Роль художественного слова в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа) на тему
Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. И важно начинать прививать экологическую культуру уже детям дошкольного возраста. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Один из методов, который способствует повышению уровня экологической образованности детей является словесно-литературный.
Открывать мир природы в разнообразных красках, глубже понять ее чудесную красоту, воспринимать ее всей душой нам помогает художественное слово, так как, слово сопровождает любую деятельность и в экологическом образовании детей оно может выполнять важные функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_hudozhestvennogo_slova.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль художественного слова в экологическом образовании детей
дошкольного возраста.
Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. И важно начинать прививать экологическую культуру уже детям дошкольного возраста. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Один из методов, который способствует повышению уровня экологической образованности детей является словесно-литературный.
Открывать мир природы в разнообразных красках, глубже понять ее чудесную красоту, воспринимать ее всей душой нам помогает художественное слово, так как, слово сопровождает любую деятельность и в экологическом образовании детей оно может выполнять важные функции.
Точные, яркие образные слова, сравнения активизируют мысли и чувства детей, побуждают их задуматься, определить свое отношение к разным явлениям, наблюдаемым, рассматриваемым объектам. В работе с детьми художественное слово я активно использую на прогулке, на экскурсиях, во время наблюдений за окружающим миром, за объектами природы. Например, на прогулке во время наблюдения за состоянием погоды в морозный солнечный день как не вспомнить пушкинские строки:
Мороз и солнце, День чудесный, | а снег в описании поэта: | Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… |
И перед ними предстает картина солнечного зимнего дня с блестящим, искрящимся разными цветами снегом. Мне кажется, что поэтическое описание больше затронет душу ребенка, нежели сказанное прозаически: « Снег блестит на солнце». Или вот наблюдая за снегопадом в тихую безветренную погоду, так и хочется прочитать:
Белый снег пушистый, в воздухе кружится, | И на землю тихо падает, ложится, |
а потом еще и изобразить с детьми снегопад: тихо, плавно, бесшумно покружиться.
Наблюдая за березой, обязательно вспомним строки из стихов С.Есенина:
Белая береза Под моим окном | Принакрылась снегом Точно серебром…, |
и рассказать детям о том, что у русского народа к березе особое отношение. Эта белоствольная красавица прекрасна в любое время года. В песнях и сказках береза – поэтический образ матери-земли, женщины, символа весны. Художественное слово, образные сравнения нам помогают видеть красоту даже самого неброского дерева. Если детям сказать, что тополь высится сурово, как солдат, то они сразу обратят внимание на стройный ствол тополя, кора которого имеет множество оттенков: серый, зеленый, черный цвета. А ветки тополя, которые мы занесли в группу и поставили в воду - это вестники весны, маленькие победители длинной суровой холодной зимы. Рассматривая клен , отмечаем, что кора у него черная, коричневая вся в трещинах и складках, похожая на сказочного дракона. А ветки деревьев, если их наблюдаем в свете наступающей темноты, похожи на злых волшебников со множеством рук. После таких сравнений дети по особому, зачарованно посмотрят даже на самое неприметное дерево. На экскурсии в лесу можно обратить внимание детей на ели, какие они разные: молодые и старые. Старые ели - угрюмые, с черной хвоей, а молодые: нежно-зеленые, веселые, мохнатые: А внучата елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот, водят хоровод…
Скоро-скоро появятся на улице первые цветочки – одуванчики. Мы ими любуемся и детям говорим: « Не рвите цветочки». А что, если в образе цветка мы разглядим маленького хрупкого желтенького цыпленка. Неужели после этого у ребенка поднимется рука сорвать эти хрупкие создание природы. Он подумает: «Стоит ли это делать? Зачем, чтоб потом выкинуть, растоптать». А после наблюдения за подснежником уместно будет прочитать детям сказку Андерсена о маленьком безрассудном цветочке-подснежнике. При таком подходе к явлениям природы, окружающему миру очень приятно бывает слышать яркие слова, сравнения, выражения в активном словаре детей. Художественное слово расширяет кругозор детей.
Таким образом, опыт работы подтверждает, что в экологическом образовании детей художественное слово имеет немаловажное значение, если пользоваться им умело, к месту и вовремя. Весь аромат окружающей красоты вдыхается ребенком и оставляет след на всю жизнь, а любование красотой родной природы в дальнейшем перерастает в любовь к родным местам, к родному дому, Родине, в желание оберегать и сохранять ее неповторимую красоту.
Литература:
1. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»/ С.Н. Николаева – М: Академия, 2003 г.
2. Рыжова Н.А. «Экологизация развивающей предметной среды» / Н.А.Рыжова / Дошкольное воспитание, 1993 г. № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественною слова в развитии речи детей раннего возраста.
В раннем возрасте активно развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат, крепнет весь организм. Ребенок может уже сдерживать свои желания, но на короткое время, быстро утомляется ...
использование художественных произведений в экологическом образовании детей дошкольного возраста
консультация на заданную тему, раскрыты задачи , представлены образцы...
Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возр...
Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...
Роль художественного слова при организации питания детей дошкольного возраста
В докладе представлен основной список используемой литературы для организации питания детей дошкольного возраста....
Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»
Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...
Роль художественного слова при организации питания детей дошкольного возраста
Накормить ребенка вкусной и полезной едой – одна из сложнейших задач длявзрослых. Потешки и прибаутки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное де...