Человек и природа
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Васильева Вера Серафимовна

Человек и природа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_chelovek_i_priroda.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Человек и природа

Человек и природа…. Философы, поэты. Художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома – Земли.

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания  дошкольника. Привить детям любовь с самого раннего детства. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Слово «экология» в переводе с греческого включает понятие о доме, родине. Экос – дом, жилище, родина; логос – учение. Экология – наука о Доме – Родине. Насколько это глубже того содержания, которое мы вкладываем в традиционное «экологическое воспитание»!

Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно предусматривает знакомство со сложной системой отношений живых организмов друг другом и внешней средой.

При непосредственном наблюдении за природой (в том виде как это проходит у нас) эти связи и закономерности часто скрыты, быстротечны, неуловимы, недоступны. О них дети узнают опосредованно – из рассказов, книг, иллюстраций, фильмов. Наблюдению мы должны учиться сами и учить детей. Наблюдение – это метод обучения, особый вид познавательной деятельности и особый психический процесс.

В Америке есть выделенный предмет – наблюдение. В Японии тоже, там называют «любование». В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

В настоящее время создано несколько программ, которые включают экологическое воспитание. Это:

Программа С. Николаевой

Программа «Юный эколог» Николаевой

«Мы – земляне» Вересов

«Азбука экологического воспитания» Юдина, Рыньков

«Экология в д/с» Коломина

В программах «Радуга», «Развитие», «Детство» разделы «Ребенок познает мир».

С некоторыми мы уже знакомы. Какие же цели и задачи должно преследовать экологическое воспитание?

1. Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

Критерии этой задачи следующие:

 1. Понимание необходимости бережного  и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

2. Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).

1. Представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существ об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей.

2. Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

3. Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие). И в  то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу и все они могут существовать одновременно.

3. Развитие эстетических чувств(умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желая сохранить ее).

Необходимо обращать внимание детей на красоту природы (экскурсии, тематические прогулки),  учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознать, что красота никак не определяется утиметарным подходом (что вредно, то некрасиво). Обращать внимание на красоту нежной природы.

      4. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. (Работа и наблюдения в уголке природы, на участке, в цветнике, на огороде).

        Обучая детей важно помнить, что не следует давать им готовых знаний, а лучше разбудить мысль, дать додуматься самим. Гете говорил: «Думать интереснее, чем знать».

Формирование системы знаний о живом организме (4 блока)

В младшей группе даются элементарные знания.

Со средней группы:

  1. Знания об общих свойствах живого (форма, дышит, питается, живет, место для жизни, оно неповторима, уникально).
  2. Знания о приспособленности. (Все живое требует определенных условий и может приспосабливаться. Сезонные изменения). Культурные растения и домашние животные утеряли способность приспосабливаться, не могут жить без человека.
  3. Знания о том, что все живое размножается, живет, растет, развивается. Для этого нужны условия, особенно детеныши.

Со старшей группы знания о человеке.

  1. Знание о том, что все живое является сообществом (биоценоз). У всех есть дом (для зверей – это лес). Место человека в биоценозах.

Знания о неживой природе  даются с младшей группы, элементарные. В средней группе уже можно дать понятие «»неживая природа», ставить элементарные опыты. В старшем возрасте можно дать понятие о загрязнении и очистке воды, производстве пластиковых материалов (разлагаются 300 лет), производстве бумаги; транспорт и экология города.

        Для оценки знаний существуют 5 уровней.

Низкий

0 уровень: ребенок знает мало объектов, называет только некоторые признаки.

1 уровень: ребенок называет объекты и некоторые, наиболее ярко выраженные признаки: форму, величину, окраску, но непоследовательно, не дает им оценку.

Средний

2 уровень: 1 уровень+ признаки в определенной последовательности и выделяет значимые, существенные признаки (которые помогают его жизни) и дает им оценку.

Высокий

3 уровень: увеличивается объем знаний + могут обобщать по выделенным существенным признакам (темные листья – теневыносливые).

4 уровень: ребенок способен использовать систему знаний для самостоятельной познавательной деятельности.

Размер (крупный или маленький)

Цвет

Где живет

Чем питается

Как добывает пищу

Как защищается от врагов

Какую активность ведет в течение суток

Где распространен (регионы)

На кого из знакомых похож

Как вы все это узнали?

        Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый из нас может сохранять и приумножить ее красоту.

        Остановить опасность гибели природы. Уберечь общий Дом от катастрофы может только человек. Наша задача – вырастить и воспитать такого защитника, обогатить его знаниями. Научить быть милосердным, распоряжаться его богатствами.

                     Нет фальши в песнях облаков и вод,

                     Деревьев, трав и каждой твари божьей,

                      Все в мире голосом своим поет,

                      На голоса другие непохожим.

                                       

                                                                         Р. Гамзатов.

Литература: журнал «Дошкольное воспитание» № 4  2005 г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Технологическая карта НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе Раздел: «Человек в культуре» Блок: «Русская традиционная культура» Тема: « Человек и природа»

* Технологическая карта составлена на основе занятия №25 «Человек и природа» блока «Русская традиционная культура», представленного в пособии Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра....

Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"

Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Сценарий познавательно-речевого мероприятия, посвященный Дню пожилого человека «Чествует природа пожилого человека»

Пожилые люди- это бабушки и дедушки, имеющие богатый жизненный опыт. Они служат связующим звеном между поколениями, не позволяя утратить преемственность между живущими сейчас и в будущем. Поэтому появ...