Проект "Деревья и кустарники нашего края"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Проект "Деревья и кустарники нашего края" содержит занятия по развитию речи, по математике, ознакомлению с окружающим, мастер - класс, мини книги, стихи и загадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_derevya_i_kustarniki_nashego_kraya.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Деревья и кустарники нашего края»

Введение

Тип проекта: творческий, по содержанию –  коллективный.

Участники проекта: дети старшей – подготовительной группы, родители и педагоги.

Автор проекта: Воспитатель Носова Галина Александровна

Сроки  выполнения: октябрь 2008 – май 2009г.

Актуальность выбранной темы:

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимания. Дети чаще всего воспринимают деревья и кустарники, как не живые, поскольку у них нет способов  передвижения. А ведь деревья прекрасный объект для наблюдений, особенно лиственные имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере деревьев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. С деревьями детям проще общаться, чем с небольшими растениями. Этот проект поможет детям освоить экологические представления о природе, накопить опыт в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами природы    (деревья и кустарники), научит детей бережно относиться к окружающему миру, ценить красоту природы, правильно вести себя в ней, не нанося ей вреда. 

Цель:

Формирование  основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Знакомство  детей с деревьями и кустарниками нашего края.

Задачи:

Помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, обсудить с детьми отношение «Человек – лес».

Расширять представление детей о деревьях и кустарниках, о лесе нашего края.

Показать,  какую пользу приносят деревья.

Развивать речь детей, логическое мышление, воображение.

Развивать у детей познавательную активность, активизировать  детей.

Воспитывать у детей  любовь и бережное отношение к родной природе.

Пояснительная записка.

Проблема.

Что такое лес?

Какую пользу приносят деревья?

Подготовительный этап:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Подбор детской и педагогической литературы, картин, дидактического материала.
  3. Экскурсии в школьный парк.
  4. Беседы о значении деревьев и кустарников в жизни человека.
  5. Работа по созданию выставки «Ярмарка идей».
  6. Работа по созданию мини-музея «Чудо – дерево»
  7. Фотовыставка «Труд в природе».

Как найти  ответ на вопрос:

Какие деревья и кустарники бывают?

  • Спросить у родителей.
  • Спросить у воспитателей
  • Узнать с мамой в библиотеке.
  • Спросить у брата, у сестры, у родных.
  • Узнать по телевизору.
  • Узнать из книг.

Вопросы к детям по предложенному проекту:

  • Что мы знаем о деревьях и кустарниках?

Это растения, живые существа. ( Лиза К)

Они живут в лесу. (Коля Б.)

  • Что мы хотим узнать о деревьях и кустарниках?

Как они растут, откуда питаются. (Лиза К.)

Как из них вытекает сок. (Настя Ч,)

Откуда листья растут. (Маша П.)

  • Что вам понравилось, запомнилось  больше всего при изучении этой темы?

Гербарий, игра  с масками и понравилось собирать из частей деревья.

                                 Содержание проекта.

План реализации:

  • Провести занятия по всем видам деятельности:
  1. Знакомство с окружающим «Деревья и кустарники нашего края».
  2. Развитие речи «Загадки Лесовика».
  3. Рисование «Елки большие и маленькие»
  4. Аппликация «Чудесная птица» из листьев деревьев.
  5. Математика «Задания от Лесовика».
  • Д/ игры:
  1. «Буратино беседует с детьми о деревьях».
  2. «Детки на ветке»
  3. «Сложи дерево».
  4. «Кто с деревом дружит?»
  5. Лабиринт.  «Чей листок».
  6. «Четвертый лишний».
  • Разучивание игр:

«Хоровод деревьев»

«Я - дерево – мама»

  • Чтение произведений экологической направленности, обсуждение ситуаций:
  • Составление рассказов по теме. «Что сначала, что потом».

«Если бы я был деревом» и др.

  • Книжная выставка на тему « Деревья и кустарники».
  • Провести с детьми цикл наблюдений в природе. Обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фото, рассказов.
  • Вечер загадок и отгадок на тему «Деревья и кустарники нашего края»
  • Провести конкурс родителей и детей на лучшую поделку из природного материала.
  • Выставлять для родителей  передвижке материал экологического содержания.

Ожидаемые результаты:

  • Знание деревьев и кустарников нашего края.
  • Умение проводить наблюдения в природе.
  • Привитие навыков заботливого отношения к деревьям.
  • Умение играть в дидактические игры по теме.
  • Интерес родителей к этой теме.
  • Выставка работ детей и воспитателей  на тему «Ярмарка идей».

Бюджет проекта:

  1. Приобретение дидактических игр по теме: «Деревья и кустарники».
  2. Приобретение методической литературу по этой теме.
  3. Изготовление фотографий.

Итог:

  • Оформление гербария «Деревья», «Кустарники».
  • Оформление дидактических пособий по теме.
  • Итоговое занятие «Что мы знаем о деревьях и кустарниках нашего края?».
  • Выставка поделок из природного материала  «Ярмарка идей», «Вторая жизнь растений»
  • Мини – музей « Чудо-дерево».
  • Экологическая газета «Экологический калейдоскоп для родителей»

Рефлексия

  • Какие хвойные  деревья растут в нашем краю?

Елка, сосна, кедр. (Лиза К.),

  • Какие лиственные деревья растут в нашем краю?

Береза (Ангелина С.),Осинка (Лиза К.),

Рябинка (Оля К.)

Осинка (Коля Б)

  • Что такое лес?

Где животные живут (Коля Б.)

Это такая красота (Лиза К.)

Какую пользу приносят деревья людям?  Зверям и птицам?

Людям – шишки, листочки для работ, дарят нам свежий воздух (Лиза К.)

Зверям - дают им корм, дом, в дупле живет белка. (Макар Т.)   Птицам – отдыхают на деревьях, собирают червячков, вьют гнезда. (Настя Ч.)

Успешная реализация проекта:

  • Тема проекта была интересна детям.
  • Этапы работы были спланированы грамотно.
  • Сделано много дидактического материала по теме.
  • В работе проекта принимали участие дети, родители и педагоги.
  • Задачи проекта выполнены.
  • К содержанию  дальнейшей работы нужно добавить  весенние и  летние наблюдения за деревьями и кустарниками.

Анализ

Отношение детей к природе, к деревьям.

Представление о жизни этих растений, о необходимости их охраны, особенностям их ухода за ними.

Изменения в поведении, знаниях, отношениях детей к окружающему миру.

Приложение 1

Конспект комплексного занятие «Что мы знаем о деревьях и кустарниках нашего края»                                                             Цель: Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.                Задачи: Уточнить представление детей о деревьях и кустарниках, их разновидностях, условиях роста.                                                                                                                                                                           Дать знания детям о роли деревьев в жизни человека.                                                                              Развивать любознательность, находчивость, мышление, внимание.                                                           Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.                                                                 Расширять словарный запас детей.                                                                                                      Предварительная работа:                                                                                                                                    Беседы о деревьях, о природе.                                                                                                                        Экскурсии в рощу, экскурсии  по экологической тропе.                                                                             Наблюдение на участке.                                                                                                                                 Дидактические игры.                                                                                                                                          Загадывание загадок.                                                                                                                             Инсценирование  произведений о деревьях и кустарниках.                                                                    Оборудование.   Телевизор, ДВД, диски с записью песен, мольберты                                                                                                                                                     Учебные пособия: аудиозапись шум леса, песня о родном крае                                                                                     Наглядный материал:  Иллюстрации, изображение Лесовичка, искусственные деревья, пеньки, шапочки деревьев, кочки, корзинки с шишками.                                                                                                                                                                        Д/ игры:  «Найди ветки и детки деревьям»», «Что нужно дереву», «Назови лишнее дерево».  

                                                                             Используемая литература:                                                                                                                     Сборник «Материал по экологии». Томск 2006 г.                                                                                                         Фольклорно – экологические занятия с детьми. Г.Я.Лапшина Волгоград. 2006 г.                                        Н.А.Рыжова Экологический проект «Мое дерево». ТЦ  Сфера 2008г                                                                 С.Н., И. А.Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» Москва, 2008 Т.И.Табардина «И учеба, и игра: природоведение» Академия развития 2003 г.                                              Т.И. Подрезова Развитие речи. Айрис Пресс. Москва 2006 г.

Игра. Дети встают в круг, руки вверх, пальцы  вместе, образуют полукруг. «С добрым утром! Здравствуйте! Мы всем рады! Все мы проснулись, за руки взялись». Дети медленно руки поочередно к каждому ребенку протягивают « И Даша здесь…» и воспитатель последняя «И гости здесь…». Дети на цыпочки встают, руки сцеплены вверх и хором «Все здесь».  

                                                                      Ход занятия.                                                                                                                                                        Звучит музыка о лесе.                                                                                                                                                       О чем мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете, отгадав загадку:                                                    «Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший,                                                                                                      он им протянет сотни рук и тысячу ладошек. (Лес)                                                                                         Сегодня на занятии  Лесовичок предлагает нам новые  задания и если мы их выполним  правильно, то нас ждет что – то необыкновенное.                                                                                                              Воспитатель.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 А вы знаете, что для вас                                                                                                                                             Лес  загадки свои припас?                                                                                                                                    Задание 1.  Загадки о деревьях.  (Отгадки выставляются на фланелеграф.)                                                       Клейкие почки, зеленые листочки,  с белой корой стоит под горой. (Береза)                                                                                                                                    Что за дерево стоит? Ветра нет, а оно  дрожит. (Осина)                                                                                                                                          У меня иголки длиннее, чем у елки.                                                                                                                                                                     Очень прямо я расту в высоту.                                                                                                                                                                            Если я не на опушке - ветки только на макушке. (Сосна)                                                                                                                  Ничего она не шьет, а в иголках круглый год. (Елка)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Кудри в речку опустила и о чем - то загрустила, а о чем она грустит,  никому не говорит. (Ива)                                                                                                                                                      Есть у родственницы ели колючие иголки,                                                                                                                                                   Но в отличие от елки, отпадают те иголки. (Лиственница)                                                                                                                          Я на розу так похож, разве, что не так хорош.                                                                                                                                                  Но зато мои плоды всем пригодны для еды. (Шиповник)                                                                        

Задание 2.Сообщения о деревьях.

1 ребенок. Береза – красавица русского леса. Она может прожить 150 лет. Высота гигантской березы 25 метров, а толщина самого толстого ствола 80 см. Ствол березы белеет, когда ей исполниться 5 лет. Всего на свете 65 видов берез.                                                                                    

2 ребенок. Сосна – высокое дерево, величавое, высота 35 – 40 метров, живет 350 лет. Из трещин ствола стекает смола.                                                                                                                                                                          3 ребенок. Ель – зеленая пахучая красавица. Ель растет всю свою жизнь, а живет 200-300 лет, высота дерева 45 метров.                                                                                                                                                               4 ребенок. Лиственница отличается от других хвойных деревьев   мягкой, опадающей на зиму хвоей. У нее иголки светло - зеленые. Шишки меньше, чем у елки и у сосны. Живет лиственница 400 лет.                                                                                                                 Задание3. Воспитатель. Деревья и кустарники, как и все растения - живые существа. Что же им нужно для роста?                                                                                                                                                                        Дети.  Им нужен солнечный свет, достаточное количество влаги, ветер. (Показ на фланелеграфе).                                                                                                                                   Задание 4. «С кем дружит дерево?» (Солнце, вода, птицы, грибы, ветер, пчелы, белка)                                                                                                                 Задание 5. «Назови  дерево,  не растущее в нашем краю». (Это клен, он не растет в нашем краю)                                                                                                                                                         Задание 6. «Найди дереву ветки и деток».                                                                                                             Задание 7.    Лесные вопросы: Что еще знаете вы о деревьях?                                                                                                                         Какие хвойные деревья растут в наших лесах? (Кедр, ель, пихта, лиственница, сосна)                                                                    У какого дерева, даже в самый жаркий день кора остается прохладной? (Береза)                                                                                                                Почему у березы первые листья клейкие?  (Смолистые вещества охраняют от заморозков.)                                                                     Сок,   какого дерева сладок? (Береза.). Что значит «плач березы» весной»?(Сокодвижение.)                                                                                                         Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна любит свет,   а ель нет.)                                                                    Почему листья падают с деревьев? ( Они готовятся к холодам.)                                                                                                                  Почему листья с верхних ветвей деревьев отпадают последними?  (Они самые молодые, дольше живут.)                                                                                                                                                                            У какого дерева или кустарника лист краснеет?  (Рябина, смородина, черемуха, осина.)                                                                Плоды,  какого кустарника богаты витамином  «С»?  (шиповник, смородина.)                                                                                                                                                                                                                           Кто самый большой враг лесу? (Огонь).                                                                                                                                           Какую пользу приносят деревья и кустарники?  Что дает лес человеку, животным и птицам?  (Лес людям дает свежий воздух, спасает от жары и зноя, дает тень и прохладу, дарит грибы, ягоды, дичь,  дрова, древесину,  а животным и птицам – жилище и корм.  Спиленное дерево – строительный материал.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Из древесины какого дерева делают карандашные палочки?  (Кедр)                                                                                                  Из древесины какого дерева делают пианино, скрипки? (Ель)                                                                                                              Из древесины какого дерева делают спички? (Осины).                                                                                    Задание 8.  Игра «Отметь правильно правила поведения в лесу» ( дети выбирают на листе бумаги нужный вариант и отмечают ).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Молодцы, вы все справились с заданиями от Лесовичка.                                                                              Сосны, елки, березы, осины.                                                                                                                                       Это лес, он наш друг, он шумит, поет,                                                                                                                         И в прохладную тень зовет.                                                                                                                          Давайте отправимся в лес по тропинке.                                                                                              

(Дети надевают маски деревьев)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           А теперь дружок, становись в кружок.                                                                                                             Игра - хоровод  «Деревья».                                                                                                                         Вот мы и в лес попали,                                                                                                                                        Игра «Убери мусор». Ребята, мы знаем хорошо с вами правила поведения в лесу, давайте поможем лесным жителям навести порядок на поляне. Как часто люди засоряют лесные полянки и забывают убрать за собой.  (Мальчики убирают мусор в пакетики )                                                                                                                                       Посмотрите здесь деревья стоят и листвою шевелят.  (Девочки переодеваются)                                                                                                                                                                                          Давайте ребята послушаем, о чем же говорят деревья в лесу.                                                           (Играет музыка - шум деревьев.  Дети садятся на пенечки.)                                                                                                                                                                                                         Спор деревьев. 

Береза.                                                                                                                                                                    Ох, недаром славится русская красавица.                                                                                                                        С белым, тонким станом зеленым сарафаном.                                                                                                    А кто в баньку пойдет, да мой веник возьмет,                                                                                                        Парится,  старается - хвалит – не нахвалится!                                                                                             Угощу весной я соком, дам бересты для работы,                                                                                                       И полешки для тепла, всем береза хороша.                                                                                                                                             Осина. И чего это ты голубушка, раскричалась на весь лес. У нас, что в лесу конкурс,  какой проходит на лучшее дерево или ты себе рекламу решила сделать, мало тебя знают.                                          Береза. Какой конкурс, какая реклама. Я в рекламе не нуждаюсь. Да у кого не спроси, что за дерево береза, любой скажет, что я главное дерево России.                                                                                        Осина. Ах, ах, ах. А я что хуже?                                                                                                                                     Я осина красная,                                                                                                                                                            Я дерево прекрасное.                                                                                                                                        Осенью украшу лес, много есть во мне чудес!                                                                                                      Гусеницы и жуки,                                                                                                                                                     Во мне убежище нашли.                                                                                                                                                  А корой питаются                                                                                                                                               Глухари и зайцы.                                                                                                                                                             Но чудеснее всего отгоняю прочь я зло.                                                                                                                         Во как. А то береза, да береза. А я еще не боюсь воды. Без меня ни одной бани на Руси не ставят, а корыта и бочки под засолку капусты и огурцов, все мы осины.                                                                      Может летом я и не так заметна, как березы, но уже осенью мой лист по красоте не сравнится,  ни с одним деревом.                                                                                                                                                  Береза. А ты знаешь, дорогая осина, что обо мне сложено множество песен, пословиц и поговорок. Вот как меня любят, только ласковым словом называют.                                                                                    Ель. Кого тут любят?  Тебя березонька как не любить. Ну, ты посмотри на них. Хвалят друг друга,  не нахвалятся. А о нас о хвойных деревьях ни слова.                                                                                             Я лесная елочка, зеленая иголочка.                                                                                                                                   Ни один новый год к нам без елки не придет.                                                                                                   Меня дети уважают и красиво наряжают.                                                                                                                            Я и музыку люблю, в звонких скрипках вам пою.                                                                                                             Вам бумагу подарю, с витаминами хвою.                                                                                                                   А уж песен обо мне видимо, не видимо. И загадки обо мне,  одно загляденье. Меня в русском народе называют матерью кормилицей. Именно в нас в елках, живет дух леса, который охраняет деревья, зверей и птиц от злых людей.                                                                                                                    Ива. Милые вы мои соседи. Обо мне вы совсем забыли. Нет меня изящней и гибче, дерева, чем ива.                                                                                                                                                                   Я дерево ива, я тоже красива.                                                                                                                              Изящна,  легка, тонка и гибка.                                                                                                                                      Я долго в зеленом наряде стою.                                                                                                                                         И в речку, как в зеркало тихо смотрю.                                                                                                                          Мастеру прутья я дам для работы,                                                                                                                   Горькой корой лихорадку лечу.                                                                                                                                 Водят русалки вокруг хоровод .                                                                                                                                      Я им тихонько песни пою.                                                                                                               Воспитатель. Тише, тише, дорогие деревца. Вы все самые нужные, самые красивые. Живите дружно между собой, как всегда жили.                                                                                                                                                                                                                                                               Стихи о деревьях.(дети подстраиваются к деревьям)                                                                                                                                    Если дали березке расческу, изменила б березка прическу.                                                                              В речку, как в зеркало,  глядя, расческа в кудрявые пряди.                                                                           И вошло б у нее в привычку по утрам заплетать косичку.                                                                                      Ели на опушке – до небес макушки –                                                                                                               Слушают, молчат, смотрят на внучат.                                                                                                               А внучата – елочки, тонкие иголочки, -                                                                                                                                                      У лесных ворот водят хоровод.                                                                                                                 Зябнет осинка, дрожит на ветру,                                                                                                                           Стынет на солнышке, мерзнет в жару…                                                                                                                                                                                                                                                Дайте осинке пальто и ботинки –                                                                                                                     Надо погреться бедной осинке.                                                                                                              Сосны до неба хотят дорасти,                                                                                                                               Небо ветвями хотят подмести,                                                                                                                            Чтобы в течение года                                                                                                                                         Ясной стояла погода.                                                                                                                                  Возле речки у обрыва,                                                                                                                                             Плачет ива, плачет ива.                                                                                                                             Может ей кого – то жалко?                                                                                                                       Может ей на солнце жарко?                                                                                                                   Может ветер шаловливый                                                                                                                                          За косичку дернул иву?                                                                                                                             Может ива хочет пить?                                                                                                                                                Может нам пойти спросить?                                                                                                        Красненькую ягодку мне дала рябина.                                                                                                    Думал я что сладкую, а она как – хина.                                                                                                         То ли эта ягодка просто не созрела,                                                                                                                    То ль рябина хитрая подшутить хотела?                                                                                                                                                                                                    Выходит Лесовушка. Здравствуйте, дети. Я старушка - Лесовушка. Лес охраняю от шума, от всякого лиха. И лес мой друг. Деревья – украшение нашей жизни, без них не живут, муравьи, соловьи, ни звери, ни ягоды, ни грибы.    А с чем вы пришли ко мне с добром или злом?                                                                                                                       Дети. С добром!                                                                                                                                            Любите ли вы природу?  Не ломаете ли вы зря деревья? Следите ли за тем, чтобы случайно не возник пожар? Знаете ли вы, как надо правильно вести себя в лесу?                                                               Сейчас я проверю,  как вы правила  знаете.                                                                                                          Если то, что я скажу верно, хлопайте в ладоши, если же я ошибусь, то топайте.                                  Ветки не ломайте. Листья не рвите. Шумите, кричите. Лягушек, птичек из леса надо гнать. Надо ловить бабочек, из рогатки стрелять в птиц. Чтобы узнать лесные тайны, старайтесь не шуметь. Не топчите грибы. Все растения нужны лесу. Мусор в лесу не бросай, все за собой убирай.                                                                                                                                          Лесовушка. Определите,  с какого дерева плоды (шишки).                                                                                   Дорогие мои детки. Когда вы приходите в лес не забывайте о том, что вы в нем гостях. Лес легко ранить. Деревья растут медленно, их надо беречь и охранять, заботиться о них, ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Любите и берегите, как и я ваших лесных друзей, таких могучих и щедрых, но таких беззащитных. Не причиняйте им  вреда.                                                                                                                                                             Лесовушка.  Дети скажите, каким бы вы хотели видеть лес?                                                                                     Мы хотим, чтоб вокруг леса шумели, чтоб были голубыми небеса.                                                        Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,                                                                                              Чтоб радуга сверкала, чтобы лил веселый летний дождь.                                                                         Чтоб лес наш стал чудесен, чтоб смыть и грязь и плесень,                                                                       Чтоб деревья сохранить надо лес наш всем любить.                                                                                Дети берут знаки и читают стихи.                                                                                                                                                          - Дерево, трава и птица, не всегда сумеют защититься.                                                                             Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.                                                                           - Надо природу беречь и лелеять, копать осторожно, умеючи сеять.                                                Ловить и стрелять не подряд, а с умом, что нынче посеешь, то завтра пожнешь.                                        - Не обижай ни птахи, не сверчка, не покупай для бабочки сачка!                                                           Люби цветы, леса, простор полей, все, что зовется Родиной твоей.                                                     Песня «Край родной»                                                                                                                                       Воспитатель.  Солнце прячется в тумане. Лес чудесный до свиданья!                                                                                                                (Лесовушка дарит детям шишки и грибочки и  уходит).                                                                             Защитил ты нас от зноя, напоил живой водою и гостинцем угостил.  Ты расти на радость людям!                                                                                                                                                          Мы дружить с тобою будем. Добрый лес, красивый лес, полный сказок и чудес.

                                                                                                                                                                                                                                 

                           (Дарят гостям кроссворды о деревьях и кустарниках)

Приложение 2

Занятие по развитию речи «Загадки лесовика»                                                                                                    

Цель: Упражнять в  образовании новых слов, словосочетаний с прилагательным. Продолжать учить  заканчивать фразу, образовывать прилагательные со словами, объяснять значение слов,  составлять предложения и рассказы.                                                                                                    Воспитывать бережливое отношение к природе.                                                                          Закрепить знания детей о лесе.                                                                                                    Активизировать словарь детей по теме.                                                                                         Продолжать рисовать по трафаретам. Воспитывать интерес к лесу. Закрепить штриховки.                                                                                                         Предшествующая работа: составление предложений о лесе, составление рассказов о лесе, знакомство с растениями и обитателями леса.                                                                               Словарная работа: Лесничество, лесничий, лесосека, лесовод.                                                              Материал к занятию:                                                                                                                                    Для воспитателя: изображение деревьев, кустарников и их листьев, грибов,  лесных ягод, цветов, изображение леса.                                                                                                                          Для детей: картинки с изображением «Что сначала, что потом», простой карандаш, белый лист бумаги, трафареты, цветные карандаши.                                                                                     Индивидуальная работа:                                                                                                            Активизировать малоактивных  детей во время опроса.                                                                                 Приемы обучения:                                                                                                             Сюрпризный момент. Телеграмма  от Лесовика.                                                                                      Задания:                                                                                                                                                              Доскажи словечко.                                                                                                                                         Умный словесник.                                                                                                                                     Назови лист дерева.                                                                                                                                      Что таким бывает?                                                                                                                                      Каким бывает лес?                                                                                                                                Лесные растения. Что это?                                                                                                         Физкультминутка.                                                                                                                        Подскажи словечко.                                                                                                                  Объяснялки.                                                                                                                                        Составь предложение.                                                                                                                                Найди ошибку.                                                                                                                              Разминка.                                                                                                                                                       Что такое хорошо и что такое плохо?                                                                                                            Что будет, если…

Ход занятия                                                                                                                                    Воспитатель. Утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно, от кого она? (Распечатывает и читает) «Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник. Для получения пригласительных билетов вы должны выполнить мои задания. Лесовик». Дети, вы хотите принять участие в празднике? (Да)                                                                                                              Давайте посмотрим, какие задания приготовил для нас Лесовик.                                                                  1.  «Доскажи словечко» (каждая отгадка выставляется на фланелеграф)                                             Они весну встречают – сережки надевают. Накинута на спинку зеленая косынка, а платьице в полоску. Ты узнаешь…. березку.                                                                                                                 Ну и платье: сплошь иголки! Его вечно носят …елки!                                                                                 Банан на пальме – для мартышки, а для белки на сосне и елки …шишки.                             Высокое дерево! Макушкой до неба достанет она – это…сосна.                                                                     Как это скучно – 100 лет без движенья в воду глядеть на свое отражение!                               Свесила ветки с обрыва. Очень грустная …ива.                                                                             Если дунет ветерок, задрожит ее листок, ветерок совсем не сильный, но дрожит листок… осины.                                                                                                                                                            За рекой росли, их на праздник принесли. На веточках иголки, что же это…елки.                                                                                                                      Дупло и березку, дом лисий и птичий в лесу охраняет надежно…лесничий.                                    2. Умный словесник.                                                                                                                                              Назови ласково. (лесок, лесочек)                                                                                                                           Кто ухаживает за лесом? (лесник)                                                                                                                   Кто выращивает лес? (лесовод)                                                                                                                   Ходит по лесу лесник, в лесу живет (лесовик).                                                                           Лесовод сажает лес, а (лесничий) охраняет его.                                                                                                                                           Как называют ягоды, растущие в лесу? (лесные)                                                                                                                                                                                   В. предлагает назвать слова, которые еще можно образовать из слова «лес».                                       ( лесничество, лесосека, лесоруб).                                                                                                             3. Назови лист дерева                                                                                                                                             В. называет дерево, дети от него образуют прилагательные.                                                                Береза - березовый, осина - осиновый, рябина - рябиновый, смородина - смородиновый, тополь – тополиный.                                                                                                                                              4. Что таким бывает?                                                                                                                      Называет прилагательное, дети должны подобрать существительные в соответствующем роде и числе.                                                                                                                                                 Лесной - зверь, пень…                                                                                                                              Лесная – тишина, прохлада, поляна…                                                                                                                    Лесные – птицы, ягоды…                                                                                                                                                         Лесное – озеро, дерево…                                                                                                                                 5. Каким бывает лес?                                                                                                                                     В. предлагает подобрать определения к слову «лес» (весенний, хвойный, грибной, лиственный, смешанный, волшебный, таинственный, загадочный, нарядный..)                                                                                                                   6.    Лесные растения.       Что это?                                                                                                                                                                                                                                                                 В. Называет вид растений.                                                                                                                          Дерево – осина, пихта, ель, береза...                                                                                                         Кустарник -  малина, калина, смородина…                                                                                                                                     Ягода – черника, клюква, черемуха, земляника…                                                                                                                                            Цветок – ромашка, Иван – чай…                                                                                                                   В. Называет растение, дети должны определить, к какому виду они относятся. Например.                                                                                                                         Пихта -  дерево, калина – кустарник, масленок – гриб.                                           Физкультминутка «Руки поняли, покачали…»                                                                                                                                                      7. Подскажи словечко.                                                                                                                                Дети составляют словосочетания с прилагательными, которые называет воспитатель.                                                                                                                       Высокая (сосна), толстый (ствол), узкая (тропинка), быстрый  (ручей), широкая (река), хвойный (лес), березовая (роща), сосновый (бор), густой (ельник)                                                                                                                       8. Объяснялки                                                                                                                                                  В. предлагает объяснить значение слов и словосочетаний: ягодная пора, грибная пора, чаща, бурелом, роща…                                                                                                                                                  9. «Составь предложение».                                                                                                                  Ребенок, которого называет воспитатель, составляет предложение с заданным словом.                                                                                                                                  Лесные дары, длиннохвостая, шишки, береста, ельник, орешки…(В норе живет длиннохвостая лиса).                                                                                                                                                         10. Найди ошибку.                                                                                                                 Воспитатель просит детей,  исправить ошибки, которые допущены при составлении предложений.                                                                                                                                          На дятле сидит дерево. (На дереве сидит дятел)                                                                                                                Лес растет в ягоде. (Ягоды растут в лесу)                                                                                                                        Елка спряталась за зайцем. (Заяц спрятался за елкой)                                                                                                   Разминка.                                                                                                                                                             Мы к лесной лужайке вышли, поднимаем ноги выше,                                                                             Через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал – не споткнулся, не упал.                                                                                                                                    11. Дети по картинкам «Что сейчас, что потом» составляют рассказ из 2-3 предложений.                                                                                                                                      12. «Что такое хорошо и что такое плохо».                                                                                        Назвать одной команде, что для дерева хорошо.                                                                                        Другой команде назвать, что для дерева  плохо.                                                                                         13. «Что будет если…»                                                                                                                            Что случится с деревом, если… исчезнут птицы, дождевые черви, грибы, снег не укроет корни, не прилетят пчелы, человек повредит кору.                                                                                    Затем дети рисуют на тему «Лес - богатство и краса - береги свои леса».                                                                                                                 Пальчиковая игра «Деревья».                                                                                                             В поле дерево стоит.  Ветер ветки шевелит. Весной набухли почки.  Раскрылись все листочки.                                                                                                                      Воспитатель. Вы много знаете о лесе. Ваши рисунки мы отправим Лесовику и будем ждать от него приглашение на праздник леса.

Приложение 3

Занятие по математике «Задания Лесовика»                                                                              Программное содержание:                                                                                                                                    Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «-»,  «=».                                                                            Упражнять в увеличении и уменьшении чисел на определенное число.                                       Закрепить прямой и обратный счет.                                                                                                                             Упражнять в назывании «соседей»  числа.

Закрепить название геометрических фигур.

Продолжать работу в тетрадях.                                                                                                                                              Словарный запас: увеличение, уменьшение, условие задачи, решение задачи, ответ задачи.  Индивидуальная работа: активизировать детей во время решения задач.                 Предшествующая работа:  составление и решение задач,  игра «Назови соседа числа».    

            Материал к занятию.                                                                                                                                                        Для воспитателя: набор цифр, листьев, елок, грибов, синиц, сосен; изображение Лесовика, яблоки с семечками.                                                                                                                                                                  Для детей: математический набор, лист с рисунками, рабочие тетради, простой карандаш.                                                                                                                                                      Приемы обучения:                                                                                                                                                 Игровой момент – приход Лесовика.                                                                                                                  Задание 1. Вопросы:                                                                                                                                                 Какой сегодня день, месяц, день недели?                                                                                                           Задание 2. Назвать числа от 1 до 10 и обратно.                                                                                                            Задание 3.  Назвать числа от 1 до 20 и обратно.                                                                                        Задание 3. Назвать соседей числа.                                                                                                                 Задание 4. Решение задач на сложение и вычитание.                                                                                                        Игровой момент «Найди столько же».                                                                                                               Задание 5. Нахождение геометрических фигур.                                                                                                            Задание 6. Работа в тетрадях. Пальчиковая гимнастика.                                                                                  Ход занятия.

Сегодня у нас в гостях Лесовичок. Где ребята он живет? В лесу. Ему в лесу приходится часто все пересчитывать. что  можно пересчитать в лесу? (деревья и грибы и листья…) Он очень хорошо умеет считать и хочет посмотреть, как умеем делать это мы.

Нам надо постараться выполнить все его задания, ведь мы с вами готовимся к путешествию в лес.  

Задание 1. Сначала вы должны ответить на вопросы:

  • Скажите мне, какое сегодня число, месяц, какой сегодня день недели.
  1. Задание 2. Назовите числа от 1 до 10 и обратно.
  2. Задание 3. Назовите числа от 1 до 20 и обратно.
  3. Задание 4. Назовите соседей числа.

Физкультминутка « Я прошу подняться вас…»

Задание 5. Для этого задания нужно выложить на столах числовой ряд от 1 до 10 и арифметические знаки: плюс, минус, равно. Слушайте внимательно,  мы должны пока мы умеем решать задачи.                                                                                                                                 Задача 1. В лесу на опушке росло 5 елочек (воспитатель ставит). К осени выросла еще одна елочка. Оля добавь еще одну елочку. Какое действие надо произвести? Сложение или вычитание? (сложение) Сколько елочек выросло еще? (одна). Какой вопрос мы поставим в задаче. Сколько елок стало на опушке? Мы должны пять увеличить на одну единицу. Что означает  ответ задачи? (Сколько всего стало елок) Давайте запишем решение задачи. Дети выполняют задание педагога. 5+1 =6                                                                                                                                                                          Задача 2. А сейчас задача на вычитание.                                                                                              Поздней осенью на клене осталось всего 4 листьев. Подул сильный ветер и унес 1 листик.               Сколько листьев осталось на дереве?                                                                                                         Считаем сколько листьев и выкладываем цифру, которая покажет, сколько листьев на дереве осталось. Один лист улетел. Подумайте, что случилось? Было 4, один улетел. Листьев стало на один меньше. Какой знак надо поставить, если число уменьшилось (минус). Поставьте его возле цифры. Сколько листьев упало? (1) Поставьте цифру 1. Какой знак надо поставить, чтобы получился ответ? (знак равенства). Поставьте его. Решите задачу. Кто расскажет решение задачи? (от 4 листов отнять один лист, осталось 3 листа). Какой ответ получился в нашей задаче? (3 листка).

Задача 3. Под березой росло 6 грибков-подберезовиков, 3 из них белочка засушила. Сколько грибов осталось под деревом?

Задача 4. На березе сидели 4 снегиря. К ним прилетели еще 5. Сколько всего птиц стало на дереве?

Задача 5. На ветке осины было 10 листочков, 2 из них упали на землю. Сколько листьев осталось на ветке?

Задача 6. На лесной опушке росло 5 березок и еще 2 выросли. Сколько всего елочек росло на опушке?                                                                                                                                                        Молодцы все задачи мы решили правильно. А сейчас поиграем. На полу лежат обручи, в каждом цифра. На столе лежат изображение яблок с семенами. Задания:

  1. Встать около цифры, которая означает,  сколько семечек в яблоке.
  2. Надо встать около цифры на 1 больше, чем семечек в яблоке.
  3. А сейчас задание еще сложнее, будьте внимательны. Надо найти цифру в обруче  на 1 меньше, чем семечек в яблоке.

 (садятся за столы)

Задание 5. Следующее задание от Лесовика. Положите перед собой  большой лист  с изображением природы. Надо найти на нем все треугольники и поставить в них точки, найти круги и поставить в них знаки плюс, найти квадраты и поставить  в них знак минус. Какие вы еще видите  геометрические фигуры?        Назовите их.                                                                                                      Задание 6. Покажите, как вы умеете работать в рабочих тетрадях. Откройте тетради на странице ….  Дети выполняют задание после объяснения воспитателя. Пальчиковая гимнастика.

Сегодня вы, ребята молодцы, все работали и отвечали. Лесовику тоже все понравилось, он читает, что вы хорошо умеете считать, решать задачи,  он очень вами всеми доволен, также как и я.

                                       Мастер - класс «Вторая жизнь растений»

                                                                                Степной травы пучок сухой,

                                                                               Он и сухой благоухает!

                                                                               И разом степи надо мной

                                                                               Все обаянье воскрешает.

                                                                                                                А. Майков

       Природа создала растения удивительной формы,  раскрасила их всеми цветами своей богатой палитры.  Удачно используя этот природный материал, легко сделать оригинальные работы.

       Как приятно сохранить на долгие зимние месяца воспоминания о жарком солнечном лете, запечатлев яркие краски с помощью засушенных цветов и листьев.

       Сорванные с деревьев листья, травы или цветы недолго остаются живыми. Как вы знаете, существует способ создания из цветов, листьев и стеблей растений множество разных произведений из природного материала.

       Собирать растения можно только в сухую погоду с 10 до 12 часов дня, когда полностью высыхает роса, если они не высыхают, то на этих местах образуются бурые  пятна.

       Крупные цветы: первые два дня после начала цветения. Шиповник, тюльпан, мак, ирисы собирают в самом начале цветения. Соцветия надо собирать, когда все цветы распустились. Нельзя сушить увядшие растения – бесполезный труд.

 Процесс сушки:

1

Собранные растения вкладываются в согнутые полосы газетных полос

2

При засушке цветов, бутонов и отдельных листиков используют вату, которой перекладывают отдельные части, это сохранит естественную форму

3

Листы бумаги с собранными растениями складывают между 2 фанерками,  кладут 5-6 листов бумаги, затем укладывают лист с растениями. В одной такой папке помещается не боле 10 растений, но если собираются листья, то их число увеличивается в 2 раза

4

Толстые стебли перед укладкой разрезают вдоль и укладывают срезанной частью на бумагу

Дома, срезанные растения снова аккуратно перебирают. Смятые листья расправляют  и кладут на другую фанеру, предварительно положив под газетный лист с растениями 6-8 слоев бумаги.  Так перекладывают все листы с растениями

5

Эту стопку закрывают фанерным листом и ставят груз 10-12 кг.

6

Нужно собирать листья с листьями, а ветки с цветами. На следующий день груз снимают и отсыревшую бумагу меняют на сухую. Папки размещают в сухом продуваемом месте, это ускоряет сушку.

7

Когда растения высохнут, хранить в сухом прохладном месте, чтобы не отсырели и не потеряли цвет.

   

    Существует еще один способ несложного и быстрого высушивания растений – при помощи утюга. Этим способом лучше всего высушивать пурпурные или лимонно – желтого цвета листья, плоские цветы, листья подорожника, папоротники, мхи и лишайники.

   Техника такого ускоренного высушивания проста. Возьмите стопку газет (5-8 шт.) и положите на нее расправленный лист растения. Накройте его сверху листом бумаги и быстро проглаживайте хорошо прогретым утюгом (при этом время от времени нужно передвигать верхний лист бумаги). Затем дайте бумаге остыть и проветриться, после чего снова проглаживайте утюгом растение, пока оно полностью не высохнет.   Этот метод хорош для начинающих .

    Для изготовления картины или панно не надо много материала, зато вы можете проверить свои способности и художественный вкус. Если это ваша первая работа, то лучше использовать уже готовый рисунок, который при желании можно немного упростить.

   Основой для изготовления картины или панно могут служить бархат, сукно, холст, полотно, натянутые на полотно. Можно использовать цветную бархатную бумагу. При подборе материала – основы, который выступает в качестве фона, нужно обратить особое внимание на то, чтобы цвет и фактура гармонировали с будущей композицией.

    На подготовленный фон наносится рисунок будущей композиции. Если наносится цветочная композиция, то используются цветы и листья полностью. Но если необходимо из сухих листьев сложный пейзаж, то растения придется разрезать на отдельные части.  Для того, чтобы при вырезании мелких деталей листья или лепестки не рвались и не секлись по краям их можно наклеить на тонкую или  папиросную бумагу. Затем маленькими острыми ножничками вырезают по контуру. Затем накладывают деталь на предназначенное ей место на рисунке и затем приклеивают. Рекомендуем пользоваться для работы с сухими листьями пинцетом – в этом случае отходов и брака будет меньше.

     Трава, колоски, папоротники, мхи не нуждаются в какой – либо корректировке и просто наклеивают на картину. Подбираются они только по цвету и размеру.

     Готовые панно и картины накрывают толстым стеклом и кладут на несколько часов под пресс.

    Следует настроиться на то, что первый опыт может оказаться не совсем удачным, но возможности для творчества в этом виде искусства неисчерпаемы. Растения предоставляют возможность соединить в одной композиции различные формы, линии, фактуры, цвета и оттенки, и наша задача  найти гармоничное сочетание этих готовых элементов. Со временем приобретаются  необходимые умения и навыки  и  появляется возможность овладеть законами композиции и флористики.

    Злаки, ветки можно сушить в гербариях. Они сохраняют свой цвет не менее 4 лет. Нельзя сушить листья и цветы в книгах. Это портит не только книги, но и цвет засушенного растения, так как в этом случае не происходит смена бумаги. Не спешите наклеивать готовую деталь на основу, еще раз проверьте ее соответствие форме, размеру и цвету. После нанесения клея ПВА накрыть мягкой тряпочкой (не бумагой), придавить (не протирать) и аккуратно и бережно разглаживать, старясь не повредить растение, собирая на тряпочку излишек клея.

После того как работа закончена, ее нужно вставить в рамку и застеклить.

Можно посоветовать родителям на лето задания по теме «Вторая жизнь растений» (приложение1)

Практические задания для участников мастер – класса:

  1. Разбери растения по цвету: холодные – теплые, тяжелые – легкие, насыщенные – блеклые.
  2. Выбери себе фигуру листа (овал, квадрат, прямоугольник). Составь красивую композицию.
  3. Сделай наброски цветом с растений. Найди нужный цвет.  Смотри, как это сделано.
  4. Найди один лист, подбери другой, который будет жить с ним в гармонии.
  5. А теперь укрась свою маленькую композицию листочками и тоненькой травкой. Придумай название своей работе.
  6. Наклей рисунок на плотный лист бумаги  любого нейтрального цвета. Посмотри, как лучше выглядит работа – в рамке или нет.

Итоги  работы  мастер – класса

Приложение 1                                                                                                                                        

Тематический план цикла «Травы нашего двора» для родителей (задание на лето)

Сколько лет нашим травам

Собрать гербарий на тему «Самые древние травы нашего края, самые, красивые, самые лечебные»

Стихи и песни о травах

Собрать стихи и песни о современной поэзии и устном народном творчестве

Красивые композиции

Составить из высушенных трав композиции в круге, квадрате, в прямоугольном формате

У каждого искусства - свой язык

Рассматривать графические композиции

Учимся у народных мастеров

Посетить музей или выставку по теме «Растительные мотивы в разных видах народного творчества»

Прогулки по поселку

Собрать коллекцию фотографий, набросков на тему «Растительные мотивы»

Варианты занятий  для воспитателей по теме «Вторая жизнь растений»

1 занятие «Сочинение композиции из сухих трав, растений, листьев и цветов»

Выбрать растения, площадь фона, общий силуэт композиции, центр; соблюдать равновесие всех элементов.

2 задание «Изображение композиции из сухих трав, растений, листьев и цветов»

Использование разных техник – отпечатки листьев (монотопия)

Мини –книги о деревьях

Внимание!

Не забывайте о том, что задача книги - обогатить и активизировать словарный запас ребенка, научить его составлять небольшие рассказы, улучшить произношение.

 Если вы,  слушая рассказы и ответы ребенка, обнаружите дефекты в звукопроизношении – обратитесь к логопеду.

 Желаем Вам и вашим детям отличного настроения, здоровья и успехов! 

 Книга   «Деревья»

Откройте эту книгу -  и перед вами предстанет удивительный мир деревьев.

Книга с занимательными заданиями предназначена для развития речи, внимания детей. В ней содержатся игровые упражнения, способствующие расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.

Мамы, папы, бабушки и дедушки!

Не игнорируйте стихотворный материал, подобранный в книге, - заучивание стихов прекрасно тренирует память.

Соблюдайте следующие рекомендации:

  • Прочитав ребенку задание, стихотворение, объясните значение непонятных слов, при исполнении используйте иллюстрации, картинки;
  • Выясните, правильно ли ребенок понял смысл задания, содержание стихотворения.

Примерная последовательность работы с книгой.

  • Знакомство: дайте ребенку полистать книгу, заинтересуйте ею. Назовите ее авторов.
  • Обобщение и уточнение словаря.

Какие плоды, на каком дереве растут?

Узнай дерево по его плодам и закончи предложение.

Яблоки растут на…яблоне.

Шишки растут на…ели и сосне.

Грозди рябины растут на…рябине.

Какой лист? Какие плоды?

Закончи словосочетание:

Лист березы - березовый,

Лист осины- …

Лист ивы -…

Лист иголка сосны - …

Шишка ели -…

Ягоды рябины -….

Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

Пихта, рябина, ель, тюльпан.

Береза, лиственница, шиповник, тополь.

Яблоня, смородина, черемуха, рябина.

Осина, пихта, ель, сосна.

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее березе (осине, тополю, яблоне)

Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

Ельник, береста, смола, яблоко, светолюбивая, сосняк, тонкое дерево, темноствольное, шишка, пух, стройная, ягоды, белоствольная, антоновка, морозоустойчивая, хвойное дерево, лиственное дерево..

Составьте рассказ – описание с опорой на план:

Как называется дерево?

Какое дерево – лиственное или хвойное?

Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды..)?

Дополнительные сведения (Где чаще всего растет? Сколько лет живет? Как происходит опыление? ит.д.)

Какую пользу приносит людям

Почему в народе говорится:

Сентябрь яблоками пропах.

Нет рябины и осень не осень.

Где вода – там и верба.

Ель да береза, чем не дрова.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.

Игра «Что будет, если…»

Что случится с деревом, если..исчезнут птицы, дождевые черви, грибы, снег не укроет корни, не прилетят пчелы, человек повредит кору…

Игра «Дерево – это…»

Для птицы дерево – это..

Для жука дерево – это…

Для художника – это…

Для усталого путника – это…

Дерево для мебельщика – это…

Для зайца дерево – это…

Существительные

Назови деревья, которые ты видишь на картинке. (Береза, осина, сосна, ель, рябина). У каких деревьев есть листья, хвоя? У каких деревьев есть шишки?

Глаголы.

Рассмотрите картинки. Опишите, что происходит с яблоней (березой, осиной, тополем…)   (растет, цветет, плодоносит). Что происходит с листьями, цветом…? (Опадают, отцветают…)

Умный словесник.

Назови ласково.  ( лес-лесочек, лесок)

Кто ухаживает за лесом? (лесник)

Кто выращивает лес? (лесовод)

Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесник)

Ходит по лесу лесник, а живет в лесу… лесовик.

Лесовод сажает лес, а лесничий охраняет его.

                           Загадки о временах года

Опустел наш школьный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел?

                                                 ( Сентябрь)

Все мрачней лицо природы – почернели огороды,

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился, что за месяц к нам явился?

                                                 ( Октябрь)

Поле черно белым стало. Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало, льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи?

                                                     ( Ноябрь)

Назовите–ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем новый год.

                                                     (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет не вода уже, а лед.

Даже птице не летиться, от мороза стынет птица.

Повернула солнце к лету, что скажи, за месяц это?

                                                  (Январь)

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?

                                                  (Февраль)

Дует теплый южный ветер. Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?    

                                            (Март)

Яростно река ревет и разламывает лед

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся, В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?  

                                              (Апрель)

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?

                                                 (Май)

Теплый длинный-длинный день,

В полдень - крохотная тень.

Зацветает в поле колос,подает кузнечик голос,

Дозревает земляника. Что за месяц? Подскажи-ка….

                                                 (Июнь)

Жаркий, душный, знойный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи за месяц это?

                                          (июль)

Листья клена пожелтели. В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи? (Август)

                                                                                                                                         Приложение 2                 Стихи о деревьях

                                 Лес задумчиво овеян голубою дымкою,

Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.

Листья кленов пестрой стайкой тихо-тихо падают.

От реки притихшей веет легкою прохладою.

Молчаливые тропинки в даль уходят синюю.

Над лесами пролетают стаи журавлиные.

А Плещеев

Игорь Кобзеd

Октябрь

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем не новый.

Весь румяный, золотой.

Ты куда листок, постой!

Осенние листья желты и красны

Прощаемся с лесом до новой весныА. Плещеев

Как обидно.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья мокрые

Подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Листьев нет-лишь ветки видно.                  И. Михайлова

Мама и дочка

На лесной опушке у старой мамы елки

Коричневые шишки, колючие иголки.

А у ее дочурки, ее малютки – елочки,

Зелененькие шишки и мягкие иголочки.  

В. Лисичкин

  • Из всех земных сокровищ и чудес

Нежней всего люблю дремучий лес.

Не то люблю, что ягоды дарит,

А то, что он о тайнах говорит.

И шум лесной, и шепот тишины-

Загадочными знаками полны…

Кусты деревья, травы и цветы

Хранят в лесу разгадку красоты.

А красота для всех земных людей –

Учитель жизни до заката дней.. 

Доброе дерево.

Доброе дерево, старые ветви.

В листьях запутались шумные ветры.

Столько птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Старые ветви ночами не спали,

Чтоб на землю птенцы не упали,

Чтоб им с дерева, словно с порога

В синее небо открылась дорога

                                                                                                                                                     

   Стихи о деревьях

                                 Лес задумчиво овеян голубою дымкою,

Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.

Листья кленов пестрой стайкой тихо-тихо падают.

От реки притихшей веет легкою прохладою.

Молчаливые тропинки в даль уходят синюю.

Над лесами пролетают стаи журавлиные.

А Плещеев

Игорь Кобзев

Октябрь

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем не новый.

Весь румяный, золотой.

Ты куда листок, постой!

Осенние листья желты и красны

Прощаемся с лесом до новой весны  А. Плещеев

Как обидно.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья мокрые

Подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Листьев нет-лишь ветки видно.                  И. Михайлова

Мама и дочка

На лесной опушке у старой мамы елки

Коричневые шишки, колючие иголки.

А у ее дочурки, ее малютки – елочки,

Зелененькие шишки и мягкие иголочки.  

В. Лисичкин

  • Из всех земных сокровищ и чудес

Нежней всего люблю дремучий лес.

Не то люблю, что ягоды дарит,

А то, что он о тайнах говорит.

И шум лесной, и шепот тишины-

Загадочными знаками полны…

Кусты деревья, травы и цветы

Хранят в лесу разгадку красоты.

А красота для всех земных людей –

Учитель жизни до заката дней.. 

Доброе дерево.

Доброе дерево, старые ветви.

В листьях запутались шумные ветры.

Столько птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Старые ветви ночами не спали,

Чтоб на землю птенцы не упали,

Чтоб им с дерева, словно с порога

В синее небо открылась дорога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Наблюдение за кустарниками Пермского края» (старший дошкольный возраст).

Пояснительная записка   Картотека наблюдений за растениями – кустарниками детского сада,   разработана   с целью  углубления  у детей старшего дошкольного  возр...

деревья и кустарники нашего края

конспект занятия "Деревья и кустарники нашего края"...

Конспект НОД окружающий мир "Деревья и кустарники нашего края" для детей средней группы общеразвивающей направленности. Область образования познавательное развитие.

Данный конспект поможет воспитателям познакомить детей средней группы с деревьями и кустарниками, разобраться в чем их сходство и отличия, из каких частей состоят, какую пользу приносят  и как о ...

Организованная образовательная деятельность: Аппликация: «Деревья и кустарники нашего края »

Цели: Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения; Закрепить знания о понятиях «дерево», «кустарник»....

«Деревья и кустарники нашего края.

Деревья и кустарники нашего края....

Коспект по познавательному равитию «Деревья и кустарники нашего края».

Цель: расширить и уточнить знания детей о деревьях и кустарниках нашего края. Задачи:   – формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы. Закреп...