Технологическая карта конспекта по окружающему миру "Тайна птичьего мира"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шаранова Ольга Николаевна

 

уточнять и расширять представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособления их среде обитания

- развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику

-расширять и активизировать словарь детей по теме

- воспитывать интерес и любовь к природе, бережное, заботливое отношение к ней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тайны птичьего мира.

Цель: обобщение и закрепление материала по теме «Птицы».

Задачи: уточнять и расширять представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособления их среде обитания

- развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику

-расширять и активизировать словарь детей по теме

- воспитывать интерес и любовь к природе, бережное, заботливое отношение к ней

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; рассматривание энциклопедий; чтение художественной литературы; беседы о птицах;

Материал:

Приёмы: игровой, наглядный, словесный, художественное слово, практическая работа, анализ занятия

Ход:

Воспитатель: Собирайтесь вместе в круг. Я твой друг и ты мой друг, дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: (На столе лежит конверт). Ребята, а что это? От кого оно может быть? Посмотрим?  Письмо из леса от медвежонка, которого зовут – Мишутка”. Читают письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам письмо медвежонок Мишутка.

У нас в лесу случилась беда, появился неизвестный зверь, который летает по ночам и пугает всех в лесу. Я не знаю, кто он такой, а как выглядит, могу рассказать».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете что это за зверь?

Предположим, что в лесу поселился зверь.

- скажите, а звери летают?”

Дети: Нет. Летают – птицы.

Воспитатель: Так кто же тогда поселился в лесу? Зверь или птица?

- а каких лесных птиц вы знаете?

– Мы с вами можем помочь медвежонку узнать эту птицу? Как мы это сделаем?

Дети: Мы составим портрет птицы.

Воспитатель: Давайте вспомним, что есть у всех птиц?

 Воспитатель: У вас на столах лежат нарисованные части тела от разных птиц. Лапки, головы, хвосты, туловища. Вы должны сложить портрет птицы.

- какая птица получилась у вас?

- А что это за звуки ребята вы слышите? Садятся  и слушаю

Голоса, каких птиц вы слышите?

(дети называют и воспитатель выставляет изображения птиц на доску)

- как вы думаете, эти птицы летают по ночам?

Воспитатель: А что умеют делать птицы?

Упражнение «Дополни предложение»

Передают пёрышко Я начну первая  «Птицы умеют…. (чирикать, летать, петь, свистеть, ловить насекомых, плавать, кричать, стучать, голосить, куковать, махать крыльями…)

Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?

Они есть только у птиц?

Представьте, если бы перьев у птиц не было?

Мы знаем, что у птиц разные перья. Какие? (пуховые, маховые)

Покажите, какое пёрышко пуховое? Зачем они нужны?(греют птицу) Где они растут?

А это? (маховые). Оно для чего? (чтобы летать)

Где они растут? (на хвосте и крыльях)

Воспитатель: Чем отличаются птицы от зверей?

А все ли птицы умеют летать? Давайте покажем мишутке, какие птицы не умеют летать.

(дети на карточках обводят в кружочки птиц какие не летают – пингвин, страус и т.д) Почему? (У пингвина крылья маленькие, они служат ластами.)

Воспитатель: Какой вывод, мы можем сделать?

Дети: в лесу поселилась ночная птица, а не зверь

Воспитатель: Прочитаем продолжение письма.

– «Голова большая, круглая, с большими немигающими глазами, клюв – крючком, лапы короткие, с крепкими, острыми когтями. Хвост короткий, закругленный».

Воспитатель: ребята, с помощью чего птицы находят корм?

А почему, у всех птиц клювы разные? (всё зависит от того чем птица питается)

Воспитатель: А у Мишутки есть игра, которая называется «Где чей клюв». Вам нужно правильно подобрать каждой птице клюв и объяснить, почему он у неё именно такой. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Каких вы знаете ещё насекомоядных птиц? Зерноядных? Хищных? А у кого такой клюв? (у клеста).

За питанием в болото какие птицы летают? (болотные) Каких знаете болотных птиц? А на водоёмах? (водоплавающие) Каких знаете?

Воспитатель: Какой, можно сделать вывод? (Значит эта птица – хищная)

Давайте вспомним описание птицы в письме и составим её портрет? (составляют портрет совы на доске) Кто это?

Физминутка «Птицы»

Воспитатель: Ребята, сова какая птица зимующая или перелётная? А перелётных каких знаете? А почему перелётные птицы улетают в тёплые края.

(Воспитатель показывает схему – модель пищевой цепочки: птицы – насекомые- деревья – вода)

Как вы думаете, а что произойдёт, если бы птицы не вернулись к нам? (убираются птицы)

(Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность. Некому будет разносить семена ягод, цветов. Мы  не услышим их чудесных песен).

А представьте, что не будет насекомых? Деревьев? Воды?

Воспитатель: Какой сделаем вывод?

Дети: В природе все взаимосвязано. Поэтому мы с вами не должны вмешиваться в жизнь растений и животных.

Воспитатель: А сову можно убрать? А теперь сами попробуйте составить по картинкам пищевую цепочку.

(Колоски зерна — мышь — сова)

Дети: Сова питается Мышами.

Мыши питаются зерном.

 Если все совы исчезнут будет много мышей и не будет зерна.

Если не будет мышей не будет сов.

 Если не будет зерна мыши и совы погибнут от голода.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки, что там изображено?

– Правильно ли поступают дети?

– Почему нельзя стрелять в птиц из рогатки?

– Почему нельзя разорять птичьи гнезда?

Ребята! Птицы – живые существа, такие же, как и мы с вами. Но они меньше нас и не могут себя защитить, поэтому мы не должны их обижать.

Воспитатель: Мы с вами совсем забыли о Мишутке, мы ведь знаем, кто поселился рядом с ним.

Дети: Это сова.

Воспитатель: Как же мы расскажем о том, что мы узнали? Посмотрите на листы бумаги, кто нарисован? (Сова). Давайте раскрасим ее и отправим Мишутке в лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Ознакомление с окружающим миром",по теме "Моя семья",для детей 2-3 лет

ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о семье. ИНТЕГРАЦИЯ ПО ОБЛАСТЯМ, ЗАДАЧИ:   В ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».Закрепить знания детей о «семье».Фор...

Технологическая карта занятия по окружающему миру для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Полезный и опасный огонь»

Цель занятия:  формировать у детей представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, через использование интерактивной игрыЦель занятия для ребенка: изучить пра...

Технологическая карта НОД по окружающему миру "От хлебушка к зернышку" старшая группа

Технологическая карта НОД по окружающему миру "От зернышка к хлебушку"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру "Юпитер" в подготовительной к школе группе

Технологическая карта занятияФИО: Кичакова Евгения ИгоревнаОбразовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Тема занятия: Пла...

Технологическая карта занятия по окружающему миру

Дошкольников необходимо знакомить с  традициями, укладом жизни своих предков. Предметы интерьера старинной русской избы,  хороводные игры, потешки, народные песни все это неотьемлемая часть ...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...