"Путешествие в старину"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей с бытом чувашского народа в старину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_starinu.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: Продолжать развивать способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий узорного ткачества. Продолжать учить создавать линейный орнамент из художественных элементов, различных по форме путем чередования. Познакомить детей с преданием о расположении селений в старину. Формировать умение сравнивать прошлое и настоящее. Воспитывать любовь и уважение к взрослым, к родителям.
Предварительная работа: Рассматривание узоров, беседа о значении узоров, закрепление словаря по теме «Одежда» и «Обувь»: шалавар (брюки), кепе (рубашка, платье), ата (сапоги), сапата (лапти) , масмак , тухъя, хушпу и т.д.
Материал: Карточки с рисунками узоров и образами-символами.
Полосы бумаги красного цвета, гуашевые краски, простые карандаши, магнитная доска (мольберт), предметы старинной посуды, чувашская национальная одежда, компьютер (ноутбук), часы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, какие мы с вами сегодня нарядные, красивые. Во что мы с вами одеты? (чувашская национальная одежда). Я хочу предложить вам отправиться в путешествие в старину. Вы согласны отправиться?
Как вы думаете, как мы с вами сможем попасть в прошлое (например, переведем часы назад, закроем глаза и покружимся).
Воспитатель и дети попадают в прошлое.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали? (высказывания детей). Правильно, ребята, так в старину выглядели чувашские избы. Что же мы с вами здесь можем увидеть? (рассматривание убранства избы: предметы посуды, одежда, сравнение с настоящим временем). Ку мен? – Какшам (масмак, сапата, саппун, кепе, шалавар). Для чего они нужны? Для каких целей использовались?
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что в старину люди одевались по-другому. Давайте мы с вами посмотрим, какая была одежда у чувашей в старину (Презентация чувашской национальной одежды на ноутбуке). Что можно сказать о чувашской национальной одежде? Раньше чувашские мастерицы украшали вышивкой свою одежду. Как вы думаете, почему? (например: они думали, что таким способом оберегали себя от злых духов, от разных бед). Правильно, каждый чувашский узор имеет свое значение.
Воспитатель: В старину взрослые в свободное время собирались на посиделках: женщины вышивали, мужчины вырезали что-нибудь из дерева. Но как дети проводили свободное время? (высказывания детей). Правильно, дети очень любили играть. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Давайте мы с вами тоже поиграем в одну интересную игру «Я скажу, вы выполняйте». Я буду называть слова на чувашском языке, а вы должны будете показать те действия, которые названы. Вы готовы, ребята?
(Слова водящего: ишер, сикер, ларар, тарар, весер, утар).
Воспитатель: Как вы думаете, какие отношения были в старину у детей и родителей? (высказывания детей). Да, правильно, в старину в одной деревне жили в основном родственники. Они уважали друг друга, во всем друг другу помогали, дети слушались своих родителей, бабушек, дедушек. (Сравнение отношения детей и взрослых сегодня).
Воспитатель: А хотите узнать, как были расположены деревни в старину, как они образовывались? (Рассказывание воспитателем преданий о расположении и планировке чувашских селений в старину. Рассказ может сопровождаться схематическим рисованием).
Чуваши в далеком прошлом селились в лесах или около них. Это и не удивительно: ведь в прежние времена было обилие леса. Люди расчищали от деревьев необходимое для них пространство земли и строились на ней. А еще чуваши селились вдоль рек.
Раньше прямых и широких улиц не было. Родоначальник, самый главный человек среди родственников, выбирал понравившееся ему место и огораживал эту площадь как собственный двор высоким дубовым забором (показать схематически). Как вы думаете, почему? (высказывания детей). Да, чтобы обезопасить себя от разбойников.
В середине этого двора ставилась изба для родителей (показать). Женатые сыновья также строили свои дома внутри этого большого двора в кружок около родительского дома. Дома размещались по две избы на четырех сторонах (показать). И таким образом получалось, что улицы располагались кругами. И у всех был один огороженный двор с одними воротами. В старину, говорится в преданиях, на одном дворе жило по три даже по пять семей, иногда и до десяти. Каждый, живущий в доме, занимался своим делом. Мужчины в свободное время плели лапти, короба для хранения продуктов, из дерева выдалбливали ложки, ковши, а женщины ткали, вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили, а также то, о чем думали и мечтали.
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам создать узорами картину «Чувашская деревня в старину». Мы сегодня с вами попробуем украсить узорами масмак. Что такое «масмак»? (женская головная повязка).
а) Как вы думаете, какие узоры мы можем с вами нарисовать? (Ответы детей: например, узоры дома, солнца, воды, деревьев, животных).
б) Какими цветами можно передать красоту природы? Какие цвета использовали чувашские мастерицы? (обилие зеленого и желтого цветов на красном фоне, немного синего, и обязательно черный и белый).
в) Показ (частичный) рисования «гнезда» домов: Сначала нарисовать квадрат, поставленный на угол, затем на каждой стороне с обоих концов нарисовать линии в виде крючка, и т.д.
Выполнение работы детьми. Помощь воспитателя.
Рассматривание детских работ с «прочтением» содержания.
Анализ занятия. Что сегодня нового вы узнали, о чем хотели бы рассказать дома своим родителям?
Воспитатель: Понравилось вам сегодняшнее путешествие? К сожалению, мы с вами должны возвращаться обратно в детский сад. Как же мы с вами можем вернуться обратно? (Перевести стрелки часов вперед).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа
Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...
Путешествие в старину или история одной пуговицы.
В этой статье рассказывается о том, как я начала работать над проектом "Волшебные пуговицы"....
Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"
Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...
Путешествие в старину
Занятие знакомит детей с жизнью их предков....
Путешествие в старину "В гости к бабушке Любавушке"
Занятие направлено на изучение старинной избы и предметы быта на Руси....
Развлечение "Путешествие в старину глубокую".
Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в старину"
Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками.Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.Закрепить приемы лепки.Воспи...