Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»
материал по развитию речи

Гнездилова Ольга Александровна

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_o.a._.docx68.73 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «СОШ № 3»

Тема: «Развитие речи дошкольников посредством

приобщения к русской народной культуре».

Выполнил:

Воспитатель

Гнездилова

Ольга Александровна

Бийск, 2018

Содержание

Психолого-педагогические условия организации опыта

Теоретическое обоснование

Новизна

Ведущая идея опыта

Технология опыта

Результативность

Оценка результатов

Адресность

Трудоёмкость

Список использованной литературы

Приложение

«Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь».

Радищев А. Н.

«Чтобы научиться говорить, надо говорить»

Львов М.Р.

Психолого - педагогические условия организации опыта..

Опыт сформировался и дополнялся в условиях педагогической деятельности в МБДОУ «Детский сад  № 10» города Бийска, в котором 11 групп детей, из которых 10 групп детей дошкольного возраста. В ДОУ создана хорошая методическая база в области развития речевого развития дошкольников. Хорошая психологическая атмосфера даёт возможность каждому ребёнку чувствовать себя нужным, значимым. В группе обеспечивается изменчивость и разнообразие предметной среды, что способствует развитию речи дошкольников. В опыте были задействованы дети 3-5 лет.

Актуальность.

В последние годы проблема повышения речевой активности у детей стала одной из наиболее актуальных в педагогике. Это обусловлено, не только ее значимостью для развития речи, но и рядом других причин: резким ухудшением здоровья молодого поколения, тянущим за собой снижение речевой активности из-за легкой ранимости данной функции (как наиболее сложно организованной в своей психофизиологической основе); существенным падением общего уровня культуры в обществе; значительным уменьшением объема общения взрослых с детьми из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания; недостаточным вниманием воспитателей к ее формированию, что обусловлено низким уровнем осознания значимости и глубины проблемы речевой активности; ростом малышей, чье раннее развитие происходит в ситуации социальной депривации. Низкий ее уровень в ранний период развития особенно опасен, поскольку ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение.

Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

1. Совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;

2.Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в их умственном развитии.

Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).

В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых

Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребёнка, овладевающего родным языком. Это тесно связано с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребёнка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, формирование связной речи (диалог – монолог).

Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания.

В психолингвистике выделены основные факторы развития речевой активности у индивида. Подчеркивается, что одним из наиболее значимых является речевая активность. Ведь «…чтобы научиться плавать, надо плавать, а чтобы научиться говорить, надо говорить. Нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи».

Теоретическое обоснование

Речь детей в современном мире очень мало развита, дети стали меньше общаться друг с другом, общаются по средствам смс, много сидят за компьютером, не общаются в живую. Поэтому я выбрала данную тему. Я считаю, что развитие речевой активности по средствам устного народного творчества является актуальной проблемой в нашем современном мире. Дети сейчас очень мало знают потешек, считалочек, сказок, которые им могли бы помочь в развитии речи.

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.

А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

 Новизна опыта.

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня развития речи ребенка и так же психических процессов, наличия у ребенка грамотной, развитой, красивой речи поможет ему в процессе овладения новыми знаниями в школе.

Поэтому новизна опыта состоит в создании системы использования средств устного народного творчества (заучивание потешек, инсценировка сказок и т.д), нацеленных на развитие речевой активности детей, что поможет в воспитании и обучении на современном уровне

Ведущая идея опыта.

Развитие речевой активности детей зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных идей педагогического опыта это использование устного народного творчества как средство формирования речевой активности детей. Создание необходимых условий для развития речи, общения детей друг с другом.

В результате чего воспитанники вырастут грамотными, общительными, смогут решать возникающие проблемы с помощью диалога, взаимодействовать друг с другом, находить общий язык.

 Технология опыта.

 Целью моей работы является систематизация методов и приемов для развития речевой активности детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2. Разработать систему НОД с использованием малых жанров устного творчества;

3. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.;

4. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь;

5. Провести анализ эффективности проделанной работы.

 Речевая активность

Под речевой активностью следует понимать «устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении языком».

 Малые фольклорные жанры

Для дошкольников 3-4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.

Потешки– песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики.

Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сфер. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

Чистоговорки— малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. «Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Чистоговорки используется и как средство для исправления речевых дефектов.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Поговорки – образные выражения, меткое слово. Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла. Например, поговорки: «молодо-зелено», «не плюй в колодец», «свалить с больной головы на здоровую». Это часть пословиц: «Молодо-зелено, а погулять велено»; «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться». Поговорка близка к пословице: стоит добавить одно слово, и поговорка станет пословицей.

Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о

хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. При том силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, а зиму сетуют, жалуются.

Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Дразнилки (по «Толковому словарю русского языка» В. И. Даля — это слово Тамбовской губернии) — это выражения, которыми умышленно сердили кого-либо. » Бабка-ежка, костяная ножка!..» Дразнилки сложены почти на все русские имена: » Федя — бредя, съел медведя…» и т.д. Но чаще дразнилки высмеивают: жадных ребят, хвастунов, воображал, трусов. Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая.

Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Литературные дразнилки объективны, их автор обращается к этому жанру не для посрамления конкретного ребенка, а для изображения недостатков, свойственных в той или иной степени всем детям.

Загадки -одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерны. Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира, некоторые признаки предметов или явлений.

Небылицы – перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает.

Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков. Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке: проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами; проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя; проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты); проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя; проговорить громко, как можно четче и быстрее. Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями: - с вопросительной; - весело; - грустно; - «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»). Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «У САШИ шея и уши в саже. У Саши ШЕЯ и уши в саже. У Саши шея и УШИ в саже. У Саши шея и уши в САЖЕ».

Частушки - это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Частушки сочиняются на злободневные темы, бывают политического, а также любовного содержания. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины девятнадцатого века, особенно стали популярны в первой половине двадцатого века.

Былины - русские народные песни-сказания о богатырях. Они относятся к эпической поэзии, в которой выразились некоторые исторические реалии и мечты народа о сильном и добром защитнике. В былинах читатель находит также бытовые подробности того времени. Возникли былины в IX—XIII веках. С самого своего появления они именовались старинами. Такое название подтверждало тот факт, что сюжеты былин были не придуманные кем-то истории. В старинах отражались события далекого прошлого, которые в такой песенной форме передавались из поколения в поколение. Героями былин были богатыри, которые могли справиться с любым врагом. Поэтому былинные богатыри получают возможность защищать честь, достоинство и человеческие права народа, они беспощадны к врагам и ко всем, кто покушается на свободу человека.

Сказка – это произведение, зачастую связанное с народным фольклором или другими формами вымысла излагаемых в устной форме с целью развлечения, в иных случаях сказкой называют произведение, основанное на личной фантазии или идее автора. Первый из описанных типов сказки является культурным прародителем второго.

 

Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато

обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Основная функция речи - функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих. В связи с развитием игровой деятельности переходим от предметно - манипулятивных сюжетно-образных игр к совместной сюжетно-ролевой игре, возникают новые потребности общения. Благодаря этому появляются новые типы высказываний: компенсирующие собственные игровые действия, корректирующие поведение партнёра, планирующие ближайшие действия и распределение ролей. Дети используют такие средства коммуникации как улыбка, смех, выразительные движения,

позы, контакт глаз. Речевые действия при этом, как правило, не скоординированы. Дети говорят вслух в присутствии друг друга и часто не обращают внимания на высказывания соседа. Развитие диалога со сверстником выражается в согласовании практических действий, в адекватном ответе действием на речь партнёра и затем в согласовании высказываний.

Основные достижения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передний план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с партнёром приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий.

Речь используется для становления контактов с окружающими, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли, чувства партнёра, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и людей, средством познавательной деятельности.

Постепенно в недрах диалогического общения у детей зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Она возникает вследствие желания ребёнка поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями об окружающем.

 Планирование работы по развитию речевой активности по средствам устного народного творчества.

Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей еще во второй младшей группе и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевой активности, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Я изучила

методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе.

Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное время, после того, как материал был систематизирован, в средней группе я начала использовать его в непосредственной деятельности и во время наблюдений, в игровой деятельности.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, чистоговорок, считалочек, коротких сказок. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать дразнилки, пословицы и поговорки. Затем уже вводила другие жанры фольклора – это небылицы, частушки, былины.

Изучив и проанализировав опыт работы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором»,я определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки.

6. Провести мониторинг в образовательной области «Коммуникация»

Реализацию поставленных задач я начала:

- с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству;

- с составления перспективного плана работы для детей дошкольного возраста:

- с консультаций и бесед для родителей.

Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела диагностику обследование в начале учебного года, которое позволило выявить:

1. Уровень развития речи детей.

2. Знание детьми малых фольклорных форм.

3. Понимание детьми жанра устного народного творчества.

4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Я использовала материалы устного народного творчества в специально организованной деятельности (непосредственно в НОД, при организационных моментах, в играх, на прогулках, при наблюдении).

 Результативность.        

Полученные результаты показали, что только  40% детей имеют высокий  уровень развития речи. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора.   16 % детей показали низкий уровень.

Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Систематическая организация работы способствует:

- пониманию речи ребенком

- свободному использованию простых предложений в разговоре

- активизации ребенка в речевом общении с воспитателем и детьми

- инициативности в речевых контактах.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей дошкольного возраста.

Оценка результатов.        

Направление работы

Начало года

Конец года

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Развитие и обогащение активного словаря

40%

44%

16%

90%

10%

---

        

 Адресность  

Опыт используется в работе воспитателей МБДОУ «Детский сад № 10» и может быть использован родителями дошкольников, небезразличных в развитии своих детей.

 Трудоёмкость.

Трудоёмкость опыта заключается в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности дошкольника в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации учебно–воспитательного процесса с учетом индивидуальных творческих возможностей детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.

3. Аникина «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып.1, 1991г.»

4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1996.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.

7. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

8. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.

9. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание.-1990.-№7

10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.

11. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошкольное воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

12. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание.-1983.-№7

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

« Развитие речи детей дошкольного возраста»

1.Фамилия, имя ребенка………………………………………………………….

2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

(родители, детский сад.)…………………………………………………………..

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?....................................................................................................................

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?.....................................................................................

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка?............................................

……………………………………………………………………………………….

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно,

удовлетворительно, хорошая)………………………………………………….

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок?............…………………….

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

……………………………………………………………………………………..

9.В речи допускает грамматические ошибки?………………………………...

10. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?.......................................

11. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития

речи есть у вас дома?........................................................................................

13. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на

родительском собрании?................................................................................

14.Ваши замечания, предложения, пожелания……………………………….

…………………………………………………………………………………….

Спасибо!

Анкета для родителей

«Русский народный фольклор с дошкольниками»

1.Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?.......................................

……………………………………………………………………………………….

2.Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?.................................

……………………………………………………………………………………….

3.Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего

ребенка?....................................................................................................................

4.Надо ли знать народные сказки и былины?........................................................

5.Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?...................................................

………………………………………………………………………………………

6.Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

……………………………………………………………………………………….

7.Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?

………………………………………………………………………………………

8.Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?

………………………………………………………………………………………

9.Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?........................

………………………………………………………………………………………

10.Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?.............................................................................................

………………………………………………………………………………………

Спасибо!

Консультация для родителей

«Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».

Мы живём в прекрасной, многонациональной стране с богатым культурным наследием, но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру России. Живя в России и всем сердцем любя её, мы должны в совершенстве владеть русским языком, знать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте и т.д. Знакомство с устным народным творчеством обогащает речь детей, делает их речь богатой и яркой. Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре чаще всего отрывочны, поверхностны. Речь у большинства наших детей невыразительная, бледная.

Наши дети плохо знают пословицы, загадки. На занятиях, мы конечно же знакомим детей с русским народным творчеством, с произведениями народных промыслов. Мы пытаемся научить детей красиво говорить, грамотно и свободно выражать свои мысли. Но, к сожалению, работы в саду по развитию речи, по знакомству с русской культурой недостаточно.

Поэтому будет очень хорошо, если вы со своей стороны поможете в решении этих задач. Как это сделать? Все вы читаете своим детям сказки, не правда ли? Будет очень хорошо, если прочитав сказку, вы поговорите о её содержании. О чём эта сказка? Чему учит эта сказка? Попросите рассказать о

героях сказки, об их характере, жизни, дать оценку их поступкам. Предложите ребёнку самому подумать, задав ему вопрос, а что было бы если…? Очень часто наши сказки заканчиваются хорошо для одних героев и плохо для других. Например, «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Маша и медведи», «Лиса и журавль», «Колобок». Да, зло наказано, добро победило, но разве не должны дети пожалеть обиженного, пусть и не очень доброго героя. Предложите детям самим придумать конец для сказки. Где колобка не съедают, Лиса и Журавль остаются друзьями и.т.д… это не только развивает фантазию ваших детей, их речь, но и будет хорошей тренировкой для их сообразительности.

В свободное время (идя в сад, в транспорте) попробуйте поиграть с ребёнком в рифмы утка – минутка – шутка и т.д. Не беда, если ребёнок придумает слово, которого не существует, это игра доставит ему огромное удовольствие, разовьёт речь, чувство ритма. В дальнейшем игру можно усложнить фразами: Маша – машет, Паша – пляшет. Хорошо, если ребёнок продолжит вашу фразу рифмой: Маша машет платком, Боря гладит …(утюгом).

Прекрасно развивает речь и активирует речевой запас такие игры, как: «Подбери антоним» (высокий – низкий, молодой – старый и т.д.), «Подбери синоним» (друг – товарищ, приятель, жилище – дом), «Назови ласково» (книжка – книжечка, машина – машинка), «Закончи фразу» (снег падает… на дома, зимой, кружится и др.). Эти игры не требуют много времени или специальной подготовки материала, они помогут вашему ребёнку в развитии его речевых способностей.

Консультация для родителей.

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Утром можно проговорить:

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Иванушке!

Доброе утро! Доброе утро!

Утро с шутками, прибаутками!

Во время умывания:

От водички, от водицы всё улыбками искрится!

От водички, от водицы веселей цветы и птицы!

Таня умывается, Солнцу улыбается!

Во время приёма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Знакомство с явлениями природы:

Уж ты зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Все дороги, все пути,

Ни проехать, не пройти.

Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.

Утереть нос (сделать что-то лучше всех).

Сидеть сложа руки (лениться).

Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.

Памятка для родителей

«Как составить загадку».

В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление.

Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное или явление от других. Помогут специальные вопросы. Какой он? На что похож? Когда это происходит? Каковы отличительные признаки этого животного? Для чего это нужно или где используется? и т.д.

Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка.

Особой популярностью у детей пользуются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого возраста.

На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.

После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Пример: За чем во рту язык? (За зубами.)

За чем вода в бутылке? (За стеклом.)

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Памятка для родителей по развитию речи детей.

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Развитие речи детей посредством сказкотерапии"

В данной работе я делюсь с педагогами опытом работы по методике сказкотерапии. Рассказала, что такое сказкотерапия,в чем заключается актуальность данной темы, о задачах скаазкотерапии. Познакомила кол...

Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре

laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...

Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству  на образовательной деятельности по речевому развитию....

Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству  на образовательной деятельности по речевому развитию....

ЗАНЯТИЕ «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»....

презентация Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщение к русской народной культуре

Актуальность: В  настоящее            время можно с радостью отметить           рост ...