Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста
учебно-методический материал
Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Цель: развитие познавательных способностей дошкольников средствами ИКТ в экологическом воспитании.
Задачи:
1. Формирование целостной системы знаний о природе;
2. Освоение трудовых навыков и умений с объектами живой и неживой природы;
3. Формирование положительного опыта общения детей с природой (этического, эстетического, познавательного, практического, творческого).
Представление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; компьютер несет в себе огромный тип информации, учитывая наглядно- образное мышление детей; происходит активизация непроизвольного внимания, возможность индивидуализации обучения; моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни; повышает качество знаний; продвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанников и их сотрудничества в образовательном процессе. Так же надо помнить, что ИКТ — это новое мощное средство развития детей, но оно требует тщательной организации, как самих знаний, так и всего режима в соответствии с возрастом детей и требованиями САНПина.
Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Дошкольный период является начальным звеном системы непрерывного экологического образования. Именно в этот период закладываются первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии с природой, а также его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей экологического образования детей дошкольного возраста. Известно, что использование в педагогической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживает познавательную активность детей, предотвращает утомление, повышает качество педагогической работы в целом.
Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии воспитания и обучения детей. Применение информационно-коммуникационных технологий открывают перед педагогами совершенно новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, позволяют модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей, постоянно поддерживают педагога в состоянии творческого поиска.
Одной из составляющих информационно-коммуникационных технологий являются компьютерные и мультимедийные технологии, которые помогают делать НОД более наглядным и динамичным, привлекать пассивных детей к активной деятельности, активизировать познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы и др.
Мультимедийные технологии мною применятся в виде компьютерных презентаций, слайд-фильмов, мультимедийных фотоальбомов, интерактивных игр и др.
Проблема разработки и использования наглядных средств для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников актуальна и сегодня. Необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. Известно, у детей дошкольного возраста лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Еще К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, слуховой, эмоциональный и др. Мультимедийные технологии помогают в большей мере решить данную проблему, применяя принцип наглядности экологического содержания.
Особую значимость в экологическом образовании дошкольников приобретает мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью программ и интерактивной доски. Мультимедиа презентации представляют собой обучающие слайды, содержащие яркие картинки, иллюстрации, а так же небольшие видео сюжеты, которые помогают рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Кроме того, они позволяют моделировать различные ситуации из окружающей среды, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни, например: попадают на дно океана или моря, на солнечную планету, видят превращение куколки в бабочку и другие недоступные для их восприятия образов. Составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, жилищами животных, овощами и фруктами, растениями, экосистемами. При этом информация предоставляется не статичной не озвученной картинкой, а со звуком и анимацией, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение – то есть те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. Использование мультимедийных презентаций в экологическом образовании дошкольников целесообразно на любом этапе изучения нового материала, а также на этапе закрепления и повторения предыдущего материала.
Интерактивная доска – это полифункциональное устройство, позволяющее использовать презентации, видеоролики, компьютерные игры экологической направленности. Это очень удобное оборудование, которое позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и предполагает активное включение в работу каждого ребенка.
Всем известно, что дети в дошкольном возрасте живут в игре, в сказке. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Экологические знания, полученные через эмоциональное восприятие материала, становятся более глубокими. Поэтому широкое применение в педагогической работе приобретают интерактивные игры – которые можно включать как в содержание ООД, так и в свободную деятельность детей.
Например, для формирования представлений об явлениях в живой и неживой природе использую следующие интерактивные игры:
- интерактивная игра «Времена года», которая рассказывает детям о сезонных изменениях в природе;
- интерактивная экологическая игра «Животный и растительный мир», которая поможет закрепить представления у детей о животных и растениях, а также о среде обитания в природе;
- экологическая игра «Чего не стало» поможет детям запомнить растительный и животный мир и т. д.
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников. Возникли новые виды экскурсий – виртуальные. Виртуальная экскурсия дает возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевленность – метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. При проведении таких экскурсий ребенок является активным участником различных событий. Закончить такую экскурсию можно итоговой беседой, в ходе которой совместно с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, выделяем самое существенное, делимся своими впечатлениями. При подготовке и планировании виртуальной экскурсии, как к любой экскурсии, педагогу необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, определить содержание, цели и задачи экскурсии.
Тематика таких экскурсий разнообразна:
«Подводный мир», «Удивительный космос», «Экскурсия в мир природы» и др. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок является активным участником событий данной экскурсии.
Работу с интерактивными технологиями можно организовать в разных формах: индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач; для решения заданий в паре используется парная форма; при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.
Использование ИКТ в образовании дает возможность существенно обогатить и повысить эффективность воспитательного образовательного процесса. Позволяет, показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной вид деятельности дошкольника – игра. В доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений детей по экологическому образованию.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Систематическая, целенаправленная деятельность по экологическому образованию дошкольников с использованием ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается собственно качество наглядности, ее содержательное наполнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...
Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.
Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечает важность современных технологий в образовательном процессе....
«Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий»
В данной статье рассмотрены вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста....
"Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста"
Доклад из опыта работы об использовании современных игровых технологий в экологическом образовании, современные образовательные технологии – квест-игра, ТРИЗ, технология В.В. Воскобов...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую сил...
Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"
Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"...