Программа кружка «Клуб путешественников»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Семенова Ирина Вячеславовна

Программа дополнительного образования детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.21 КБ
Файл retsenziya.docx12.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» № 87

Программа кружка

«Клуб путешественников»

                                                                                                                                                   Подготовила:

                                                                                                                                                Инструктор

                                                                                                                                                по ФК

                                                                                                                                        И.В. Семёнова

                                                                        г.Нижнекамск

2014

Пояснительная записка.

Необходимость этого курса вызвана  темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос. Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах.

Игровые методы создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний. Также происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы “Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?” заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно – следственные связи.

Программа рассчитана на обучение детей 5-7 лет. Занятия с кружковцами проводятся 2 раза в неделю  во вторую половину дня в кабинете по изучению татарского и русского языков, продолжительность занятия не более 30 минут. Занятия построены в определенной последовательности, и каждая часть несет свою смысловую нагрузку.

 Срок реализации программы – 1 год, всего предусмотрено-58 занятий. Из них: 1- вводное, 3- итоговых, 36- по познавательному развитию,  15- по продуктивной деятельности, 3- с использованием подвижных игр и эстафет.

Цель: формирование у дошкольников единой картины современного окружающего мира,  расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора ребенка.

Задачи:

-Способствовать усвоению понятия тесной взаимосвязи человека с окружающей природной и социальной средой.

-Познакомить с географической картой мира, материков, нашей страны, научить различать изображение гор, морей, рек, городов и т.д. Научить детей находить на карте наиболее значимые географические объекты. Познакомить с животными, растениями и людьми разных народностей, проживающих на Земле, с местами их обитания и расселения на карте. Показать детям, где находятся (на карте) и как выглядят основные природные и рукотворные достопримечательности Земли.

-Воспитывать гражданина, осознающего свое место в Отечестве и мире.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения программы:

-подбор литературы по окружающему миру;

-подбор наглядного материала (электронные презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки) ;

-подготовка разного вида бросового материала;

-подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

 -подбор дидактических игр;

 -организация выставок книг, рисунков, поделок;

-создание условий для проведения открытых мероприятий.

Ожидаемые результаты.

К концу обучения дети должны:

-иметь базовые представления о многообразии природного мира нашей планеты, о разных народах, которые на ней проживают, о достопримечательностях разных стран.

 -уметь различать на карте воду, сушу, контененты, находить нашу страну.

 

- освоить культуру общения и поведения в социуме, иметь зачатки патриотизма.

-проявлять самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Условия реализации.

Для реализации программы созданы условия: в кабинете по изучению языков имеются интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, музыкальный центр, аудио и видеотека.

Данную работу осуществляет педагог Семёнова Ирина Вячеславовна. Образование: высшее педагогическое.

Методическое обеспечение.

1. Большая энциклопедия эрудита./ Москва «Махаон», 2004.

2. С. Гаврина «Атлас по географии»/ ООО «Альт-Канц», 2008.

3. Д.Денисова “География для дошкольников “/ “Мозаика-Синтез”, 2013.

4. Д.В.Кошевар “Лучшая детская энциклопедия. Земля”/ Москва “АСТ”, 2014.

5. Мир знаний. Космос/Сост. Г.И. Белов.- Науч.- поп. издание для детей.-М.: ЗАО “РОСМЭН- ПРЕСС”, 2009.

6. Природа. Удивительная энциклопедия; пер. С англ.- Москва: Эксмо, 2014.

7. И. Старжинская “Занимательное пособие по географии для дошкольников”/Минск “Юнипресс”, 2006.

8. Яворская И. занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

                                                                             

Перспективный план.

Недели

№ занятия

Содержание

Программное содержание

Материал

Октябрь

1 неделя

1

Вводное занятие на тему: «Кто такие путешественники?». Понятие «География».

-Выяснить с детьми кто такие «путешественники» и чем они занимаются

-Познакомить с понятием «география».

-Заинтересовать, приобщить к изучению географии.

Электронная презентация, запись песни «Весёлый ветер», блокноты, цветные карандаши, раскраски.

2

«Глобус- модель Земли».

-Дать понятие о «модели Земли», рассмотреть глобус, выяснить, какой цвет, что обозначает.

-Дать знания об уникальности нашей планеты, о необходимости бережного отношения к ней.

Электронная презентация, худ. слово, блокноты, цветные карандаши, мультфильм «Уроки тётушки Совы.» .

2 неделя

3

Коллективная аппликация «Наша планета».

-Рассмотреть вид нашей планеты из космоса (презентация).

-Закрепить знания о том, что наша планета Земля- наш общий дом.

- Воспитывать умение работать вместе, сообща, дружно, советуясь друг с другом.

Электронная презентация, иллюстрации, 3 ватмана, цветная бумага, клей, кисти.

4

«Карта».

-Дать понятие- географическая карта, о разнообразии географических карт..

-Выяснить, какой цвет, что обозначает на физической карте.

Электронная презентация, иллюстрации, географические карты, худ. слово, блокнот, цветные карандаши.

3 неделя

5

«Континенты и страны»

-Познакомить с понятиями «страна» и «континент». Объяснить различие в понятиях.

- Заинтересовать поиском стран на карте.

 Электронная презентация, географические карты: физическая и политическая.

6

Д/игра «Найди на карте»

-Продолжать поддерживать интерес к поисковой деятельности

-Формировать умение играть дружно, соблюдая правила игры.

Электронная презентация, географические карты: физическая и политическая, игра.

4 неделя

7

«Животные разных континентов»

-Познакомить с животным миром разных континентов. Обозначить сходство и различие.

-Продолжать формировать экологическую культуру, объясняя о необходимости бережного отношения к природе.

Электронная презентация, иллюстрации, худ. слово, дид. игра.

8

Рисование «Зоопарк»

-Закреплять умение правильно передавать в рисунке характерные черты того или иного животного, аккуратно пользоваться красками.

 

Электронная презентация, акварельные краски, кисти, иллюстрации.

Ноябрь

1 неделя

9

«Государства и города». «Россия- великая наша страна!»

-Повторить понятия «государство», «город», «столица».

-Закрепить знания о нашем государстве.

Электронная презентация, иллюстрации, худ. слово, блокнот, цв. карандаши.

10

«Символика государств».

-Дать представление о том , что каждое государство имеет символику: герб, флаг.

- Закрепить знания о символике нашей страны.

Электронная презентация, иллюстрации, худ. слово, блокнот, цв. карандаши.

2 неделя

11

«Придуманные страны».

-Развивать фантазию детей, творческое мышление, связную речь.

Электронная презентация, мультфильм «Уроки тётушки Совы», блокнот, цв. карандаши

12

«Водная стихия»

-Расширять знания о «водной стихии»: океаны, моря, реки, и т.д;,  закрепить знания о водном транспорте.

-Пробудить интерес к поиску водных объектов на карте и глобусе.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

3 неделя

13

Исследование «Изучаем свойства воды»

-Повторить  материал о свойства воды на примерах из природы, продолжать формировать знания о круговороте воды в природе.

Электронная презентация, схема круговорота воды в природе, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

14

«Горные вершины»

-Расширять знания о «горных вершинах»: горные хребты, цепи, скалы и т.д;, .

-Пробудить интерес к поиску горных объектов на карте и глобусе.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

4 неделя

15

Коллективная лепка «Уральские горы»

-Закреплять умение правильно передавать в лепке  характерные особенности гор, аккуратно пользоваться пластилином.

-Продолжать формировать умение договариваться о последовательности работы.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, пластилин, доски, худ. слово

16

Повторение и закрепление пройденного материала: викторина «Покоряем вершины»

-Повторить, закрепить пройденный материал.

-Продолжать учить пользоваться полученными знаниями на практике – применять в поисках решений викторин.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши.

Декабрь

1 неделя

17

«Полезные ископаемые»

-Познакомить с понятием «полезные ископаемые», рассказать об их добыче, применении в жизнедеятельности человека, о работе геологов.

- Показать ,как обозначаются полезные ископаемые на карте, учить находить их на карте.

Электронная презентация, геогр. карта,  иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

18

«Чудесные свойства материалов»

-Продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов(дерево, камень, уголь, нефть и др.)

- Формировать экологическую культуру детей.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши, предметы из различных материалов.

2 неделя

19

Лепка из глины.

-Предложить слепить из глины какой-либо предмет посуды.

-Подвести детей к самостоятельному определению свойств глины.

Электронная презентация, глина, доски, образцы посуды.

20

«Климатические пояса»

- Познакомить детей с понятием «климатические пояса».

- Рассказать о природных особенностях того или иного климатического пояса.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

3 неделя

21

«Природные явления»

- Выяснить с детьми какие  явления происходят в природе, чем они вызваны.

-Предложить нарисовать какое-нибудь природное явление.

Электронная презентация, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

22

«Погода»

-Побеседовать с детьми о погоде в разное время года, выяснить уровень знаний по теме.

-Познакомить с погодными условиями в разных уголках планеты.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

4 неделя

23

Рисование «У природы нет плохой погоды»

- Предложить детям нарисовать картину по теме.

- закреплять приёмы рисования акварельными красками.

Электронная презентация, краски, кисти, альбом, иллюстрации.

24

 Дид. игра «Отгадай кроссворд» Повторение и закрепление пройденного материала.

-Повторить, закрепить пройденный материал, отгадывая кроссворд .

 

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

Январь

3 неделя

25

«На просторах нашей Родины».

-Познакомить детей с географическим положением России многообразием географических объектов на её территории.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

26

«Животный мир России»

-Выяснить с детьми какие животные обитают на просторах нашей Родины.

-Закрепить знания о повадках животных.

Электронная презентация, геогр. карта, раскраски, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

4 неделя

27

«Растительный мир России »

Выяснить с детьми какие растения растут на просторах нашей Родины.

-Закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений.

Электронная презентация, геогр. карта ,раскраски, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

28

«Москва- столица государства Российского». Символика

-Продолжать расширять знания детей о столице нашего государства.

-Прививать патриотические чувства к родной земле, к России.

Электронная презентация, геогр. карта,  иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

Февраль

 1неделя

29

«Фольклор». Разучивание р.н.песни

-Расширять знания детей о фольклоре.

-Прививать любовь к устному народному творчеству.

Электронная презентация, сказки, потешки, пословицы, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

30

Рисование «Любимая р.н. сказка»

-Продолжать учить детей задумывать сюжет рисунка и воплощать его в рисунке.

Электронная презентация,  иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

2 неделя

31

«Вехи русской истории». «Подвиги защитников Отечества»

-Рассказать о наиболее значимых событиях в истории нашего государства.

-Воспитывать чувство гордости за героев- защитников

Электронная презентация, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

32

Ручной труд «Военная техника»

-Продолжать развивать конструктивные способности детей.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

3 неделя

33

«Индия»

-Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте.

-Рассказать о традициях, достопримечательностях страны.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

34

Лепка «Слон»

-Учить передавать в лепке характерные особенности животного.

-Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Пластилин, доски, образец.

4 неделя

35

«Япония»

--Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте.

-Рассказать о традициях, достопримечательностях страны.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

36

Оригами «Японский журавлик»

-Продолжать  формировать умения в искусстве оригами, развивать мышление.

- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Образцы, бумага.         

Март

1 неделя

37

«Италия»

Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте.

-Рассказать о традициях, достопримечательностях страны

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

38

Ручной труд «Театральная маска».

-Продолжать учить вырезать по шаблону и украшать предмет.

-Прививать любовь к искусству.

Электронная презентация, цветной картон, клей, кисти, гуашь, паетки, образцы.

2 неделя

39

«Греция».

Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте.

-Рассказать о традициях, достопримечательностях страны

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

40

«Олимпийские игры»

-Расширять знания об олимпийских играх, о видах спорта.

- Прививать потребность заниматься спортом.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

3 неделя

41

«Мифы древней Греции»

- Познакомить с мифами как литературной формой.

-Продолжать знакомить искусством Греции.

Электронная презентация, книга «Мифы древней Греции» , иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

42

«Франция»

Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте.

-Рассказать о традициях, достопримечательностях страны

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

4 неделя

43

«Столица моды».

-Расширять знания детей о моде.

-Прививать эстетический вкус и культуру.

Электронная презентация, журналы мод, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

44

«Театр моды». Ручной труд «Одежда из бумаги»

-Привлечь детей к изготовлению простейших образцов одежды из бумаги.

-Воспитывать умение трудиться сообща, распределяя работу.

Электронная презентация, креповая бумага разных цветов, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

Апрель

1 неделя

45

«Англия»

Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте.

-Рассказать о традициях, достопримечательностях страны

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

46

Конструирование «Замок»

-Приучать к совместной конструктивной деятельности по схеме.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

2 неделя

47

Чтение «Как кит получил свою глотку»Р.Киплинга

-Продолжать знакомить с западной худ. лит-рой.

-Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

48

Рисование «Алиса в стране чудес»

-Продолжать формировать интерес к западной лит-ре.

-Закреплять навыки рисования карандашами.

Электронная презентация, образец, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

3 неделя

49

«Германия»

Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте.

-Рассказать о традициях, достопримечательностях страны

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

50

«Сказки братьев Гримм»

-Обогатить знания детей о сказках братьев Гримм и сравнить их с р.н. сказками.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

4 неделя

51

Игры народов Европы.

-Познакомить с играми народов Европы.

-Развивать смекалку, ловкость и быстроту

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

52

Викторина «Геолёнок»

-Закреплять пройденный материал.

-Развивать умение использовать полученные знания на практике.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

Май

1 неделя

53

«Страны Америки. Обзор»

Познакомить с географическим положением, научить находить страны на карте.

-Рассказать о традициях, достопримечательностях стран.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

54

Уолд Дисней и его мультфильмы. Парк Диснейленд. Рисование «Любимый мультфильм»

- Порадовать, повеселить детей просмотром мультфильма.

- Закреплять навыки рисования восковыми мелками.

Электронная презентация, мультфильм, восковые мелки, альбом, образцы.

2 неделя

55

«Страны Африки. Обзор»

Познакомить с географическим положением, научить находить страны на карте.

-Рассказать о традициях, достопримечательностях стран.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

56

Ручной труд «Ожерелье»

-Развивать мелкую мускулатуру рук, учить нанизывать бусины на нить, собирая бусы.

Образец, нити, бусины.

3 неделя

57

Составление кроссворда «Страны мира»

-Заинтересовать детей составлением кроссворда.

-Повторить пройденный мат-л.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

58

Познавательная эстафета «Находчивые туристы.»

-Подвести итоги путешествий за год, повторить материал, поделиться впечатлениями.

Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши

                                 



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую программу «Клуб путешественников».

Актуальность данной программы заключается в том, что дошкольники получают не только знания об окружающем их мире, но и зачатки  знаний по географии, а это так необходимо современным детям, ведь объём информации, вызывающей у них интерес заметно вырос. Так же рецензируемая программа позволяет расширить знания детей о родной стране, что является крайне значимым на современном этапе. Ознакомление с государственными символами, историей, фольклором - существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Кроме того, благодаря  широкому использованию практических методов и приемов в процессе обучения (работа с картой и глобусом, ИКТ, рассматривание образцов полезных ископаемых, опыты, изучение элементарных схем)  у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, повышается интерес к творчеству.

Материал тщательно продуман и предоставляется дошкольникам на доступном уровне с учетом сложности восприятия информации, с дальнейшим закреплением полученных знаний. Программный материал подобран автором таким образом, что он направлен на развитие интереса к занятиям исследовательской деятельностью у дошкольников.

 В программу заложены принципы личностно-ориентированного обучения. Структура программы соответствует современным требованиям педагогической науки.

Приобщение к социальному миру всегда было и ныне остаётся одной из ведущих проблем в процессе формирования личности ребёнка. Программа помогает оказать ребёнку квалифицированную помощь в процессе вхождения в сложный и динамичный современный мир людей.

 Считаю, что данная программа может быть рекомендована для использования в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Клуб путешественников"

Педагогический проект "Клуб путешественников" для детей старшего дошкольного возраста. Тип проект: практико-ориентированный.Продолжительность: 1 учебный год....

«Клуб путешественников»

Партнерство в детском саду. Открытое занятие....

Проект "Клуб путешественника"

Знакомство старших дошкольников с планетой Земля, с материками, странами, народами, через совместную проектную деятельность....

Клуб путешественников (совместный проект детей и родителей "Я поведу тебя в музей")

Любящие и думающие родители часто задают себе вопрос – когда и куда начать водить малыша, чтобы правильно, вовремя и достойно его развивать. Кто-то уже с годовастиками путешествует по музе...

Программа дополнительного образования кружка "Клуб юных англичан" 2 год обучения

Программа дополнительного образования кружка "Клуб юных англичан" 2 год обучения...

Программа кружка для детей подготовительной группы "Шахматный клуб"

В статье описывается актуальность обучения детей игре в шахматы, цели и задачи, календарно-тематическое планирование....