице и холод не страшен, есть чем кормить птенцов, они быстро растут).
  2. Зимой и летом одним цветом? (Ель).
  3. Кто в беретке ярко-красной

В черной курточке атласной

На меня он не глядит

Все стучит, стучит, стучит (Дятел)

  1. Хитрый хищник на кошку похож, на дереве притаился, добычу ждет. (Рысь).

На все вопросы ответили, молодцы! Читайте по вертикале, как дерево называется? (Кедр).

  • А какие еще хвойные деревья вы знаете? (Сосна, ель, пихта, лиственница).

А почему эти деревья называют хвойными?

  • У них вместо листочков иголки, хвоя.

Каждый где-нибудь живет

Рыба в речке (рисуют в воздухе волны)

В норке - крот (приседают)

Заяц - в поле (прыгают как зайцы)

Зебры в Африке, в Саванне (бегут по кругу широким шагом)

Бегемот - в джунглях идет (ходьба в развалку).

Мышь - в соломе (присели).

Я - в большом кирпичном доме (Встали, крышу руками над головой)

Лес - это многоэтажный дом. Помогите найти каждому свое место в лесу (модель леса, картинки животных, птиц дети расселяют по их этажам)

- Проверьте, всех ли правильно расселили. А эти животные почему остались? (Слон, жираф, крокодил...не живут в наших лесах).

А где они живут? (В теплых странах)

Какие животные занимают нижний этаж? (Лиса, волк, заяц, медведь,

лось)

А почему? (Они находят себе здесь жилище, еду, им удобно передвигаться, прятаться от врагов).

Отступать врагам пришлось, их рогами встретил ... лось.

На каком этаже леса живет лось? (На нижнем).

С какого этажа может добывать себе корм в зимнее время? (со среднего).

Чем он питается зимой? (Скусывает ветки и побеги деревьев, глотает кору). Голодно зимой в лесу. Лесник подкармливает лосей, привозит им сено.

Кто занимает нижние этажи леса? (Рысь, куница, филин, сова, дятел) (Почему? - они делают себе жилище в дуплах деревьев, сверху высматривают добычу, им удобно охотиться, передвигаться).

Кто живет на верхних этажах? (мелкие птицы - сороки, вороны, галки, снегири, синички).


А какой зверек живет на верхних этажах леса? (Белка). Почему она может жить на верхних этажах? Она приспособилась, хорошо прыгает с ветки на ветку, она маленькая, легкая, ветки деревьев не ломаются, ее не может там достать ее главный враг - куница, потому что она большая белка, тяжелая, и не может забираться на верхушки деревьев. У белки там есть еда, она находит себе жилище и дупло, или строит гнездо из веток, утепляет его мхом, травой.

- Ребята, а вы знаете, что такое цепи питания? (Да. Это кто кем питается)

А вы можете составить цепочки питания? (Да). Я предлагаю вам разбиться на 3 группы по 3 человека и составить 3 цепи питания.

(Дети берут картинки и выстраивают слева на право от того, кто ест к тому, кого едят).

  1. Волк - заяц-трава, дерево.
  2. Сова - мышь - колосок, трава.
  3. Куница - белка - шишки на дереве, грибы.
  4. Дятел - гусеница - дерево с листочками.

Почему вы так стали? (Дети объясняют).

Ребята, представьте, что в лесу вдруг исчезли все волки. Что может произойти? (Предложения детей).

Воспитатель: В природе все взаимосвязано, все нужны друг другу.

Лес - богатство страны. Его надо беречь. Люди сложили много пословиц о лесе, назовите их.

  • Рощи да леса - всему свету краса.
  • По лесу ходи - под ноги гляди.
  • Лес не школа, а всех учит.
  • Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу.

Молодцы! На все вопросы Почемучки вы ответили. Закройте глаза, я произнесу волшебные слова «Сим-Салабим» и мы снова в детском саду.

Ребята, вам понравилось отвечать на вопросы Почемучки (Да). (Что понравилось? Что запомнилось? Какие задания были для вас интересными?)

Почемучка знал, что вы любознательные дети и обязательно ответите на все вопросы.

В подарок он прислал вам вот эти звездочки (раздача). Пусть ваша звездочка светит вам всегда.

Почемучка с нетерпением ждет ответы, можно, я отправлю письмо, я ведь раньше уйду домой и по пути занесу его на почту, хорошо?

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Письмо от Почемучки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей средней группы...

«Письмо от Почемучки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей средней группы...

Дидактическая игра "Письмо мальчику Почемучке"

Игра предназначена для закрепления у детей старшего дошкольного возраста зимних явлений природы....

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений "Письмо Почемучки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "Письмо Почемучки" для средней группы с использованием здоровьесберегающих тех...

Познавательно - речевое развитие детей старшего возраста на тему «Электронное письмо от Почемучки»

Познавательно - речевое развитие детей старшего возраста на тему «Электронное письмо от Почемучки»...

Мероприятие: «Эколята – дошколята» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: "Почему северный олень попал в Красную книгу?"

В рамках социального образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.5 июня 2019  в Де...

«Письмо Почемучки»

Конспект по ОД по речевому развитиюв подготовительной к школе группе...