Перспективный план "Экология" для подготовительной к школе группы.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Очередной перспективный план по "Юному экологу" С.Н.Николаевой. Переработанный, проверенный в работе и с добавлением регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyyplanekologiya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный годовой план работы по направлению «Экологическое воспитание» в подготовительной группе.
Дата | № занятия | Тема | Содержание | Самостоятельная и индивидуальная деятельность. | |
Базовая программа | Региональный компонент | ||||
Сентябрь 2 неделя. | 1 | Планета Земля в опасности | Способствовать: форм-ю представлений о том, что Земля — это круглый шар; Обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля; формировать представление, что планета Земля сейчас в опасности; Воспитывать любовь к природе, правильное к ней отношение. | Углубить понятия «Моря», «Континенты», «Глобус». | - Занятие «Планета Земля в опасности» - Играть «Чем мы можем помочь нашей планете». - Прогулка «Уберем участок — поможем планете» - Конструирование глобуса - Чтение: |
3 неделя | 2 | Кто живет в лесу | Способствовать: углублению и обобщению представлений детей о лесе; установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; развитию умения слушать друг друга, дополнять товарища; воспитывать интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умние вести себя в лесу. | Познакомить детей жителями подмосковных лесов. | - Занятие «Кто живет в лесу». - Игра «Что было бы если....» - Составление рассказа «Лес» по макету — схеме. - Рисование : «Природоохранительные знаки». - Беседа «Кто живет в нашем лесу». - Рассматривание иллюстраций на тему «лес», «Лесные жители». - Чтение: |
4 неделя | 3 | Комнатные растения. | Способствовать: формированию обобщенных предствлений о дифференцированных потребностях комнатных растений; | Углубить знания детей о растениях в группе и на участке детского сада. | - Предварительные наблюдения и труд в уголке природы, на участке; - Беседы о комнатных растениях - Занятие «Комнатные растения». - Дидактическая игра «Кому что нужно». - Чтение: |
Октябрь 1 неделя | 4 | С праздником, любимый город! | Формирование положительного отношения к природе. | Способствовать обобщению и уточнению знаний детей о природе родного города, формировать эмоционально-положительное отношение к родному краю, бережное отношение к природе | - Беседы Мой любимый город. - Экскурсия выходного дня «Природа Подольского края» (Подольский краеведческий музей») - Групповая творческая деятельность «Мой любимый Подольск» (на большом листе дети рисуют любимые места города, любимые растения, животных, дорогих людей и т. д., все, чем детям дорог город Подольск); - Рассматривание и обсуждение плаката «Мой любимый Подольск». |
2 неделя | 5 | В речном царстве. | Способствовать формированию у детей представлений о реке, как сообществе водных и наземных животных и растений; обобщению представлений о внешнем строении рыб, способах передвижения. Учить видеть красоту реки. | Познакомить детей с рекой Пахра, её растениями и обитателями. | - Беседа — путешествие «В речном царстве». - Рассматривание иллюстраций на тему «Река», «Рыбы», «Водные растения» - описание картины «Река» - Составление правил поведения на реке; - Составление рассказа «Рыбы» по схеме — модели «Рыба»; - Игра «Чем мы можем помочь реке»; - Беседа о реке Пахра - Экскурсия выходного дня «Наша красавица река». |
3 неделя | 6 | Насекомые | Способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых (особенностях внешнего вида, строения, способах передвижения и т. д.) Обобщить представления о сезонных изменениях в жизни насекомых | Познакомить детей с насекомыми, которые живут на участке детского сада. | - Наблюдение за насекомыми на участке; - работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре; - Рассматривание энциклопедии «Насекомые» - Беседа «Насекомые»; - Игра — имитация «Собери нектар» - Игра-викторина; - Просмотр видео-материалов; - Разгадывание и составление загадок; - Чтение: |
4 неделя | 7 | Как узнать растения | Способствовать обобщению детей о растениях. | Способствовать обобщению знаний детей о растениях в группе и на участке. | - Обобщающая беседа с элементами труда «Как узнать растения». - Игра «Четвертый лишний»; - Игра «Разложи правильно»; - Беседа «Живые растения»; - Игра — обследование; - Труд в группе; - Наблюдение на участке и в группе - Рассматривание иллюстраций на тему «Растения»; -Отгадывание и придумывание загадок; - Работа с самодельным глобусом. - Поделки из природного материала; -Чтение: |
Ноябрь 1 неделя | 8 | Я — человек! | Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о человеке; | - Рассматривание иллюстраций стадий роста человека; - Беседы на тему «Человек»; - Игры «Как я расту», «Съедобное — несъедобное»; - Занятие «Я-человек»; - Игра «Чем различны, чем похожи»; - Рисование «Я на Земле». Чтение: | |
2 неделя | 9 | Птицы осенью | Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах; Обобщение знаний о зимующих птицах, о заботе человека о них; | Знакомство детей с зимующими птицами Подмосковья, забота о них. | - Наблюдение за птицами на участке; - Изготовление и подвешивание кормушек; - Рассматривание энциклопедии «Птицы»; - Беседы; - Занятие «Птицы осенью»; - Отгадывание и придумывание загадок; - Составление рассказа — описания любимой птицы; - Просмотр видео-материалов; - Игра «Кто такой?» «Где кто живет?» «Кто что делает?» - Постановка проблемного вопроса «Как человек может помочь птицам?» -Чтение: |
3 неделя | 10 | Сон для человека | Способствовать форм-ю представлений о правильном поведении перед сном; Учить заботиться о своем здоровье; Развивать умения рассуждать, делать выводы, отстаивать свое мнение. | -Занятие «Сон для человека»; - Игра «Самый внимательный слушатель»; - Игра «Что можно, что нельзя?» - Чтение: | |
4 неделя | 11 | Осень золотая | Создать условия для обобщения представлений детей об: осени, как времени года; о связи живой и неживой природы в осенний период; о приспособлении человека к сезонным изменениям в природе; о правилах поведения в экстремальных и опасных ситуациях в осенний период; Развититие умения ориентироваться в фенологического календаря; Развивать умение воспринимать и эмоционально откликаться на красоту природы. | Обратить внимание детей на красоту осени на участке детского сада. | -Занятие «Осень золотая»; - Чтение и заучивание стихов; - Беседы с детьми; - Эмоциональный этюд; - Игра «Улетают — не улетают»; -Слушание музыкальных произведений; - Составление рассказа с опорой на план; - Отгадывание и придумывание загадок; - Экскурсия по экологической тропе; - Художественно-творческая деятельность; - Просмотр видео-материалов; - Чтение: |
Декабрь 1 неделя | 12 | Чувства животных и человека | Формировать: конкретные представления о проявлениях чувств животных; Представления о том, что животные могуть испытывать схожие с человеком чувства; Развивать наблюдательность, внимательность. | Знакомство со способами зимовки лесных животных Московской области. | - Рассматривание иллюстраций (разные эмоциональные состояния животных, человека); - Беседы «Домашние животные», «Как зимовать будем?» и т.д.; - Занятие «Чувства животных и человека»: - Отгадывание и придумывание загадок; - Игра «Охота»; - Игра «Поделись радостью с другом»; - Составление рассказа о своем домашнем животном; - Изобразительная деятельность «Мое любимое животное». Чтение: |
2 неделя | 13 | Человек и природа | Создать условия для обобщения представлений детей о: том, как человек использует факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья; том, что человек должен бережно и гуманно использовать природные богатства, защищать и охранять природу. | Знакомство детей с природными богатствами подмосковья; Ознакомление с полезными ископаемыми города Подольск. | - Занятие «Человек и природа»; - Чтение познавательной литературы о заботе и использовании человеком природной среды; - Рассматривание иллюстраций; -Заучивание стихотворения «Земля — наш общий дом». -Игры типа «Для чего человеку нужна вода?» - Составление природоохранных знаков. - Работа с самодельным глобусом; -Беседы о природных богатствах родного края; - Работа с фенологическим календарем; - Наблюдение на прогулке; - Просмотр видео-материалов; -Выступление сотрудников подольского краеведческого музея «Природные богатства Подольска». |
3 неделя | 14 | Красавица ёлка | Способствовать развитию умению называть характерные особенности строения ели; Различать ель и сосну; Видеть отличие игрушечной ели от настоящей; Развивать бережное и заботливое отношение к природе. | Изучение хвойных растений на участке детского сада или в близлежащей местности. Развивать эмоциональное отношение к природе через праздники. | - Занятие «Красавица елка». - Беседа о ели, о её роли в праздновании Нового года, о защите ели от вырубки; - Изготовление игрушек для елки на территории детского сада, украшение её игрушками; -Украшение искуственной ели в группе; - Составление рассказа-описания с опорой на план; - Игра- имитация «Собери шишки». - Рисование природоохранных знаков, связанных с елью; - Творческая деятельность «Елка новогодняя». Чтение: |
Январь 2неделя | 15 | Откуда берутся болезни | Развивать представления детей о коже, её основных функциях; Учить решать проблемно-познавательную задачу, использовать для этого исследовательские действия; Воспитывать желание узнавать о себе, держать свое тело в чистоте.Способствовать расширению представлений детей о микробах, бактериях, вирусах, о путях попадания их в организм, о пользе и вреде для человека; Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, заботиться о нем. | Самостоятельное обследование детей .Конкретные рекомендации и действия по профилактике простудных заболеваний. | - Занятие «Как кожа помогает человеку»; - Чтение стихотворений; - Заучивание и рассказывание по ролям стихотворений; - Беседа по картинкам; - Составление правил; - Рассматривание сюжетных картинок; - Игра «Чем помогает кожа»; - Обследовательские действия; -Чтение: -Занятие «Откуда берутся болезни»; - Рассматривание картинок, обсуждение; - Беседы «Откуда берутся болезни», «Как лечить болезни», «Что делать, чтобы не болеть» - Изготовление «Защитного кулона» (с пихтовым маслом или чесноком». - Чтение: |
3 неделя | 16 | Как растет растение | Помочь детям: обобщить представления о росте, развитии растения, его последовательности и закономерной направленности; в установлении связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды; В развитии речи-доказательства; Способствовать накоплению детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растушим растениям. | Закрепление навыков ухода ха домашними растениями (растениями в группе) | - Занятие «Как растет растение»; - Заучивание и чтение стихотворения; - Игра «Подбери семена»; - Игра «Вырасти растение»; - Творческая деятельность «Мое любимое растение»; - Работа в уголке природы; - Посадка лука; -Чтение: |
4 неделя | 17 | Жизнь на крайнем севере и в тундре | Способствовать расширению представлений детей о жизни на Крайнем Севере и в тундре; О приспособлении человека к жизни в суровых природных условиях; Воспитывать интерес к научно-познавательной и художественной литературе. | Сравнение природно-климатических условий, животного и растительного мира Крайнего Севера и средней полосы России; Развитие любознательности детей, стремления познавать мир. | -Занятие «Жизнь на Крайнем Севере и в Тундре». -Рассматривание иллюстраций, макетов; -Чтение познавательной литературы; - Беседа; - Игра на воображение «Мы попали на Север». - Описание картинок; - Работа с дневником наблюдений за погодой, сравнение его с приблизительным дневником, который ведут дети, живущие на Крайнем Севере; - Просмотр видео-материалов; - Работа с самодельным глобусом; |
Февраль 1 неделя | 18 | Экологические цепочки в лесу | Способствовать формированию представлений детей о : взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; том, что что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга; Воспитывать бережное, сохранное отношение ко всему живому на планете Земля. | Реализация задач занятия на примере лесов средней полосы России. | - Занятие «Экологические цепочки в лесу»; - Беседа с использованием макета «Лес — многоэтажный дом»; - Игра «Рассели жильцов на свои этажи»; - Упражнение «Соотнеси животных с их пищей»; - Придумывание загадок типа «Питается травой, побегами растений, у него большие уши, он меняет шубку два раза в год»; - Составление правил как сохранить пищевые цепочки в лесу; - Игра на воображение «Мы пришли в лес» (на прогулке). - Просмотр видео-материалов; - Чтение рассказов о лесе: |
2 неделя | 19 | Как кожа помогает человеку | Развивать представления детей о коже, её основных функциях; Учить решать проблемно-познавательную задачу, использовать для этого исследовательские действия; Воспитывать желание узнавать о себе, держать свое тело в чистоте. | Самостоятельное обследование детей | - Занятие «Как кожа помогает человеку»; - Чтение стихотворений; - Заучивание и рассказывание по ролям стихотворений; - Беседа по картинкам; - Составление правил; - Рассматривание сюжетных картинок; - Игра «Чем помогает кожа»; - Обследовательские действия; -Чтение: |
3 неделя | 20 | О диких зверях и домашних животных | Способствовать формированию у детей : умений выделять характерные признаки домашних животных; понимания того, чем они отличаются от диких; Способствовать установлению детьми причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности существ от условий среды их обитания; Воспитывать интерес к жизни животных и желание заботится о них | Формировать основы правильного поведения детей при общении с домашними животными. | - Занятие «О диких зверях и домашних животных»; - Отгадывани и составление загадок; - Рассматривание и описание иллюстраций; - Беседа о животных; - Игра «Определи кто»; - Игра «Домашнее или дикое животное»; - Просмотр видео-материалов; - Беседа «Как вести себя если...» (правила общения с домашними животными, животными, живущими на улице, с сельскохозяйственными животными и т. д.) - Коллективная творческая работа — аппликация «В гости к бабушке» ( На ватмане домашние и сельскохозяйственные животные во дворе, в лесу — дикие, лесные жители). - Чтение: |
4 неделя | 21 | Связь живой и неживой природы | Способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы; Воспитывать стремление оберегать и сохранять природу. | - Занятие «Связь живой и неживой природы»; - Игра «Ручейки и озеро»; - Чтение стихотворения; - Составление правил «Как сохранить связь живой и неживой природы»; -Беседы; - Рассматривание атласа живой и неживой природы; - Чтение познавательной и энциклопедической литературы. | |
Март 1 неделя | 22 | Прошла зима холодная | Способствовать: расширению представлений детей о зиме; формированию и обобщению представлений о зависимости состояния и внешнего вида растений от погодных условий; формированию эмоционально — эстетического отношения к зимним явлениям природы; обобщению сведений о зимних забавах, труде, одежде; Воспитывать заботу о своем здоровье. | Развивать умение замечать погодные изменения, внешние признаки смены сезонов. | - Занятие «Прошла зима холодная»; - Слушание стихотворений; - Составление рассказа; - Игра «Червертый лишний»; - Прогулка-наблюдение; - Трудовые действия (уборка снега); - Творческая деятельность «До свидания, Зима»; - Рассматривание, составление рассказа по иллюстрациям художников о зиме; - Работа в дневнике природы, фенологическом календаре; - Беседа «Как птицам помогли наши кормушки» |
2 неделя | 23 | Кто где живет и почему? | Создать условия для обобщенного представления детей о приспособленности животных к разным средам обитания, зависимости внешнего вида, особенноей жизнедеятельности; Развивать любознательность, любовь к природе. | Развивать любовь к природе родного края. | - Занятие «Кто где живет и почему?» - Игра «Путаница»; - Беседа — рассуждение; - Игра «Замаскируй животных» - Рассматривание иллюстраций; - Беседа «Прогуляемся по родному краю» (обсуждение среды обитания и животных подмосковья»; - Наблюдение на прогулке «Кто живет у нас на участке?»; - Чтение: |
3 неделя | 24 | Кому нужна вода? | Способствовать обобщению и уточнению представлению детей о том, что вода — очень ценный ресурс; Ознакомление детей с круговоротом воды в природе; Воспитывать бережное отношение к воде. | Воспитание сохранного отношения к водным ресурсам на примере водных ресурсов подмосковья. | - Работа с глобусом; - Работа с самодельным глобусом (отметить океаны и моря»); - Занятие «Кому нужна вода?»; - Игра «Кому нужна вода?»; - Игра «Не боимся мы дождя»; - Беседа «Откуда появляется дождь»; - Опыты с водой; - Дидактическая игра «Вода в природных явлениях»; - Наблюдение на прогулке «Как пьют растения?»; - Беседа «Как мы помогаем воде» (очистка рек, не бросать мусор, экономия воды, и т. д.). - Просмотр видеоматериалов (реки, моря, пустыни и т. д.). Чтение: |
4 неделя | 25 | Птицы прилетели | Способствовать: уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах; развитию представлений о заботе человека о птицах; Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц. | Обобщение представлений о перелетных птицах подмосковья; Воспитание бережного отношения к птицам родного края. | - Занятие «Птицы прилетели»; - Чтение стихотворений; - Беседы «Зачем птицам гнезда?», «К нам вернулись наши друзья» - (о птицах подмосковья) - Рисование природоохранительных знаков о птицах; - Развешивание домиков для птиц; - Игра «Отгадай где чей домик»; - Рассматривание энциклопедии «Птицы»; - Игра — имитация «Птицы строят гнезда; - Наблюдение на прогулке; - Работа с самодельным глобусом «Откуда вернулись птицы»; - Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре. - Чтение: |
Апрель 1 неделя | 26 | Жизнь в степи | Способствовать расширению и обобщению представлений детей о жизни растительного и животного мира в степи. | - Работа с географической картой России. - Работа с самодельным глобусом. - Просмотр видеоматериалов о растительности и животных степи. - Игра «Найди животных степи»; - Рассматривание атласа животного мира; - Рисование «Мое любимое степное животное»; - Чтение: | |
2 неделя | 27 | Все нужны на Земле | Способствовать развитию у детей: эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к внешне непривлекательным животным; понимания ценности жизни, значимости живых существ; умения устанавливать связи, приспособления животных к среде обитания; Воспитывать экологическую культуру, экологическое сознание. | Знакомство с внешне непривлекательными животными родного края; беседа о их пользе для природы. | - Просмотр видео-материалов о животных (змея, черепаха, паук, варан и т. д.), уточнение кто из них обитает в московской области. - Чтение познавательной литературы; - Занятие «Все нужны на земле»; - Беседа о пользе животных для природы, о приспособленности к окружающим условиям; - Составление цепочек питания в разных средах обитания для доказательства пользы каждого животного; - Прогулка — наблюдение. - Рисование понравившихся животных. |
3 неделя | 28 | Комнатные растения весной | Создать условия для обобщения представлений детей: о росте и развитии растений, о взаимосвязи хорошего и болезненного состояния и недостающих условиях; о способах ухода за домашними растениями, о их потребностях; о способах размножения комнатных растний. | Развитие навыков ухода за комнатными растениями. | - Занятие «Комнатные растения весной»; - Беседы; - Игра «Загадай, мы отгадаем»; - Игра «Что как размножается»; - Труд в уголке природы; - Творческая работа «Мое любимое растение». |
4 неделя | 29 | Лес в жизни человека | Способствовать обобщению и уточнению сведений детей о разнообразии леса, о его значении в жизни человека; Формировать экологическую культуру и бережное отношений к лесу. | Формировать бережное отношение к природе родного края. | - Рассматривание иллюстраций; - Беседы о лесе и , конкретно, о лесах подмосковья; - Организация выставки «Дары природы»; - Занятие «Лес в жизни человека» - Рассматривание иллюстраций картин художников о лесе; - Составление природоохранительных знаков; - Заучивание стихотворения; - Рисование «Лес»; - Чтение: |
Май 1 неделя | 30 | Цветущие деревья | Создать условия для обобщения и уточнения представлений детей о деревьях в весенний период; Развивать: эмоционально-положительное отношений детей к природе; желание как можно чаще бывать на лоне природы с целью познания нового, необычного, интересного. | Реализация целей на примере деревьев, которые находятся на территории детского сада. | - Занятие «Цветущие деревья»; - Составление и отгадывание загадок; - Беседы о цветущих деревьях; - Эстафета «Пчелы собирают нектар»; - Игра «От какого дерева цветы?» - Нблюдение за деревьями на участке детского сада; - Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре; - Творческая работа (Деревья цветут). - Рассматривание иллюстраций или видео-материалов (Какие и как цветут деревья в других странах). |
2 неделя | 31 | Жизнь в воде | Создать условия для обобщения представлений детей о: реке, море, океане как о сообществе водных обитателей: растений, рыб и т. д.; Воспитывать экологическую культуру и сохранное отношение к природе. | Обобщение представлений о водных ресурсов города Подольск. | - Занятие «Жизнь в воде»; - Беседа «На какой реке стоит наш город?» - Беседы «Кто живет в море?» «Что такое океан»? - Составление и загадывание загадок; - Игра — имитация «Аквалангисты»; - Создание и работа с макетом морского дна; - Игра «Какое бывает море?» - Просмотр видео- матриалов; - Чтение: |
3 неделя | 32 | Животные степей и пустынь. | Способствовать формированию детей о пустыне и степи, живущих там животных, их образе жизни; формированию представлений о приспособляемости растений и животных к среде обитания. Развивать способность работать с глобусом и картой. | Углубить представления детей о свойствах и особенностях песка; | -Рассматривание карты растительного и животного мира. - Размещение на самодельном глобусе животных в пустынях и степях. - Занятие «Животные степей и пустынь». - Рассматривание иллюстраций (животные пустыни, степей) - Просмотр видео-материалов; - составление рассказов по картинкам, - Опыты с песком; - Чтение: |
4 неделя | 33 | Весна - красна | Способствовать представлений детей о весне как времени года, о труде взрослых, о забавах детей, о красоте весенней природы. | Реализация целей недели на территории детского сада. | - Чтение и заучивание стихотворений о весне; - Игра «Четвертый лишний»; - Викторина «Знатоки весенней природы»; - Рисование «Весна — красна» -Беседы о весне; Занятие «Весна — красна»; - Экскурсия по экологической тропе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование подготовительной к школе группы по театрализованной деятельности
перспетивное планирование на год с детьми пдготовительной группы...
Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы"
Перспективный план работы в подготовительной к школе группы по программе "От рождения до школы"...
Перспективный план подготовительной к школе группе
план занятия...
Перспективный план подготовительной к школе группе
план занятия...
Перспективное планирование Подготовительная к школе группа Лексическая тема «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Задачи: знакомить детей с народными традициями и обычаями, расширять представления о зимних народных праздниках, о зимних забавах. Продолжать знакомить детей с различными зимними ви...
перспективный план подготовительная к школе группа по конструированию
Перспективное планирование по Художественно-эстетическому развитию (конструирование) в подготовительной к школе группе...
Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"
ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...