Методические материалы "Ознакомление младших дошкольников с природными явлениями в весенний период"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Мерзлякова Оксана Владимировна

Несмотря на то, что весна – самое короткое время года, в этот период предоставляются широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление младших дошкольников с природными явлениями

в весенний период

Несмотря на то, что весна – самое короткое время года, в этот период предоставляются широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы. Наблюдения за природными явлениями проводятся обычно на участке дошкольного образовательного учреждения, что способствует накоплению у воспитанников конкретных представлений об изменениях в природе в весенний период, а также на целевых прогулках и экскурсиях.

Наблюдения должны сочетаться с играми детей, использованием иллюстративного материала, чтением художественной литературы, беседами, передачей впечатлений в творческой деятельности. В каждой возрастной группе работа с детьми в этот период имеет свои особенности.

Дети младшего дошкольного возраста получают представления о весенних явлениях в процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступление тепла, таяние снега, появление проталин). При этом важно вызвать у каждого ребенка интерес к природным изменениям.

Воспитателю следует обратить внимание детей на то, что весной все сменили теплую одежду и обувь на более легкую, объяснить, почему. Можно вместе с воспитанниками посмотреть на свисающие сосульки, отметить, как они блестят на солнце, что больше всего их на солнечной стороне крыш, а также понаблюдать за весенним дождем.

В процессе игр детей знакомят со свойствами воды (теплая, холодная). Малыши пускают лодочки и наблюдают, в какую сторону они плывут, узнают, что предметы в воде плывут по течению, при ветре они двигаются быстрее. В ветреные дни дети играют с вертушками, в солнечные – пускают зайчиков маленькими зеркальцами, взятыми с собой на прогулку. В конце весны и летом в играх дети узнают о свойствах песка и определяют его пригодность для построек на ощупь или визуально (по цвету). Песок при этом должен быть чистым.

В весенний период дошкольники наблюдают появление на деревьях зеленых листочков. Можно предложить им сравнить ель и березу, рассмотреть цветущую сирень. Отметить, как красиво стало на участке: деревья позеленели, на них распустились листья, цветут кустарники. В начале весны в группу можно принести ветки тополя с нераспустившимися листочками, чтобы дети наблюдали за их появлением.

Во время целевой прогулки в сад воспитатель обращает внимание малышей на то, что на деревьях (яблоня, слива, вишня) много красивых цветов и зеленых листьев. Объясняет, что цветы рвать нельзя, на их месте вырастут яблоки, вишня. Во время прогулок на участке воспитатель показывает появившуюся зеленую траву, предлагает найти еще места, где она выросла.

Большую радость дошкольникам доставляют первые весенние цветы. В группу можно принести букетики ветреницы, первоцвета, чистяка и др., если среди воспитанников нет детей-аллергиков. На прогулках воспитатель предлагает детям найти желтые, белые, синие цветы. Малыши рассматривают мать-и-мачеху, медуницу, одуванчик, различают цветы по окраске, величине, запаху. Во время наблюдений уместно вспомнить стихотворения о цветах.

Особый интерес у малышей вызывает появление насекомых в весенний период. На прогулке воспитатель знакомит их с бабочкой, жуком (майский жук, божья коровка), кузнечиком, с особенностями их внешнего вида, движениями, учит различать их.

На некоторое время насекомых можно поселить в стеклянные банки (садки) для наблюдений. Следует приучать воспитанников бережно к ним относиться. Воспитателю необходимо помнить, что в весенний период активность насекомых повышается, дети могут пострадать от их укусов, особенно дети-аллергики. В таких ситуациях педагог должен быть готов оказать ребенку помощь.

Следует обратить внимание детей на то, что весной прилетает много птиц. Следует приучать их слушать голоса птиц, наблюдать, как весело чирикают и прыгают, купаются в лужах воробьи, каркают вороны, важно ходят грачи. Для закрепления представлений детей о птицах, их общих признаках (клюв, органы передвижения, перьевой покров) в ходе непосредственно образовательной деятельности можно использовать разрезные картинки, дидактические и подвижные игры.

Важно воспитывать у детей интерес к труду взрослых и желание принять в нем участие. Весной необходимо наблюдать с ними труд дворника, уборку улиц снегоочистительными машинами, посадку деревьев, кустарников, цветов. К посильному труду на участке и в группе следует привлекать самих воспитанников.

В уголке природы педагог обращает внимание детей на появление молодых листочков, распустившиеся цветы комнатных растений. У младших дошкольников продолжают формировать элементарные трудовые навыки по уходу за растениями и животными. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы дети бережно относились к живым существам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (вторая младшая группа) на тему "Планирование прогулок в весенний период (март, апрель)"

Во время прогулки дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезо...

Проект "Развитие познавательных способностей младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"

Проект "Развитие познавательных способностей  младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"...

Презентация проекта "Бережливый детский сад" "Организация режимного момента- одевание детей младшего возраста на прогулкув в весенний период- с помощью алгоритмов"

Презентация проекта "Бережливый детский сад" "Организация режимного момента- одевание детей младшего возраста на прогулкув в весенний период- с помощью алгоритмов"...

Методическая разработка. Комплекс оздоровительной гимнастики после сна "Весенний период".

Комплекс оздоровительной гимнастики после сна "Весенний период"....

Консультация для родителей на тему «Как, правильно одеть ребёнка, младшего возраста, на прогулку, в весенний период?»

Уважаемые родители !Правильно одеть ребенка — значит, в большой степени обезопасить его от простудных заболеваний, дать возможность свободно двигаться и комфортно себя чувствовать.Весной и осень...

Работа по музыкальному воспитанию с младшими дошкольниками во время изоляции в период пандемии

В статье представлен опыт дистанционной работы музыкального руководителя детского сада в период пандемии 2020 года....

Проект "Развитие познавательных способностей младших дошкольников посредством песочной терапии в период адаптации"

Повышение адаптационных возможностей детей раннего возраста черезиспользование метода песочной терапии....