Конспект занятия в старшей группе "Старичок-Лесовичок путешествует по лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Воронкова Анна Николаевна

Этот материал будет полезен и интересен воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Старичок- Лесовичок путешествует по лесу».

Цели: 1. Закрепить знания детей о лесе, лесных обитателях, растениях.

2.Обобщить знания детей о значении леса в жизни человека.

3. Развивать любознательность, внимание, словарный запас.

4. Закреплять умение отвечать на вопросы, говорить выразительно, с интонацией.

5. Побуждать к участию в беседе.

6. Воспитывать любовь к природе.

Материалы: Кукла Старичок - Лесовичок. Иллюстрации птиц, животных.

Лесная поляна, ёлочки, цветы, грибы, снежинки. Пейзажи природы. Звукозапись «Голоса птиц». Фуражка машиниста. Фотоаппараты. Бинокли.

Словарная работа: Сорока-воровка. Еловик. Фотоохота. Фотографии. Машинист. Станция.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Воспит.: - Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

-Ребята, помните, к нам приходил Старичок-Лесовичок. Так вот сегодня он пригласил нас к себе в лес.

II.        Вводная часть.

Воспит.:- Тогда мы с вами отправимся в гости к Старичку-Лесовичку. - Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?

(В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям,)

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать прыгать и играть,

Только чур не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь

Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги

Ведь они нам не враги!

- А почему этого нельзя делать? (Птицы и звери пугаются),

- А мы с вами как будем себя вести?

-Тогда мы с вами сейчас сядем на поезд и поедем в лес в гости к Лесовичку. Давайте поторопимся, а то поезд скоро отходит.

 (Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают поезд Ребёнок-машинист надевает фуражку, встаёт вперёд, Ту- ту все поехали. Доезжают до леса),

III. Основная часть.

-Ребята, а вот и лес, здесь нас должен встретить Лесовичок. Где же он? (Начинается звучание «Пенья птиц»),

 С.Л.: -Я здесь, я очень торопился не опоздать и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу вам про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо.

С Л,: - Ребята вы прибыли на первую лесную станцию, она называется «Времена года».

(На полу сделана полянка из зелёной] ткани. На ней разложены цветы, грибы, осенние листочки, снежинки. Вокруг пейзажи картин: осень зима, лето,)

-        Ой, ребята, что-то я никак не пойму, какое время года у меня в лесу.
Ой какой не порядок. Что тут произошло. Кто все" перепутал. Может вы  мне ребята поможете навести порядок и во всём разобраться.

Вое пит.: -Ребята, давайте поможем Лесовичку.

- Сначала назовите мне всё, что вы здесь видите? (Дети перечисляют увиденное),

- Когда у нас бывают жёлтые и красные листья? (Осенью)

-А теперь найдите мне картины изображающие осень? Молодцы.

- А теперь скажите когда цветут цветы, спеют ягоды и грибы? (Летом),

- Найдите мне картины лета?

А к какому времени года подойдут снежинки и зимние пейзажи? (Зиме).

А о каком времени года мы с вами не говорили? Чего здесь не хватает? (Весны).

-А что могло бы подойти к весне? Назовите мне?

 (Весенние картины, весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха).

-А у нас с вами сейчас какое время года? (Зима).

-Что же нам надо убрать с этой полянки? (Цветы, грибы, листья, летние и осенние пейзажи).

-        Давайте их уберём ?(Дети убирают всё лишнее).
- Какое время года у нас осталось и наступило в лесу? (Зима)

С.Л.: - Ну, вот ребята вы мне и помогли навести порядок в природе. Теперь понятно, что у меня в лесу наступила зима. Молодцы ребята. Но нам пора отправляться дольше, нас ждёт поезд.

(Дети садятся на поезд, и едут до станции «Птичья»).

С.Л.: - Ребята! Вот мы и приехали на станцию «Птичья». Здесь живут птицы, посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку.

Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, клёст, поползень, сова).

- Какие это птицы? (Зимующие).

-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).

-        Давайте с вами вспомним, что мы знаем о некоторых птицах,
отгадайте такую загадку, о какой она птице?

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её... (сорока).

-Да это сорока. (На ёлочке изображение сороки).

А почему её называют белобока? (У неё белые бока).

А как ещё называют сороку? (Сорока-воровка.)

А почему её так называют?

Молодцы, знаете вы хорошо сороку, а теперь узнайте другую птицу?

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова, это …(сова)

-Правильно это сова. (На ёлочке изображения сов).

-А как в народе говорят о сове? (Дети говорят о сове).

Совушка сова - большая голова

Всё-то в лесу видит, всё в лесу знает, всё разумеет...

Нет мудрее птицы, чем сова

Всему лесу голова.

Мудрейшая птица на свете - сова.

Всё слышит, но очень скупа на слова.

Чем больше услышит, тем меньше болтает.

Ах, этого многим из нас не хватает!

-Ребята, а это что за птица?

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

-Клё! Клё! Клё -поёт со свистом.

(Клёст).

-  А вы ребята знаете что- нибудь о клёсте? (Дети рассказывают

стихи о клёсте).

Еловик - короткий хвост,
Еловик- весёлый клёст,
Еловик не любит скал,
Ёлку он облюбовал.
С Л: -А почему его называют еловик? (Он живёт на ели).
С. Л:
- А ещё он любит жить на сосне, кедре. А что вы ещё знаете о клёсте.        

Клёсты.

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз.

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клёст.

Он мороза не боится.

Не страшна ему зима.

Лес и сосны дарят птице

Золотые семена,

С.Л: - Какие вы молодцы, а я тоже знаю веселое стихотворение про клёстов, давайте я буду его читать, а вы все вместе повторяйте с движениями.

Физкультминутка. Ели по лесу стоят

В небо синее глядят.        (Руки вверх - потягивание).

Ветки в стороны торчат        (Руки в стороны)

Клёсты на ветвях сидят        (Руки к плечам)

Клёсты прыгают по ёлкам        (Прыгают)

Собирают клёсты шишки Не пугают их иголки. Клёсты ловкие малышки.

Мы под ёлкой посидим        (Садятся и глядят на ёлки)

И на клёстов поглядим.

С.Л.: -Молодцы ребята, знаете вы птиц леса. Ребята посмотрите сюда,

вы знаете что это за знаки.(Возле деревьев висят запрещающие знаки: «Нельзя громко разговаривать в лесу», «Нельзя трогать птиц руками».)

-        Ребята! Эти знаки запрещают шуметь в лесу и трогать птиц руками.
Поэтому правила леса надо соблюдать и заботится о живых существах
живущих в лесу.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

С.Л: - Теперь вы знаете, что нужно животных, птиц и растения охранять и защищать.

Как вы думаете, а что для птиц страшнее холод или голод? (Голод).

  • А почему голод?
  • Что нужно сделать, чтобы птицам не был страшен голод?(Подкармливать).

- А чем надо подкармливать? (Семенами, зерном, семечками, крупами, хлебными крошками).

  • А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы.

С.Л.:- А нам ребята пора дальше ехать, поезд нас ждёт. (Дети садятся на поезд и едут дальше).

С.Л.: - Ребята, а на этой станции у меня живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите мне их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц...).

  • Правильно этих зверей можно встретить и в моём лесу. И мы сейчас на них устроим фотоохоту.
  • А кто знает, что такое фотоохота? (Это когда на животных охотятся не с помощью ружья, а с помощью фотоаппарата или видеокамеры).
  • А для животных не опасна фотоохота? (Нет. На фотоохоте за животными только наблюдают и фотографируют).

- Сейчас я вам раздам фотоаппараты и бинокли, и вы сможете сделать несколько снимков, понравившегося вам животного и понаблюдать за ними.

-        Ну, кому какое животное понравилось? Можете его и  сфотографировать.

(Дети по очереди фотографируют животных).

  • Здорово у вас это получается. Вернувшись к себе в группу, в свободное время, вы сможете напечатать фотографии. И тогда фотографии животных всегда будут с вами.
  • Вы, наверное, устали, давайте немножко отдохнём. Давайте представим, что мы медвежата, которые живут в лесной чаще.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

Вот-так, eom-так, головой своей крутили.

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.

Вот-так, вот-так, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

Вот-так, вот так, и из речки воду пили.

А потом они плясали, выше лапы поднимали.

           Вот-так, вот так, выше лапы поднимали.

С.Л.: - Отдохнули ребята.

  • А кто может сказать, какую пользу приносит лес? (Лес дарит ягоды, грибы, травы, цветы, красоту, чистый воздух, древесину- из которой делают мебель, бумагу, игрушки, строят дома,.,),
  • У меня для вас будет домашнее задание. Когда вы приедете в свой детский сад, найдите предметы и изделия из дерева в группе. Никогда их не ломайте, а знайте, что чтобы сделать все эти деревянные вещи пришлось срубить не одно дерево. А если с ними обращать бережно, то можно сохранить много деревьев. Поняли моё задание.

-  Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок - лесные орешки, их собрала белка себе на зиму. Она видела, как вы приходили в лес и вы ей очень понравились, поэтому она решила с вами поделиться своими запасами. Вот возьмите корзиночку с орешками.

  • Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей, что навели порядок во временах года, знаете вы и зачем нужен нам лес. Я думаю, что вам пора уже возвращаться домой, а вот и ваш поезд. Спасибо, что приехали.

Воспитат.:        Мы попали в зимний лес

Сколько было здесь чудес!

Справа - берёзка в шубке стоит, Слева -ёлка на нас глядит.

 В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой!

Дети: - До свидания Лесовичок!

(Дети садятся на поезд и едут домой).

IV. Заключительная часть.

-        Ну, вот мы снова и дома. Понравилось вам в лесу?

- А какое задание вам дал Лесовичок на дом?( Найти в группе деревянные вещи и предметы).

- Давайте их найдем? (Дети находят деревянные предметы). -Вы теперь знаете, как нужно с ними обращаться? (Не ломать).

-Ребята, а что вам особенно понравилось и запомнилось в лесу?

-        А что такое фотоохота? Незабудите теперь проявить плёнку и сделать
фотографии?

-На этом наше занятие закончилось, спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе тема: «Путешествие в страну дорожных знаков»

Конспект занятия в старшей группетема: «Путешествие в страну дорожных знаков»...

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Путешествие в Австралию".

На занятие "Путешествие в Австралию" дети познакомятся с удивительной страной, узнают много нового и интересного об удивительной стране Австралии....

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Путешествие по зимнему лесу"

Актуализация знаний детей о диких животных, а так же развитие грамматического строя речи.Данное занятие предлагается для разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР).Заня...

Конспект занятия в старшей группе «Хвойные деревья наших лесов»

Представлен материал по формированию представлений у дошкольников о хвойных деревьях родного края (ель, сосна), их характерных особенностях, жизнедеятельности, значении для всего живого....