«Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ. Познаем окружающий мир»
статья по окружающему миру на тему

Шульга Анастасия Вадимовна

Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_-_issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ. Познаем окружающий мир»

МДОУ – детский сад № 29 «Пчёлка»

     Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на  интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром  состоит в том, что бы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей деятельности. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть , слушать и слышать , ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с  развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. "Живое" действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную, познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты  опытов, выстраивая причинно - следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций учебного процесса:

* Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;

* В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;

* Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

*Учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;

*Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.

     При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не только от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога.

Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...

Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).

Презентация программы, написанной  в рамках регионального проекта "Внедрение   модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Познай себя» с использованием ИКТ средняя группа

Конспект занятия "Познай себя" поможет детям узнать о строении человеческого тела и назначении отдельных частей  тела....

Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Мы познаем мир"

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Муравьиная ферма"

Методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных учреждений.Актуальность.  Дети часто просят своих родителей завести кошку, собаку или кролика, чтобы наблюдать, ухаживать за ними...