Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Виды ткани".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Панкратова Любовь Ивановна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим  в подготовительной к школе группе «Виды ткани".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_konkursa.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

 в подготовительной к школе группе.

Тема: «Виды ткани».

Программное содержание:

1.Обобщить знания детей обо всех видах ткани.

 2. Учить сравнивать качества различных тканей.

 3. Развивать умения находить изделия из различных видов тканей.
4. Совершенствовать умения детей мыслить, обсуждая и доказывая свою точку зрения, пользуясь распространенными предложениями.

5. Воспитывать культуру речевого общения уважения к труду взрослых.
Словарная работа: хлопок, лен, шерсть, шелк, веретено, прялка, ткань, ткачиха, станок и т.д.

6. Назначение и применение различных тканей в быту.

Материалы:

Иллюстрации первобытных людей в одежде из листьев шкур животных, ткани разные, прялка, веретено, ткацкие станки.
Оборудование для игры «Поле чудес»: барабан с цифрами со стрелкой, конверты с вопросами, черный ящик, коробочки под фишки, неваляшка для проведения музыкальной паузы.

Предварительная работа:

Изучение видов ткани. Рассказы: «Как люди жили раньше». Чтение произведения К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Уборка хлопка и льна в современных условиях. А. Рогова «Кладовая радости», Л. Воронкова глава из книги «Солнечный денек», Б. Заходер «Портниха». Рассматривание иллюстраций и картинок о выращивании льна, хлопка, о ткацких фабриках. Беседа «Человек славен трудом», дидактическая игра «Определи на ощупь», «Подбери одежду по сезону».

Ход занятия:

Рассматриваем в группе выставку одежды, любуемся красотой расцветок, сравниваем, определяем название ткани.

Воспитатель:

Это такой удивительный мир - мир тканей. Но много лет назад, когда люди еще не умели ткать ткани, они даже не знали, что это такое, они ходили раздетыми (рассматриваем иллюстрации).

Человек надел только пояс из листьев

Вопросы:

Что служит предметом его одежды?
Как вы думаете, такая одежда могла согреть? (Обратить внимание на другие картинки).

Человек в одежде из шкуры медведя

Вопросы:

Как вы думаете, что это такое?
Где он ее взял?

Ответы:

Это шкура животного. Он ходил на охоту, чтобы добыть себе пропитание, а потом, заметил, что шкура мягкая и теплая и надел ее.

Третья иллюстрация: «Человек плетет из травы».

Воспитатель:

Может, люди у птиц подсмотрели, а может сами догадались, что некоторые травы и растения обладают таким эластичным свойством, что можно плести. Затем люди изготовили простейший станок, где для того, чтобы протаскивать нить, нужна была заостренная палка. Это было очень давно, несколько тысяч лет тому назад. Отсюда пошло слово «ткать». Ведь первый, «ткать» тыкал палкой, то в одну, то в другую сторону. Уберем, из слова «тыкать», букву «Ы» и останется «ткал».

Вот и до сих пор ткани ткут, только для этого придумали удобные большие ткацкие станки, с автоматическим управлением.

Ну а сейчас мы вернемся в удивительный мир тканей. Для того, чтобы нам было интереснее, мы поиграем в игру «Что, где, когда?»

Правила игры:

1. Внимательно слушать вопрос.
2. Обсуждать всем вместе, доказывая свою точку зрения.
3. Капитан команды говорит: «Мы готовы! Отвечать будет тот-то».
4. Могут дополнять ответ члены другой команды.
5. За правильный ответ 5 фишек, за неполный ответ 2,3.

1 вопрос:

Что такое лен и хлопок? Чем они похожи и чем отличаются?

Ответ: Лен и хлопок – это растения, из которых изготавливают ткани.
Похожи они тем, что их выращивают из семян и у растений есть волокна, из которых прядут или ткут ткани.
Отличаются тем, что волокна льна получают из стебля, а у хлопка эти волокна отходят от семечка. Созревают в коробочке, поэтому льна менее, чем волокна хлопка из-за чего и ткань прочнее. Ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка - мягкая и теплая.

2 вопрос:

Откуда берутся шерстяные нити? Чем они отличаются от тканей льна и хлопка?

Ответ: Для изготовления шерстяной ткани нужна шерсть, которую берут у животных (овец стригут, коз вычесывают пух, верблюда и собаку). Шерстяная ткань отличается от других тем, что она мягкая и ворсистая, теплая, поэтому из шерстяной нити вяжут шапочки, рукавицы, носки, катают валенки, ткут одеяла.

Воспитатель:

Мне очень приятно, что ответы полные. Получаете 5 фишек.

3 вопрос:

Внимание, черный ящик!
«Деревянный маленький предмет, длиной округлой формы. Его применяли наши бабушки и применяют сейчас для вытягивания и скручивания нити вручную.
Внимание, вопрос: Назовите этот предмет? (Веретено).

4 вопрос:

Еще один деревянный, его также в старину применяли для вытягивания и скручивания нити теперь уже довольно крупный с колесом и педалью. Назвать и показать этот предмет. (Прялка).

5 вопрос:

Где растет хлопок? Растет ли хлопок в наших краях?

Ответ: Хлопок растет там, где сухо и жарко (в Армении, Туркмении, Киргизии и т.д). У нас хлопок не растет, потому, что у нас короткое лето и хлопок не успевает вызреть до семян.

Воспитатель:

Неполный ответ - 3 фишки, за дополнение 2 фишки.

6 вопрос:

Как можно выбелить ткани изо льна?

Ответ: Вымачивают в воде, а затем вымораживают на морозе.

Воспитатель:

За такой интересный ответ на трудный вопрос - 5 фишек.

Итог занятия:

Воспитатель:

Интересно ли вам было? Что больше всего понравилось? Почему?
А как вы считаете, вы уже все знаете о тканях, о том, как изготовляют одежду?

Дети:

Нет, мы еще многого не знаем, мы хотим узнать, как изготовляют одежду.

Воспитатель:

А как мы можем получить эти знания?

Дети:

Читать книги, энциклопедии, сходить в ателье на экскурсию.

Воспитатель:

Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня дружно обсуждали, делали выводы, доброжелательно дополняли ответы дружочков.

Сюрпризный момент:

Заходит почтальон, заносит посылку. В посылки подарки детям - льняные платочки. Посылка может быть от тружеников полей, вырастивших лен, а может просто от доброй волшебницы.

Музыкальная пауза:

Детьми исполняется песня «Антошка» или другой музыкальный номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей вида "В школу с Буратино"

Конспект итогового занятия "В школу с Буроатино" предназачен для  учителей-логопедов, воспитателей поготовительных к школе компенсирующих групп....

Конспект НОД по физическому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующего вида окулистической направленности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующего вида окулистической направленности....

Конспект НОД по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе с деятельностью художника-живописца "Картинная галерея"

Интегрированное занятие с детьми по знакомству с профессией художника. Дети познакомятся с творчеством художника - живописца, лешуконца П,П,Лешукова....

Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе "Секреты ткани".

Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе . Секреты ткани...

Конспект занятия по ознакомлению с природой подготовительная к школе группа

Конспект занятия по ознакомлению с природой подготовительная к школе группа"Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)"...