Путешествие в старину
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Занятие знакомит детей с жизнью их предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_starinu_sr_gr.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи: формировать знания детей о жизни людей в старину, продолжать знакомить детей с предметами поморского быта, активизировать словарный запас, воспитывать интерес к жизни своих предков.
Ход занятия
Воспитатель:
1ч. В избу проходите, на кота посмотрите, всё, что нового узнали, Баюну расскажите, да не забудьте похвалить его, знаете, как он это любит.
( Дети читают потешки, дразнилки).
Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл,
Калачи на печи, как огонь горячи,
Прянички пекутся, коту в лапы не даются!
Как у нашего кота шубка очень хороша!
Как у котика усы, удивительной красы.
Зубки белые, а глазки – смелые!
Стучит, бренчит на улице, Фома едет на курице,
Тимошка на кошке, по прямой дорожке!
А та-та, а та-та, вышла кошка за кота,
За молоденького, за хорошенького,
За кота Котовича, за Петра Петровича!
- Кот язычком умывается, лапкой вытирается, спросить что-то хочет (кот что-то шепчет воспитателю на ушко).
- Ребята, Баюн говорит, что очень вы его позабавили, рассмешили, но ему спать пора, на лежанку очень хочется, там тепло и уютно. А Хозяюшка придёт, что – то интересное вам расскажет. (Кот уходит на лежанку).
2ч. – Что-то долго хозяюшки нет. Подойдите, да в окошко загляните, может, идёт уже? (В это время воспитатель накидывает на плечи платок и повязывает фартук).
- А вот и я, заждались, наверное? А как жили люди в старину, узнать хотите? Тогда слушайте. (Подходит к макету Терского берега).
Рассказывание побасенки «Дом»
-В старину люди селились по берегу моря. Вот поморами и назывались (выделить интонационно). Посмотрите, как по берегу моря деревеньки стоят (показывает на макет). В деревеньках поморы живут.
Почему деревенька?
- Она из домиков деревянных, потому и деревенька.
Дома деревянные, да с глазками, так поморы окна называли.
Глазки – окна всегда на море смотрели.
Было у дома крылечко – крылышко.
На крылечко ступи, да в дом заходи, Гостюшкой будешь.
А дома все друг друга ласково называли: батюшка да матушка, Танюшка да Колюшка.
3ч. Словесная игра «Назови своё имя».
(Дети по очереди называют своё имя ласково).
4ч. – А в доме у поморов всегда светло и тепло.
(Хозяюшка подходит к печи рассказывает и показывает)
- В любой дом поморский заходи, печь стоит посреди избы, как лебёдушка белая.
Она и согреет в студёную погоду, она и накормит.
Мастеровые люди – печники клали печи из кирпича и глины, потом белили.
Вот и стояла она как лебёдушка, а около неё тёпленько, да вкусненько.
Тепло то известно от чего, от дров.
Их в топку закладывали, они жарко горели.
Что б жар не уходил, заслонкой топку закрывали (огонь заслоняли).
А угли помешать, кочерга была.
Она вместе с ухватом, которым горшки горячие из печки хватать, в подтопке лежала.
Где подтопок?
Под топкой, конечно.
5ч. Самостоятельная деятельность детей: дети рассматривают печку, кладут дрова в топку, кочергой мешают, ухватом горшок из печи достают. Воспитатель побуждает детей называть правильно предметы поморского быта.
6ч. (Хозяйка подходит к макету с карбасом)
- Все поморы – мастеровые люди были. Посмотрите, какие себе лодки деревянные сами мастерили. А назывались эти лодки – карбасы. На карбасах ловить рыбу в море ходили. А ловили её сетями, называли их – завесками. А на море-то погода всякая бывает, а то и шторм поднимется, да волна высокая – так забояться можно. Вот и ходили в море не боязливые, а бесстрашные, значит, у которых не быль страха к волне высокой.
А женщины, старики, да дети дома оставались, всё хозяйство на них: и обед сготовить, и постирать, и избу убрать. А поморы чистоту любили: пол всегда вымыт, а посуду начистят, хоть смотрись, как в зеркало.
А как все дела сделают, соберутся в одной избе, свечи зажгут, хороводы водят, песни поют. Хотите послушать?
(Слушание «Хор Варзуги»). Хозяюшка предлагать вместе поводить хоровод.
7ч.- Расшумелись мы, Ванюшку разбудили. Ребята, покачайте его в зыбке, да колыбельную спойте.
Дети поют колыбельную:
Котя, котенька, коток,
Приди, котя, ночевать
И Ванюшку покачать.
( Воспитатель снимает с себя фартук и платок и обращается к детям).
- Какие молодцы, уложили Ванюшку. Вон и кот Баюн лапкой по лежанке скребёт, слышит, что вы его зовёте, сейчас сам зыбку покачает, а нам пора в детский сад возвращаться.
(Дети с воспитателем прощаются с котом Баюном и уходят из поморской комнаты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа
Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...
Путешествие в старину или история одной пуговицы.
В этой статье рассказывается о том, как я начала работать над проектом "Волшебные пуговицы"....
Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"
Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...
Путешествие в старину "В гости к бабушке Любавушке"
Занятие направлено на изучение старинной избы и предметы быта на Руси....
Развлечение "Путешествие в старину глубокую".
Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в старину"
Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками.Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.Закрепить приемы лепки.Воспи...
Конспек занятия "Путешествие в старину"
Театрализованная игра с элементами спотивно- музыкального досуга....