Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Мы познаем мир"
проект (старшая группа)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_6_proekt.pptx577.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по п ознавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы «Мы познаем мир» Пачкория О.Н. Нижневартовск, 2020

Слайд 2

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская народная мудрость

Слайд 3

Актуальность Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование к ак специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Слайд 4

Проект позволит: Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе. Участники проекта: Дети, воспитатели, родители старшей группы. Цель проекта: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Слайд 5

Задачи проекта: Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода - переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость; Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

Слайд 6

Сроки реализации: с ноября по май учебного года. Материалы и оборудование: Центр по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека элементарных опытов, смарт доска, ноутбук, презентации Power Point .

Слайд 7

Этапы реализации проекта: Подбор методической литературы, интернет-ресурсов . Разработка перспективного плана работы с детьми. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию. Анкетирование родителей. Разработка перспективного плана работы с родителями. Оформление консультативного материала для родителей.

Слайд 8

Перспективный план работы с детьми.

Слайд 9

Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие № 1 «Наша Земля» Глобус» Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России. «Что есть на нашей Земле» Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой. Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах. Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы. Оформление альбомов о водных ресурсах. Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус» Мониторинг 3 неделя Занятие № 2 «Свойства некоторых вещей» Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас. Учить пользоваться журналом научных наблюдений. «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?» В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина). Ноябрь

Слайд 10

Декабрь Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие № 3 «Зачем нужна вода» Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде. Объяснять, что жизнь зародилась в воде. Беседы с показом опытов «Солёная вода» Беседы об охране воды. Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть) Изготовление цветного льда. Экскурсия на реку Тавла 3 неделя Занятие № 4 «Свойства воды» Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды \\\ (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация. «Где применяется вода» На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?» Просмотр видео «Свойства воды»

Слайд 11

Янва рь Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 2 неделя Занятие № 5 «Круговорот воды в природе» Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность. В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе. 4 неделя Занятие № 6 «Свойства снега и льда» Цель: Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега. Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика» Цель: Учить сравнивать снег и лёд. Рисуем снежные постройки

Слайд 12

Февраль Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие № 7 «Волшебное электричество? Живые волосы» Цель: Познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым!) Познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС. Опыты с использованием трения. Использовать проектор для наглядности (показ презентации). «О звёздах» Беседа с показом презентации. Беседовать о применении электричества в современном мире. Оформить альбом «Главные ГЭС в России» Выставка бытовых электроприборов. 2 неделя Занятие № 8 «Огонь наш друг и враг» Цель: Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др ). Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним. Воспитывать безопасность при проведении опытов. Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём. Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах. Показ презентации «Как добывали огонь наши предки» Оформить альбом «Его величество огонь», «Кто такой Прометей»

Слайд 13

Март Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие № 9 «Посадка лука» Цель: Расширять экологические знания детей. Знакомить со способами посадки лука (почва и опилки). Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал. Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями. Учить соблюдать безопасность. Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста. Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы) Наблюдаем за ростом лука. Посадить лук в тени и на солнце. Экскурсия по территории детского сада. Показывать первоцветы (мать и-мачеха, подснежник, первая трава) 3 неделя Занятие № 10 «Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?» Цель: Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое). Показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала. Показ презентации о солнечной системе. Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей» «Что такое загар» Продолжаем наблюдать за луком в тени и на солнце

Слайд 14

Апрель Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие № 11 «Свет и тень» Цель: Расширять Знания детей об окружающем мире. Формировать представления о свойствах света и тени. Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. 3 неделя Занятие № 12 «Где прячется воздух. Свойства воздуха» Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер). На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный) Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободное время («Поиграем носиком») Просмотр презентации «Свойства воздуха"

Слайд 15

Май Неделя Занятия Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия 1 неделя Занятие №13 «Свойства песка» Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве. Беседа «Горы» Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении. Закреплять знания о пройденном материале. Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится). Оформить выставку изделий из стекла Постройки из песка на участке 3 неделя Занятие № 14 «Магнит. Как достать скрепку?» Цель: Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля. Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы 4 неделя Итоговое занятие. Викторина Мониторинг

Слайд 16

Мониторинг Анализ результатов проекта. Работа с родителями Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой». Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. - Перспективный план работы с родителями. - Беседы. - Консультации для родительского уголка. - Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. - Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д. - Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности

Слайд 17

Список литературы: 1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/02/21/poznavatelno-issledovatelskiy-proekt-dlya-detey-starshey 2 . «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина , Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. 3. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. Детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004. 4. Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. 5. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка -Пресс, 1997. 6. Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2. 7. Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2. 8. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1. 9. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности для формирования ключевых компетентностей у дошкольеников

Педагогические коллективы, работвющие в инновационном режиме, всегада находятся в творческом поиске. Так и педагоги нашего ДОУ переходят на новые формы работы, одной из которых является использование ...

Рекомендации педагогам по организации работы в рамках проектов по познавательно-исследовательской деятельности.

Слово "проект" прочно вошел в нашу жизнь и метод проектов удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений. Проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и исх...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности "Песок-Вода"

Проект.Тема: «Маленькие исследователи» (песок-вода).Вид проекта: «Познавательно-исследовательский проект».Тип проекта: Краткосрочный.Срок проведения: Две недели.(31.01.-13.02.2014г).Участники пр...

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Фиалки»

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять и, конечно же, знать! Знать строение цветка, его внешний вид, особенности и пользу, которую приносят цветы....

Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Способствовать  развитию познавательной активности, любознательности  потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....