Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старших дошкольников "Хлеб всему голова" с презентационными материалами
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Канакова Елена Валерьевна

Данная методическая разработка позволяет знакомить детей с процессом выращивания хи производства хлеба, профессиями людей, связанными с этим.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хлеб – всему голова Хлеб - хозяин дома, Всему он голова! Он дороже золота, Серебра ценней, Крепкого булата Хлебушек сильней. Подготовила Канакова Елена Валерьевна, Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 154»

Слайд 2

город

Слайд 3

деревня

Слайд 4

Хлебобулочные изделия

Слайд 5

КОЛОС РЖИ КОЛОС ПШЕНИЦЫ

Слайд 6

ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ *Хлеб – всему голова! *Будет хлеб – будет песня *Хлеб – наше богатство! *Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец *Не шуба греет, а хлеб *Хлеб – батюшка, а вода – матушка *Худой обед – если хлеба нет!

Слайд 7

Трактор пашет землю

Слайд 8

Подготовка почвы к посеву

Слайд 9

РАБОТАЕТ СЕЯЛКА

Слайд 10

Шишкин «Рожь»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нива моя, нива, нива золотая! Зреешь ты на солнце, колос наливая; По тебе, по ветру, словно в синем море, Волны так и ходят, ходят на просторе…

Слайд 2

РАБОТА КОМБАЙНА

Слайд 3

Комбайн срезает колосья и по бункеру высыпает в грузовую машину

Слайд 4

Элеватор для сушки и хранения зерна

Слайд 5

Мукомольный комбинат

Слайд 6

Приготовление хлеба в пекарне Замес теста Тесто в формах

Слайд 7

Хлебный магазин

Слайд 8

Вот он – хлебушко душистый. Вот он – теплый, золотистый. В нем здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло .



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №154

КОНСПЕКТ

фронтального  занятия

по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

Тема занятия: «Хлеб – всему голова »

 Выполнила  воспитатель

МБДОУ детского сада №154

 Ленинского района

Канакова Елена Валерьевна

г. Нижний Новгород 2015

Цель:

 Совершенствовать знания детей о значимости хлеба.

Задачи:

  1. Закрепить знания о различиях города и села: транспорт, дома, труд людей.
  2. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
  3. Знакомить детей со злаковыми растениями.
  4. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы.
  5. Развивать сенсорные навыки.
  6. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Предварительная работа

Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;

Чтение литературных произведений: М. Глинская «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», р. н. с. «О первом зернышке».

Методы и приемы.

Беседа,  дидактические игры, поэтическое слово воспитателя, просмотр презентации, рассматривание репродукций.

Материалы и оборудование.

Презентация «Хлеб – всему голова», тканевые мешочки с крупами, горшочки для посева зерен.

Ход занятия.

Педагог включает презентацию, слайды 2, 3.

-Ребята, внимательно рассмотрите картинки и скажите, чем же город отличается от деревни?

Разные дома, труд людей, машины.

-Чем люди занимаются в деревне?

Ответы детей.

-Людей, которые живут и трудятся в деревне, называют крестьянами.

-Все мы каждый день едим белый и ржаной хлеб. Многие любят сушки, печенье, различные пирожные. (Слайд 4).

-А кто знает, из чего все это сделано?

Из теста, из муки.

-А что такое мука, из чего ее получают?

Предположения детей.

-Муку получают из зерен пшеницы и ржи. Рожь т пшеница – хлебные растения. Они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

-Как же выглядят эти растения? Это колоски пшеницы и ржи (слайд 5).

Давайте сравним два колоска.

Колосок ржи длинный, тонкий. У него не очень длинные усики.Зерна у ржи длинные, как и колосок. А колосок у пшеницы короче и толще. Усики у него длинные, а зернышки круглые.

-В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Это слово похоже на слово «жить». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека. Ведь без хлеба – нет обеда.

-А какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (слайд 6)

* Будет хлеб – будет песня.

* Хлеб – наше богатство.

* Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец.

* Не шуба греет, а хлеб.

* Хлеб – батюшка, а вода – матушка.

-Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. В этом слове соединились два слова – «хлеб» и «работа».Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?

Зерно нужно посадить в землю.

-А какая должна быть земля?

Ответы детей.

-Каждому растению, чтобы хорошо расти , нужна мягкая , рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу. Нужны солнечный свет, воздух и вода. Поэтому люди вскапывают  разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить?

Машины, техника.

-Что это за техника такая? (Слайд 7)

Трактор.

-Кто работает на тракторе?

Тракторист.

-Затем на распаханное поле выходят другие машины. Какие машины помогают засеять поля?

Сеялки.

-Как называется профессия человека, который работает на сеялке?

Сеяльщик.

 -К трактору прикрепляют сеялки, и те ровными и аккуратными рядами укладывают в землю зерна. (Слайд 9).

-Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его

художники изображают на картинах, о нем поэты сочиняют стихи.

Посмотрите на картину И. Шишкина «Рожь». С чем можно сравнить хлебное

поле? (Слайд 10).

Ответы детей.

-Хлебное поле еще называют словом нива. Нива от слова низ, т. е. поле

находится низко-низко. Послушайте как Ю. Ждановская написала о поле.

(Слайд 11).

-Теперь, когда зерна созрели, выходят другие машины – комбайны (слайд 12).

-Как называется профессия человека, который работает на комбайне?

Комбайнер.

-Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по длинному, специальному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.

(Слайд 13).

-Затем зерно отвозят на элеватор, где его сушат и хранят. (Слайд 14).

Чтобы из зерна получить муку, его отвозят на мукомольные заводы (слайд 15), там работают мукомолы.

-Куда потом везут муку? (Слайд 16)

В пекарню, к пекарю.

Пальчиковая гимнастика

Мнут и катают

В печи запекают,

А потом за столом

Нарезают ножом!

-Затем хлеб попадает в хлебные магазины или отделы. Кто работает в этих отделах? (Слайд 17)

Продавцы.

Чтение стихотворение про хлеб.

Физкультминутка

-С давних времен на Руси пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша» - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас, это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.

Дидактическая игра «Из чего сварили кашу»

Педагог показывает зерна злаков, образцы круп, которые из них получают. Дети называют каши, которые готовят из этих круп. Из гречихи варят какие каши?

Гречневые

-Из овса? Из риса?

-Обратите внимание на то , как выглядят крупы. Чем они похожи? Чем отличаются?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

Поочередно на ощупь дети определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.

-К сожалению, иногда можно увидеть как вместе с мусором, люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусочками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его.

* Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери.

* Хлеба к обеду в меру бери, он драгоценность, им не сори.

Опытническая деятельность

-Хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадите зерна овса в три горшочка: с песком, опилками и землей. Ухаживайте за посевами и понаблюдайте, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна.

Дети выполняют задание, затем ухаживают за посевами, проводят наблюдения и опыты.

 

 

.

   -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес"

Это итоговое занятие на тему "Весна" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"

На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Птицы" старший дошкольный возраст

На занятии обобщаются знания о многообразии птиц, уточняются названия часто встречающихся, в игровой форме подводят детей к пониманию связей между внешним видом птиц и образом жизни....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...