В царстве Берендея
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим о весне для детей логопедической подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berendey.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
В царстве Берендея
(итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе)
Цель:
Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям.
Продолжать учить выделять признаки времени года – весны.
Учить различать голоса птиц в природе.
Эмоционально настроить детей к встрече весны.
Составлять рассказы о месяцах весны по опорным картинкам.
Формировать грамматически правильную речь.
Обогащать и формировать словарь детей.
Дети, одетые в русские народные костюмы заходят в зал, подходят к трону Берендея. Под музыку «Царство Берендея» Римского – Корсакова к трону идёт царь Берендей (воспитатель). Садится.
Берендей (задумчиво):
- жилось нам не худо. Берендеи нынешнюю зиму не забудут: весёлая была! В урочный час обычной чередой весна является на землю Берендеев, но нет, как нет её! (музыка заканчивается)
Ребёнок:
- батюшка, царь Берендей! Нам зима-то наскучила, без солнышка замучила.
Берендей:
-видать нерадостно и холодно моему народу. Пора зиму прочь гнать, Весну-красну к нам зазывать. Становись, честной народ, в развесёлый хоровод!
(дети становятся в хоровод вместе с Берендеем и хором произносят закличку):
«Ау, ау аукаем, весну зааукиваем:
Март, март – солнцу рад,
Апрель, апрель, несёт капель,
Май, май – нивку засевай,
Ау, ау аукаем, весну зааукиваем!»
Хоровод «Вот и зимушка проходит»
Берендей:
-не идёт Весна, надо позвать Ярило-солнце, чтобы землю согрело!
Ребёнок:
- ребята, давайте в горелки играть, солнышко ясное в гости к нам звать!
(Берендей даёт ребёнку изображение солнышка, прикреплённое к палочке).
Русская народная игра «Гори, гори, ясно».
Берендей:
-не идёт Весна, надо ещё раз позвать Ярило-солнце, чтобы землю согрело!
Ребёнок:
Жаворонки, прилетите!
Холодную зиму унесите,
Тёплую весну принесите!
(звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов», дети садятся на стульчики).
Берендей:
-слушайте, слушайте! Чуден приход Весны! Как легки её шаги!
(дети слушают музыкальный фрагмент).
Берендей:
- идёт Весна! Отворяй ворота!
(под музыку П.И. Чайковского входит Весна с цветами подснежниками)
Берендей:
- Весна-красна, ты с чем пришла?
Весна:
- с сохой, бороной, с лошадкой вороной, с рожью зернистою, с пшеницей золотистою. С травкой шёлковою. С водой ключевой. В подарок принесла вам первые цветы.
Берендей:
- а вы, друзья, Весну встречайте с радостью и танцем.
Танец с цветами.
(музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
Весна:
- благодарю за тёплый приём. Но что вы от меня ждёте? Каких изменений в природе хотите? Зачем звали?
Берендей:
- ну-ка, друзья, расскажите Весне, чего мы ждём от неё, начнём с первого весеннего месяца марта.
(Рассказы детей о признаках марта по картинкам).
Ребёнок 1:
- снег уже потемнел, стал тяжёлым. Днём он тает, а за ночь опять замерзает. Появляется ледяная корка.
Ребёнок 2:
- солнце, ветер и туман сгоняют снег, повсюду журчит вода, бегут ручьи.
Ребёнок 3:
- появление сосулек - это начало весны. Сосульки – это замёршая вода, от тепла они тают.
Ребёнок 4:
- весна – это время прилёта птиц. Возвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом те, которые питаются насекомыми. К встрече птиц надо хорошо подготовиться. В марте даже есть такой праздник «День птиц». Первыми возвращаются с юга грачи. Даже есть такая русская народная поговорка: «Увидел грача- весну встречай».
Весна:
- как хорошо ребята, вы рассказали о месяце марте.
Берендей:
- Весна-красна, послушай рассказ о месяце апреле.
(Рассказы детей по картинкам).
Ребёнок 1:
- апрель месяц говорливой воды, одна за другой отрываются льдины от берегов. В это время возвращаются из тёплых краёв трясогузки. Поэтому в народе говорят: «Трясогузка хвостом – лёд разбивают», её ещё по- другому называют «ледоломка». Очень красивы картины ледохода. Но дети должны помнить: по льду ходить весной опасно.
Весна:
-очень правильное замечание, все должны об этом знать!
Ребёнок 2:
- рыбки уже проснулись. В неглубоких местах, где вода прогревается, мечут икру щуки, ерши, окуни.
Весна:
- Да, рыбки уже проснулись.
Ребёнок 3:
- просыпаются от долгого сна медведи, ежи, барсуки. В это время медведь становится опасным, он может даже нападать на лосей. У многих животных идёт линька, ведь зимние шубки сильно износились.
Ребёнок 4:
- зацветают некоторые деревья. Первой зацветает ольха. А это верба, пушочки у неё жёлтые с приятным запахом. На деревьях набухают почки.
Ребёнок 5:
- расцветают первые весенние цветы перелески, ветреницы: в народе их называют подснежниками, потому что бутоны у них появляются ещё под снегом.
Ребёнок 6:
- на солнышке повсюду видны цветы «мать - и - мачехи».
Ребёнок 7:
- красиво в лесу ранней весной. Но не надо забывать, что в некоторых местах осталась прошлогодняя трава, хворост, при пожаре всё это может загореться. Погибнут деревья, гнёзда птиц. Людям надо быть осторожными с огнём.
Весна:
- это крайне важно! Пусть помнят об этом все люди!
Берендей:
- подошло время рассказа о третьем весеннем месяце мае. Слушай, Весна-красна!
(дети рассказывают по картинкам).
Ребёнок 1:
- май самая красивая и радостная пора, цветут сады, начинают зацветать берёза, дуб, клён, рябина.
Ребёнок 2:
- земля покрывается нежной травой, и появляются всё больше и больше весенних цветов, например ландыши. Надо помнить, что растение это ядовитое. А вот из листьев первоцвета готовят салаты, супы. Очень красивы цветы на кустах сирени. Над весенними цветами летают бабочки, пчёлы, осы, шмели.
Берендей:
- слышишь, Весна, мой народ не только замечает красоту, но и помнит об осторожности.
Ребёнок 3:
-в мае на полях идёт посевная. В середине мая начинают петь соловьи, В народе говорят «Соловей запел – вода на убыль пошла».
Берендей:
- видишь, Весна, сколько мы знаем о тебе.
Весна:
- пусть всё это исполнится и свершится. А что вы, ребята. Знаете о моих помощниках- первых вестников весны? Кто они?
Дети:
- птицы!
Весна:
- но зачем, же все так ждут птиц?
Дети:
- когда слышишь, как льются птичьи песни, поднимется хорошее настроение, на душе становится радостно. Весной просыпаются вредные насекомые, птицы их уничтожают.
Птицы переносят семена растений, эти семена вырастают в других местах.
Берендей:
- приглашайте, ребята Весну в хоровод, поиграем в игру «Птичья полечка»
(дети встают в круг вместе с Весной и Берендеем).
Игра «Птичья полечка».
Весна:
- ну, царь Берендей, много знают твои ребята. Но я приготовила сюрприз: пусть отгадают птиц по голосу и описанию. И тогда я действительно поверю, что вы меня ждали и готовились к встрече.
( в записи звучит песня жаворонка).
Весна:
- в наши края эти птицы прилетают в апреле. Чем вызвана любовь человека к этой птице? Конечно, исключительно жизнерадостным и неутомимым пением. Щедро льётся их песня над полями, скрашивая нелёгкий труд земледельца. Как зовут этих птиц?
Дети:
- жаворонки.
Берендей:
Попробуйте найти жаворонка на картинке (дети находят и выставляют картинку жаворонка).
Весна:
- слушайте дальше, и угадайте, о ком я рассказываю. Наравне с жаворонком он стал символом весны. Эти птицы прилетают и сразу начинают петь. Поёт эта птица громко и азартно, но есть в её пении кое-что смешное. Эта птица может подражать другим птицам, даже изобразить скрип калитки, голоса домашних животных. Это великий пересмешник. В нашем сельском хозяйстве эта птица приносит только пользу. С незапамятных времён русские люди строили для них деревянные домики, укрепляя их на крышах своих домов. Что это за птица?
Дети:
- скворец. ( Они показывают скворца на картинке).
Берендей:
- вот видишь, Весна, мой народ справляется с твоими загадками.
(звучит в записи пение скворца).
Весна:
- посмотрим дальше. Слушайте песню другой птицы.
(звучит песня серого журавля).
- а теперь слушайте описание этой птицы. Появляются эти птицы в наших краях в апреле, Очень интересно наблюдать за их танцами: они словно бы топчутся и подпрыгивают на месте. Далеко вокруг слышно их пение, причем первый слог «кур» произносится самцом, а второй - «лы» - самкой. Получается «курлы», крик этих птиц весной кажется радостным, а осенью - грустным. Как мы называем этих птиц?
Дети:
- журавли (находят и показывают изображение журавля на картинке).
Весна:
- а вот эта птица - моя самая любимая певунья. Слушайте.
(звучит голос соловья)
Берендей:
- узнаю, узнаю, конечно, это соловей, наш любимый соловушка.
(дети находят и показывают изображение соловья)
Весна:
- А вот ещё.
- эта птица гнёзд не вьёт, не высиживает яиц, не вскармливает своих птенцов.
Она подкидывает свои яйца в гнёзда другим птицам. Но это очень полезная птица, она уничтожает множество вредителей деревьев – мохнатых гусениц, которых не ест, ни одна другая птица. Зазвучал её голос, наступила весна. Что это за птица?
Дети:
- кукушка (находят и показывают кукушку на картинке).
Берендей:
- ну вот, Весна, и с этим твоим заданием дети справились!
Весна:
-люди славят весну, пишут обо мне музыку, сочиняют стихи. Дети, кто хочет прочитать обо мне стихи?
Ребёнок 1:
Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон,
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он!
Ребёнок 2:
Отшумела злая вьюга
Стала ночь короче дня,
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд,
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Ребёнок3:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Весна:
-хорошие стихи вы мне прочитали. Я была весна разная. В марте – весна света. В апреле – весна воды. В мае – весна зелёной травы с душистыми цветами. И всегда люди сравнивают меня с рассветом, молодостью.
Берендей:
- ну, а теперь веди нас, Весна, в свои владения.
(Под музыку П.Чайковского «Вальс цветов» дети вместе с Весной и Берендеем уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по экологии для детей старшей группы "В царстве Берендея"
занятие для детей по экологическому воспитанию в виде викторины...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"
Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...
В царстве Берендея
Сценарий...
Конспект занятия по математике подготовительная группа «В царстве Берендея».
Программное содержание.1.Обучающие задачи:- автоматизация навыка счёта до 10 в прямом и обратном порядке;- запись и решение примеров до 10 с использованием знаков «+», «-», &la...
Праздник по ритмопластике " Снегурочка в царстве Берендея"
В сценарии праздника сочетаются два вида детской деятельности: театральной и музыкально - ритмической. Дети вовлечены не только в сюжет сказки по мотиву А.Н. Островского "Снегурочка", где фо...
Сценарий развлечения для дошкольников "В царстве Царя Берендея"
Сценарий "В царстве Царя Берендея" был подготовлен и проведён для детей старшей и подготовительной групп. С использованием ИКТ. Целью данного мероприятия было - закрепить знания ...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений тема: «Путешествие в математическое царство царя Берендея» в подготовительной группе.
Описание: занятие построено с учетом ФГОС с использованием игровой технологии и активных методов обучения. ...