Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.
Тема: «Хлеб».
Цель: Способствовать формированию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы: «Хлеб».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.
Тема: «Хлеб».
Цель: Способствовать формированию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы: «Хлеб».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление и систематизация представлений о хлебе и хлебобулочных изделиях.
- Уточнение и активизация словаря по теме « Хлеб».
- Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, подбор прилагательных, подбор однокоренных слов).
- Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слова.
- Совершенствование навыков составления и анализа предложения.
- Совершенствование навыков деления слов на слоги.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи.
- Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.
- Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением.
- Развитие обонятельных ощущений.
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков самостоятельности, инициативности.
- Воспитание коммуникативных умений и навыков.
- Воспитание у детей бережного отношения к хлебу, уважения к людям, которые его выращивают.
Предварительная работа: Отгадывание загадок о хлебе. Чтение рассказов М.Пришвина «Лисичкин хлеб», А.Митяева «Мешок овсянки», М.Глинской «Хлеб». Беседа с детьми на тему: «Откуда пришел хлеб». Рассматривание иллюстраций с изображением современных комбайнов, уточнение названий профессий людей участвующих в процессе получения хлеба. Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь». Разучивание стихов и пословиц, пальчиковой гимнастики и физкультурной минутки о хлебе. Объяснение пословицы: «Хлеб – всему голова».
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: К нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем, улыбнемся гостям и друг другу.
1. «Узнай по запаху».
Логопед вносит поднос со свежим хлебом, накрытым чистым полотенцам.
Логопед: Я предлагаю вам угадать по запаху, что там лежит.
-Хлеб.
Логопед: О чем мы сегодня мы с вами поговорим на занятии?
-Мы поговорим о хлебе и хлебобулочных изделиях.
Логопед: Назовите хлебобулочные изделия.
-Калачи, баранки, пироги, батон, сухари, булочки, ватрушки.
2. «Какой бывает хлеб?»
Логопед: Ребята, а какой бывает хлеб?
Давайте подберём слова-признаки к слову «Хлеб».
-Вкусный, душистый, ароматный, свежий, пышный, пшеничный, черный, белый, ржаной, мягкий.
3. «Доскажи словечко».
Логопед: Давайте с вами поиграем в игру: «Доскажи словечко». Закончите предложения словом «хлеб».
Я знаю пословицу о … (хлебе).
Мама купила пшеничный … (хлеб).
Дети едят суп с … (хлебом).
Ваня пошел в магазин за … (хлебом).
У меня дома нет … (хлеба).
4. Работа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел».
Логопед: Рассмотрите картинки и определите, что на них нарисовано.
-На картинках нарисовано, как выращивают хлеб.
Логопед: Сегодня мы вспомним, как выращивают хлеб. Подумайте и расставьте картинки по порядку.
-Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы. Вы все правильно поставили. Сейчас вы придумаете по каждой картинке предложения.
-Весной в поле выходят трактора с плугом. Тракторист пашет поле. Тракторист с помощью сеялки сеет зерно в землю. В конце лета пшеница созревает. Комбайн убирает в поле урожай. Комбайном управляет комбайнер. Зерно на машинах везут на элеватор. С элеватора зерно везут на мельницу или на хлебокомбинат. На мельнице из зерна делают муку. Муку везут в пекарню. Пекарь печет хлеб и хлебобулочные изделия. Хлеб из пекари везут в хлебный магазин. Продавец продает хлеб и булочки людям.
Логопед: Ребята, вы молодцы, получился рассказ, о том, как выращивают хлеб.
5. «Составь схему предложения».
Логопед: Вспомните предложение по первой картинке.
- Тракторист пашет поле.
Логопед: Выложите схему предложения у себя на столе. Сколько слов в этом предложении?
-В предложении 3 слова.
Логопед: Какое слово первое, (второе, третье… )?
- Первое слово в предложении тракторист.
- Второе слово в предложении пашет.
- Третье слово в предложении поле.
Логопед: Вспомните еще предложение.
-Комбайн убирает в поле урожай.
Логопед: Выложите схему предложения у себя на столе. Сколько слов в этом предложении?
-В предложении 5 слов.
Логопед: Какое слово первое, (второе, третье… )?
- Первое слово в предложении комбайн.
- Второе слово в предложении убирает.
- Третье слово в предложении в.
- Четвертое слово в предложении поле.
- Пятое слово в предложении урожай.
6. «Физкультурная минутка».
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку. Потянулись.
С ветерком оно играет, Руки вверх.
Ветерок его качает, Прогнулись.
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели.
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. Ходьба до пяти.
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться.
7. «Хлебный магазин».
Логопед: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный.
Как вы думаете, где можно купить хлеб и хлебобулочные изделия?
Дети: в хлебном магазине.
Логопед: Я вас приглашаю в хлебный магазин. Посмотрите, сколько картинок хлебобулочных изделий лежит на столе. Каждый из вас сейчас возьмет по одной картинке и назовет, что он взял.
-Я взял калач. У меня хлеб.
Мы будем раскладывать картинки с изображением хлебобулочных изделий по полочкам. Вам нужно подумать и определить, сколько слогов в названии хлебобулочного изделия и поставить его на полочку с цифрой 1,2 или 3. Если в слове один слог, то картинку нужно положить на первую полку.
Если в слове два слога, то на вторую полку. Если в слове три слога, на третью полку.
Хлеб - … (один слог).
Ба-тон - … (два слога).
Бу-хан-ка - … (три слога).
Бул-ка - … (два слога).
Ба-ран-ка - … (три слога).
Ка-ра-вай - … (три слога).
Суш-ка… (два слога).
Пи-рог-…. (два слога).
Ла-ваш - … (два слога).
Дети раскладывают картинки по количеству слогов на полочки.
Логопед: Вы молодцы, отлично справились с заданием. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.
8. « Динамическая пауза».
Муку в тесто замесили, месим тесто
А из теста мы слепили: прихлопывающие движения ладошками
Пирожки и плюшки загибаем пальчики по одному
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи
Все мы испекли в печи. показываем две ладошки.
9. «Звуковой анализ слова».
Логопед: Из чего пекут хлеб?
- Хлеб пекут из муки.
Логопед: Выложим звуковую схему слова «МУКА». Сколько в этом слове звуков?
-Четыре.
Логопед: Назовите звуки по порядку.
-[М], [У], [К],[А].
Логопед: Выкладываем схему слова «МУКА». Какой первый звук в слове?
-Первый звук [М] – Он согласный, твердый, звонкий. Мы обозначаем, его синим квадратом.
Логопед: Какой второй звук в слове?
-Второй звук [У]. Мы обозначаем их красным квадратом.
Логопед: Какой третий звук в слове?
-Третий звук [К]. Он согласный, твердый, глухой. Мы обозначаем, его синим квадратом.
Логопед: Назовите четвертый звук в слове.
-Четвертый звук [А]. Мы обозначаем его красным квадратом.
Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?
-В слове два гласных звука. Это звуки [У], [А]. Мы обозначаем их красным квадратом.
Логопед: Сколько в слове согласных звуков?
-В слове два звука. Это звуки [М],[К].
Логопед: Покажите звук [М] на схеме.
-Показ звуков детьми.
Логопед: Покажите звук [К] на схеме.
-Показ звуков детьми.
10. «Упражнение в образовании родственных слов» (с мячом).
Логопед: Мы сегодня говорим о хлебе.
Подберите родственные слова к слову хлеб.
Назовите хлеб ласково. — Хлебушек.
Крошки хлеба – это, какие крошки? — Хлебные крошки.
Квас из хлеба – это — Хлебный квас.
Посуда для хлеба. — Хлебница.
Человек, который выращивает хлеб. — Хлебороб.
Человек, который печет хлеб. — Хлебопек.
Прибор для резания хлеба. — Хлеборезка.
Завод, где выпекают хлеб. — Хлебозавод.
Логопед: Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть-хлеб.
11. Итог.
- О чем мы говорили на занятия?
- Чем занимались сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-817513-1474374580.jpg)
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших в беду....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-263960-1607443173.jpg)
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение и расширение представления дет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/27/picture-1153961-1564231169.jpg)
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема «Незнайка хочет в школу» (с использованием ИКТ).
Обучение звуковому анализу, чтению детей подготовительной группы с ОНР (общим недоразвитием речи)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-1353226-1634026925.jpg)
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1431706-1670794024.jpg)
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"
Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-1307867-1662293465.jpg)
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе
Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в составлении предложений; активизировать словарь по данной ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/24/picture-255692-1677260031.jpg)
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»
Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...
- Мне нравится (1)