Программа кружка «Клуб путешественников»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 46.21 КБ |
retsenziya.docx | 12.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» № 87
Программа кружка
«Клуб путешественников»
Подготовила:
Инструктор
по ФК
И.В. Семёнова
г.Нижнекамск
2014
Пояснительная записка.
Необходимость этого курса вызвана темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос. Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах.
Игровые методы создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний. Также происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы “Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?” заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно – следственные связи.
Программа рассчитана на обучение детей 5-7 лет. Занятия с кружковцами проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня в кабинете по изучению татарского и русского языков, продолжительность занятия не более 30 минут. Занятия построены в определенной последовательности, и каждая часть несет свою смысловую нагрузку.
Срок реализации программы – 1 год, всего предусмотрено-58 занятий. Из них: 1- вводное, 3- итоговых, 36- по познавательному развитию, 15- по продуктивной деятельности, 3- с использованием подвижных игр и эстафет.
Цель: формирование у дошкольников единой картины современного окружающего мира, расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора ребенка.
Задачи:
-Способствовать усвоению понятия тесной взаимосвязи человека с окружающей природной и социальной средой.
-Познакомить с географической картой мира, материков, нашей страны, научить различать изображение гор, морей, рек, городов и т.д. Научить детей находить на карте наиболее значимые географические объекты. Познакомить с животными, растениями и людьми разных народностей, проживающих на Земле, с местами их обитания и расселения на карте. Показать детям, где находятся (на карте) и как выглядят основные природные и рукотворные достопримечательности Земли.
-Воспитывать гражданина, осознающего свое место в Отечестве и мире.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения программы:
-подбор литературы по окружающему миру;
-подбор наглядного материала (электронные презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки) ;
-подготовка разного вида бросового материала;
-подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
-подбор дидактических игр;
-организация выставок книг, рисунков, поделок;
-создание условий для проведения открытых мероприятий.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения дети должны:
-иметь базовые представления о многообразии природного мира нашей планеты, о разных народах, которые на ней проживают, о достопримечательностях разных стран.
-уметь различать на карте воду, сушу, контененты, находить нашу страну.
- освоить культуру общения и поведения в социуме, иметь зачатки патриотизма.
-проявлять самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Условия реализации.
Для реализации программы созданы условия: в кабинете по изучению языков имеются интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, музыкальный центр, аудио и видеотека.
Данную работу осуществляет педагог Семёнова Ирина Вячеславовна. Образование: высшее педагогическое.
Методическое обеспечение.
1. Большая энциклопедия эрудита./ Москва «Махаон», 2004.
2. С. Гаврина «Атлас по географии»/ ООО «Альт-Канц», 2008.
3. Д.Денисова “География для дошкольников “/ “Мозаика-Синтез”, 2013.
4. Д.В.Кошевар “Лучшая детская энциклопедия. Земля”/ Москва “АСТ”, 2014.
5. Мир знаний. Космос/Сост. Г.И. Белов.- Науч.- поп. издание для детей.-М.: ЗАО “РОСМЭН- ПРЕСС”, 2009.
6. Природа. Удивительная энциклопедия; пер. С англ.- Москва: Эксмо, 2014.
7. И. Старжинская “Занимательное пособие по географии для дошкольников”/Минск “Юнипресс”, 2006.
8. Яворская И. занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Перспективный план.
Недели | № занятия | Содержание | Программное содержание | Материал | |||
Октябрь | |||||||
1 неделя | 1 | Вводное занятие на тему: «Кто такие путешественники?». Понятие «География». | -Выяснить с детьми кто такие «путешественники» и чем они занимаются -Познакомить с понятием «география». -Заинтересовать, приобщить к изучению географии. | Электронная презентация, запись песни «Весёлый ветер», блокноты, цветные карандаши, раскраски. | |||
2 | «Глобус- модель Земли». | -Дать понятие о «модели Земли», рассмотреть глобус, выяснить, какой цвет, что обозначает. -Дать знания об уникальности нашей планеты, о необходимости бережного отношения к ней. | Электронная презентация, худ. слово, блокноты, цветные карандаши, мультфильм «Уроки тётушки Совы.» . | ||||
2 неделя | 3 | Коллективная аппликация «Наша планета». | -Рассмотреть вид нашей планеты из космоса (презентация). -Закрепить знания о том, что наша планета Земля- наш общий дом. - Воспитывать умение работать вместе, сообща, дружно, советуясь друг с другом. | Электронная презентация, иллюстрации, 3 ватмана, цветная бумага, клей, кисти. | |||
4 | «Карта». | -Дать понятие- географическая карта, о разнообразии географических карт.. -Выяснить, какой цвет, что обозначает на физической карте. | Электронная презентация, иллюстрации, географические карты, худ. слово, блокнот, цветные карандаши. | ||||
3 неделя | 5 | «Континенты и страны» | -Познакомить с понятиями «страна» и «континент». Объяснить различие в понятиях. - Заинтересовать поиском стран на карте. | Электронная презентация, географические карты: физическая и политическая. | |||
6 | Д/игра «Найди на карте» | -Продолжать поддерживать интерес к поисковой деятельности -Формировать умение играть дружно, соблюдая правила игры. | Электронная презентация, географические карты: физическая и политическая, игра. | ||||
4 неделя | 7 | «Животные разных континентов» | -Познакомить с животным миром разных континентов. Обозначить сходство и различие. -Продолжать формировать экологическую культуру, объясняя о необходимости бережного отношения к природе. | Электронная презентация, иллюстрации, худ. слово, дид. игра. | |||
8 | Рисование «Зоопарк» | -Закреплять умение правильно передавать в рисунке характерные черты того или иного животного, аккуратно пользоваться красками.
| Электронная презентация, акварельные краски, кисти, иллюстрации. | ||||
Ноябрь | |||||||
1 неделя | 9 | «Государства и города». «Россия- великая наша страна!» | -Повторить понятия «государство», «город», «столица». -Закрепить знания о нашем государстве. | Электронная презентация, иллюстрации, худ. слово, блокнот, цв. карандаши. | |||
10 | «Символика государств». | -Дать представление о том , что каждое государство имеет символику: герб, флаг. - Закрепить знания о символике нашей страны. | Электронная презентация, иллюстрации, худ. слово, блокнот, цв. карандаши. | ||||
2 неделя | 11 | «Придуманные страны». | -Развивать фантазию детей, творческое мышление, связную речь. | Электронная презентация, мультфильм «Уроки тётушки Совы», блокнот, цв. карандаши | |||
12 | «Водная стихия» | -Расширять знания о «водной стихии»: океаны, моря, реки, и т.д;, закрепить знания о водном транспорте. -Пробудить интерес к поиску водных объектов на карте и глобусе. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
3 неделя | 13 | Исследование «Изучаем свойства воды» | -Повторить материал о свойства воды на примерах из природы, продолжать формировать знания о круговороте воды в природе. | Электронная презентация, схема круговорота воды в природе, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
14 | «Горные вершины» | -Расширять знания о «горных вершинах»: горные хребты, цепи, скалы и т.д;, . -Пробудить интерес к поиску горных объектов на карте и глобусе. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
4 неделя | 15 | Коллективная лепка «Уральские горы» | -Закреплять умение правильно передавать в лепке характерные особенности гор, аккуратно пользоваться пластилином. -Продолжать формировать умение договариваться о последовательности работы. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, пластилин, доски, худ. слово | |||
16 | Повторение и закрепление пройденного материала: викторина «Покоряем вершины» | -Повторить, закрепить пройденный материал. -Продолжать учить пользоваться полученными знаниями на практике – применять в поисках решений викторин. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши. | ||||
Декабрь | |||||||
1 неделя | 17 | «Полезные ископаемые» | -Познакомить с понятием «полезные ископаемые», рассказать об их добыче, применении в жизнедеятельности человека, о работе геологов. - Показать ,как обозначаются полезные ископаемые на карте, учить находить их на карте. | Электронная презентация, геогр. карта, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
18 | «Чудесные свойства материалов» | -Продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов(дерево, камень, уголь, нефть и др.) - Формировать экологическую культуру детей. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши, предметы из различных материалов. | ||||
2 неделя | 19 | Лепка из глины. | -Предложить слепить из глины какой-либо предмет посуды. -Подвести детей к самостоятельному определению свойств глины. | Электронная презентация, глина, доски, образцы посуды. | |||
20 | «Климатические пояса» | - Познакомить детей с понятием «климатические пояса». - Рассказать о природных особенностях того или иного климатического пояса. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
3 неделя | 21 | «Природные явления» | - Выяснить с детьми какие явления происходят в природе, чем они вызваны. -Предложить нарисовать какое-нибудь природное явление. | Электронная презентация, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
22 | «Погода» | -Побеседовать с детьми о погоде в разное время года, выяснить уровень знаний по теме. -Познакомить с погодными условиями в разных уголках планеты. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
4 неделя | 23 | Рисование «У природы нет плохой погоды» | - Предложить детям нарисовать картину по теме. - закреплять приёмы рисования акварельными красками. | Электронная презентация, краски, кисти, альбом, иллюстрации. | |||
24 | Дид. игра «Отгадай кроссворд» Повторение и закрепление пройденного материала. | -Повторить, закрепить пройденный материал, отгадывая кроссворд .
| Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
Январь | |||||||
3 неделя | 25 | «На просторах нашей Родины». | -Познакомить детей с географическим положением России многообразием географических объектов на её территории. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
26 | «Животный мир России» | -Выяснить с детьми какие животные обитают на просторах нашей Родины. -Закрепить знания о повадках животных. | Электронная презентация, геогр. карта, раскраски, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
4 неделя | 27 | «Растительный мир России » | Выяснить с детьми какие растения растут на просторах нашей Родины. -Закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений. | Электронная презентация, геогр. карта ,раскраски, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
28 | «Москва- столица государства Российского». Символика | -Продолжать расширять знания детей о столице нашего государства. -Прививать патриотические чувства к родной земле, к России. | Электронная презентация, геогр. карта, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
Февраль | |||||||
1неделя | 29 | «Фольклор». Разучивание р.н.песни | -Расширять знания детей о фольклоре. -Прививать любовь к устному народному творчеству. | Электронная презентация, сказки, потешки, пословицы, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
30 | Рисование «Любимая р.н. сказка» | -Продолжать учить детей задумывать сюжет рисунка и воплощать его в рисунке. | Электронная презентация, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
2 неделя | 31 | «Вехи русской истории». «Подвиги защитников Отечества» | -Рассказать о наиболее значимых событиях в истории нашего государства. -Воспитывать чувство гордости за героев- защитников | Электронная презентация, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
32 | Ручной труд «Военная техника» | -Продолжать развивать конструктивные способности детей. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
3 неделя | 33 | «Индия» | -Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте. -Рассказать о традициях, достопримечательностях страны. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
34 | Лепка «Слон» | -Учить передавать в лепке характерные особенности животного. -Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Пластилин, доски, образец. | ||||
4 неделя | 35 | «Япония» | --Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте. -Рассказать о традициях, достопримечательностях страны. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
36 | Оригами «Японский журавлик» | -Продолжать формировать умения в искусстве оригами, развивать мышление. - Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | Образцы, бумага. | ||||
Март | |||||||
1 неделя | 37 | «Италия» | Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте. -Рассказать о традициях, достопримечательностях страны | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
38 | Ручной труд «Театральная маска». | -Продолжать учить вырезать по шаблону и украшать предмет. -Прививать любовь к искусству. | Электронная презентация, цветной картон, клей, кисти, гуашь, паетки, образцы. | ||||
2 неделя | 39 | «Греция». | Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте. -Рассказать о традициях, достопримечательностях страны | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
40 | «Олимпийские игры» | -Расширять знания об олимпийских играх, о видах спорта. - Прививать потребность заниматься спортом. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
3 неделя | 41 | «Мифы древней Греции» | - Познакомить с мифами как литературной формой. -Продолжать знакомить искусством Греции. | Электронная презентация, книга «Мифы древней Греции» , иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
42 | «Франция» | Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте. -Рассказать о традициях, достопримечательностях страны | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
4 неделя | 43 | «Столица моды». | -Расширять знания детей о моде. -Прививать эстетический вкус и культуру. | Электронная презентация, журналы мод, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
44 | «Театр моды». Ручной труд «Одежда из бумаги» | -Привлечь детей к изготовлению простейших образцов одежды из бумаги. -Воспитывать умение трудиться сообща, распределяя работу. | Электронная презентация, креповая бумага разных цветов, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
Апрель | |||||||
1 неделя | 45 | «Англия» | Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте. -Рассказать о традициях, достопримечательностях страны | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
46 | Конструирование «Замок» | -Приучать к совместной конструктивной деятельности по схеме. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
2 неделя | 47 | Чтение «Как кит получил свою глотку»Р.Киплинга | -Продолжать знакомить с западной худ. лит-рой. -Развивать познавательный интерес к окружающему миру. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
48 | Рисование «Алиса в стране чудес» | -Продолжать формировать интерес к западной лит-ре. -Закреплять навыки рисования карандашами. | Электронная презентация, образец, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
3 неделя | 49 | «Германия» | Познакомить с географическим положением, научить находить страну на карте. -Рассказать о традициях, достопримечательностях страны | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
50 | «Сказки братьев Гримм» | -Обогатить знания детей о сказках братьев Гримм и сравнить их с р.н. сказками. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
4 неделя | 51 | Игры народов Европы. | -Познакомить с играми народов Европы. -Развивать смекалку, ловкость и быстроту | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
52 | Викторина «Геолёнок» | -Закреплять пройденный материал. -Развивать умение использовать полученные знания на практике. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | ||||
Май | |||||||
1 неделя | 53 | «Страны Америки. Обзор» | Познакомить с географическим положением, научить находить страны на карте. -Рассказать о традициях, достопримечательностях стран. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
54 | Уолд Дисней и его мультфильмы. Парк Диснейленд. Рисование «Любимый мультфильм» | - Порадовать, повеселить детей просмотром мультфильма. - Закреплять навыки рисования восковыми мелками. | Электронная презентация, мультфильм, восковые мелки, альбом, образцы. | ||||
2 неделя | 55 | «Страны Африки. Обзор» | Познакомить с географическим положением, научить находить страны на карте. -Рассказать о традициях, достопримечательностях стран. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
56 | Ручной труд «Ожерелье» | -Развивать мелкую мускулатуру рук, учить нанизывать бусины на нить, собирая бусы. | Образец, нити, бусины. | ||||
3 неделя | 57 | Составление кроссворда «Страны мира» | -Заинтересовать детей составлением кроссворда. -Повторить пройденный мат-л. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши | |||
58 | Познавательная эстафета «Находчивые туристы.» | -Подвести итоги путешествий за год, повторить материал, поделиться впечатлениями. | Электронная презентация, геогр. карта, глобус, иллюстрации, блокнот, цв. карандаши |
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на авторскую программу «Клуб путешественников».
Актуальность данной программы заключается в том, что дошкольники получают не только знания об окружающем их мире, но и зачатки знаний по географии, а это так необходимо современным детям, ведь объём информации, вызывающей у них интерес заметно вырос. Так же рецензируемая программа позволяет расширить знания детей о родной стране, что является крайне значимым на современном этапе. Ознакомление с государственными символами, историей, фольклором - существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Кроме того, благодаря широкому использованию практических методов и приемов в процессе обучения (работа с картой и глобусом, ИКТ, рассматривание образцов полезных ископаемых, опыты, изучение элементарных схем) у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, повышается интерес к творчеству.
Материал тщательно продуман и предоставляется дошкольникам на доступном уровне с учетом сложности восприятия информации, с дальнейшим закреплением полученных знаний. Программный материал подобран автором таким образом, что он направлен на развитие интереса к занятиям исследовательской деятельностью у дошкольников.
В программу заложены принципы личностно-ориентированного обучения. Структура программы соответствует современным требованиям педагогической науки.
Приобщение к социальному миру всегда было и ныне остаётся одной из ведущих проблем в процессе формирования личности ребёнка. Программа помогает оказать ребёнку квалифицированную помощь в процессе вхождения в сложный и динамичный современный мир людей.
Считаю, что данная программа может быть рекомендована для использования в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Клуб путешественников"
Педагогический проект "Клуб путешественников" для детей старшего дошкольного возраста. Тип проект: практико-ориентированный.Продолжительность: 1 учебный год....
«Клуб путешественников»
Партнерство в детском саду. Открытое занятие....
Конспект совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной групп. Заседание в «Клубе путешественников» Тема: «Путешествие в Великий Устюг (на родину Деда Мороза)»
Конспект совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы. "Клуб путешественников"...
Проект "Клуб путешественника"
Знакомство старших дошкольников с планетой Земля, с материками, странами, народами, через совместную проектную деятельность....
Клуб путешественников (совместный проект детей и родителей "Я поведу тебя в музей")
Любящие и думающие родители часто задают себе вопрос – когда и куда начать водить малыша, чтобы правильно, вовремя и достойно его развивать. Кто-то уже с годовастиками путешествует по музе...
Программа дополнительного образования кружка "Клуб юных англичан" 2 год обучения
Программа дополнительного образования кружка "Клуб юных англичан" 2 год обучения...
Программа кружка для детей подготовительной группы "Шахматный клуб"
В статье описывается актуальность обучения детей игре в шахматы, цели и задачи, календарно-тематическое планирование....