Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине в процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад № 45»
Городецкого муниципального района
Нижегородской области
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине
в процессе приобщения к культуре, традициям
и обычаям родного края»
(из опыта работы).
Воспитатель
Семёнова Наталья Юрьевна
2015г.
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
М.Ломоносов.
Актуальность темы.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.
В.А.Сухомлинский писал: «Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом, и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Городецкий район– благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
В.А.Сухомлинский писал:« Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада. Дом и детский сад, родной край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. Приблизить дошкольников к истории своего родного края – народная культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине. Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения наследования традиционной отечественной культуры.
В современном мире, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание - возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям- род, родство, Родина.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, его глубиной.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» (Д. С. Лихачёв).
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одним из критериев воспитания и образования современной личности ребёнка, диктуемых ФГОС.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Хочется вспомнить, что говорили о нравственном воспитании великие писатели и наши современники.
Д.С. Лихачёв отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Н.Г. Чернышевский считал: «Важнейший капитал нации - нравственные качества народа».
Нравственно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения длительное время. Тема патриотического воспитания также близка и мне, как педагогу, т.к. я очень люблю свою Родину, свой город, где родилась и работаю. А.В.Луначарский писал: « Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей. Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний.
Цель работы: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине
в процессе приобщения их к культуре, традициям и обычаям родного края.
Приступая, к работе по ознакомлению детей с родным краем, я поставила следующие задачи:
-способствовать приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа;
- содействовать обогащению обществоведческого словаря детей, необходимого для содержательного общения;
- развитие потребности в активном познании истории родных мест;
-способствовать приобщению детей к основам русской народной культуры и быта;
- способствовать развитию свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире;
- способствовать развитию чувства привязанности и любви к родным местам.
Для решения поставленных задач были определены следующие пути:
-введение и освоение новых форм работы с детьми по данному направлению;
- взаимодействие с родителями в процессе ознакомления с родным краем;
-взаимодействие с культурно-образовательными учреждениями (музеями, библиотекой);
- создание развивающей среды по данной теме (мини-музей русского быта, пособия и материалы для родительского стенда, подбор наглядного материала по теме, электронные презентации по теме).
Для успешного выполнения поставленных задач необходимо использование системы принципов построения педагогического процесса:
- Принцип развивающего обучения: правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. (Л.С. Выготский).
- Принцип взаимодействия с социальными институтами: реализуется сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем. Ознакомление с родным краем должно стать стержнем вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
-Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности – иллюстрации, слайды, фото.
-Принцип последовательности - принцип постепенного перехода от более простого ребенку, личностно значимого, к сложному – культурно-историческим фактам.
- Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересный, увлекательный для детей.
В результате работы предполагается, что у детей
- сформируется правильное и полное представление о родном крае, о традициях, предметах культуры
-сформируется чувство национального достоинства
- у родителей появится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
В своей работе по приобщению детей к культуре и традициям родного края я использовала:
- НОД (с использованием презентаций, посещение «Русской избы»)
- Беседы
-Дидактические, настольно- печатные, словесные игры
-Наблюдения
-Экскурсии
-Праздники, развлечения с использованием фольклора
-Игры-путешествия в прошлое предметов
-Взаимодействие с социумом: посещение библиотеки им. С.Я.Маршака
приглашение работника библиотеки в группу детского сада
посещение музеев:
Музей истории г.Заволжья
«Краеведческий музей»
Музей «Дом графини Паниной»
Музей «Городецкий пряник»
«Музей Самоваров»
«Музей Добра»
«Культурно-исторический комплекс «Город мастеров».
- Организация театрализованной деятельности детей (инсценировки русских народных сказок)
- Cлушание народной музыки, пение народных песен, народная хореография (танцы, хороводы),музыкально – фольклорные игры, игра на народных инструментах
-Знакомство с устным народным творчеством (сказки, пословицы, поговорки, считалки, былины)
-Знакомство с народными играми
-Проведений открытых мероприятий, консультаций для родителей:
« Роль семьи в формировании личности дошкольника», «Учите детей отгадывать загадки», «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек», «Кукольный театр в детском саду», «Русские народные игры в жизни детей»
-Участие детей в конкурсах районного уровня: « Рождественский фестиваль»
« Красота Божьего мира»
« Русского Духа Святыня»
- Проведение конкурсов, выставок с детьми и родителями на темы: «Осенние фантазии», « Подарок для Деда Мороза», « Кулинарные традиции моей семьи», « Светлая Пасха».
В ходе проведённой работы с детьми выявлены следующие критерии результативности:
-дети активно интересуются историей, культурой, народным бытом, традициями и обычаями родного края
-у детей формируются чувства привязанности и любви к родным местам
-обогатился обществоведческий словарь детей
-дети осознают свои корни, национальные истоки
-дети испытывают чувство гордости за достижения своей малой Родины
-у детей формируются такие личностные качества, как сочувствие, отзывчивость, способность придти на помощь.
Осознавая значимость формирования гражданских чувств у детей моей группы, и констатируя эффективность системы работы по данному направлению, мною намечены дальнейшие перспективы работы и поиск новых форм по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Заключение.
К.Д.Ушинский отмечал, что « воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он
ввёл в русскую педагогическую литературу термин « народная педагогика». Ведь « народная педагогика»
основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей.
В заключении хочется спросить: В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Список литературы, используемой в работе с детьми:
- «Образовательная программа ДОУ».
-Е.В.Соловьёва. Л.И.Царенко. « Наследие… Быль и сказки». Обруч .Москва.2011г.
-Т.А.Попова. « Интегрирование цикла занятий по приобщению к русской народной культуре». Москва.
Мозаика-синтез.2010г.
-О.В.Дыбина. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа».
Москва-синтез.2015г.
-В.В.Гербова. «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа». Москва-синтез. 2015г.
-Т.М.Пименова. В.В.Архипова. «Формирование художественно- речевых навыков у детей 5-7лет: занятия
по былинам, богатырские игры и потешки». Волгоград. Изд. Учитель.2012г.
- Лобанова Е. А. «Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие». 2005г.
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»/Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005г.
-Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» – С.П.б.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000г.
- Ватаман. В.П. «Воспитание детей на традициях народной культуры»: программа, разработки занятий и мероприятий . Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Комратова Н. « О гражданском воспитании дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2006 г. №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-148549-1385661259.jpg)
Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае
Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание любови к родному краю и интерес к его прошлому,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-523615-1417448999.jpg)
ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»
Введение Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-704192-1612015389.jpg)
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...
Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"
Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/16/picture-1077132-1650111245.jpg)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, озере Байкал в игровой деятельности.
Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный. На помощь пришли Дидактические игры по ознакомлению детей с озером Байкал.Цель: расширить знания дет...