Конспект образовательной деятельности по теме "Воздух" для средней группы. Образовательная область "Познавательное развитие".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по теме "Воздух" для средней группы. Образовательная область "Познавательное развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vozduh.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №2083 СП «Знамя Октября» ДО «Росинка»
Конспект НОД с элементами ТРИЗ (средняя группа)
Программные задачи:
- Знакомить детей с особенностями такого природного явления, как ветер, его свойствами и свойствами воздуха, используя опытническую деятельность; подвести детей к принятию и выделению противоречий, решению элементарных поисковых задач.
- Закрепить умения детей узнавать предметы из резины, рассказывать о её свойствах.
- Формировать понятие о жизненной необходимости чистого воздуха для всего живого (взаимосвязь живых организмов со средой обитания);
развивать желание любоваться природой, беречь её. Развивать интерес к экспериментам, любознательность.
Словарная работа:
- Обогащение: загрязненный воздух.
- Активизация: резина, резиновый, прозрачный.
Материал к занятию:
картинки-иллюстрации с изображением работы ветра, «Шарик-Смешарик»;
«вертушки» на каждого, стаканы с водой, соломка для коктейля,
полиэтиленовые мешочки, веера.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за деревьями в ветреную погоду, за рыбками в аквариуме; игра-эксперимент «Узнай все о себе, воздушный шарик», рассказывание р.н. сказки «Колосок» и рассматривание иллюстраций;
- Дид.игра «Хорошо - плохо».
Ход занятия
Дети стоят полукругом. Воспитатель вносит «наряженый» воздушный шарик. Воспитатель:
- Посмотрите, кто к нам в гости пришел! Познакомьтесь! Шарик:
- Меня зовут Шарик - Смешарик. А вас как зовут? (подходит ко всем детям
по очереди; дети называют свои имена). Шарик:
- Ну-ка садитесь все за столы, я рассмотрю вас как следует (дети садятся). Какие вы все красивые, нарядные. А я красивый? Расскажите, какой я? (нарядный, веселый, круглый, легкий, воздушный, резиновый).
- А почему шарики делают из резины? (резина легко растягивается - его
легко можно надуть). Воспитатель:
- Какие ещё вещи человек сделал из резины? (дети перечисляют: резиновые перчатки, сапоги, мяч, шины для автомобиля, игрушки различные). (Слайд).
- Ну, Шарик, как ты думаешь молодцы у нас ребята? (Шарик хвалит ребят: Да, молодцы ребята, как вы много знаете).
- Шарик, мы очень рады твоему приходу, приглашаем тебя на наше, занятие, устраивайся поудобнее (укрепляет шарик).
Шарик:
-А я знаю «невидимку», которая помогла мне стать вот таким круглым, легким, воздушным. Вы не догадались, что это? (воздух; если не ответят, Шарик «говорит» сам).
- Где он находится? (вокруг нас). Скажите, а что вы знаете про воздух, какой он? (прозрачный как стекло, невидимый).
Воспитатель:
-Верно, и я знаю, что воздух находится везде, вокруг каждого из нас, на улице, в помещениях. Можем мы без него прожить? (нет). Почему? (воздухом мы дышим). А кому еще нужен воздух? (животным, растениям). Хорошо или плохо, если воздух грязный или по-другому говорят -
ЗАГРЯЗНЕННЫЙ? (плохо, потому что и люди, и животные, и растения будут болеть). (Воспитатель просит детей хором повторить словосочетание «загрязненный воздух»).
На экране две картинки: на одной картинке - мальчик на лесной полянке, на другой - в городе (дым из труб, автомобили). Слайды.
- Определите, на какой картинке чистый воздух, а на какой загрязненный? (чистый воздух на природе - в лесу, на лугу; там, где нет машин и заводов).
- Верно, ведь мы уже знаем - чистый воздух нужен всему живому - и растениям, и животным, и людям. Но, чтобы воздух был по-настоящему чистым и свежим - нужно, чтобы было как можно больше растений, это они очищают воздух.
- Как вы думаете, что может загрязнять воздух? (машины, труба котельной).
- Что же нужно сделать, чтобы мы могли дышать чистым, свежим воздухом? (сажать деревья, цветы, ремонтировать машины, чтобы они меньше дымили). Весной вы можете с родителями посадить деревца и цветы возле своего дома, или в детском саду.
- А чтобы быть здоровыми - будем чаще гулять на свежем воздухе. Шарик:
- Воздух прозрачный, как стекло, и поэтому мы его не видим, но и «невидимку»-воздух тоже можно обнаружить. Кожа может помочь почувствовать не только тепло и холод, но и воздух.
-Посмотрите на предметы, лежащие на столе, с помощью каких предметов мы можем заставить воздух двигаться? (веер). Заставьте воздух двигаться, колебаться. Что почувствовали? Да, легкий ветерок.
-Что же заставляет качаться ветки деревьев?
-Верно, это тоже ветер.
-Но что же такое тогда ветер? Давайте поразмышляем вместе.
-Помашите еще раз веерами.
- Значит ветер – это движение воздуха. Какие же вы молодцы! Мы вместе со Смешариком сделали открытие: ветер получается, когда движется воздух (можно предложить посмотреть в окно на качающиеся ветки деревьев).
Воспитатель:
-Я тоже могу вам рассказать кое-что о работе «невидимки»-воздуха. Когда человек обнаружил, что воздух может двигаться, он заставил его работать
по- разному.
-Хотите знать как? Тогда давайте заставим воздух поработать: возьмите вертушки и сделайте ветер, подуйте, направив сильную струю воздуха на вертушку.
-Что происходит? (вертушка вертится) Значит, с помощью ветра мы заставили вертушку работать.
- Нет ветра - и наша вертушка не движется. Подуйте сильно-сильно, а теперь
тише - не сильно. Когда вертушка вращается быстрее, сильнее? (когда дуем
сильно).
Значит, чем сильнее ветер, тем быстрее вращается вертушка. И с помощью
этой вертушки мы сможем с вами определять силу ветра.
- Подумайте, какие корабли движутся по морю с помощью ветра? Да, это
парусники (слайд). Ветер работает, надувает паруса и наш парусник быстро
бежит по волнам.
-Вы помните сказку «Колосок»? Где Петушок молол муку? (на ветряной
мельнице). Крылья ветряной мельницы крутит ветер. (слайд).
- Растения тоже используют работу ветра. Посмотрите на этот одуванчик. (слайд). Как вы думаете, кто разносит их легкие парашютики с семенами? ( ветер).
Смешарик:
- Ребята, так что же помогло мне стать таким круглым и большим? (воздух).
Воспитатель:
- Да, верно, можно направить струю воздуха в шарик, воздух заполнит шарик, ему там будет тесно и тогда он растянет резиновый шарик и тот надуется.
-Давайте попробуем обнаружить «невидимку»-воздух. Возьмите пакеты и надуйте их - направьте в пакет струю воздуха. Но постарайтесь сразу поймать «невидимку», зажмите пакет внизу.
- Поймали «невидимку»? Молодцы. Поднимите пакеты. Что внутри пакета? (воздух). Тяжелый пакет? (Нет, легкий). Так расскажите все, что вы знаете про воздух? (легкий, прозрачный, невидимый, чистый и т.п.). А теперь выпустите его на волю. (Разжимают, разглаживают и убирают пакеты).
Динамическая пауза «Ветер-ветерок»
Жарко, душно детям нашим – тянутся.
А мы ручками помашем - машут на себя руками.
Вот он - легкий ветерок, он нам здорово помог - машут на себя руками.
Дует ветер, задувает, и деревья он качает - руки вверху, наклоны туловища в стороны.
Ветер тише, ветер стих - опустились ветки вниз – руки медленно опускаются, туловище наклоняется вперед. Затем выпрямляются и потягиваются.
Смешарик:
-Вот интересно находится ли воздух в воде?
Воспитатель:
-Посмотрите на экран (слайд), что вы видите в аквариуме? (плавают рыбки, пузырьки поднимаются вверх).
-Эти пузырьки наполнены воздухом. Ведь рыбы тоже дышат воздухом. Только тем, который находится в воде.
-Попробуем и мы сделать выдох в воду.
-Возьмем соломинки, сильно вдохнем, а выпустим струю воздуха через соломинку в воду.
-Что произошло? (поднимаются из воды пузырьки). Что находится в пузырьках?
(воздух).
Вот какое открытие мы с вами сделали - воздух может находиться даже в воде.
Как необходим нам воздух! Как полезен ветер!
Воспитатель :
Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Ветер - хорошо и плохо».
-На экране будут появляться картинки, вы рассмотрите каждую, и скажете - что хорошего в работе ветра, и что плохого.
• Парусник (хорошо - парусник может плыть только когда дует ветер;
плохо – если ветер слишком сильный, парусник может утонет.)
• Одуванчик (хорошо – ветер разносит семена одуванчика, плохо – от одуванчика остается только стебелек).
• Открытое окно (хорошо – в комнате свежий воздух, легко дышать, плохо – можно простудится).
• Ветряная мельница (хорошо – если дует ветер, мельница работает, плохо – когда нет ветра – мельница не работает).
Шарик-смешарик:
- Ребята, какие же вы молодцы! Как много всего вы знаете про воздух и ветер! За это я дарю вам волшебные вертушки, возьмите их с собой на прогулку и поймайте ветерок.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие в стране игрушек»
Открытое занятие для детей средней группы...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по программе «Развитие» Тема: «Зима. Изменения в жизни животных»
Образовательная область: «Познание»Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие,...
Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками средней группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Во саду ли, в огороде»
Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками средней группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Во саду ли, в огороде»...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы по познавательному развитию и художественно – эстетическому развитию «Соберем урожай овощей»
Конспект организованной образовательной деятельностидля детей средней группы по познавательному развитию и художественно – эстетическому развитию «Соберем урожай овощей» Цель: Р...
Конспект непрерывной непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми средней группы образовательная область: «Речевое развитие» Составление рассказа по репродукции картины «Лиса с лисятами».
Составление рассказа по репродукции картиныс детьми средней группы«Лиса с лисятами»...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы. Образовательная область «Развитие речи». Тема занятия «Любимый сказочный герой»
Конспект был разработан с целью закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах. Методический материал разработан с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возра...