Педагогический проект «Ресурсные резерваты республиканского значения «Эркээйи сирдэр» в Жиганском районе. (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
проект по окружающему миру на тему
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_resursnye_rezevaty.docx | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МР «Жиганский национальный эвенкийский район»
МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск»
Педагогический проект
«Ресурсные резерваты республиканского значения
«Эркээйи сирдэр» в Жиганском районе.
(Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
Авторы проекта:
Иванова Евдокия Филипповна, заведующая
Сергеева Татьяна Александровна, ст. воспитатель
с. Жиганск, 2013 г.
Паспорт педагогического проекта
«Ресурсные резерваты республиканского значения
«Эркээйи сирдэр» в Жиганском районе»
1. | Наименование проекта | Педагогический проект «Ресурсные резерваты республиканского значения «Эркээйи сирдэр» в Жиганском районе. |
2. | Наименование приоритетного направления проекта | Экологическое воспитание детей |
3. | Ответственный исполнитель проекта | Коллектив МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск» |
4. | Соисполнители проекта | Воспитанники, родители МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск; Инспекция охраны природы Жиганского района |
5. | Цель и задачи проекта | Цель:
Задачи:
|
6. | Ожидаемые результаты | Дети:
Педагоги:
Родители:
|
7. | Сроки реализации (этапы) проекта | 2012 – 2013 годы 1 этап – подготовительный (4 квартал, 2012 г.) 2 этап – деятельностный (январь, 2013 – декабрь, 2013 г.г.) 3 этап – оценочный (декабрь, 2013 г.) |
8 | Описательная часть | Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта |
9 | Контроль исполнения проекта | Общий контроль за исполнением проекта осуществляет администрация, управляющий совет МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск» |
Введение.
Наша Республика Саха /Якутия/ - суровый по климату регион в северном полушарии. Обширность территории, биологическое и ландшафтное разнообразие, богатство природных ресурсов определяют роль этого региона в развитии масштабных экологических процессов.
На долю нашей республики приходится свыше 30 % нетронутой хозяйственной деятельностью природы России или более 10 % дикой природы всего мира. Это налагает на нас большую ответственность за сохранение и рациональное освоение этой практически заповедной территории.
В нашей республике создана одна из крупнейших в мире систем особо охраняемых природных территорий «Ытык кэрэ сирдэр», получившая международное признание. Более четверти территории республики – это заповедники, природные парки, ресурсные резерваты «Эркээйи сирдэр» и другие, особо охраняемые территории и объекты. Одним из важных направлений работы этих учреждений является сохранение и восстановление биологических ресурсов, увеличение биоразнообразия.
Ресурсные резерваты создаются в целях сохранения природных ресурсов данной территории для будущих поколений путем воспрепятствования и сдерживания хозяйственной деятельности на научной основе; создания условий, необходимых для защиты видов, их популяций и групп видов или физических объектов окружающей среды; сохранения естественной природной среды обитания коренных жителей Севера и создания оптимальных условий для естественного развития их культуры, сохранения традиционных форм деятельности и уклада жизни, экологического просвещения населения. На территории Якутии имеются 74 ресурсных резерватов республиканского и 39 местного значения, которые по общей площади составляет 82% от всей особо охраняемой природной территории Якутии.
В Жиганском национальном эвенкийском районе находиться два уникальных озера: Сиегемде (площадь 3645 га), Улахан Кюель (площадь 11046 га), три ресурсных резервата республиканского значения (Эркээйи Сирдэр):
Жиганский | 22353,15 | |
Жиганский | 7156 | |
Жиганский | 18802,96 |
Ресурсный резерват «Муна» создан по Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 16 августа 1994 году № 837. Общая площадь ООПТ составляет 2235315 га. Расположена от Жиганска в160 км.ниже по реке Муна.
Муна – левый приток Лены. Длина 715 км, площадь бассейна 30100 кв.км.
Ресурсный резерват «Линда». Расположена от Жиганска в 260 км. выше по реке Линда. Линда – левый приток Лены. Длина 304 км., площадью бассейна около 20 тыс.кв.м. Берет начало на восточной окраине Среднесибирского плоскогорья, среднее и нижнее течения приходятся по Центрально–Якутской равнине. В ее бассейне ее насчитывается свыше 6 тысяч озер.
Ресурсный резерват «Ундюлюнг». Расположена от Жиганска 70 км.выше по реке Ундюлюнг. Ундюлюнг – правый приток Лены.
На территории ООПТ разрешена ограниченная хозяйственная деятельность (оленеводство, охота, рыбалка, сбор ягод и т. д.), практикуется выдача разовых разрешений и лицензий на любительскую ловлю рыб и охоту. Сроки пользования природными ресурсами устанавливаются по согласованию с Жиганской инспекцией охраны природы, в соответствии с действующими правилами охоты и рыболовства. Все это позволяет регулировать и сохранить численность, как животных, так и редких видов растений.
Усилен государственный экологический контроль, повышена ответственность природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду.
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.
2013 год объявлен Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2012г. № 1157 «Годом охраны окружающей среды».
Республикой ставится задача по улучшению экологической ситуации на местах, благоустройству и озеленению населенных пунктов, снижению негативного воздействия на окружающую среду. Год охраны окружающей среды должен стать поворотной точкой в процессе экологического оздоровления территорий.
Данный проект предназначен для детей старшей и подготовительной групп и родителей для ознакомления ресурсными резерватами республиканского значения «Эркээйи сирдэр» в Жиганском районе.
Цель:
- Ознакомление с ресурсными резерватами республиканского значения «Эркээйи сирдэр» в Жиганском районе как среды обитания коренных народов Севера;
Задачи:
- Сбор методических и наглядных материалов для формирования и обогащения представления о значении ресурсных резерватов Якутии в охране окружающей среды и жизни человека;
- Дать детям знания о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;
- Ознакомление с условиями, необходимых для защиты природы, восполнения и воспроизводства, биоразнообразия;
- Формирование у детей осознанно – бережного отношения к объектам природы;
- Формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности;
- Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников;
Разработчики Проекта:
- Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск»
Исполнители Проекта:
- Коллектив, воспитанники подготовительной группы, родители МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск»;
- Инспекция охраны природы Жиганского района;
Механизм реализации
Реализацию Проекта осуществляет коллектив, воспитанники и родители МБДОУ «Детский сад «Ёлочка», инспекция охраны природы Жиганского района.
Исполнение Проекта производится по утвержденному плану работы на основе договоров, заключаемых с МБДОУ «Детский сад «Ёлочка».
Перечень мероприятий Проекта предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (4 квартал, 2012 г.)
2 этап – деятельностный (январь, 2013 – декабрь, 2013 г.г.)
3 этап – оценочный (декабрь, 2013 г.)
№ | Содержание мероприятия | Срок | Ответственный |
1 этап – подготовительный. | |||
1 | Изучение программно – методического материала | 4 квартал 2012 г. | Старший воспитатель, Воспитатели |
2 | Подбор диагностического материала для проведения контрольных диагностик в старших дошкольных группах | 4 квартал 2012 г. | Ст. воспитатель |
3 | Разработка дидактических игр по ознакомлению ООПТ; | 4 квартал 2012 г. | Сергеева А.Н. |
4 | Разработка интегрированных занятий по ознакомлению: - ресурсных резерватов «Эркээйи сирдэр» Якутии, Жиганского района (цикл занятий); - профессией инспекторов охраны окружающей среды; | 4 квартал 2012 г. | Ст. воспитатель, воспитатели |
5 | Разработка и составление слайдовой презентации для ознакомления ресурсных резерватов. | 4 квартал 2012 г. | Ст. воспитатель |
6 | Создание сборника рассказов, сказок, стихотворений. | 4 квартал 2012 г. | Воспитатели |
2 этап - деятельностный | |||
1 | Проведение диагностики по выявлению уровня знаний по экологическому воспитанию. | Февраль | Воспитатели |
2 | Проведение интегрированных занятий в соответствии с перспективным планом работы: - ресурсные резерваты «Эркээйи сирдэр» Якутии, Жиганского района (цикл занятий); | 1,2 квартал 2013 г. | Воспитатели |
3 | Проведение экологических праздников «День защиты окружающей среды», «День Земли»; | Апрель, май, Ноябрь 2013 г. | Воспитатели, Музыкальный руководитель, Физинструктор |
4 | Проведение дидактических игр по ознакомлению флорой, фауной ресурсных резерватов Жиганского района | В течение учебного года | Воспитатели |
5 | Подготовка детей к участию НПК воспитанников ДОУ «Первый шаг в науку» с данной темой (2 детей) | Октябрь 2013 г. | Иванова Е.Ф. Воспитатели |
6 | Экскурсии в исторический музей им. А.Я. Уваровского; на реку Лена, Стрекаловка. | Май, сентябрь 2013 г. | Воспитатели |
7 | Конкурс рисунков «Прекрасные места нашего района» | Май, 2013 | Воспитатели |
8 | Ознакомление с народными традициями эвенков в экологическом аспекте | В течение года | воспитатели |
9 | Конкурс книжек – самоделок с рассказами о природе | 2 квартал 2013 г. | Воспитатели |
10 | Встреча с работниками инспекции охраны природы | 1 квартал 2013 г. | Иванова Е.Ф. |
11 | Встреча с руководителем туристической базы «Ундюлюнг» Степановой Н.А. | 1 квартал 2013 г. | Иванова Е.Ф. |
12 | Фотовыставка ресурсных резерватов «Эркээйи сирдэр» - Ундюлюнг, Линда, Муна | Декабрь | Воспитатели |
Работа с родителями | |||
1 | Презентация проекта для ознакомления | Февраль 2013 г. | Иванова Е.Ф. Ст. воспитатель |
2 | Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома | Февраль 2013 г. | |
3 | Проведение консультаций по формированию экологического воспитания | Апрель 2013 г. | По группам, Воспитатели |
4 | Совместная работа по подготовке материалов выступления, слайдовой презентации детей в НПК «Первый шаг в науку» | Сентябрь, Октябрь 2013 г. | Иванова Е.Ф. Воспитатели |
5 | Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома | Ежемесячно | Воспитатели |
6 | Проведение совместных экологических праздников | Ноябрь, 2013 г. | Физ.инструктор |
8 | Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах») | Ежемесячно | Воспитатели |
9 | Посещение открытых занятий и мероприятий | В течение учебного года | Воспитатели |
Работа с пед. кадрами. | |||
1 | Семинар для педагогов по ознакомлению программно – методического обеспечения по данной теме; | Ноябрь 2012 г. | Ст. воспитатель |
2 | Проведение открытых занятий, мероприятий с целью обобщения передового педагогического опыта по данной теме для распространения опыта | 2,4 квартал 2013 г. | Воспитатели |
3 | Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием | До 1 октября 2013 г. | Сергеева А.Н. |
4 | Проведение консультаций по разработке интегрированных занятий | В течение учебного года | Ст. воспитатель |
5 | Выступление на педсовете о ходе проведенной работы по данной теме. | Май, 2013 г. | Ст. воспитатель Воспитатели |
6 | Помощь в подготовке тезисов выступлений, слайдовых материалов для выступлений детей в НПК «Первые шаги в науку». | В течение учебного года | Ст. воспитатель |
7 | Изучение народных традиций эвенков | ||
8 | Совместная работа с общественной организацией «Эдигеен» | ||
3 этап - оценочный | |||
1 | Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группах | Ноябрь.2013 г. | Воспитатели |
2 | Обобщение педагогического опыта по итогам реализации проекта | Ноябрь | Ст. воспитатель |
3 | Освещение в СМИ о ходе и реализации данного проекта | В течение года | Иванова Е.Ф. |
4 | Презентация итогов работы проекта (на педагогическом совете) | Декабрь | Ст. воспитатель |
5 | Конкурс рисунков «Прекрасная природа Жиганского района» для детей | Октябрь | Воспитатели |
6 | Участие детей в районной НПК «Первые шаги в науку» по данной тематике | Ноябрь 13 г. | Иванова Е.Ф. |
7 | Совместная фотовыставка родителей и детей «Красота родной природы» | Декабрь 2013 | Воспитатели, родители |
8 | Обобщение опыта семейного воспитания | Декабрь 2013 г. | Ст. воспитатель |
Ожидаемые результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"
Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе; формированием позна...
Положение о районном смотре- конкурсе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по экологическому воспитанию детей "Экобэби"
Представлено Положение о районном смотре-конкурсе "Экобэби", которое разработано в соответствии с положением областного этапа смотра- конкурса...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г.
Значение экологического воспитания детей через трудовую деятельность. По итогам работы по самообразованию за 2012-2014 г.г. Необходимость интенсивной просветительской работы по формированию...
Значение игр в экологическом воспитании детей дошкольников консультация для воспитателей
Главная задача обучения детей, по средствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", уз...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление с ихтиофауной реки Лена Жиганского района в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск» (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...