использование художественных произведений в экологическом образовании детей дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
консультация на заданную тему, раскрыты задачи , представлены образцы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_ekolog._obraz.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
"Самое прекрасное,
что мы можем испытать –
это ощущение тайны".
Альберт Энштейн
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие экологии. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. Экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств.
В детском саду во всех группах ведется работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей: наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, музыка.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Я работая в старших и в подготовительных группах использовала художественную литературу и наблюдения для экологического воспитания детей.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги.
На занятиях мы учим стихи великих поэтов Есенина, Волошина, Тютчева ,Пушкина, все они нам известны. например прежде чем учить стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», мы несколько раз на прогулке подходили к березе, рассматривали ее, сравнивая несколько берез отмечали ,что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы- все они разные. Каждая березка по своему прекрасна.
Так же в своей работе я люблю использовать экологические загадки, специально отобранные загадки позволяют ребенку познакомить с различными сторонами окружающего мира, с многообразием животного мира, их повадками, поведениями, признаками, отличиями.
Они – лесные санитары.
Так прозвали люди их недаром.
Чтобы лес был красив и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Они на страже день и ночь
Гонят разных короедов прочь!
Загадки о явлениях природы, растениях, временах года и другие.
Хотелось бы обратить внимание на экологические сказки, которые мы совместно с воспитателями придумываем на творческих пед. советах.
УМНАЯ СКАЗКА О ВОДЕ
Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.
Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:
- Солнце, зачем ты меня высушило?
Солнце и отвечает:
- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!
Пар спрашивает:
- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило:
- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!
Пар воскликнул:
- Точно! Спасибо тебе, Солнце!
И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:
- Спасибо тебе, Дождик!
А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.
Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:
- Здравствуй, Море!
Море ответило:
- Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?
Ручеек сказал:
-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?
Море задумалось:
- Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.
Ручеек обрадовано ответил:
- Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!
Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.
Вода обратилась к Природе и сказала:
- Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает:
- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!
На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.
Обязательное условие это присутствие наглядности, использование аудиозаписи.
Таким образом, художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формирований первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывать экокультуры человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...
Статья "ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творче...
Роль художественного слова в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. И важно начинать п...
Использование моделей в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение...
«Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий»
В данной статье рассмотрены вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста....
Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста...