Обобщение педагогического опыта. Знакомство детей с русским бытом.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Создание мини-музея и занятия с детьми о русских традициях, помогают детям узнавать о культурном наследии своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области «Познание» - Окружающий мир
в подготовительной к школе группе:
« Славянский быт и традиции Древней Руси».
Цели:
Образовательное направление.
1) Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;
2) Учить навыкам словообразования,
3) Упражнять в употреблении грамматических категорий.
Коррекционное направление.
1) Развивать интеллектуальные функции — память, внимание;
2) Формировать речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки;
Воспитательное направление.
1) Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Предварительная работа:
1) Беседы и чтение о русском народе;
2) Драматизация по мотивам русских сказок;
3) Разучивание сказок, народных игр, и т. д….
4) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.
5) Экскурсия в краеведческий музей города Асино.
Материал, оборудование: Интерактивная доска Smart Board - презентация; ноутбук.
Декорация: стол, лавки, сундук, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, посуда, самовар, деревянная и глиняная посуда, «лента времени», клубок ниток, веретено, подсвечник, картинки предметов прошлого и настоящего (пылесос-веник, свеча, лучина – настольная лампа, керосиновая лампа, перо-шариковая ручка).
Ход:
Непосредственно образовательная деятельность проходит в группе, украшенной под старинную избу, с изображением русской избы на интерактивной доске. (1 слайд: внутренний мир русской избы).
В группу входят дети. Воспитатель в приветствует детей.
В.: - Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей! Из каких краёв будете, как страна называется, в которой вы живёте?
Д.: - Россия.
В.: - Приглашаю вас в добрую избу, заглянуть в старину древнюю, старину русскую. В то время, когда страна наша не Россией, а Русью звалась.
(Дети рассаживаются на стулья полукругом у доски с презентацией.).
В.: - У меня есть чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси. (слайд 2).
2 слайд: Деревянные избы.
В.: - Знаете ли, Вы почему Русь называли деревянной?
Д.:- ответы детей
В.: - На Руси люди строили избы из дерева. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
3 слайд: Колодец
В.: - Он стоял почти около каждой избы,
(слайд 4) из него люди, с помощью коромысла и вёдер, домой носили воду.
5 слайд: Печка.
В.: - Самая главная в русском доме была печка. Чем людям она помогала?
Д.: - ответы детей.
В.: - Она и кормила людей, и обогревала их и зимними вечерами и спать укладывала.
6 слайд: Красный угол.
В.: - Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы, украшенные вышитыми полотенцами (рушниками).
7 слайд: Люлька.
Для малышей приделывали к потолку люльки, которые ещё назывались «зыбкой». В ней можно было усыпить ребёнка покачивая.
8 слайд: Веретено.
В.: - Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.
9 слайд: Сарафаны и рушники.
В.: - Вот такие сарафаны и рушники шили русские умелицы.
10 слайд: Плетение лаптей.
В.: - Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья.
В.: - Предлагаю вам игру. я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.
Раньше вытирались рушником – полотенцем,
Зажигали лучину - лампочку
Детей укладывали в колыбельку - кроватку
Повязывали кушак - пояс, ремень
Варили в чугунке – в кастрюле
Вещи хранили в сундуке – в шкафу
На голове носили картуз - кепка
На ногах лапти – сапоги
В.: - Вот и Баба Яга на метле откуда - то взялась, видимо подвижная игра началась! (10 слайд).
Подвижная русская народная игра «Бабка Ёжка»
( Дети встают в круг. В середине круга «Баба Яга» с помелом. Вокруг дети бегают и дразнятся:
-Баба Яга, костяная нога,
В ступе летала, ногу сломала,
Всех метлой гоняет,
Запятнать желает.
Баба Яга прыгает на одной ноге желая превратить ребёнка в камень, дотронувшись метлой.)
В.: - Вижу, хорошо вы знаете старинные слова, а загадки сможете отгадать?:
- Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. (Ухват)
- Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (Веретено).
- В печку забежала – угли все перемешала. (Кочерга)
- Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито)
- 2 брата пузатых под гору бегут. Один горбатенький за вихор держит (Ведра и коромысло)
- Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар)
- Что по горнице гуляет пыль и мусор собирает (Веник)
В.: - В горнице моей сундук волшебный стоит, только предметы в нём все перемешались, не поможете ли порядок навести, каждому предмету свою пару подобрать?!
Пылесос – веник
Чугунок – кастрюля
Свеча – лампочка
Перо – ручка
Сундук – шкаф
Лапти – сапоги
Самовар – чайник
Лошадь с телегой – легковая машина.
В.: - А ещё, мне от Бабы Яги «Лента времени» досталась, она каждому предмету своё место определяет. Да только вот сломалась, не поможете починить? Расставить осветительные приборы от старинных – до современных. (Свеча – подсвечник – керосиновая лампа – настольная лампа).
В.: - Наше путешествие по времени подошло к концу. Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, ниточку размотайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось вам больше других. Начнём с меня – ухват…
-Вот как ниточка эта вас держит и объединяет, так и знания помогают нам сохранять связь времен и поколений! В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Приобщение детей к устному народному творчеству"
Перспективный план по теме.Конспекты занятий.Проект.Былины. Рассказы воспитателя, беседы, д/и, п/и, словесные игры, пословицы, поговорки и т.д....

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"
Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»
Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...

Обобщение педагогического опыта- Приобщение детей к истокам русской культуры через Слово
Обобщение педагогического опыта - Приобщение детей к истокам русской культуры через Слово...

Обобщение педагогического опыта на тему" Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа"
Обобщение педагогического опыта на тему:«Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа» Выполнила: Баранова Н.А-...