Проект: "Подснежники - весны примета"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экологический проект по теме: «Подснежники – весны примета»
Автор: Смолевская Т.С.
ВИД ПРОЕКТА: экологический.
ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Проект долгосрочный (2 года, старшая – подготовительная группа)
Весна 2013 г., весна 2014 г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатель: Смолевская Т.С.
Дети 5-6 лет, 6-7 лет.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
В настоящее время общество в интересах всего живого на планете принимает ряд мер для охраны окружающей среды, так большинство первоцветов занесены в Красную книгу Смоленской области, в том числе и подснежник. Однако, несмотря на это, мы ежегодно ранней весной наблюдаем оживленную торговлю первоцветами, в том числе подснежниками.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Данный проект направлен на изучение детьми «представителя» Красной книги подснежника, высаженного во фруктовом саду, расположенного на территории детского учреждения. Ребята познают этот живой объект во взаимосвязи со средой обитания и вырабатывают на этой основе правильные формы взаимодействия с ним.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
1. Познакомить с растением «подснежник» (название, ботанические особенности строения растения, распространение и д.р.).
2. Расширение представления детей об экологически целесообразном поведении в природе.
3. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
· Сформировать у детей дошкольного возраста заинтересованное отношение к проблемам природы.
· Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.
· Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к растительному миру.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
· Экспериментальная деятельность
· Наблюдение
· Дидактические игры
· Подвижные игры
· Творческая (ИЗО) деятельность
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Результатом работы по данному проекту будет:
- создание экологической выставки «Мой подснежник» (закреплять умение отражать полученные впечатления в творческих работах: изготовление подснежника из подручных материалов);
- составление фотоотчета;
- знакомство с растением «подснежник» (название, ботанические особенности строения растения, распространение и д.р.);
- расширение представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (формировать бережное отношение к подснежнику: нельзя топтать растение, рвать цветы и бутоны; употреблять в пищу плоды подснежника);
- формировать желание ухаживать за цветами;
- возможность напрямую удовлетворить присущую ребятам любознательность через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность;
- воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podsnezhniki_vesny_primeta.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»
Экологический проект
ПОДСНЕЖНИКИ – ВЕСНЫ ПРИМЕТА
Автор проекта:
Воспитатель Смолевская Т.С.
Смоленск
2013 – 2014 гг.
Экологический проект по теме: «Подснежники – весны примета»
Автор: Смолевская Т.С.
ВИД ПРОЕКТА: экологический.
ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Проект долгосрочный (2 года, старшая – подготовительная группа)
Весна 2013 г., весна 2014 г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатель: Смолевская Т.С.
Дети 5-6 лет, 6-7 лет.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
В настоящее время общество в интересах всего живого на планете принимает ряд мер для охраны окружающей среды, так большинство первоцветов занесены в Красную книгу Смоленской области, в том числе и подснежник. Однако, несмотря на это, мы ежегодно ранней весной наблюдаем оживленную торговлю первоцветами, в том числе подснежниками.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Данный проект направлен на изучение детьми «представителя» Красной книги подснежника, высаженного во фруктовом саду, расположенного на территории детского учреждения. Ребята познают этот живой объект во взаимосвязи со средой обитания и вырабатывают на этой основе правильные формы взаимодействия с ним.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Познакомить с растением «подснежник» (название, ботанические особенности строения растения, распространение и д.р.).
- Расширение представления детей об экологически целесообразном поведении в природе.
- Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Сформировать у детей дошкольного возраста заинтересованное отношение к проблемам природы.
- Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.
- Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к растительному миру.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Экспериментальная деятельность
- Наблюдение
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Творческая (ИЗО) деятельность
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Результатом работы по данному проекту будет:
- создание экологической выставки «Мой подснежник» (закреплять умение отражать полученные впечатления в творческих работах: изготовление подснежника из подручных материалов);
- составление фотоотчета;
- знакомство с растением «подснежник» (название, ботанические особенности строения растения, распространение и д.р.);
- расширение представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (формировать бережное отношение к подснежнику: нельзя топтать растение, рвать цветы и бутоны; употреблять в пищу плоды подснежника);
- формировать желание ухаживать за цветами;
- возможность напрямую удовлетворить присущую ребятам любознательность через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность;
- воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
БЕСЕДА
Темы: «Времена года», «Весна пришла», «Признаки весны»
Цель: систематизировать знания детей о временах года; признаках наступающей весны.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- «Времена года»
Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.
Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей.
Ход игры
На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.
- «Когда это бывает?»
Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.
Ход игры
Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.
- «Весна»
Цель: закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление.
Материал: мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает детям по очереди мяч.
Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое?
Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
I год
(старшая группа)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Эксперимент № 1
Тема: «Здравствуйте, я – подснежник»
Цель: познакомить с многолетним растением «подснежником» («галантусом»):
- название,
- ботанические особенности строения растения,
- распространение.
Материалы: 3 горшочка с цветущими подснежниками (по одному на стол), глобус.
Описание эксперимента:
Часть 1 «Название»
Ребята рассуждают, почему данное цветущее растение получило название «ПОДСНЕЖНИК» (растение цветет ранней весной).
Ребята узнают, что научное название этого растения «ГАЛАНТУС» от латинских γάλα (gála) и ἄνθος (ánthos), что переводится как «Молочный цветок» (дано по окраске цветов).
Часть 2 «Ботанические особенности строения растения»
Ребята получают задание составить загадку о подснежнике. (Чтобы по описанию растения можно было бы отгадать, какое именно растение ребята загадали).
- луковица,
- 2 (два) длинных, узких, темноцеленых, блестящих листа,
- цветоножка - стрелка,
- цветок с 3 (тремя) наружными белыми лепестками, 3 (тремя) внутренними лепестков с зелеными полосками.
- плод – коробочка
Часть 3 «Распространение»
Ребята высказывают предположение, где может произрастать подснежник: в городе/лесу, в каких странах? Далее воспитатель знакомит ребят с ареалом распространения подснежника, показывает на глобусе.
Эксперимент № 2
Тема: «Посадим подснежник во фруктовом саду»
Цель: высадить подснежники в открытый грунт (во фруктовом саду детского сада).
Материалы и оборудование: 3 горшочка с цветущими подснежниками, 4 горшочка с незабудками, лопатки детские 3 шт., грабли детские 1 шт., лейка с водой.
Описание эксперимента:
Ребята рассуждают, как при посадке расположить 3 подснежника и 4 цветка незабудки (располагают через один: рассада цветка незабудки – подснежник и т.д.).
Ребята граблями рыхлят вскопанный участок земли во фруктовом саду, делают 7 (семь) лунок, высаживают в землю растения. Поливают мини-клумбу.
Эксперимент № 3
Тема: «Где растут наши подснежники?»
Цель: определить местоположение мини-клумбы с подснежниками относительно других объектов в фруктовом саду.
Материалы и оборудование: планшет для записей с первичной ведомостью.
Описание эксперимента:
Ребята шагами измеряют расстояние от яблонь. Диктуют результаты своих измерений воспитателю, например: Ваня С. «18 широких шагов от клумбы-сердечка до яблони с дуплом, 2 шага от яблони с дуплом до подснежников, и 16 шагов от подснежников до клумбы-сердечка»,
Воспитатель фиксирует измерения детей в первичную ведомость:
№ п/п | Ф.И. ребенка | Описание шага, используемого при измерении | Название объекта, от которого осуществляется измерение (объект А) | Название объекта, до которого осуществляется измерение (объект В) | Кол-во шагов между объектами | Кол-во шагов от объекта А/В до мини-клумбы | |
1 | Ваня С. | широкий | клумба-сердечко | яблоня с дуплом | 18 | 2 | 16 |
2 | Соня М. | приставной | рябина | яблоня с дуплом | 10,10,10,6 | 7 | 29 |
Позднее воспитатель оформляет основную ведомость, где группирует измерения по признаку «Название объекта, от которого осуществляется измерение», чтобы облегчить использование данных (например, сначала выписываются все измерения от клумбы-сердечка, потом от яблони с вкусными яблоками, от рябины и т.п.)
НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение № 1
(длительное наблюдение)
Тема: «От цветка до плода.»
Цель: наблюдение за цветением подснежника от бутона до цветка, отмиранием цветка и появлением плода.
Наблюдение осуществляются во время ежедневных прогулок. Ребята высказывают свои наблюдения о том, какие изменения претерпел подснежник за прошедшие сутки.
В рамках наблюдения ребята узнают, что после отмирания цветка листья и цветоножка стремительно растут, на цветоножке формируется плод растения, который ядовит (воспитатель удаляет плод растения до его созревания), а потом растение «пропадает» до следующего года.
Наблюдение № 2
(эпизодическое наблюдение)
Тема: «Опыление цветков»
Цель: наблюдение за насекомыми, опыляющими цветок подснежника.
Ребята узнают, какие насекомые опыляют подснежник (опыление производится бабочками, жуками, мухами, пчёлами), а также получают знания о том, в какой части цветка находится пыльца и почему (в середине цветка, спрятанная за большими белыми и маленькими белыми с зелеными пятнышками лепестками она менее подвержена неблагоприятным воздействиям окружающей среды).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- «Какого цветка не стало?»
Цель: учить детей называть первоцветы цветы (подснежник, нарцисс, тюльпан, анютины глазки, незабудки) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: карточки с изображениями первоцветов.
Ход игры:
Воспитатель выставляет на доску иллюстрации с изображением растений из, дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение. Дети открывают глаза, они должны отгадать: иллюстрации какого цветка не стало, назвать его.
- «Магазин цветов»
Цель: закреплять названия и внешние признаки первоцветов; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.
Материал: карточки с изображениями первоцветов.
Ход игры
Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» первоцветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это подснежник, у него длинные, прямые, длинные, темно-зеленые листья. Его цветок похож на колокольчик с тремя большими белыми лепестками».
- «Найди цветок»
Цель: закреплять умение детей находить и называть первоцветы.
Материал: карточки с изображениями первоцветов.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его изображение, повторяют его название.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Цветы»
Цель: Называть и различать цветы. Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.
Материал: карточки с изображениями цветов.
Игровые действия:
Дети вспоминают цветы (в том числе первоцветы), сравнивают их.
Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру. Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.
Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
БЕСЕДА[1]
Тема: «Что мне больше всего запомнилось и понравилось»
Цель: регулярно систематизировать полученные знания детей; активизировать память.
II год
(подготовительная группа)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Эксперимент
Тема: «Какой сугроб греет наши подснежники?»
Цель: Определить местоположение подснежника, опираясь на данные о расположении мини-клумбы с подснежниками собранными предыдущей весной.
Материалы и оборудование: записи измерений, сделанные воспитателем в основной ведомости эксперимент № 3 (I год).
Время проведения эксперимента: конец февраля, начало марта.
Описание эксперимента:
Ребята пытаются найти место в заснеженном фруктовом саду, где располагается мини-клумба опираясь на данные зафиксированные воспитателем при проведении измерений. Ребята оставляют флажок-маячок на месте предположительного нахождения мини-клумбы с подснежниками, это позволит, когда появятся первоцветы определить насколько точны измерения ребят.
НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение № 1
(длительное наблюдение)
Тема: «Возрождение подснежника»
Цель: наблюдение за появлением растения подснежник на поверхности земли (растение появляется с бутоном), за цветением подснежника от бутона до открытого цветка, отмиранием цветка и появлением плода; знакомство с понятием «многолетние растение».
Наблюдение осуществляются во время ежедневных прогулок. Ребята убеждаются в том, что подснежник «МНОГОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЕ» (ребята знакомятся с данным понятием посредством расшифровки семантического значения слов в словосочетании: растет много лет). Изучая появившееся на поверхности земли растение, дети узнают, что подснежник появляется на свеет после долгой «спячки» с бутоном и по совсем маленькому растению можно сказать будет оно цвести или нет.
Внимание детей также обращается на то, что за прошедшее время наши подснежники прижились и разрослись.
Дальнейшие наблюдения за подрастающим подснежником осуществляются аналогично наблюдению № 1 (I год).
Наблюдение № 2
(эпизодическое наблюдение)
Тема: «Капельки воды на подснежнике»
Цель: наблюдение за капельками воды, оставшимися после дождя на листьях и цветке подснежника; воспитывать чувство прекрасного.
Ребята наблюдают, как тяжелые капельки наклоняют к самой земле цветок подснежника и переливаются, почему-то не стекая (будто приклеенные), к узким длинным листьям растения.
Наблюдение № 3
(эпизодическое наблюдение)
Тема: «Я гибну!» - заплакал подснежник...»
Цель: наблюдение за бутоном подснежника на сломанной цветоножке.
Однажды мы с детьми обнаружили, что цветоножка у одного из бутонов надломлена. Ребята в течение нескольких дней наблюдали за гибнущим нераскрывшимся цветком.
Несмотря на надежды ребят, бутон погиб, подснежник не раскрыл миру три своих больших белых лепестка.
Позднее один из ребят по секрету мне признался, что это он нечаянно сломал цветок, когда показывал его брату. А при последующих посещениях мини-клумбы этот маленький человек всегда напоминал ребятам: «Смотрим глазками, чтобы ничего не сломать...»
ДИДИКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- «Загадай, мы отгадаем»
Цели: закрепить знания о первоцветах; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.
Материал: карточки с изображениями первоцветов.
Ход игры:
Дети описывают любое растение в следующем порядке, форма, окраска, внешний вид. Водящий по описанию должен узнать растение.
- «Третий лишний»
Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения, одно из которых «лишнее». Например, подснежник, ромашка, василек; подснежник, нарцисс, гвоздика. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.
- «Где спрятано растение?»
Цели: запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположенности.
Материал: карточки с изображениями первоцветов.
Ход игры. Комнатные растения ставят на стол в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. «А теперь откройтеглаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
«Я садовником родился»
Цель: Называть цветы. развивать память, быстроту реакции.
Игровые действия:
Водящий становится садовником, остальные выбирают название цветка по вкусу и только на него откликаются.
Водящий дает старт словами: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме ... (называется временное имя любого из игроков, например "роза"), "Роза должна тут же отреагировать: "Ой" Садовник: "Что с тобой?" Роза: "Влюблена" Садовник: "В кого?" Роза: "В тюльпан" Тюльпан: "Ой" ...
И далее диалог продолжается между ним и розой и т.д., среди выбранных полноправно может оказаться садовник, замечу, что на него ложится основная нагрузка, так как имена цветов забываются быстро, а садовника помнят и называют чаще всего.
Тот, кто ошибся: откликнулся на чужое имя, не откликнулся на свое или сделал большую паузу - забыл "имена" цветов, выбывает и снова садовником дается старт, и т.д., пока не останется два игрока. Как вариант - игроки не выбывают, а отдают "фанты", которые впоследствии разыгрываются (какую-либо личную вещь).
Фанты разыгрываются следующим образом: один достает фант, другой (отвернувшись) назначает задание хозяину фанта, которое тот должен выполнить, чтобы получить вещь обратно (спеть, рассказать стишок, прокукарекать, попрыгать на одной ножке и т.д., зависит от фантазии.
.
- ЗАВАРШАЮЩИЙ ЭТАП
НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение
(обобщающее наблюдение)
Тема: «Я ваш друг – нежный подснежник!»
Цель: обобщить знания ребят о подснежнике (название, ботанические особенности строения растения, распространение и д.р.)
Ребята отвечают на вопросы воспитателя о подснежнике, свои ответы подкрепляют рассматриванием растения.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ИЗО деятельность)
Тема: «Мой подснежник!!!»
Цель:
- обобщить полученные детьми знания о подснежниках;
- учиться использовать полученные знания в ИЗО деятельности;
- развивать навыки работы с различными материалами (проволока, семена тыквы, пластилин), обогащать сенсорный опыт детей;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать эстетический вкус и аккуратность;
- развивать творческие способности.
Материалы и оборудование:
на каждого ребенка:
медная проволока (13-14 см); семена тыквы; пластилин (белый и зеленый), стека, дощечка для пластилина, салфетка4
подставка для крепления подснежников (материал пенопласт).
Наглядность: букетик подснежников в вазе.
Ход работы:
I Вводная часть
Беседа о подснежниках (название, ботанические особенности строения растения, распространение и д.р.)
Что больше всего запомнилось из наших экспериментов и наблюдений?
II Основная часть
- Показ и анализ образца изделия.
- Выполнение творческой работы..
III Заключительная часть
Анализ полученных результатов, сравнение детских работ с образцом и настоящими цветами. Крепление работ на подставку.
[1] Беседы по данной теме проводятся и на II году проведения эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весна, приметы весны, весна в лесу"
Конспект занятия для средней группы...
Проект "Подснежник-вестник весны"
Совместная с детьми деятельность направлена на расширение кругозора детей, обогащение словаря, развитие фантазии и творческого воображения, посредством художественного слова....
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"
Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни....
Занятие по теме "Весна, приметы весны"
Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация"...
Презентация "Весна. Приметы весны"
Презентация о приметах весны....
Календарно-тематическое планирование по теме "Весна.Приметы весны.Родной край весной."
В данном материале указаны все занятия, все виды игр, различные виды гимнастик по данной теме....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Весна. Приметы весны. Весенние месяцы» П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. Итоговое мероприятие: Выс
П/с: расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «В городе весна»...