Развлечение "Путешествие в старину глубокую".
материал (старшая группа) на тему
Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_starinu_glubokuyu_razvlechenie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимирская область. Селивановский район.
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №15» д.Новлянка.
Развлечение
«Путешествие
в старину
глубокую».
Провела: воспитатель
Демянчук Ольга Алексеевна
Задачи:
- продолжать воспитывать детей на лучших традициях русской народной культуры;
- закреплять знакомый фольклорный материал;
- расширять знания о народных обычаях, воспитывать интерес к ним;
- создавать детям радостное праздничное настроение при общении со стариной глубокой.
На сцене внутреннее убранство русской избы.
В центре, между окон (бутафорских), висит зеркало в обрамлении полотенца- рушника. Под зеркалом стоит большой сундук. Около окна – кровать, на ней красивое стёганое одеяло, его об- рамляет вышитый подзор, в изголовье возвышаются подушки, прикрытые узорной кисеёй. В левом углу стоит печь. Около печи лавки, в углу стол, висит люлька, прикрытая пологом.
Хозяйка (воспитатель) хлопочет у печки, дочь Алёнка вышивает старший сын несёт дрова и кладёт их у печки.
Хозяйка: Как за работой время быстро летит! День заметно прибавился! Весна скоро.
Алёна: Федька!
Федя: А!
Алёна: А повторь слово «иду»!
Федя: Зачем!
Алёна: Ну повторь!
Федя: Ну, иду!
Алёна: У тя нос в меду! (смеются)
Федя (чешет затылок): Алёнка, у тебя под ногами грязь!
(показывает под ноги сестре).
Алёна наклоняется и смотрит себе под ноги.
Федя (машет рукой): Не кланяйся, я тебе не князь! (смеются)
Алёна догоняет Федю, он садится на её место, где она вышивала.
Алёна: Это моё место!
Федя: Пресное тебе тесто!
Алёна: Федя, Федя, съел медведя!
Федя: Дразнила, дразнила, во рту кусок мыла!
Затевается стихийная маленькая драка, сестра догоняет брата, в избе становится шумно.
Хозяйка: Тише! Ишь как расшумелись! Вон и куры во дворе раскудахтались!
Алёна: Маменька, это или к вестям, или к гостям! А вот и они!
(бегут с братом встречать гостей)
Входят дети с песней «Вдоль по улице ребятушки идут». После исполнения встают в одну линию, лицом к хозяевам.
Один из детей: Здравствуйте, хозяева!
Хозяйка: Здравствуйте, ребятки!
Розовые пятки,
Звонкие соловушки,
Умные головушки!
Один из детей: Не мало ли вас, не надобно нас?
Хозяйка: Надо! Надо! Желанный гость зову не ждёт, а сам идёт.
Проходите гости дорогие! Чем богаты, тем и рады.
Дети проходят и садятся на лавки.
Хозяйка: Вот как хорошо! Будем вместе вечер коротать. И я с вами отдохну. На вас погляжу, вас послушаю, да и сама
кое-что расскажу. Ой, ребята, что я видела!
Дети: Что?
Хозяйка: Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни лают ворота!
1-й ребёнок: Лошадь ела кашу,
А мужик – овёс.
Лошадь села в сани,
А мужик - повёз!
2-й ребёнок: Стучит-бренчит по улице,
Фома едет на курице,
А Тимошка- на кошке
По кривой дорожке!
3-й ребёнок: Катя, Катя –Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!
Хозяйка: Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули,
Да и где же это видано,
Да и где же это слыхано?
Дети исполняют песню «Да и где же это видано».
Хозяйка: Ох, уж эти небылицы в лицах
Сидят в теремах- светлицах,
Щёлкают орешки
Да творят посмешки.
Ну и проказницы, ну и забавницы!
Как хорошо мы с вами сидим! Друг на друга глядим. Уютно
в нашей деревенской избе. Хранит тепло русская печка. Вот
так и в давние времена, вечерами, любили сидеть у печки
старики и молодёжь. Старики про своё житьё-бытьё рассказывали, а молодёжь слушала, не перебивала.
Вот и я сегодня приглашаю вас заглянуть в старину глубокую, встретиться с потешками и сказками, с прибаутками
и пословицами, поиграть в народные игры и вспомнить народные традиции. А поможет нам в этом наш проводник.
Вот этот волшебный клубочек мы будем передавать из рук
в руки, как раньше из уста в уста передавался фольклор.
Дети передают клубок под музыку. Как только он попадает в руки хозяйки, музыка останавливается.
Раздаётся детский плач.
Хозяйка: Проснулся наш сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
Ну-ка, ну-ка, ты, не плачь,
Давай укладываться спать.
Спать тебя я положу,
Колыбельную спою.
Колыбельные песни пели матери и няньки, укачивая
младенца в колыбели или на руках. Давайте и мы споём,
сыночка спать уложим.
Дети поют колыбельные:
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
Схватит Ваню за бочок.
Глазки закрывай,
Баю, баю, бай.
и
Баю, бай, баю, бай,
Ты собаченька не лай,
Белолапа не скули,
Мою детку не буди,
Тёмна ноченька не спится,
Моя деточка боится,
Глазки закрывай,
Баю, баю,
Хозяйка: Ну вот, слава богу, уснул. Давайте дальше продолжать.
Клубочек «ходит» по рукам.
Хозяйка: А когда младенец проснётся, его пестуют, играют с ним
ласково поглаживая и приговаривая:
Тяги, тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!
или
Потягушечки, порастушечки!
Поперёк толстушечки,
Руки-хватушечки,
Ноги-бегушечки.
А потом ребёнка ждали новые радости-потешки. Потешки
вы знаете, наверняка мне расскажите.
Хозяйка начинает, а дети продолжают.
Вспоминаются потешки: «Ладушки..», «Сорока, сорока…»,
«Огуречик, огуречик..», «Пошёл котик на торжок..»,
«Травка-муравка..» и другие.
Хозяйка: Время идёт, ребёнок растёт, наступает пора сказок.
Клубочек катится дальше, указывая нам путь.
Звучит музыка, клубочек передаётся из рук в руки и возвращается к ведущей.
Хозяйка: Как много сказок придумано в народе! В одних совершается волшебство, в других рассказывается о животных, которые ссорятся и мирятся, а все они учат уму-разуму. Вспомните сказки и отвечайте без подсказки.
- Жил-был зайчик-побегайчик
В домике своём.
Но пришла лисичка
И выгнала его.
Кто отгадал загадку
Ответьте громко вслух
Названье этой сказки…
«Лиса, заяц и петух».
-Красна-девица грустна
Ей не нравится весна.
Ей на солнышке тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
«Снегурочка».
-В тёмном лесе на опушке,
Жили дружно все в избушке!
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят…
«Волк и семеро козлят»
-До чего ж хитра лиса!
Это прямо чудеса.
Мужичка перехитрила,
С возу рыбу утащила,
Обманула волка,
Тоже очень ловко!
«Волк и лиса»
Хозяйка: Дети, а какие русские народные сказки вы ещё знаете?
Дети вспоминают названия сказок.
Хозяйка: Сказочная викторина закончена, а наш клубочек пока-
тился дальше.
Клубочек «ходит по рукам».
Хозяйка: И в старину и сегодня все дети любили играть. А игры
были разные, для каждого времени года свои, у каждого
праздника-особые.
Засиделся народ. Выходи играть, ловкость да умение
казать.
Дети играют в народные игры «Горшки» и «Плетень».
Хозяйка: Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёный погляжу.
А отгадки на загадки в моей горнице находятся.
- Что из угла в угол не переставишь?
Что из избы не вытащишь? (печь)
- Сама не ест, а всех кормит? (ложка)
-В небо дыра, в землю дыра, а посередине огонь да вода.
(самовар)
- На стене висит, болтается, за него всяк хватается?
(рушник)
- Чернец-молодец, по колено в долоте? (чугунок)
- Ни свет, ни заря пошёл согнувшись со двора.
(коромысло)
-Чёрная, на длинной ручке, с загнутым носом, всегда
мешает угли в печи. (кочерга)
- Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт. (ухват)
Хозяйка: Подрастали дети, становились помощниками своим родителям. С детства они знали, что труд человека кормит,
а лень портит.
Русским народом много сложено пословиц о трудолюбии. В них отразился народный ум, опыт, мудрость. Да-
вайте их вспомним. Я буду начинать, а вы продолжайте:
-Долог день до вечера, коли делать нечего;
-Умелые руки не знают скуки;
-Терпенье и труд всё перетрут;
-Дело мастера боится;
-Маленькое дело лучше большого безделья;
-Без дела жить- только небо коптить;
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Молодцы, ребятки!
Ну а, кто трудился от души – веселись теперь, пляши!
В старые времена был такой обычай у русских людей:
как заканчивали полевые работы, собирали урожай,
хлеб в закрома засыпали, устраивали по вечерам посиделки. Время проводили за любимым рукоделием. Девушки
пряли, вышивали, а парни посуду из глины лепили, из дерева ложки да плошки вытачивали. Весело было на посиделках! То песню затянут, то шуткой перебросятся.
Дети поют и инсценируют русскую народную песню «Вот те
гребень» и мальчики поют частушки «Новлянские ребята».
Хозяйка: Парни на посиделках за девушками наблюдали, себе невесту выбирали: «Какова пряха, такова на ней рубаха».
Ведь с осеннего праздника Покрова начинались весёлые
и шумные свадьбы.
«Мы бояре к вам пришли».
Хозяйка: А невесты все богатые были. Для себя сами приданое
готовили. Хранили его в сундуках дубовых. Там и скатерти расшитые и полотенца тканые, рубахи, да сарафаны, да платки расписные.
Танец с Павловскими платками.
Хозяйка: Станем, девицы, рядком
Да частушки пропоём.
Да и вы, молодцы, вставайте
От подружек не отстаньте.
Девочки в сопровождении народных инструментов исполняют
частушки.
В избу входит отец, с мешком за спиной.
Отец: Слышу, слышу, весело у вас в избе. Меня, наверное, и не
ждёте.
Хозяйка: Ой, дети, вот и отец с ярмарки вернулся!
Алёнушка с Федей бегут к отцу.
Отец: Вся семья вместе, так и душа на месте! Да тут гостей полная изба! Я на ярмарку ходил, ни кого не позабыл, всем
подарки привёз.
Ставит на середину избы большой мешок с подарками.
Отец: Матушке – платочек! (матушка получает платок с большими кистями, накидывает его на плечи)
Доченьке – серёжки, сыну большому – книжку.
Дети: А маленькому Ванечке?
Отец: Медовый пряничек и на зиму валеночек. Ну, а гостям –
баранки к чаю. Да что-то самовару не видать.
Хозяйка: Аннушка, сходи-ка по воду!
Аннушка берёт коромысло с вёдрами.
Посылали молодицу
Под горушку по водицу,
А водица далеко
А ведёрко велико.
Инсценировка песни «Аннушка». Вода заливается в самовар.
Хозяйка: А вот и каравай в печи поспел.
(достаёт из печи каравай)
Давайте чай пить.
Мы приглашаем и вас, дорогие гости, отведать нашего
угощения.
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Воспитатель в роли отца: Любим мы гостей встречать,
Сладким чаем угощать.
Славится везде недаром
Русский чай из самовара.
Крепкий чая аромат
Восхищает всех подряд!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ на тему "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ"
мои рассуждения по поводу.......
Предания старины глубокой.
1.Вход Сказителя, беседа с ним.2.Стихи о богатырях.3.Составление кратких рассказов о богатырях.4.Физминутка "Дубок".5.Слушание отрезков из музыкальных произведений.6.Игра "Собери богатыря в дорогу и з...
Презинтация годовой работы по патриотическому воспитанию "Русь - преданья старины глубокой"
Презинтация годовой работы по патриотическому воспитанию "Русь - преданья старины глубокой"Цель: Познакомить детей с образом жизни людей древней Руси , с их обрядами; с орудиями труда, исп...
Предания старины глубокой
Занятие в подготовительной группе по истории Отчизны на примере Отечественной Войны 1812 года...
Презентация "Бабушкин сундук - дыханье старины глубокой"
Данная презентация знакомит детей старшего дошкольного возраста со старинными вещами, которыми пользовались наши бабушки....
к конкурсу «ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ» номинация "Святки"
Представлена презентация из 2 частей с детскими работами и описаниями Рождественских традиций, обычаев. примет.Материал создан совместно с воспитателем по ФЭМП Андрияненковой А.В....
Презентация (часть первая и часть вторая) к конкурсу "Преданье старины глубокой" - номинация "Святки""
Материалы презентации подготовлены совместно с педагогом Гореликовой Т.В. содержат детские работы по теме "Рождество встречаем, песнями, колядками славим...", Рождественские обычаи, традиции, приметы....