Как происходит усвоение звуков у дошкольников
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему
Статья содержит информацию о последовательности и порядке появления звуков в речи ребёнка..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_proishodit_usvoenie_zvukov.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
КАК ПРОИСХОДИТ УСВОЕНИЕ ЗВУКОВ
До определённого времени неправильное произношение звуков является возрастной особенностью детской речи и называется физиологическим косноязычием.
Ошибки в произношении звуков в период их усвоения вызываются не дефектом речи, а несовершенством детского произношения. Это несовершенство по мере развития головного мозга, укрепления мышц артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба), речевого дыхания обычно к 5 годам самостоятельно исчезает.
Несовершенство звукопроизношения следует отличать от дефектного произношения звуков, т.е. от неправильного формирования звуков, что наблюдается на определённом этапе речевого развития.
Усвоение звуков родного языка происходит в течение длительного времени (от 3 до 5 лет), причём не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают произносить все звуки (к 3-4 г.), другие - усваивают несколько позже (к 5-6 г.) Для правильного и своевременного усвоения звуков большое значение имеет слух ребёнка, благодаря которому он стремится подогнать своё произношение к произношению взрослого. Слыша окружающую речь, малыш подражает ей. Он старается воспроизводить слова и звуки так, как говорят вокруг него взрослые. Но на первоначальном этапе развития речи, ребёнок не всегда в состоянии это сделать и поэтому многие звуки пока опускаются или заменяются другими, более лёгкими для произношения.
Сначала у ребёнка появляются гласные звуки: А, У, О, И. Из согласных: П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г. Немного позже звуки: Э, Ы, Х.
До 3 лет несовершенство произношения согласных звуков может выражаться в их смягчении, то есть в замене твёрдых согласных звуков мягкими. Твёрдые свистящие звуки С, З заменяются соответствующими мягкими. Ими же заменяются и недостающие шипящие звуки Ш, Ж, Щ.
Звуки Ч, Ц также не произносятся и заменяются другими звуками. Звук Ц произносится как ТЬ, СЬ или С. Звук Ч заменяется звуком ТЬ.
К 3 годам звуки Л, Р, РЬ заменяются звуками Й, ЛЬ.
С возрастом произношение ребёнка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает. Произношение С, З, становится отчётливым и правильным.
К 4-5 годам у ребёнка появляются шипящие звуки, звуки Ц, Ч, Щ, затем Л, Р, РЬ.
В 6 лет некоторые дети еще нередко смешивают шипящие со свистящими, Л - Р.
Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют имевшийся звук. Так появление Р может привести к тому, что ребёнок может употреблять его и в тех словах, где надо произносить «Л». Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим.
Для своевременного и правильного усвоения звуков в процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать несовершенства произношения всех звуков путём постоянного общения с ребёнком, в процессе игр.
В общении с ребёнком необходимо постоянно следить за своей речью: говорить неторопливо, отчётливо и внятно, ни в коем случае не подделываться под детскую речь, не говорить, искажая звуки. При ошибке следует поправлять ребёнка, но делать это надо без упрёка и насмешек, путём медленного произнесения слов. Выделяя голосом, неправильно названный звук.
Если и при повторении правильного произношения у ребёнка не получается, то не следует заострять на этом внимание, а попытаться вызвать тот же самый звук через некоторое время, в игровой ситуации.
Нельзя ускорять темп речевого развития ребёнка, например, требовать от 2-3 летнего ребёнка правильного произношения шипящих звуков, звука «Л» или «Р», которые обычно формируются в более позднем возрасте.
Чрезмерное ускорение речевого развития может привести к полному отказу ребёнка говорить или искажённому произношению звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усвоение последовательности месяцев года с опорой на картинки.
Большинство детей трудно усваивает временные понятия. А при собеседовании в школе часто задают вопросы о месяцах года, днях недели и т.п. Поэтому, для того чтобы дети запомнили не актуальную для их во...
Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у старших дошкольников совокупности основных «универсальных учебных действий», обеспечивающих их готов...
Моделирование педагогического процесса и организация речевых центров, основные факторы усвоения многообразия функций речи.
презентация с теоритическим материалом по теме и фотографиями...
Индивидуальный маршрут "Усвоение сенсорных эталонов"
Маршрут подходит для детей 3-4 лет, либо для детей с особенностями позновательной сферы 4-5 лет....
Этапы усвоения звуков
В каком возрасте и произношение каких звуков усваивает ребенок в норме. Какую логопедическую работу необходимо проводить и в каком возрасте....
Игры с логическими блоками Дьенеша, как одна из форм усвоения сенсорных эталонов
Опыт работы с детьми с использованием логических блоков Дьенеша.Основная цель использования дидактического материала. Знакомство с приёмами эфективной работы.Игровые упражнения используемые в работе....
Усвоение грамматических форм языка на занятиях по математике
Главная моя задача – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, адекватно оценивать ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самост...