«Клуб путешественников»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Партнерство в детском саду. Открытое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_starshey_i_podgotovitelnoy_gruppy.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 55 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной групп.

Заседание в «Клубе путешественников»

Тема: «Путешествие в Великий Устюг (на родину Деда Мороза)»

Автор конспекта: Кудряшова О.В.

Участники: воспитатели Кудряшова О.В., Корюкина А.Б.

                       дошкольники 5-6 лет

Количество детей: 12 человек

Длительность: 30 минут

Педагогический замысел: Мониторинг освоения детьми содержания образовательных областей:  «Познание», «Социализация», «Коммуникация»

Социализация

Задачи:

  1. Выявить умения детей высказывать свою точку зрения, проявлять себя терпимыми и доброжелательными партнерами, выполнять творческую работу в подгруппе.
  2. Формировать гуманное отношение к живой природе.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  4. Обобщить представления детей о том, что РФ – огромная страна.
  5. Вспомнить традиции празднования Нового года в России.

Познание

Задачи:

  1. Определить уровень сформированности впечатлений о предметах окружающего мира, продуктах (о свойствах бумаги, молока)
  2. Систематизировать представления не только о своём городе, но и достопримечательностях и особенностях других городов России.
  3. Закрепить у детей знания некоторых представителей животного мира (зверей, птиц)
  4. Закрепить знания детей о празднике «Новый год» и главным его персонаже Деде Морозе
  5. Выявить умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
  6. Закрепить последовательность дней недели, месяцев, времен года.

Коммуникация

Задачи:

  1. Проанализировать умения детей рассказывать, используя схемы, слайды; делать выводы.
  2. Определить уровень употребления в речи синонимов, антонимов, сложных предложений разных видов.
  3. Совершенствовать речь детей, умение слушать и слышать рассказ другого ребёнка, расширять кругозор.
  4. Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.
  5. Проанализировать умение детей строить высказывания.
  6. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Предварительная работа

Материал:

- карта России, указка;

- шишки ольхи, ели, сосны, лиственницы;

- 2 листа бумаги (формата А-3) с заданиями «Определи, чьи следы», фломастеры;

- символы города Вологды (молоко, масло, кружева), альбом с фотографиями «Вологодские кружева»;

- атрибуты для проведения эксперимента с молоком: молоко, краски (4 цвета), блюдце,

  гель для мытья посуды, ватные палочки;

- схема производства бумаги;

- атрибуты для проведения опытов с бумагой:1 лист бумаги (формата А-4), узкая полоска;

  3 цветных полоски бумаги, ёмкость с водой, ножницы; 2 деревянных кирпичика 1

  груз, лист бумаги (формата А-4); лист бумаги, сложенный гармошкой; кусочки

  бумаги 2х2 см, ручка;

- ж/к телевизор для просмотра слайдов с изображением вотчины Деда Мороза.

С детьми проведены:

  1. Чтение книг: Ю. Коваль «Заячьи тропы»; Н. Сладков «Еловая каша»

 Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу?»; В. Бианки «Лес зимой»

  1. Рисование «Животные леса», «Деревья леса», «Производство бумаги», «Вологодские кружева»
  2. Проведение экологических игр: «Чьи следы на снегу?», «Чудесный мешочек» с шишками разных пород деревьев, «Кто, где живет?», «Времена года», «Дни недели», «Названия месяцев»
  3. Беседа: «Животные зимой», «Как делают бумагу?», «Бумажный завод», «Вологодские умелицы – искусство кружевоплетения»
  4. Ситуативные разговоры: «Зачем нужна бумага?», «Чем полезно молоко?»
  5. Рассматривание шишек, иллюстраций с изображением хвойных деревьев
  6. Сюжетно-ролевые игры: «Звери в лесу с использованием предметов заместителей (медведь, лось, белка, ёж)»; «Путешествие в Великий Устюг»
  7. Эксперименты с бумагой, молоком
  8. Просмотр познавательного фильма «Как делают бумагу», просмотр альбома «Вологодские кружева»

В НОД использованы:

- технические средства обучения

- игровые приёмы.

- беседа

Ход совместной деятельности:

Дети подготовительной группы встречают детей старшей группы. Начинается заседание «Клуба путешественников»

  1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям построиться в две шеренги и поприветствовать друг друга традиционной речовкой:

- Кто шагает с рюкзаком?

- Мы - туристы.

- Кто со скукой не знаком?

- Мы – туристы.

- Нас вперед ведут дороги,

- Наш девиз - всегда вперед.

- Эй, ребята, твёрже шаг!

- Что турист берет в дорогу?

- Песню, ложку и рюкзак.

  1. Основная часть
  1. Воспитатель предлагает детям обеих групп занять свои места и начинает беседу:

-  Какой праздник мы недавно отмечали?

-  От кого вы получили подарки в этот праздник?

-  Где живёт Дед Мороз?

-  Где находится Великий Устюг?  Кто может показать на карте, где находится

   г. Великий Устюг?

-  Какие города нам встретились на пути?

-  Наша дорога проходила через  лес. Что мы видели лесу?

  1. С детьми обеих групп проводятся дидактические игры:

-  «Чудо-мешочек». (Определить, с каких деревьев упали шишки»)  

-  «Чьи следы на снегу?» (Соединить линией следы с соответствующим животным)

  1. Воспитатель напоминает детям, что далее их пути разошлись. Дети старшей

 группы сделали остановку в городе  Вологде, а дети подготовительной группы в г. Соколе. Детям старшей группы предложить рассказать о г. Вологде

(достопримечательности, чем славится), и показать эксперимент с молоком.

(Город Вологда славится своим культурным наследием. Наиболее известный – музей Вологодского кружева. Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.

Для изготовления вологодского кружева требуется: Подушка-валик; Коклюшки - Можжевельниковые или березовые; Булавки; Узор. Рисунок придумывается кружевницей или берется из журналов.  Вологодский музей-заповедник обладает уникальной коллекцией кружева. Эта коллекция отличается разнообразием кружевных изделий,

Немало известно по всей России  и вологодское молоко и масло. Молочный комбинат находится практически в центре города.

Откуда берется молоко? Корова кушает травку и дает молоко, а забирает его доярка. Потом молоко отвозят на молочный комбинат, где из него делают масло, творог, сметану и т.д. Затем молочные продукты привозят в магазины нашей страны. А в магазине мама покупает нам молоко.

Чем полезно молоко?

В коровьем молоке присутствуют минеральные соли кальция, фосфора. Они очень хорошо усваиваются организмом, а также укрепляют кости, что очень полезно детям. В коровьем молоке содержатся и почти все известные витамины. В летнем и осеннем молоке содержится в 2—5 раз больше витамина «А», чем в зимнем и весеннем. Также молоко помогает перевариваться другим продуктам.

Молоко нужно пить, потому что оно очень вкусное и полезное. Если мы будем его пить, то станем сильными, здоровыми и красивыми.

«Эксперимент с молоком». Налить молоко в блюдце, капнуть в молоко в нескольких местах пищевой краситель разных цветов. Затем добавить жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, в результате чего молоко и краситель смешиваются, на поверхности молока получаются цветные завитки. Это продолжается в течение нескольких минут.

  1. Воспитатель старшей группы предлагает детям подготовительной группы

рассказать о городе Соколе  (достопримечательности, чем славится),  и рассказать о способе изготовления бумаги. (В Соколе есть бумажный завод. Бумагу делают из деревьев в основном из ели, сосны, березы. На фабрике специальные машины снимают с деревьев кору. После чего брёвна режутся на чурбаки одинаковой длины. Чурбаки измельчают, смешивают с водой, варят в специальных машинах и добавляют  химические вещества. В результате этого процесса древесина превращается в целлюлозу. К полученной смеси добавляют измельчённую макулатуру. Разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей. Для прочности добавляют химические вещества, красители. Готовую бумажную массу кладут  на сетку, пропускают через пресс, сушат на нагретых барабанах, наматывают на рулон, режут на листы, сшивают в тетради.)

  1. Воспитатель предлагает детям подготовительной группы показать эксперимент с бумагой 

Эксперимент№1  Взять лист бумаги. Поднять его над головой и отпустить. Лист  медленно и плавно падает. Затем взять в руки узкую полоску. Также поднять ее над головой и отпустить. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз. Разгадка состоит в том, что листку бумаги гораздо труднее преодолеть сопротивление воздуха, так как поверхность такого листка сравнительно очень велика. Узкой полоске трудно удержаться на воздухе, поэтому она переворачивается.

Эксперимент№2. «Проверка прочности бумаги»

На столе лежат три полоски бумаги: красная, зеленая и белая. Красную полоску смочить водой посередине, зеленую - надрезать ножницами посередине, белую -  оставить без изменений. А потом попытаться разорвать каждую полоску, растягивая в разные стороны. Вывод: бумага достаточно прочная, но теряет прочность, если ее смочить водой или надрезать.

Эксперимент№3  «Бумажный мостик». Испытание на прочность.


На столе лежат:2 кирпичика, 1 грузик, 2 листа бумаги формата А-4

Взять лист бумаги, положить на книги, так чтобы его большая часть оказалась между книгами. Бумага прогибается под действием собственного веса. Если положить  лист, сложенный в гармошку, на книги –  лист, сложенный гармошкой не прогнется. Лист не прогнется, даже если на лист положить груз. Вывод: сложенный лист не гнется, он выдерживает больший вес, чем плоский.

Эксперимент №4 «Электрический театр».

Воспитатель обращает внимание на то, что на бумаге можно писать, рисовать. Из нее можно сделать игрушки. Но есть у бумаги особый секрет. В ней прячется электричество. Детям предлагается провести  эксперимент. Потереть шариковой ручкой волосы, а потом дотронуться до бумажки, кусочки бумаги прилипают   к ручке. Это происходит потому, что при трении ручки о волосы, они электризуются  и  приобретают    способность  притягивать к себе  тела, как  магнит.

                   6. Воспитатель напоминает детям, что конечной остановкой их путешествия был  «Великий Устюг и предлагает вспомнить, что же дети видели  на родине Дедушки Мороза? Включается презентация и проводится беседа по следующим вопросам:

  1. Какие дома в Устюге? Деревянные или каменные? Почему?
  2. Что вы знаете о почте Деда Мороза?
  3. Что на вотчине Деда Мороза есть еще?
  4. Чтобы попасть в  терем Деда Мороза, надо пройти Тропу сказок. Какие герои нам могут встретиться?
  5. Расскажите о доме Деда Мороза. Какой он? Сколько этажей? Сколько комнат? Перечислите названия 12 месяцев. Какие комнаты вам запомнились? Где хранятся наряды Деда Мороза?
  6. Что вы можете рассказать о спальне Деда Мороза? Из чего сделана кровать? Сколько подушек у Деда Мороза? Перечислите дни недели.
  7. Какие елки есть у Деда Мороза?
  8. Что вы можете рассказать про Мастерскую деда Мороза?
  9. Где живет Снегурочка?
  10. Расскажите про Волшебную комнату Деда Мороза? Почему она так называется? С кем встретился Дед Мороз там?

  1.   Заключение

Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в Волшебной

комнате Деда Мороза, взяться за руки, закрыть глаза и под звон  колокольчика загадать желание.

Воспитатель подводит итог заседания «Клуба путешественников»,  дает положительную оценку знаниям детей, умению общаться друг с другом, делиться своими впечатлениями, умению слушать друг друга.  Напоминает, что сегодня дети расширили свой кругозор, узнали о достопримечательностях  городов, познакомились со свойствами бумаги, молока, вспомнили шишки, каких деревьев они видели во время путешествия, определили следы животных, смогли назвать дни недели, месяцы, провели ряд экспериментов и  загадали желания в «Волшебной комнате».

В конце воспитатель интересуется, хотели бы дети побывать на родине Снегурочки? Сообщает о следующем путешествии в Кострому.

Планируемый результат:

  1. Дети имеют представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов (бумага, молоко и пр.)
  2. Имеют представления и могут рассказать о достопримечательностях и особенностях некоторых городов России.
  3. Имеют представление о традициях русского народа празднования нового года.
  4. Умеют находить свой город на карте.
  5. Знают некоторых представителей животного мира
  6. Умеют называть последовательность всех дней недели, многие дети могут назвать последовательность месяцев.
  7. Владеют навыками экспериментальной деятельности.

Дальнейшая работа:

  1. Продолжать развивать познавательную активность, творчество, навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  2. Спланировать путешествие в Кострому - родину Снегурочки, Ярославль - родину Бабы-Яги.
  3. Познакомить со свойствами железа, воздуха, газа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Клуб путешественников"

Педагогический проект "Клуб путешественников" для детей старшего дошкольного возраста. Тип проект: практико-ориентированный.Продолжительность: 1 учебный год....

Проект "Клуб путешественника"

Знакомство старших дошкольников с планетой Земля, с материками, странами, народами, через совместную проектную деятельность....

Клуб путешественников (совместный проект детей и родителей "Я поведу тебя в музей")

Любящие и думающие родители часто задают себе вопрос – когда и куда начать водить малыша, чтобы правильно, вовремя и достойно его развивать. Кто-то уже с годовастиками путешествует по музе...

Программа кружка «Клуб путешественников»

Программа дополнительного образования детей 5-7 лет....

Конспект НОД «Заседание в клубе путешественников»

Конспект НОД по развитию познавательных способностей детей...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ «Клуб путешественников».

Формирование у детей представлений о климатических зонах - пустыни и ледяной зоны (об особенностях климата и приспособления растительного и животного мира к данной среде, деятельности человека). ...