Обобщение педагогического опыта на тему" Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа"
методическая разработка (младшая группа)
Обобщение педагогического опыта на тему:
«Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа»
Выполнила: Баранова Н.А-
воспитатель
Г.Городец 2021
Баранова Наталья Александровна
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14»
Образование: средне -специальное
Должность: воспитатель, руководитель изобразительной деятельности в ДОУ.
Стаж: 27 лет
Категория: первая
Содержание (план работы):
1.Введение
2.Теоритическая часть
3.Практическая часть
4.Заключительная часть
5.Библиография
6.Приложение
1.Введение
Жизнь рождает много нового, порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя, историю своей страны — не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие. К. Д. Ушинский
Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике.
Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера.
Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать.
В.А. Сухомлинский
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Актуальность. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В.Абраменко, М.В.Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы, воспитатели, можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.
И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры
Цель: Создание условий для формирования у детей младшего возраста основ представлений о быте, о жизни, русского народа, характере присущим ему, нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
- Формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры;
- дать представления о предметах быта, обихода русского человека;
- уточнять и расширять знания о русском народном творчестве;
- обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
- воспитывать любовь и интерес к истории и культуре России.
Ведущая педагогическая идея
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ДОУ будет эффективным, при условии систематической работы с детьми.
2.Теоритическая часть.
Теоретическая база опыта основана на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева
В течение нескольких лет в своей работе я использую программу О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Работая по этой программе, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.
Проводя первичную диагностику с вновь прибывшими детьми я постоянно выявляю, что все дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:
- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;
- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;
- изменение современного социокультурного пространства;
Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.
Нравственно - эмоциональное развитие ребенка является важнейшим условием нравственной отзывчивости человека, а следовательно его нравственной воспитанности.
А.А.Данилова А.Д.Кошелева
Народная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка началом, порождающим личность.
Князева О. Л. Маханева М.Д.
3. Практическая часть.
Основные направления работы:
1. Создание условий. В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет».
2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне «разговорить» детей. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее: Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?» Так на протяжении младшего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре. Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Уже с младшего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорю словами потешки: «Ай, дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, позолоченная».
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у тетушки Марьи», «Русские потешки» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. Для решения всех поставленных задач детей мною подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры. Также разработан цикл занятий на основе использования фольклора.
Цикл ООД по ознакомлению детей с устным народным творчеством • «Русские потешки
• «Баю, баю, бай! Поскорее засыпай!
• «В гости в терем расписной»
• «Живая связь времен»
• «В гости в сказочное царство»
Подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и использовала их в работе с детьми. В этих незамысловатых стишках много нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Далее я знакомила детей с колыбельными песнями. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам – и про кота-воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Очень интересно было знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Особое место занимали занятия по составлению и разгадыванию загадок о предметах старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Составить загадку – это значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Это развивает сообразительность, логическое мышление. Изучение календарного детского фольклора осуществляли совместно с музыкальным руководителем через участие детей в календарных праздниках. На музыкальных занятиях дети знакомились с русской песней, хороводом, частушкой, игрой на народных музыкальных инструментах. Русская песня, русское поэтическое слово, стали близкими детям, любимыми ими, пробудили интерес к национальному искусству, истории народа, его быту.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан музей. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.
Особенностью музея является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие не только о жизни русского народа. . Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее.
Первые посещения музея начинаются с младшей группы. Перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, даём им первоначальный минимум знаний. Знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты используем для занятий, развлечений. На свои занятия я очень часто для детей «приглашаю» куклу Дуняшу. Дети всегда с радостью её встречают.
Цикл совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметами быта «Русской избы» Беседы с использованием наглядного материала:
• «В гости к хозяюшке»
• «О чем могут рассказать вещи, которые окружали наших бабушек
• «Знакомство с русским самоваром»
Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Воссоздав обстановку русской избы, я знакомила детей с русской печкой, прялкой, зыбкой, предметами русского старинного быта, с русскими мужским и женским национальным костюмами. Особую радость доставляет детям знакомство с русской печкой, особенно, когда «хозяйка» достает из нее испеченные пироги. Здесь же произошло знакомство с самоваром, которое закончилось чаепитием. В «избе» совсем по-другому звучат русские песни, сказки.
3 направление. Взаимодействие с родителями. Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации для родителей: «Русские народные календарные игры», «Роль игры – драматизации в развитии ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в «уголке для родителей» и на официальном сайте нашего ДОУ. За последний год подготовила для родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой русских народных игр. На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома, раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.). Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду. Участвуя в методической работе в ДОУ проводила консультации с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры; анкетирование; принимала участие в организации и проведении русских народных праздников.
Взаимодействие с родителями
- Анкетирование: « Ваше мнение»
- Родительское собрание на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Беседа за круглым столом: « Роль устного народного творчества в развитии детей»
- Мастер-класс: « Мастерим игрушки вместе»
- Консультация: «Развитие речи через приобщение к русскому фольклору»
«Колыбельные песни бесценный дар», «Семейные праздники»
В ходе работы в данном направлении мною были выбраны приоритеты:
1 .Необходимость широкого использования всех видов фольклора (песенки, считалки, заклички, запевки, хороводы и др). В русском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
2.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, творчество должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств.
Если знакомить детей, начиная с младшего дошкольного возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. В дальнейшей своей работе буду активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
3.Заключительная часть.
Практическая значимость результатов
Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, для этого в группах оформлены уголки, воспроизводящие атмосферу русского народного быта. В уголке появилась красивая сказочная печь с предметами народного быта, глиняные и деревянные горшки, чугунки, а также всю необходимую для печи утварь, которую можно потрогать, поиграть и окунуться в быт наших предков. Воссозданная атмосфера бытового уклада русского народа, способствует пробуждению в душе ребенка любознательности, позволяет ощутить себя частью русского народа. Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество. Использование фольклорных форм, таких, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, помогают развить не только пассивный, но и активный словарь детей, воспитывают любовь к родному краю и закладываются первые представления о культуре русского народа. В системе работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры неотъемлемой частью являются русские народные игры. Любимые игры у детей: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка серенький сидит». и т. д. В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этим играм. Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Под музыкальное сопровождение дети учатся музыкально — ритмическим движениям, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка». Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Знакомство детей с традициями и обрядами начиналось с кукольного и пальчикового театра, «уголок ряженья», где дети сами выбирают костюм, платочек, бусы, сарафан, корзиночку и, используя изготовленные маски, оказаться в мире сказки. Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Народная музыка во всей красоте показывает звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей начинаем с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети с огромным интересом рассматривают их, берут в руки, пробуя звучание. Решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Работу с родителями старались внести не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляли консультации, организовывали совместные творческие конкурсы, день открытых дверей. Взаимодействие с родителями было направлено на привлечение к участию: − выставки рисунков, поделок, фотовыставки, проводимых в детском саду, − на совместных мероприятиях — своим примером показывали детям отношение к социальной стороне жизни детского сада, делились своими традициями. Для родителей воспитанников мы составляем памятки, буклеты, советы по воспитанию у детей любви к родному краю, уважению старших. Стоит отметить, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту родного города. Вместе с детьми принимали участие в оформлении прогулочного участка. Стали чаще уделять внимание чтению детям книг о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа. Стараются быть своим детям примером для подражания по отношению к пожилым людям. Большая роль в нравственно-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.
Выводы:
- Сформирована предметно-пространственная развивающая среда, которая способствует приобщению детей к народной культуре.
− Дети имеют достаточные для раннего и младшего дошкольного возраста представления о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках;
− Родители являются активными участниками совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Литература:
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение к истокам русской народной культуры» 2017 Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСс
- Адаскина О.Н. Русский фольклор. / О.Н. Адаскина– М.: АСТ, 2001. — 256 с.
- Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учеб. пос. / В.П. Аникин — М.: МГУ, 1969. — 95 с.
- Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М.И. Богомолова — Тольятти, 2008. — 71 с.
- Ефимова Л.В. Русский народный костюм // Государственный Исторический музей. / Л.В. Ефимова — М.: Издательство Советская Россия, 1989. — 314 с.
- Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
- Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А. Иванцова — Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. — 272 с.
- Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. / М.Ю. Картушина– М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 320
- Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: Издательство: Центрополиграф, 2001. – 224
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta_na_temu.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта на тему:
«Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа»
Выполнила: Баранова Н.А-
воспитатель
Г.Городец 2021
Баранова Наталья Александровна
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14»
Образование: средне -специальное
Должность: воспитатель, руководитель изобразительной деятельности в ДОУ.
Стаж: 27 лет
Категория: первая
Содержание (план работы):
1.Введение
2.Теоритическая часть
3.Практическая часть
4.Заключительная часть
5.Библиография
6.Приложение
1.Введение
Жизнь рождает много нового, порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя, историю своей страны — не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие. К. Д. Ушинский
Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике.
Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера.
Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать.
В.А. Сухомлинский
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Актуальность. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В.Абраменко, М.В.Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы, воспитатели, можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.
И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры
Цель: Создание условий для формирования у детей младшего возраста основ представлений о быте, о жизни, русского народа, характере присущим ему, нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
- Формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры;
- дать представления о предметах быта, обихода русского человека;
- уточнять и расширять знания о русском народном творчестве;
- обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
- воспитывать любовь и интерес к истории и культуре России.
Ведущая педагогическая идея
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ДОУ будет эффективным, при условии систематической работы с детьми.
2.Теоритическая часть.
Теоретическая база опыта основана на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева
В течение нескольких лет в своей работе я использую программу О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Работая по этой программе, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.
Проводя первичную диагностику с вновь прибывшими детьми я постоянно выявляю, что все дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:
- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;
- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;
- изменение современного социокультурного пространства;
Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.
Нравственно - эмоциональное развитие ребенка является важнейшим условием нравственной отзывчивости человека, а следовательно его нравственной воспитанности.
А.А.Данилова А.Д.Кошелева
Народная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка началом, порождающим личность.
Князева О. Л. Маханева М.Д.
3. Практическая часть.
Основные направления работы:
1. Создание условий. В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет».
2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне «разговорить» детей. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее: Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?» Так на протяжении младшего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре. Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Уже с младшего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорю словами потешки: «Ай, дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, позолоченная».
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у тетушки Марьи», «Русские потешки» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. Для решения всех поставленных задач детей мною подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры. Также разработан цикл занятий на основе использования фольклора.
Цикл ООД по ознакомлению детей с устным народным творчеством • «Русские потешки
• «Баю, баю, бай! Поскорее засыпай!
• «В гости в терем расписной»
• «Живая связь времен»
• «В гости в сказочное царство»
Подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и использовала их в работе с детьми. В этих незамысловатых стишках много нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Далее я знакомила детей с колыбельными песнями. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам – и про кота-воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Очень интересно было знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Особое место занимали занятия по составлению и разгадыванию загадок о предметах старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Составить загадку – это значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Это развивает сообразительность, логическое мышление. Изучение календарного детского фольклора осуществляли совместно с музыкальным руководителем через участие детей в календарных праздниках. На музыкальных занятиях дети знакомились с русской песней, хороводом, частушкой, игрой на народных музыкальных инструментах. Русская песня, русское поэтическое слово, стали близкими детям, любимыми ими, пробудили интерес к национальному искусству, истории народа, его быту.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан музей. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.
Особенностью музея является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие не только о жизни русского народа. . Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее.
Первые посещения музея начинаются с младшей группы. Перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, даём им первоначальный минимум знаний. Знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты используем для занятий, развлечений. На свои занятия я очень часто для детей «приглашаю» куклу Дуняшу. Дети всегда с радостью её встречают.
Цикл совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметами быта «Русской избы» Беседы с использованием наглядного материала:
• «В гости к хозяюшке»
• «О чем могут рассказать вещи, которые окружали наших бабушек
• «Знакомство с русским самоваром»
Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Воссоздав обстановку русской избы, я знакомила детей с русской печкой, прялкой, зыбкой, предметами русского старинного быта, с русскими мужским и женским национальным костюмами. Особую радость доставляет детям знакомство с русской печкой, особенно, когда «хозяйка» достает из нее испеченные пироги. Здесь же произошло знакомство с самоваром, которое закончилось чаепитием. В «избе» совсем по-другому звучат русские песни, сказки.
3 направление. Взаимодействие с родителями. Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации для родителей: «Русские народные календарные игры», «Роль игры – драматизации в развитии ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в «уголке для родителей» и на официальном сайте нашего ДОУ. За последний год подготовила для родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой русских народных игр. На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома, раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.). Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду. Участвуя в методической работе в ДОУ проводила консультации с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры; анкетирование; принимала участие в организации и проведении русских народных праздников.
Взаимодействие с родителями
- Анкетирование: « Ваше мнение»
- Родительское собрание на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Беседа за круглым столом: « Роль устного народного творчества в развитии детей»
- Мастер-класс: « Мастерим игрушки вместе»
- Консультация: «Развитие речи через приобщение к русскому фольклору»
«Колыбельные песни бесценный дар», «Семейные праздники»
В ходе работы в данном направлении мною были выбраны приоритеты:
1 .Необходимость широкого использования всех видов фольклора (песенки, считалки, заклички, запевки, хороводы и др). В русском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
2.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, творчество должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств.
Если знакомить детей, начиная с младшего дошкольного возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. В дальнейшей своей работе буду активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
3.Заключительная часть.
Практическая значимость результатов
Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, для этого в группах оформлены уголки, воспроизводящие атмосферу русского народного быта. В уголке появилась красивая сказочная печь с предметами народного быта, глиняные и деревянные горшки, чугунки, а также всю необходимую для печи утварь, которую можно потрогать, поиграть и окунуться в быт наших предков. Воссозданная атмосфера бытового уклада русского народа, способствует пробуждению в душе ребенка любознательности, позволяет ощутить себя частью русского народа. Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество. Использование фольклорных форм, таких, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, помогают развить не только пассивный, но и активный словарь детей, воспитывают любовь к родному краю и закладываются первые представления о культуре русского народа. В системе работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры неотъемлемой частью являются русские народные игры. Любимые игры у детей: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка серенький сидит». и т. д. В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этим играм. Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Под музыкальное сопровождение дети учатся музыкально — ритмическим движениям, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка». Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Знакомство детей с традициями и обрядами начиналось с кукольного и пальчикового театра, «уголок ряженья», где дети сами выбирают костюм, платочек, бусы, сарафан, корзиночку и, используя изготовленные маски, оказаться в мире сказки. Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Народная музыка во всей красоте показывает звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей начинаем с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети с огромным интересом рассматривают их, берут в руки, пробуя звучание. Решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Работу с родителями старались внести не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляли консультации, организовывали совместные творческие конкурсы, день открытых дверей. Взаимодействие с родителями было направлено на привлечение к участию: − выставки рисунков, поделок, фотовыставки, проводимых в детском саду, − на совместных мероприятиях — своим примером показывали детям отношение к социальной стороне жизни детского сада, делились своими традициями. Для родителей воспитанников мы составляем памятки, буклеты, советы по воспитанию у детей любви к родному краю, уважению старших. Стоит отметить, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту родного города. Вместе с детьми принимали участие в оформлении прогулочного участка. Стали чаще уделять внимание чтению детям книг о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа. Стараются быть своим детям примером для подражания по отношению к пожилым людям. Большая роль в нравственно-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.
Выводы:
- Сформирована предметно-пространственная развивающая среда, которая способствует приобщению детей к народной культуре.
− Дети имеют достаточные для раннего и младшего дошкольного возраста представления о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках;
− Родители являются активными участниками совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Литература:
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение к истокам русской народной культуры» 2017 Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСс
- Адаскина О.Н. Русский фольклор. / О.Н. Адаскина– М.: АСТ, 2001. — 256 с.
- Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учеб. пос. / В.П. Аникин — М.: МГУ, 1969. — 95 с.
- Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М.И. Богомолова — Тольятти, 2008. — 71 с.
- Ефимова Л.В. Русский народный костюм // Государственный Исторический музей. / Л.В. Ефимова — М.: Издательство Советская Россия, 1989. — 314 с.
- Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
- Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А. Иванцова — Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. — 272 с.
- Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. / М.Ю. Картушина– М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 320
- Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: Издательство: Центрополиграф, 2001. – 224
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа» ...
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...
Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.
Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...
Обобщение педагогического опыта «Гендерное развитие детей младшего возраста»
Обобщение педагогического опыта «Гендерное развитие детей младшего возраста»...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа...