«Клуб путешественников»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Партнерство в детском саду. Открытое занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_starshey_i_podgotovitelnoy_gruppy.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 55 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной групп.
Заседание в «Клубе путешественников»
Тема: «Путешествие в Великий Устюг (на родину Деда Мороза)»
Автор конспекта: Кудряшова О.В.
Участники: воспитатели Кудряшова О.В., Корюкина А.Б.
дошкольники 5-6 лет
Количество детей: 12 человек
Длительность: 30 минут
Педагогический замысел: Мониторинг освоения детьми содержания образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»
Социализация
Задачи:
- Выявить умения детей высказывать свою точку зрения, проявлять себя терпимыми и доброжелательными партнерами, выполнять творческую работу в подгруппе.
- Формировать гуманное отношение к живой природе.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Обобщить представления детей о том, что РФ – огромная страна.
- Вспомнить традиции празднования Нового года в России.
Познание
Задачи:
- Определить уровень сформированности впечатлений о предметах окружающего мира, продуктах (о свойствах бумаги, молока)
- Систематизировать представления не только о своём городе, но и достопримечательностях и особенностях других городов России.
- Закрепить у детей знания некоторых представителей животного мира (зверей, птиц)
- Закрепить знания детей о празднике «Новый год» и главным его персонаже Деде Морозе
- Выявить умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Закрепить последовательность дней недели, месяцев, времен года.
Коммуникация
Задачи:
- Проанализировать умения детей рассказывать, используя схемы, слайды; делать выводы.
- Определить уровень употребления в речи синонимов, антонимов, сложных предложений разных видов.
- Совершенствовать речь детей, умение слушать и слышать рассказ другого ребёнка, расширять кругозор.
- Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.
- Проанализировать умение детей строить высказывания.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Предварительная работа
Материал:
- карта России, указка;
- шишки ольхи, ели, сосны, лиственницы;
- 2 листа бумаги (формата А-3) с заданиями «Определи, чьи следы», фломастеры;
- символы города Вологды (молоко, масло, кружева), альбом с фотографиями «Вологодские кружева»;
- атрибуты для проведения эксперимента с молоком: молоко, краски (4 цвета), блюдце,
гель для мытья посуды, ватные палочки;
- схема производства бумаги;
- атрибуты для проведения опытов с бумагой:1 лист бумаги (формата А-4), узкая полоска;
3 цветных полоски бумаги, ёмкость с водой, ножницы; 2 деревянных кирпичика 1
груз, лист бумаги (формата А-4); лист бумаги, сложенный гармошкой; кусочки
бумаги 2х2 см, ручка;
- ж/к телевизор для просмотра слайдов с изображением вотчины Деда Мороза.
С детьми проведены:
- Чтение книг: Ю. Коваль «Заячьи тропы»; Н. Сладков «Еловая каша»
Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу?»; В. Бианки «Лес зимой»
- Рисование «Животные леса», «Деревья леса», «Производство бумаги», «Вологодские кружева»
- Проведение экологических игр: «Чьи следы на снегу?», «Чудесный мешочек» с шишками разных пород деревьев, «Кто, где живет?», «Времена года», «Дни недели», «Названия месяцев»
- Беседа: «Животные зимой», «Как делают бумагу?», «Бумажный завод», «Вологодские умелицы – искусство кружевоплетения»
- Ситуативные разговоры: «Зачем нужна бумага?», «Чем полезно молоко?»
- Рассматривание шишек, иллюстраций с изображением хвойных деревьев
- Сюжетно-ролевые игры: «Звери в лесу с использованием предметов заместителей (медведь, лось, белка, ёж)»; «Путешествие в Великий Устюг»
- Эксперименты с бумагой, молоком
- Просмотр познавательного фильма «Как делают бумагу», просмотр альбома «Вологодские кружева»
В НОД использованы:
- технические средства обучения
- игровые приёмы.
- беседа
Ход совместной деятельности:
Дети подготовительной группы встречают детей старшей группы. Начинается заседание «Клуба путешественников»
- Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям построиться в две шеренги и поприветствовать друг друга традиционной речовкой:
- Кто шагает с рюкзаком?
- Мы - туристы.
- Кто со скукой не знаком?
- Мы – туристы.
- Нас вперед ведут дороги,
- Наш девиз - всегда вперед.
- Эй, ребята, твёрже шаг!
- Что турист берет в дорогу?
- Песню, ложку и рюкзак.
- Основная часть
- Воспитатель предлагает детям обеих групп занять свои места и начинает беседу:
- Какой праздник мы недавно отмечали?
- От кого вы получили подарки в этот праздник?
- Где живёт Дед Мороз?
- Где находится Великий Устюг? Кто может показать на карте, где находится
г. Великий Устюг?
- Какие города нам встретились на пути?
- Наша дорога проходила через лес. Что мы видели лесу?
- С детьми обеих групп проводятся дидактические игры:
- «Чудо-мешочек». (Определить, с каких деревьев упали шишки»)
- «Чьи следы на снегу?» (Соединить линией следы с соответствующим животным)
- Воспитатель напоминает детям, что далее их пути разошлись. Дети старшей
группы сделали остановку в городе Вологде, а дети подготовительной группы в г. Соколе. Детям старшей группы предложить рассказать о г. Вологде
(достопримечательности, чем славится), и показать эксперимент с молоком.
(Город Вологда славится своим культурным наследием. Наиболее известный – музей Вологодского кружева. Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.
Для изготовления вологодского кружева требуется: Подушка-валик; Коклюшки - Можжевельниковые или березовые; Булавки; Узор. Рисунок придумывается кружевницей или берется из журналов. Вологодский музей-заповедник обладает уникальной коллекцией кружева. Эта коллекция отличается разнообразием кружевных изделий,
Немало известно по всей России и вологодское молоко и масло. Молочный комбинат находится практически в центре города.
Откуда берется молоко? Корова кушает травку и дает молоко, а забирает его доярка. Потом молоко отвозят на молочный комбинат, где из него делают масло, творог, сметану и т.д. Затем молочные продукты привозят в магазины нашей страны. А в магазине мама покупает нам молоко.
Чем полезно молоко?
В коровьем молоке присутствуют минеральные соли кальция, фосфора. Они очень хорошо усваиваются организмом, а также укрепляют кости, что очень полезно детям. В коровьем молоке содержатся и почти все известные витамины. В летнем и осеннем молоке содержится в 2—5 раз больше витамина «А», чем в зимнем и весеннем. Также молоко помогает перевариваться другим продуктам.
Молоко нужно пить, потому что оно очень вкусное и полезное. Если мы будем его пить, то станем сильными, здоровыми и красивыми.
«Эксперимент с молоком». Налить молоко в блюдце, капнуть в молоко в нескольких местах пищевой краситель разных цветов. Затем добавить жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, в результате чего молоко и краситель смешиваются, на поверхности молока получаются цветные завитки. Это продолжается в течение нескольких минут.
- Воспитатель старшей группы предлагает детям подготовительной группы
рассказать о городе Соколе (достопримечательности, чем славится), и рассказать о способе изготовления бумаги. (В Соколе есть бумажный завод. Бумагу делают из деревьев в основном из ели, сосны, березы. На фабрике специальные машины снимают с деревьев кору. После чего брёвна режутся на чурбаки одинаковой длины. Чурбаки измельчают, смешивают с водой, варят в специальных машинах и добавляют химические вещества. В результате этого процесса древесина превращается в целлюлозу. К полученной смеси добавляют измельчённую макулатуру. Разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей. Для прочности добавляют химические вещества, красители. Готовую бумажную массу кладут на сетку, пропускают через пресс, сушат на нагретых барабанах, наматывают на рулон, режут на листы, сшивают в тетради.)
- Воспитатель предлагает детям подготовительной группы показать эксперимент с бумагой
Эксперимент№1 Взять лист бумаги. Поднять его над головой и отпустить. Лист медленно и плавно падает. Затем взять в руки узкую полоску. Также поднять ее над головой и отпустить. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз. Разгадка состоит в том, что листку бумаги гораздо труднее преодолеть сопротивление воздуха, так как поверхность такого листка сравнительно очень велика. Узкой полоске трудно удержаться на воздухе, поэтому она переворачивается.
Эксперимент№2. «Проверка прочности бумаги»
На столе лежат три полоски бумаги: красная, зеленая и белая. Красную полоску смочить водой посередине, зеленую - надрезать ножницами посередине, белую - оставить без изменений. А потом попытаться разорвать каждую полоску, растягивая в разные стороны. Вывод: бумага достаточно прочная, но теряет прочность, если ее смочить водой или надрезать.
Эксперимент№3 «Бумажный мостик». Испытание на прочность.
На столе лежат:2 кирпичика, 1 грузик, 2 листа бумаги формата А-4
Взять лист бумаги, положить на книги, так чтобы его большая часть оказалась между книгами. Бумага прогибается под действием собственного веса. Если положить лист, сложенный в гармошку, на книги – лист, сложенный гармошкой не прогнется. Лист не прогнется, даже если на лист положить груз. Вывод: сложенный лист не гнется, он выдерживает больший вес, чем плоский.
Эксперимент №4 «Электрический театр».
Воспитатель обращает внимание на то, что на бумаге можно писать, рисовать. Из нее можно сделать игрушки. Но есть у бумаги особый секрет. В ней прячется электричество. Детям предлагается провести эксперимент. Потереть шариковой ручкой волосы, а потом дотронуться до бумажки, кусочки бумаги прилипают к ручке. Это происходит потому, что при трении ручки о волосы, они электризуются и приобретают способность притягивать к себе тела, как магнит.
6. Воспитатель напоминает детям, что конечной остановкой их путешествия был «Великий Устюг и предлагает вспомнить, что же дети видели на родине Дедушки Мороза? Включается презентация и проводится беседа по следующим вопросам:
- Какие дома в Устюге? Деревянные или каменные? Почему?
- Что вы знаете о почте Деда Мороза?
- Что на вотчине Деда Мороза есть еще?
- Чтобы попасть в терем Деда Мороза, надо пройти Тропу сказок. Какие герои нам могут встретиться?
- Расскажите о доме Деда Мороза. Какой он? Сколько этажей? Сколько комнат? Перечислите названия 12 месяцев. Какие комнаты вам запомнились? Где хранятся наряды Деда Мороза?
- Что вы можете рассказать о спальне Деда Мороза? Из чего сделана кровать? Сколько подушек у Деда Мороза? Перечислите дни недели.
- Какие елки есть у Деда Мороза?
- Что вы можете рассказать про Мастерскую деда Мороза?
- Где живет Снегурочка?
- Расскажите про Волшебную комнату Деда Мороза? Почему она так называется? С кем встретился Дед Мороз там?
- Заключение
Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в Волшебной
комнате Деда Мороза, взяться за руки, закрыть глаза и под звон колокольчика загадать желание.
Воспитатель подводит итог заседания «Клуба путешественников», дает положительную оценку знаниям детей, умению общаться друг с другом, делиться своими впечатлениями, умению слушать друг друга. Напоминает, что сегодня дети расширили свой кругозор, узнали о достопримечательностях городов, познакомились со свойствами бумаги, молока, вспомнили шишки, каких деревьев они видели во время путешествия, определили следы животных, смогли назвать дни недели, месяцы, провели ряд экспериментов и загадали желания в «Волшебной комнате».
В конце воспитатель интересуется, хотели бы дети побывать на родине Снегурочки? Сообщает о следующем путешествии в Кострому.
Планируемый результат:
- Дети имеют представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов (бумага, молоко и пр.)
- Имеют представления и могут рассказать о достопримечательностях и особенностях некоторых городов России.
- Имеют представление о традициях русского народа празднования нового года.
- Умеют находить свой город на карте.
- Знают некоторых представителей животного мира
- Умеют называть последовательность всех дней недели, многие дети могут назвать последовательность месяцев.
- Владеют навыками экспериментальной деятельности.
Дальнейшая работа:
- Продолжать развивать познавательную активность, творчество, навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Спланировать путешествие в Кострому - родину Снегурочки, Ярославль - родину Бабы-Яги.
- Познакомить со свойствами железа, воздуха, газа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Клуб путешественников"
Педагогический проект "Клуб путешественников" для детей старшего дошкольного возраста. Тип проект: практико-ориентированный.Продолжительность: 1 учебный год....
Конспект совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной групп. Заседание в «Клубе путешественников» Тема: «Путешествие в Великий Устюг (на родину Деда Мороза)»
Конспект совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы. "Клуб путешественников"...
Проект "Клуб путешественника"
Знакомство старших дошкольников с планетой Земля, с материками, странами, народами, через совместную проектную деятельность....
Клуб путешественников (совместный проект детей и родителей "Я поведу тебя в музей")
Любящие и думающие родители часто задают себе вопрос – когда и куда начать водить малыша, чтобы правильно, вовремя и достойно его развивать. Кто-то уже с годовастиками путешествует по музе...
Программа кружка «Клуб путешественников»
Программа дополнительного образования детей 5-7 лет....
Конспект НОД «Заседание в клубе путешественников»
Конспект НОД по развитию познавательных способностей детей...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ «Клуб путешественников».
Формирование у детей представлений о климатических зонах - пустыни и ледяной зоны (об особенностях климата и приспособления растительного и животного мира к данной среде, деятельности человека). ...