Проект "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Феклистова Мария Васильевна

Краткосрочный информационно-творческий проект для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Покормите птиц зимой»

в средней группе

2015-2016 учебный год

Зорина Н.В.,

Феклистова М.В.

Тип проекта:

По продолжительности – краткосрочный 2 недели

По составу участников проекта – групповой

По направленности деятельности участников проекта – информационно-практико- ориентированный

Возраст детей:4-5 лет.

Участники: воспитатели группы, дети, родители.

 Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи, синицы. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал? », ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому, мы решили разработать и реализовать проект: «Поможем зимующим птицам». Предложив детям демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь) и проведя индивидуальную беседу, выяснили, что не все ребята могут правильно назвать зимующих птиц, их среду обитания и условия жизни, особенности их существования.

Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе.

 Цель

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах, создание условий для развития у детей познавательного интереса

Задачи:

  • Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах, особенностях их образа жизни, питания, расширить кругозор детей и словарный запас.
  • Развивать интерес к зимующим птицам, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
  • Развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.
  • Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам в городе, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.

 Ожидаемые результаты:

От детей:

-Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

-Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с зимующими птицами.

-Развит интерес к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность) .

От родителей:

-Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

-Привлекали детей к наблюдениям за птицами, к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Работа с родителями

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Выпуск агитационных листовок: «Покормите птиц зимой».

Изготовление кормушек, родители совместно с детьми и организация выставки.

Предложить родителям оформить книжку-самоделку «Кому что нравиться?» (о том, какой корм какой птичке можно предложить зимой).


Схема осуществления проекта

Образовательные области

Содержание работы

Познавательное развитие

  • НОД «Птицы- пернатые друзья».
  • Прогулки- наблюдения за зимующими птицами.
  • Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
  • Труд в природе – кормление птиц, чистка кормушек.
  • Эксперименты с птичьим пером.
  • Рассматривание альбома «Зимующие птицы».
  • Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»;
  • Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  • Мультимедийная презентация «Зимующие птицы»

Речевое развитие

  • НОД ……………………..
  • Разучивание пословиц и поговорок.
  • Заучивание стихотворений о птицах
  • Чтение книг о птицах.
  • Отгадывание загадок.
  • Стихи:Н. Рубцов «Воробей», «Ворона», А. Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица», В. Звягина «Воробей», А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Чепуров «Трудно птицам зимовать», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Снегирь», Л. Григорьева «Синица.
  • Рассказы: Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички», Е. И. Чарушин «Воробей», В. Зотов «Синица», "Птичья столовая" В. Бианки, "Растрепанный воробей" К. Паустовский, "Воробьишко" М. Горький, "Серая шейка" Д. Мамин-Сибиряк.
  • Словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает? », «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это? «

Социально-коммуникативное развитие

  • НОД  «Почему надо беречь птиц».
  • Сюжетно ролевые игры «Птичья столовая», «В гости к птицам»
  • Игровые упражнения и дидактические игры:«Какая это птица», «Чья тень? », «В зимней столовой»;«Кто где живет? », «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;«Чей голос? », «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию»,

«4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой? ».

  • Решение проблемной ситуации: «Почему птиц стало меньше? », «Синичка-гостья нашего участка! »«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»
  • Беседы «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы? », «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой? ».

Физическое развитие

  • Подвижные игры «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»,

«Совушка – сова»; «Птички и кошка»

  • Пальчиковые игры «Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? » «Воробьи – воробушки», «Птичья кормушка», «Дятел», «Сорока».
  • Утренняя гимнастика «Птички», «Воробьи-воробушки»
  • Дыхательная гимнастика «Птицы летят», «Птицы кричат», «Ворона»

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

  • НОД Рисование «Синички», «Птички на кормушке», «Как розовые яблочки на ветках снегири…»
  • НОД Лепка «Зимующие птицы».
  • НОД Аппликация «Снегирь».
  • Раскрашивание силуэтов птиц.
  • Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы. Лепка птичек.
  • Прослушивание записи голосов зимующих птиц.


Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

  • Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
  • Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
  • Оформление папок–передвижек для родителей «Зимующие птицы», «Как живут птицы зимой».
  • Домашние задания: совместное нахождение и чтение литературы о зимующих птицах, рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок.
  • Разработка презентаций для НОД «Зимующие птицы», "Какие бывают кормушки".
  • Подбор конспектов НОД по теме проекта.
  • Подбор дидактического и методического материала по проекту (педагогами) .
  • Оформление детской книжной выставки.
  • Оформление консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек",

Основной (практический) этап.

  • НОД
  • Игровые упражнения, игры, инсценировки, выставки книг, творческие работы детей
  • Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
  • Заучивание стихотворений о птицах
  • Чтение книг о птицах.
  • Папки-передвижки, консультации для родителей по реализации проекта.
  • Оформление книжки-самоделки «Кому что нравиться?» (о том, какой корм какой птичке можно предложить зимой).
  • Наблюдение за зимующими птицами, за поведением птиц на кормушках.
  • Кормление птиц (ежедневное) .
  • Оформление агитационных плакатов "Покормите птиц зимой".

Заключительный этап

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Организация выставки кормушек.

Продукты проекта.

  • Презентация «Мы реализуем проект».
  • Книжная выставка «Зимующие птицы»
  • Кормушки, выполненные родителями совместно с детьми.
  • Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.
  • Альбом: «Зимующие птицы», «Все о птицах».
  • Картотека загадок, стихов о птицах;
  • Папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края». «Зимующие птицы», «Как живут птицы зимой».
  • Презентации «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки».
  • Агитационные листовки «Покормите птиц зимой»

Результативность:

В результате активной творческой работы семей, в группе была создана презентация по теме «Поможем зимующим птицам». В нем отражена деятельность на протяжении всего проекта.

В ходе реализации проекта наши воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, но возник вопрос: "А другие заботятся о птицах в зимний период времени? ". Мы вместе с воспитанниками обсудили этот вопрос и решили привлечь жителей нашего города к подкормке птиц. Мы оформили листовки "Покормите птиц зимой! " и памятки "Чем кормить птиц? " и развесили их на подъездах близлежащих домов.

Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.

Эксперимент: «Что улетит дальше?»

Цель:  Рассмотреть строение пера, уточнить значение и назначение перьев в жизни птиц.

Материал:  Кусочек бумаги, кусочек ткани, птичье перо.

Ход  эксперимента:

Воспитатель: Рассмотрите материалы, которые лежат у вас на столе, назовите их.

Дети: На столе мы видим: бумагу, ткань, перо.

Воспитатель: Как мы используем эти материалы в нашем быту?

Дети: Бумага нам нужна для рисования и письма, из ткани мы  шьем  одежду.

Воспитатель: Правильно. Как же мы используем перья или пух? В старину, когда не было ручек, фломастеров, перьями писали, а сейчас из птичьего пуха мы шьём  подушки, они легкие и мягкие, шьём  теплую зимнюю одежду.  Скажите все эти материалы тяжелые или легкие?

Дети: Все эти материалы легкие.

Воспитатель: Да, все они легкие. А что лучше всего будет летать? Давайте попробуем  дунуть  на все предметы  и посмотрим, что улетит дальше?

Дети: Перышко улетело дальше всех!

Воспитатель:  Давайте разберемся, почему так произошло? Рассмотрим перо внимательнее. Посмотрите,  перышко состоит из множества мелких пушинок, которые крепятся на тоненький стерженек. Через эти пушинки воздух свободно может пройти, и поэтому перо становится еще легче, а сквозь бумагу и ткань воздуху пройти тяжело. Благодаря этому свойству перышки и удерживают  птицу в  воздухе. А  еще служат защитой птицам от холодов, дождя и снега.С каким видом транспорта можно сравнить птицу?

Дети:  Птицу можно сравнить с самолетом.

Воспитатель: Верно. Именно птица  вдохновила изобретателей на создание самолета.

Вывод: В результате проведенного нами эксперимента мы узнали, что перо  легче,  чем  ткань и бумага, оно обладает теплозащитными свойствами, благодаря своей форме и строению хорошо держится в воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...