Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание любови к родному краю и интерес к его прошлому,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_formirovaniyu_u_doshkolnikov_znaniy_o_rodnom_krae.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае.
Месяц | Тема | Непосредственно-образовательная деятельность с детьми | Совместная деятельность с детьми |
Сентябрь | Мой город | Занятие «Наш город» Цели: Формировать у детей представления о родном городе, дать сведения об истории его возникновения. продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Нижневартовска; развивать восприятие и наблюдательность; воспитывать интерес к родному городу. | Анкетирование детей и родителей «Мой город» Чтение и разучивание стихотворений о Нижневартовске. |
Октябрь | Природа края | Занятие « Водоемы родного края» Цель: Учить грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания; воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изобразить обитателей водоема, используя полученные ранее умения; развивать мелкую моторику рук. Занятие « Как звери к зиме готовятся» Цель: Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильное умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе. | Рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе и отгадывание загадок о лесных зверях. Чтение рассказов В. Бианки «Мышонок Пик», «Готовятся к зиме», «Запасы овощей»; Дидактическая игра «Узнай и назови» Дидактическая игра «Чей след» |
Ноябрь | Коренные жители | Занятие : «Ознакомление с бытом народов ханты и манси» Цель: Развивать у детей способность отличать культуру и быт народов ханты и манси от культуры других национальностей. Расширить из знания: на какой территории живут ханты и манси, каким ремеслом занимаются, какое ведут хозяйство. Систематизировать знания детей об одежде этих народов, посуде, обуви, об умелом использовании этими народами природного материала и шкур диких животных. Воспитывать у детей национальное чувство, дружелюбие к этим народам, уважительное отношение к нации ханты и манси. Занятие "Ханты и манси - таежные жители" Цель: Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре вселенной. | Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением Севера. Пальчиковые игры и упражнения со стихами о Севере. Чтение рассказа Б. Коробейникова «Умка и Томка из снежного дома» из книги «Ребята и зверята», стихотворения Р.Фархади «Твои друзья на Севере», книги Киплинга «Белый котик». Подвижные игры «Хейро», «Важенка и оленята», «Рыбаки и рыбки». Дидактическая игра «Составь орнамент» |
Декабрь | Мой город | Познавательная беседа «Знакомство с родным городом» Цели: Продолжать формировать у детей представления о родном городе, дать сведения об истории его возникновения. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Занятие «Встреча с нефтяником» Цель: Расширять и углублять знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Подчеркнуть важность, необходимость труда- нефтяников. Уточнить представления детей о том, люди каких профессии называются нефтяниками. Учить ясно, понятно излагать свои мысли, отвечать развернутыми | Физкультурный досуг «В гостях у леса» организованный совместно с родителями Цель: Совершенствовать навыки спортивной ходьбы, бега, прыжков, добиваясь точности выполнения движений; способствовать проявлению силы и выносливости; укреплять мышцы ног; развивать скорость движений, ловкость, быстроту реакции, внимание; Закрепить знания детей о родном крае; воспитывать выдержку, настойчивость, организованность, самостоятельность; создавать хорошую радостную атмосферу. Оформить выставку совместных работ детей и родителями на тему : «Я живу в Югре» |
Январь | Природа края | Занятие « Дикие животные» Цели: Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов; учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; учить детей давать развернутые высказывания, развивать фантазию, воображение; воспитывать интерес, добрые чувства к животным. Занятие «Птицы северного края» Цель. Обобщить знания о птицах, которые обитают в тайге, дать представление о перелетных и зимующих птицах, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Чтение рассказов о диких животных из книги «Знакомим дошкольников с миром животных»; Отгадывание загадок и чтение стихов о животных леса; Совместное изготовление с детьми кормушки для птиц. Рассматривание иллюстраций, детской энциклопедии животных. Занятие (опыты) «В Зимнем царстве » Цель: уточнить знания детей о свойствах снега и льда, устанавливать взаимосвязь свойств снега и льда от температуры воздуха, Учить проводить простейшие опыты и объяснять причины и результаты |
Февраль | Коренные жители | Занятие «Глухарка сна» Цели: Дать представление о животном мире западносибирской тайги на примере птицы «глухаря». развивать познавательный интерес к жизни и быту детей народов ханты на примере декоративно- прикладного искусства. Воспитывать чувство уважения к природе, коренным жителям севера и их традициям. Закрепить работу с ножницами. Театрализованное представление «Медвежьи игрища». Цель: Приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси: показать детям отношение аборигенов севера к медведю, как священному животному, их веру в могущество животного. | Чтение художественной литературы о народах Севера (ханты, манси), ознакомление с птицами родного края . Прослушивание в грамзаписи хантыйской легенды: "Как человек превратился в медведя", Сказки "Мышонок и медведь" A.M. Коньковой. Дидактическая игра « Украсим туесок» Цель: Упражнять детей в нанесении узоров хантыйского орнамента на плоскостное изображение способом «мозаика». Познакомить с хантыйскими играми: "Оленьи упряжки" "Метание тынзяна на оррей" "Прыжки через нарты". |
Март | Мой город | Экскурсия по городу «По улицам города Нижневартовска» на автобусе Цели: Закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначении, правилах поведения в транспорте; воспитывать уважительное отношение к людям, городу, бережное отношение к тому, что их окружает. | День рождения города : оформление выставки детских рисунков на тему «Любимый город», совместных поделок с родителями «Подарок городу». Разучивание стихотворений о Нижневартовске. |
Апрель | Природа края | ИГРА – РАЗВЛЕЧЕНИЕ «По звериной тропинке» Цели: Повторить и обобщить представления детей о растительном и животном мире Севера. Формировать представление об условиях среды, к которой приспосабливались растения и животные. Расширять знания детей о жизни и быте коренных жителей Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни народов Севера, а так же память, связную речь, умение анализировать. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, интерес к жизни коренных жителей Занятие "По экологической тропе" Итоговое Цели: Учить детей узнавать по веткам деревья и сравнивать их. Помочь детям увидеть мир, как экологическую систему. Дать понятие о взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Повторить и обобщить представления детей о деревьях, таежных животных и птицах. Расширять знания детей о жизни и быте коренных жителей Севера. Развивать познавательные способности, мышление, воображение, память, | Разучивание пословиц о природе : -Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! -Кто природу губит, тот свой народ не любит. -Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить. Дидактическая игра «В лесу, на лугу» Наблюдение признаков наступления весны в природе; Чтение рассказов : «Три весны», «Лесной хор» В. Бианки, заучивание закличек, потешек, загадок. |
Май | Коренные жители | Занятие «Секрет шишки» Цель: Познакомить детей с образом жизни коренных народов севера через раскрытие значения растительного мира для людей и животных. Учить изображать узор «Шишка» способом примакивания. Развивать познавательный интерес к природе родного края. Воспитывать бережное отношение к традициям народов Ханты и Манси. | Экскурсия в краеведческий музей. Дидактическая игра «Три стихии» Дидактическая игра «Составь картинку» Прослушивание хантыйских мелодий. Дидактическая игра «Укрась малицу» |
Занятие - игра "СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ "на тему: «Природа и мы". Цель: Закрепить у детей знания о природе родного края; закрепить знание запрещающих знаков в природе; закрепить знание лекарственных растений; воспитывать у детей культуру поведения в природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном крае
Система работы по формированию представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), поможет привить детям любовь к родному краю и интерес к его прошлому....
Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....
Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.
Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине в процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям родного края....
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...
Перспективный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями родного края на 2021-2022 учебный год
Перспективный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями родного края на 2021-2022 учебный год...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, озере Байкал в игровой деятельности.
Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный. На помощь пришли Дидактические игры по ознакомлению детей с озером Байкал.Цель: расширить знания дет...